АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ СТАТЬИ
Произведения Н. К. Крупской в настоящем томе расположены в хронологическом порядке, за исключением первого раздела, в который вошли важнейшие автобиографические статьи, опубликованные автором в разное время после Октябрьской революции. Раздел открывается автобиографией Н. К. Крупской «Моя жизнь», написанной для детей по просьбе редакции журнала «Пионер». Последующие статьи, дополняют материал, относящийся к детству Н. К. Крупской и началу ее педагогической и общественно-политической деятельности в Петербурге.
В конце раздела опубликованы воспоминания автора, относящиеся к первым годам после победы Октябрьской революции.
МОЯ ЖИЗНЬ
Опубликовано впервые в журнале «Пионер», 1925, № 2 и 3. Печатается по тексту одноименной брошюры, изд. «Молодая гвардия», 1930.
Отец Надежды Константиновны, Крупский Константин Игнатьевич (1838–1883), воспитывался в кадетском корпусе, по окончании которого служил офицером. Н. К. Крупская называла его «типичным шестидесятником». Новые сведения из биографии К. И. Крупского опубликованы в журнале «Исторический архив», 1955, № 5.
В опубликованных документах Центрального государственного военно-исторического архива указывается, что «имущества родового или благоприобретенного за ним и родителями его не состоит». Секретное дело № 2285, начатое 10 декабря 1862 г. первым отделением дежурства штаба войск в Царстве Польском «Относительно перевода Смоленского пехотного полка поручика Крупского и подпоручика Сиротенко в войска в местах родины их расположенные», в известной мере подтверждает имеющиеся данные о том, что К. И. Крупский был заподозрен в неблагонадежности.
Мать Надежды Константиновны, Крупская Елизавета Васильевна, после завершения воспитания в закрытом учебном заведении (институте) некоторое время служила гувернанткой в богатых семьях. Она сама учила свою дочь грамоте и даже составила для нее книжку в стихах и с картинками, в которой описан весь день маленькой Нади. В 1874 г. эта книжка была издана литографией В. Ванкевича в Варшаве: Е. Крупская, «Детский день. Подарок детям в стихах, с 12-ю картинками».
Много внимания в этом пособии уделено трудовому воспитанию ребенка. Например, на одной из страниц книги читаем:
За шитье Надя садится.
За работой время мчится.
Чтоб нажить себе ума,
Платье, шьет она сама...
Указанная книга Е. В. Крупской хранится в Ленинградской государственной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина.
ЛЕЛЯ И Я
Рассказ предназначен для детей. Написан в 1917 г. на основе воспоминаний детства. Впервые опубликован в журнале «Маяк», 1918, № 7, в «Отделе для маленьких»
В письме из Цюриха от 1.1 1917 г. к И. И. Горбунову-Посадову Н. К. Крупская писала:
«...Посылаю свой собственный рассказ. Никогда не пробовала писать и потому совершенно не в состоянии судить, вышло ли удобочитаемо и пригодно. Напишите»[49].
ЧТО Я ПОМНЮ ИЗ ПРОЧИТАННЫХ В ДЕТСТВЕ КНИГ
Печатается по тексту статьи из журнала «О наших детях» 1928, № 4-5.
КАК Я СТАЛА МАРКСИСТКОЙ
Опубликовано впервые в журнале «Юный коммунист», 1922, № 5. Печатается по тексту из сборника статей Н. К. Крупской «Воспитание молодежи в ленинском духе», изд. «Молодая гвардия», 1925.
ПЯТЬ ЛЕТ РАБОТЫ В ВЕЧЕРНИХ СМОЛЕНСКИХ КЛАССАХ
Впервые опубликовано в журнале «Вестник просвещения», 1929, № 2.
Печатается по тексту Собрания сочинений Н. К. Крупской, т. II, Учпедгиз, 1932.
Своими воспоминаниями о работе в Смоленских классах И. К. Крупская поделилась впервые на вечере, устроенном 17 ноября 1925 г. по случаю 40-летия общественно-педагогической деятельности О. В. Кайдановой.
НА „КРАСНОЙ ЗВЕЗДЕ"
Печатается по тексту Собрания сочинений Н. К. Крупской, т. II, Учпедгиз, 1932.
Во время своей поездки на агитационном пароходе (1919 г.) Н. К. Крупская вела дневник. В настоящее время сохранилось лишь начало дневника.
ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЕ РАБОТЫ (1899-1917)
ЖЕНЩИНА-РАБОТНИЦА
«Женщина-работница» – первая книга Н. К. Крупской – была написана в 1899 г. в Сибири, в селе Шушенском Минусинского уезда Енисейской губернии, где II. К. Крупская находилась в ссылке вместе с В. И. Лениным.
