История письма Абашевской историко-культурной общности.
Письменность – это запись, фиксация речи или визуальный способ передачи информации, а также один из важнейших показателей цивилизованности, которая являясь сугубо национальным отношением к миру, играет существенную роль во многих мифоэпических и религиозно мистических системах.Носителем информации может быть любой предмет человеческих ощущений: звук и образ, при этом только композит звука и образа оказались пригодными исторически для фиксации человеческой речи и ее передачи во времени и в пространстве.
Зарождение начертательной письменности на территории Башкортостана связано, прежде всего, с пиктографическим письмом – рисунком, первой попыткой наших предков изобразить что – то важное из их жизни. Через наскальные рисунки (граффити) в пещере Шульган-Таш они оставили нам послание с информацией о своей жизни, культуре.
К настоящему времени в пещере выявлено более 50-ти разнотипных красочных изображений. Среди них - рисунки зверей, особенно мамонта, различные условные знаки.
Если учесть, что развитие любого письма проходит путь от предметного, к звуко-буквенному и метаписьму, то история письменности нашего края, судя по перечисленным выше образцам письма Абашевской историко-культурной археологической общности, пережила все основные виды письма. Актуальность проблемы изучения письменностей вообще, и письменностей Абашевской историко-культурной общности в частности, определяется сохраняющейся неравномерностью аналитического освоения их в архивоведении. Вкратце путь возникновения письма Абашевской историко-культурной общности можно характеризовать и так: Абашевцы, опираясь на образ и его самоназвание (звук), приобрели, способность передавать информацию во времени и в пространстве. В
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
основе этой способности лежит, по всей видимости, постулат о том, что «Каждая вещь сама себя называет». Например, для передачи звука игры рыбы на воде «слп» использовали рисунок «рыба», для передачи звука тетивы «дзнк» при стрельбе из лука использовали рисунок «лук». Для передачи звука мычания «муу» коровы или быка-«буу» использовали рисунок коровы (быка), для передачи звука горения «стр» при сжигании хвороста использовали рисунок «лучина (хворост)» и так далее. Это свойство вещей проиллюстрировано в таблице.
Среди письменностей Абашевской-историко культурной общности отдельное положение занимают наскальные клинописи села Казанчи
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
Аскинского района. Считая «шумерские числа» на Елабужской эпитафии и на наскальном тексте Аслыкуля, всего клинописей в Башкортостане найдено три. Следовательно, такой вид письма скорее закономерность, нежели случайность.
Превращения иероглифов в руны и в клинопись, происходило так, как показано в таблице.
№ п/п | Развитие руники | Развитие клинописи | ||||
Иероглиф | Гетерограмма | Руна | Иероглиф | Гетерограмма | Клинопись | |
hабан (плуг) | Слог «hп» | И(Ык) | ||||
Богра (бык; корова) | Слог «му(бу)» | М(Б1) | ||||
Дингир (солнце) | Слог «днр» | Д(З) | ||||
Лп (рыба) | Слог «лh» | Л | ||||
Мз (голова) | Слог «бз» | Б2 | ||||
Ко (птица) | Слог «ко» | К |
Наибольший интерес, как вид письма, представляют собой числа. На территории Башкортостана зафиксированы, так называемые «шумеро-вавилонские числа». Эти числа олицетворяют собой процесс развития двенадцатеричного счисления в шестидесятеричное счисление.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 922;