Память как Высшая психическая функция. Развитие памяти в антропогенезе и в онтогенезе. Натуральная и культурная память
В рамках культурно-исторического подхода процесс развития памяти рассматривается как переход от непосредственной памяти, присущей животным, к произвольно регулируемым, опосредованным знаками, специфически человеческим формам памяти. Согласно Пьеру Жане в социальном взаимодействии людей возникает новый тип феноменов памяти. Истинно человеческая память оказывается порождённой и преобразованной речью, представляя собой производную форму речи.
Выготский показывает, что превращение памяти из натуральной в высшую псих. функцию начинается тогда, когда человек переходит от использования своей памяти как физиологической способности к господству над ней посредством знаковых систем. Сначала используются уже готовые, имеющиеся в культуре знаки мать, отправляя сына в магазин, даёт ему список покупок, а потом человек учится сам для себя создавать эффективные мнемические знаковые системы. При этом меняется сама структура псих. функции – средство качественно преобразует её.
Вариант 1.Общая для пространства данной культуры память обеспечивается, во-первых, наличием некоторых константных текстов и, во-вторых, или единством кодов, или их инвариантностью, или непрерывностью и закономерным характером их трансформации. Память культуры не только едина, но и внутренне разнообразна. Это означает, что ее единство существует лишь на некотором уровне и подразумевает наличие частных «диалектов памяти», соответствующих внутренней организации коллективов, составляющих мир данной культуры. Тенденция к индивидуализации памяти составляет второй полюс ее динамической структуры.
Вариант 2. Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.
Вариант 3. В работах Выготского проводились изучения памяти как ВПФ социальная, опосредованная, системная, то есть как возможности управления натуральным процессом. Изучались процессы развития в онтогенезе подчиненные двум законам интер- и интравзаимодействия и параллелограмм развития. Развитие человеческой памяти в истории шло по линии развития опосредованного запоминания, выработки новых приемов для контроля над своим запоминанием Это возможно проблема вербальной памяти. При опосредованном запоминании меняется место памяти в системе психологических функций запоминание происходит с помощью психических операций. С возрастом меняется на сама память а характер тех функций, функциональные отношения с помощью которых осуществляется запоминание. Мышление в раннем возрасте развивается в непосредственной зависимости от памяти. Определение понятий основано на воспоминании припоминание частных случаев. Для подростка же вспоминать — значит мыслить в этом возрасте образуются понятия.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1617;