Впервые издана «Искрой» в 1901 г. В 1905 г. книга издана легально за подписью Саблиной, но вскоре, как только царское правительство разгромило революцию, была запрещена. Переиздавалась неоднократно после Октябрьской революции.
Как видно из воспоминаний Н. К. Крупской, мысль о написании книги о женщине-работнице принадлежала В. И. Ленину. «Будучи в ссылке, – писала Надежда Константиновна, – Владимир Ильич переписывался в 1899 г. с партийной организацией о темах, на которые он хочет написать в нелегальную печать. В числе тем он назвал брошюру «Женщина и рабочее дело»[50].
В. И. Ленин интересовался работой Надежды Константиновны над книгой и оказывал ей помощь. «Когда я писала в ссылке свою первую брошюру «Женщина-работница», Владимир Ильич давал всяческие советы... Давая мне советы, Владимир Ильич говорил: «Не кажется ли тебе, что это место лучше было сказать гак?» Узнав, что я пишу по какому-нибудь вопросу, Владимир Ильич часто находил для меня какой-нибудь интересный материал – вырезку из иностранной газеты, статистическую табличку и проч.»[51].
По воспоминаниям старых большевиков – И. В. Бабушкина, Г. М. Кржижановского, П. Н. Лепешинского, М. Лядова – книга с интересом читалась рабочим читателем и служила хорошим пособием пропагандистам и агитаторам в их партийной, революционной работе среди рабочих и крестьян.
ШКОЛЬНЫЕ КОЛОНИИ, ПРАЗДНИЧНЫЕ ПОЕЗДКИ И ДЕТСКИЕ ПЛОЩАДКИ
Статья напечатана впервые в газете «Наша школа», 1909 г. № 2.
В ней, как и в третьей главе работы «Женщина-работница», описывается тяжелое положение детей рабочих дореволюционной России, отсутствие заботы о их воспитании и образовании со стороны царского правительства. Этому вопросу посвящены также статьи «Пролетарские дети», «Смертность детей среди петербургских рабочих» и др.
В ШВЕЙЦАРСКОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ)
Статья написана в 1908 или в 1909 г., но была утеряна редакцией «Журнала для всех». Вновь восстановлена автором и направлена в журнал «Свободное воспитание» в начале 1910 г., опубликована не была. Печатается впервые по рукописи, хранящейся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ф. 122, оп. 1, ед. хр. 766).
В письме от 10. II 1910 г. к редактору журнала И. И. Горбунову-Посадову Н. К. Крупская писала: «...Посылаю Вам еще статейку: «В швейцарской школе». Эту статью я послала с год тому назад в Питер Вл. Дм. Бонч-Бруевичу, прося его пристроить куда-нибудь. Статью взяли в новый «Журнал для всех», но летом там переменилась редакция, и статья затерялась. Теперь я попробовала воспроизвести ее. Не знаю, пригодится ли она для Вашего журнала. Меня страшно поразило то, что я видела в женевской школе, и мне хотелось бы поделиться своими впечатлениями»[52].
Свои впечатления о швейцарской школе Н. К. Крупская позднее использовала в работе «Народное образование и демократия».
К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание». 1909–1910, № 2.
Многие из своих дореволюционных статей по вопросам педагогики Н. К. Крупская печатала в указанном легальном педагогическом журнале, который издавался в Москве с 1907 по 1917 г. под редакцией И. И. Горбунова-Посадова и являлся органом радикальней мелкобуржуазной интеллигенции. Педагогические вопросы журнал трактовал с позиции так называемой «теории свободного воспитания».
Выступив в начале XX в. с критикой системы воспитания, существовавшей в России, сторонники «теории свободного воспитания» не поняли, что кризис школы являлся в то время лишь отражением глубокого кризиса всего общественно-государственного строя России и мог быть преодолен лишь в ходе революционного переустройства общества. Они наивно призывали к воспитанию «свободной личности» в рамках антагонистического классового общества, основывая свои призывы на мелкобуржуазно-анархическом толковании свободы и принуждения.
Н. К. Крупская использовала легальные возможности печататься в журнале «Свободное воспитание», редакция которого охотно помещала статьи многих авторов, оппозиционно настроенных к официально-государственной педагогической системе.
По случаю юбилея издательства «Посредник», выпускавшего этот журнал, Н. К. Крупская писала издателям: «Издававшийся Вами педагогический журнал «Свободное воспитание» имел большое значение. При старом режиме личность ребенка всячески придавливалась, с ней не считались. Голос протеста против игнорирования потребностей, переживаний, интересов ребенка громко прозвучал со страниц «Свободного воспитания».
На его страницах находили место статьи людей разных политических взглядов. В то время, когда кадетская «Русская школа», не говоря уже о других педагогических журналах, отклоняла все мои статьи, посылаемые из эмиграции, «Свободное воспитание» печатало все посылаемое.
Не могу не помянуть его добрым словом»[53].
Однако, в противовес сторонникам «теории свободного воспитания», мечтавшим в условиях царской России создать «свободную школу», она разъясняла на страницах этого журнала русским педагогам, что такая школа может быть осуществлена лишь рабочим классом при социалистическом строе,
В статье «К вопросу о свободной школе», как и в других ранних своих педагогических работах, Н. К. Крупская настоятельно ставит вопрос об уважении к личности ребенка, к его внутренней жизни. Подвергая критике систему воспитания в дореволюционной школе, она выдвигает задачу воспитания общественных навыков у ребенка и развития его индивидуальности.
СЛЕДУЕТ ЛИ ОБУЧАТЬ МАЛЬЧИКОВ «БАБЬЕМУ ДЕЛУ»?
Опубликовано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1909–1910, № 10.
В письме от 10. II 1910 г. к издателю журнала И. И. Горбунову-Посадову по поводу этой статьи Н. К- Крупская писала: «...Посылаю еще небольшую заметку об обучении мальчиков шитью. Из статьи вы увидите, почему этот вопрос заинтересовал меня. Может, об этом писалось уже где-нибудь, я не знаю...»[54]
ПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД В ПРЕПОДАВАНИИ
Статья написана, как видно по ее тексту, в 1910 г. Впервые опубликована только после Великой Октябрьской социалистической революции в 1918 г. в сборнике статей Н. К. Крупской «Вопросы народного образования».
К ВОПРОСУ О ШКОЛЬНЫХ СУДАХ
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1910– 1911, №10.
В письме из Парижа от 3. VI 1911 г. Н. К. Крупская писала редактору журнала И. И. Горбунову-Посадову. «Особенно меня интересует Ваш отзыв о первой статье (речь идет о данной статье. – Ред.), так как увлечение игрой в суд я считаю вещью весьма несимпатичной, и мне хотелось бы, чтобы моя заметка увидела свет...»[55]
САМОУБИЙСТВА СРЕДИ УЧАЩИХСЯ И СВОБОДНАЯ ТРУДОВАЯ ШКОЛА
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1910–1911, № 11.
В этой статье Н. К. Крупская подвергла суровой критике русскую дореволюционную школу за ее оторванность от жизни, за ее формализм и отсутствие духовной близости между учителями и учениками.
СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Напечатано в журнале «Русская школа», 1911, № 7–8. Статья является ответом на одноименную статью Т. Локотя, помещенную в указанном журнале за 1909 г., № 7–8, в которой, как отмечала редакция журнала, аптор «смотрит с большой опаской на совместное обучение и склонен рекомендовать в этом отношении всяческую осторожность».
СОЦИАЛЬНОЕ БУДУШЕЕ. ПЯТЬ ЛЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Статья написана в 1911 г. Впервые опубликована после Великой Октябрьской социалистической революции в сборнике статей Н. К. Крупской «Вопросы народного образования», 1918 г.
„СОВЕТЫ МАТЕРЯМ"
Опубликовано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1911– 1912, № 1.
В письмах к издателю журнала от 3. VI 1911 г. и 12. VIII 1911 г. Н. К. Крупская озаглавливает статью «Советы матерям». Статья в ряде сборников печаталась до сих пор под названием «Совет матерям».
ДВА ТИПА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ДЕЛА
Опубликовано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1911– 1912, № 3.
В письме к И. И. Горбунову-Посадову Н. К. Крупская выразила пожелание эту статью и предшествующую («Советы матерям») поместить в двух «последовательных номерах, как затрагивающие до известной степени одну и ту же тему»[56].
В письме в редакцию журнала «Свободное воспитание» от 12. VIII 1911 г. из Парижа Н. К. Крупская писала:
«...Очень еще интересный вопрос – это вопрос о привлечении широких слоев населения к делу организации народного образования. Нашла интересный материал по этому поводу относительно Америки, где нет той сумасшедшей, убивающей всякую инициативу централизации школьного управления и преподавания вообще, как, например, во Франции или Белыми. Два совершенно различных метода: в Америке– свободная инициатива, широкий интерес населения, выборное начало, в Европе – все по предписанию министерства, по указке, мертвечина...» 2
Положительная оценка некоторых прогрессивных черт американской школы, данная Н. К. Крупской в работах «О школьном самоуправлении», «Два типа организации школьного дела», «О постановке народного образования в Северной Америке и Западной Европе» и др., относится к первому десятилетию XX в. и объясняется ее резко критическим отношением к классово-сословной системе образования в ряде европейских стран и в России, которой она противопоставляла американскую единую буржуазную школу, для того времени более прогрессивную, чем сословная школа. Вместе с тем Н. К. Крупская ясно видела отрицательные черты буржуазной американской школы.
«Американская школа – далека от идеала, – писала она в дореволюционное время. – Не следует забывать, что США являются высокоразвитой капиталистической страной, где внутренние противоречия капиталистического строя дошли до крайнего предела, классовая рознь сказывается весьма остро и принимает иногда очень резкие формы. Все это не может не отражаться весьма определенно и на школе. Содержание преподавания в американской школе, несомненно, носит на себе печать буржуазной идеологии. Подрастающему поколению прививаются взгляды, часто мало совместимые с понятиями и взглядами рабочей демократии, но по форме американская народная школа является наилучшей из веек существующих форм. Она наилучшим образом развивает природные силы ребенка, наилучшим образом подготовляет его к труду и жизни. Она наиболее гибка, наиболее точно отражает потребности общественной жизни»[57].
О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1911–1912, № 2.
Посылая 12. VIII 1911 г. статью в редакцию журнала, Н. К. Крупская писала: «...Напишите, подойдет ли. Вопрос, по-моему, очень интересный, не знаю, согласитесь ли с моим взглядом на него»[58].
В дореволюционной легальной прессе Н. К. Крупская не могла свободно высказать все свои взгляды по этому вопросу. В ее рукописных материалах имеется следующая запись:
«...Америка – страна архибуржуазная, и не все то, что делается в ней, заслуживает подражания. В школьных республиках Америки бывают и тюрьмы, и полиция. Может быть для того, чтобы воспитать верных граждан существующего строя, важно это рабское подражание существующим правительственным учреждениям, но социалисты не могут сочувствовать такому воспитанию. Они хотят, чтобы молодежь готовилась к тому, чтобы быть гражданами не буржуазной парламентарной республики, а гражданами республики социалистической, а это далеко не одно и то же»[59].
К ОБНОВЛЕНИЮ НАРОДНОЙ ШКОЛЫ
Напечатано в газете «Правда», № 50 за 1912 г.
В статье резко критикуется стремление помещиков-реакционеров сузить кругозор учащихся сельской школы, дать им как можно меньше общеобразовательных знаний, бросить народу «обглоданную кость чисто профессионального образования».
ПРОЛЕТАРСКИЕ ДЕТИ
Опубликовано впервые в газете «Правда» от 19 сентября 1912 г.
Используя материалы, полученные московским педагогическим кружком при изучении вопроса «Умственное развитие детей дошкольного возраста, поступающих в московские начальные школы», Н. К. Крупская показала тяжелое положение детей рабочих в дореволюционной России, где помещичье-буржуазное правительство не уделяло внимания правильному и своевременному духовному развитию детей.
ВОПРОС О ТРУДОВОЙ ШКОЛЕ НА БЕРЛИНСКОМ КОНГРЕCCE НЕМЕЦКИХ УЧИТЕЛЕЙ
Напечатано в журнале «Свободное воспитание», 1912–1913, № 7.
Проживая в эмиграции (в Кракове), Н. К. Крупская «с большим интересом читала отчеты о конгрессе немецких учителей в Берлине». (Письмо И. И. Горбунову-Посадову от 25. IX 1912 г.)[60].
ЛЕВ ТОЛСТОЙ В ОЦЕНКЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПЕДАГОГА
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1911– 1912, № 12.
Н. К. Крупская высоко ценила прогрессивные стороны педагогических исканий Л. Н. Толстого.
В своих воспоминаниях она писала: «Самое сильное впечатление на меня произвели педагогические высказывания Льва Толстого, устроившего у себя в 70-х годах сельскую школу, учившего там пару лет. Тогда Л. Толстой был далек еще от всякого толстовства, с любовью отдался педагогическому делу, замечательно писал об учащихся, о ребятах, о методах преподавания, умел подойти к ребятам, замечательно сумел он вскрыть всю поэзию, всю радость, которую дает педагогическая профессия»[61].
«...Он в каждом ребенке видит человека и уважает его личность, – писала она в журнале «На путях к новой школе». – ...Л. Толстой критикует современную школу, ищет путей, как сделать школу лучшей, близкой, нужной детям... Я благодарна Л. Толстому за то, что благодаря ему я испытала немало радости: узнала горячую детскую привязанность, испытала, что значит доверие ребят»[62].
О ПОСТАНОВКЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ И ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (к созыву I Всероссийского съезда по народному образованию)
Опубликовано впервые в журнале «Просвещение», 1913, № 11.
В статьях «О постановке народного образования в Северной Америке и Западной Европе», «Два типа организации школьного дела» и др. Крупская показывает роль « значение демократического деятеля американского просвещения Гораса Манна (1796–1859), педагогические идеи которого оказали влияние на формирование прогрессивных сторон американской школы в XIX в. Однако Н. К. Крупская предупреждала, что к современной нам американской школе подход должен быть иным, чем к школе времен Гораса Манна (см. стр. 486, 487).
СЕМЬЯ И ШКОЛА
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1913– 1914, № 1.
С 30 декабря 1912 г. по 6 января 1913 г. в Петербурге происходил Всероссийский съезд по семейному воспитанию. При обсуждении вопроса о воспитании детей дошкольного возраста наметилась ярко выраженная тенденция идеализации семейного воспитания детей и его противопоставления общественному воспитанию, якобы совсем не пригодному для детей дошкольного возраста.
Указанная статья Н. К. Крупской, написанная на злобу дня ко времени Всероссийского съезда по семейному воспитанию, имела важное значение для русской дошкольной педагогики. В ней вскрыты методологические ошибки мелкобуржузных педагогов, идеализировавших семейное воспитание в условиях капиталистического строя и противопоставлявших его общественному воспитанию, и дано правильное научное освещение вопроса о взаимоотношении семейного и общественного воспитания.
Эллен Кей (автор книги «Век ребенка»), в адрес которой была написана данная статья, была также сторонницей семейного воспитания и противопоставляла его общественному воспитанию детей.
Направляя статью в редакцию журнала «Свободное воспитание», Н. К. Крупская писала: «Посылаю статейку «Семья и школа». Может, она будет своевременна в связи с происходящим в Питере съездом по семейному воспитанию.
Только тут и достала и прочла целиком «Век ребенка». Эта книга произвела на меня не то впечатление, которого я ожидала.
Много, очень много верных и тонких замечаний, но ужасно много парадоксального.
Сердце Елены Кей не с народными массами, и хочет она не совсем того, чего хочет, например, «Свободное воспитание». Я взяла один из поднятых Еленой Кей вопросов о семейном воспитании и постаралась его, как умела, выяснить. Не знаю, вышло ли? Буду очень благодарна, если напишете свое мнение»[63].
СМЕРТНОСТЬ ДЕТЕЙ СРЕДИ ПЕТЕРБУРГСКИХ РАБОЧИХ
Впервые .напечатано в журнале «Работница», 1914, N° 6.
Журнал «Работница» создан по инициативе В. И. Ленина в 1914 г. Издание журнала было возложено на женщин-большевичек. Н. К. Крупская, работая секретарем заграничного ЦК, была в то же время одним из ведущих организаторов журнала, уделяла большое внимание его изданию. Ею составлен общий план журнала, план первого номера, приуроченного к Международному женскому дню, и написана передовая статья для него. (Опубликована в журнале «Исторический архив», 1955, № 4.)
ИТОГИ СЪЕЗДА ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Впервые напечатано в журнале «Просвещение», 1914, № 1.
Журнал «Просвещение»–ежемесячный большевистский общественно-политический и литературный журнал, издавался легально в Петербурге с декабря 1911 г. до июля 1914 г. В. И. Ленин руководил «Просвещением» из-за границы.
По поводу статьи «Итоги съезда по народному образованию» Н. К. Крупская писала А. И. Елизаровой 29 января (11 февраля) 1914 г.: «Меня беспокоит просвещенская статья. Писана она по газетам исключительно, да и то немногим. Резолюции передавались очень разноречиво, и весьма легко могло вкрасться немало фактических ошибок. Кроме того, статья писалась в то время, когда очень нездоровилось и работа не клеилась»[64].
РУССКИЕ УЧИТЕЛЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Статья впервые опубликована в журнале «Просвещение», 1914, № 6.
О ШКОЛЬНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1914–1915, № 12.
Вопросы деятельности школьного самоуправления, способствующего развитию общественных навыков у детей, развитию инициативы, умения организоваться для общей работы, очень интересовали Н. К. Крупскую (см. также ее статью «О школьном самоуправлении», написанную в 1911 г., стр 168).
В данной статье дается анализ деятельности школьных самоуправлений в Америке, Швейцарии, Франции, Германии Крупская подвергает острой критике немецкого буржуазного педагога Ф.-В. Фер-стера, пытавшегося при помощи школьного самоуправления «поддерживать новыми средствами старую дисциплину, переложить бремя надзора с учителя на самих учеников».
НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ДЕМОКРАТИЯ
Работа является крупнейшим исследованием, завершенным Н. К. Крупской в 1915 г. Первоначально автор предполагал ее назвать «Народное образование и рабочий класс», однако из-за цензурных препятствий пришлось от этого названия отказаться, и книга вышла в издании «Жизнь и знание» в 1917 г. под названием «Народное образование и демократия».
Она явилась первым трудом, положившим начало в мировой педагогической литературе систематическому освещению учения К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании и изложению марксистских взглядов на историю возникновения и развития идеи соединения обучения с производительным трудом.
В. И. Ленин, посылая в 1916 г. рукопись работы Н. К. Крупской из Берна А. М. Горькому, писал ему:
«Автор занимается педагогикой давно, более 20 лет. И в брошюре собраны как личные наблюдения, так и матерьялы о новой школе Европы и Америки. Из оглавления Вы увидите, что дан также, в первой половине, очерк истории демократических взглядов. Это тоже очень важно, ибо обычно взгляды великих демократов прошлого излагают неверно или с неверной точки зрения. Не знаю, в состоянии ли Вы сами урвать время для чтения и интересуетесь ли; §§ 2 и 12 могли бы служить образцом. Изменения в школе новейшей империалистской эпохи очерчены по материалам последних лет и дают очень интересное освещение для демократии в России.
Вы очень обяжете меня, если посодействуете – прямо или косвенно – изданию этой брошюры. Спрос на литературу этой области, верно, сильно возрос теперь в России»[65].
Н. К. Крупская вынуждена была пользоваться неточным переводом «Капитала» К. Маркса, сделанным П. Струве, поэтому все ссылки сверены с позднейшими изданиями «Капитала».
При работе над книгой Н. К. Крупская изучила огромное количество первоисточников, ознакомилась с трудами крупнейших педагогов прошлого и работами современных педагогов разных стран. Выписки Н. К. Крупской из этих источников составляют 26 тетрадей. Эти выписки использованы автором, помимо работы «Народное образование и демократия», в ряде статей, опубликованных в настоящем томе («Социальное будущее», «Два типа организации школьного дела», «О постановке образования в Северной Америке и Западной Европе», «Дорогу таланту» и др.).
В приложении к настоящему тому публикуются извлечения из подготовительных материалов Н. К. Крупской к работе «Народное образование и демократия».
В данном томе помещены предисловия Н. К. Крупской к первому, третьему и четвертому изданиям работы, написанные ею после Великой Октябрьской социалистической революции.
ПИСЬМО ИЗДАТЕЛЮ, КОТОРЫЙ ВЗЯЛСЯ БЫ ИЗДАВАТЬ „ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ"
Написано в 1916 г. Перепечатано из Собрания сочинений Н. К. Крупской, т. I, Учпедгиз, 1930.
Рукопись находится в архиве в одной из тетрадей с подготовительными материалами к работе «Народное образование и демократия» (ЦГАОР, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 1).
В. И. Ленин горячо поддерживал идею создания педагогического словаря. Вот что он писал по этому поводу М. Т. Елизарову 11. II 1917 г.: «...Из прилагаемого[66] Вы увидите, что Надя планирует издание «Педагогического словаря» или «Педагогической энциклопедии». Я усиленно поддерживаю этот план, который, по-моему, заполнит очень важный пробел в русской педагогической литературе...»[67].
КАК УЧИТЬ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ
Дату написания не удалось установить, условно написание отнесено к 1910–1916 гг.
Перепечатано из сборника: Н. К. Крупская, О воспитании и обучении, Учпедгиз, М., 1946. Рукопись находится в одной из тетрадей Н. К. Крупской с подготовительными материалами к работе «Народное образование и демократия» (ЦГАОР, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 1).
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ШКОЛЬНАЯ ОБЩИНА
Опубликовано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1916–1917, № 1.
„ДУХ ВРЕМЕНИ" В НЕМЕЦКОЙ НАРОДНОЙ ШКОЛЕ
Впервые напечатано в журнале «Свободное воспитание», 1916– 1917, № 7–8.
В последующем эта статья в сокращенном виде была опубликована под заглавием: «Война и немецкая народная школа» (см. сборник статей Н. К. Крупской «Воспитание молодежи в ленинском духе», изд-во «Молодая гвардия», 1925).
Статья написана во время первой мировой войны. В ней Н. К. Крупская первая из педагогов-теоретиков вскрыла шовинизм и милитаризм немецкой буржуазной педагогики того времени, дала правильный прогноз, указав, что немецкую школу ожидает в ближайшем будущем еще большее превращение в орудие реакционной политики и милитаризации.
ДОРОГУ ТАЛАНТУ
Написано в 1916 г., впервые опубликовано в 1917 г. в «Летописи» (литературный, научный и политический журнал, издававшийся в Петрограде с 1916 г. при ближайшем участии М. Горького).
Статья показывает сущность педагогических взглядов Г. Кершенштейнера, Ф. Ферстера и других буржуазных педагогов, вскрывает классовый смысл проводимой ими реформы школ, их стремление превратить школу в орудие пропаганды шовинизма и милитаризма.
К ВСЕРОССИЙСКОМУ СЪЕЗДУ УЧИТЕЛЕЙ
Впервые опубликовано в 1917 г. в газете «Правда», № 28 от 9 апреля. В первые дни после своего приезда в Петроград в апреле 1917 г. Н. К. Крупская присутствовала на Всероссийском учительском съезде. Через газету «Правда» она выступила с обращением к съезду учителей; в котором критиковала реакционную деятельность Временного правительства в области народного образования и призывала учителей к активной революционной работе по строительству народного образования на демократических началах.
НЕОТЛОЖНАЯ ЗАДАЧА РАБОЧИХ – ОХРАНА ТРУДА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Впервые опубликовано в 1917 г. в газете «Правда», № 34 от 16 апреля.
В последующем эта статья была опубликована под заглавием «Организация труда подростков» в сборниках статей Н. К. Крупской «Воспитание молодежи в ленинском духе», изд-во «Молодая гвардия», 1925, и «Труд и образование рабочей молодежи», М., 1925.
В примечании к этой статье, опубликованной в сборнике «Воспитание молодежи в ленинском духе», Н. К. Крупская писала: «Если сравнить данную статью с последующими, то бросается в глаза известное противоречие между ними. В данной статье говорится об уничтожении наемного труда для подростков до 16 лет и замене наемного труда трудом, организованным в учебных .целях, в дальнейших статьях, после близкого знакомства с положением движения и с развертывающимися возможностями, говорится уже не об отмене наемного труда для подростков вообще, а лишь об охране и регулировании его. Путь к замене наемного труда другими формами труда не так короток, как казалось в первый момент. Замена капиталистических форм труда – труда наемного – формами социалистическими может явиться лишь в результате длительной борьбы, перестройки всего общества на новых началах»[68].
К УЧИТЕЛЯМ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТАМ
Напечатано в газете «Правда», 1917 г., № 43 от 28 апреля. Вскоре после Всероссийского съезда учителей Н. К. Крупская по заданию партии приступила к организации социал-демократических групп петроградских учителей. В этих целях она выступила через газету «Правда» с обращением к учителям социал-демократам.
ШКОЛЬНАЯ МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Впервые опубликовано в 1917 г. в газете «Правда», № 49 от 5 мая. В статье показана активная революционная борьба большевиков за школу летом 1917 г. Излагая основные требования программы большевистской партии по народному образованию, Н. К. Крупская призывала все демократические слои населения вместо классово-сословной школы создать единую трудовую школу, в которой обучение было бы тесно связано с производительным трудом.
СОЮЗ МОЛОДЕЖИ
Впервые статья опубликована в 1917 г. в газете «Правда», № 57 от 14 мая.
Вспоминая это время, Надежда Константиновна писала: «По приезде из-за границы в апреле 1917 года я стала работать среди молодежи, ходить на их собрания, толковать с молодежью, писать в «Правду» статьи о молодежи»[69].
Практическая деятельность по организации молодежи в Петрограде, которая проводилась Н. К. Крупской по заданию партии большевиков весной и летом 1917 г., ее статьи в «Правде» способствовали сплочению рабочей молодежи вокруг партии большевиков и в дальнейшем созданию Российского Коммунистического Союза Молодежи.
ПИСЬМО В МОСКВУ
Написано в мае 1917 г. Перепечатано по тексту из сборника статей Н. К. Крупской «Семнадцатый год», изд-во «Молодая гвардия», 1925.
В предисловии к сборнику статей «Воспитание молодежи в ленинском духе» Н. К. Крупская писала: «Когда после долгих лет эмиграции в апреле 1917 г. я вернулась в Россию и приехала в Ленинград, движение рабочей молодежи носило широкий размах. Я стала внимательно присматриваться к нему, ходить на собрания молодежи. Революционная волна захватила рабочую молодежь с необычайной силой. Она кипела, рвалась к борьбе, к новой жизни. Рабочая молодежь в то время была еще беспартийной, но это была рабочая молодежь, жившая одной жизнью с рабочим классом, и классовый инстинкт у ней был чрезвычайно силен, выявлялся во всех ее высказываниях, порывах, действиях. Когда рабочий класс сплотился около Коммунистической партии, признал ее своей, и рабочая молодежь пошла за ней. Этот 1917 год связал меня особо крепкими нитями с рабочей молодежью, заставил принимать близко к сердцу все вопросы, касающиеся молодежи. По многим из них я высказывала свое мнение»[70]
БОРЬБА ЗА РАБОЧУЮ МОЛОДЕЖЬ
Впервые опубликовано в газете «Правда», № 59 от 17 мая 1917 г.
ИЗ БРОШЮРЫ „МАТЕРИАЛЫ ПО ПЕРЕСМОТРУ ПАРТИЙНОЙ ПРОГРАММЫ"
VII (Апрельская) Всероссийская конференция РСДРП (б), принявшая решение о пересмотре программы партии, в резолюции специально указала на необходимость полной переделки пунктов программы, относящихся к народному образованию. В мае 1917 г. Н. К. Крупской был составлен проект изменения этих пунктов программы и опубликован за се подписью в вышедшей в июне того же года брошюре: «Материалы по пересмотру партийной программы», под редакцией и с предисловием В. И. Ленина, изд-во «Прибой», Петроград, 1917.
В предисловии к брошюре В. И. Ленин указывал, что «...Снабженный краткими пояснениями проект изменения пунктов партийной программы, относящихся к народному образованию... составлен уже после конференции Н. К. Крупской»[71].
Проект изменения пунктов программы РСДРП (б), в том числе пунктов, относящихся к народному образованию, был составлен с учетом новых исторических условий, сложившихся в России после Февраля 1917 г., в период борьбы большевистской партии за углубление буржуазно-демократической революции и перехода к революции социалистической.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬСЯ РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ?
Впервые статья опубликована в 1917 г. в газете «Правда», № 75 от 20 июня. Статья сыграла в те дни большую роль в формировании союзов рабочей молодежи.
ДОКЛАД НА II ОБЩЕГОРОДСКОЙ ПЕТРОГРАДСКОЙ ПАРТКОНФЕРЕНЦИИ
Сделан 3 июля 1917 г. Перепечатан из сборника «Семнадцатый год». Статьи о молодежи, изд-во «Молодая гвардия», 1925.
В сборнике «Воспитание молодежи в ленинском духе», изданном в 1925 г., с согласия Н. К. Крупской эта статья названа «Партия и движение молодежи».
Упоминаемый в статье Шевцов был одним из руководителей петроградской организации рабочей молодежи «Труд и свет». Он пытался отвлечь рабочую молодежь от участия в активной классовой борьбе на стороне пролетариата и подчинить деятельность молодежной организации чисто культурническим целям.
КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ВЫБОРГСКОЙ РАЙОННОЙ УПРАВЫ
Статья написана в 1917 г., впервые опубликована в журнале «Город и земство», 1917, № 1. В последующие годы неоднократно переиздавалась.
В 1.917 г. Н. К. Крупская была избрана в состав Выборгской районной думы и по поручению ЦК партии возглавила руководство культурно-просветительной комиссией Выборгской районной управы г. Петрограда. Культурно-просветительную комиссию Н. К- Крупская сформировала из представителей общественно-демократических организаций района. Комиссия объединяла широкую сеть культурно-просветительных ячеек. При ней был создан впервые совет по народному образованию. Опыт работы комиссии получил частичное освещение в данной статье.
ПЕРЕВОДЫ С НЕМЕЦКОГО
Мой первый школьный день
Переделка с немецкого. Напечатано впервые в журнале «Маяк», 1911, № 10. Вторично – в 1912 г. в книге «Как Джек Орр спас поезд» и др. рассказы разных авторов». Библиотека И. Й. Горбунова-Посадова для детей и для юношества, № 246, 1912.
Отрывок из этого рассказа и рисунок свинки приведены в книге Н. Осмоловского «Мы в школе» («В помощь учителю в работе над книгой»), Сибкрайиздат, 1925.
Аквариум
Печатается по рукописи Н. К. Крупской, хранящейся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ф. 122, оп. 2, ед. хр. 450). Крайние даты написания – 1911–1912 гг.
В письме к редактору журнала «Свободное воспитание» (без даты) И. И. Горбунову-Посадову Н. К. Крупская писала: «У меня есть два перевода из Шарлемана[72], статьи, по-моему, интересные. (Вторая статья – «Наше путешествие в Шанхай». См. ниже. – Составитель.) Боюсь только, не очень ли уж много Шарлемана.
Но так как они переведены у меня давно и все равно лежат без всякой пользы, то посылаю их на Ваше благоусмотрение».
Примерная дата письма, как видно «з текста всего письма и указания на местожительство Н. К. Крупской, – 1913–1914 гг.
Наше путешествие в Шанхай
Крайние даты написания – 1911–1912 гг. Опубликовано в журнале «Народное просвещение», 1918, № 1–2, без подписи. Рукопись хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ф. 122, оп. 2, ед. хр. 460). Печатается по тексту из указанного журнала.
В письме из Цюриха И. И. Горбунову-Посадову от 1. I 1917 г. Н. К. Крупская писала:
«...Шарлеман, подделываясь к детской психологии, берет жизнь слишком как-то внешне, упрощенно, обходя сложные вопросы жизни. По-моему, это ошибка, надо брать жизнь во всей ее сложности. Душа ребенка гораздо сложнее, и если дети часто пишут сочинения в духе Шарлемана, то это происходит отчасти благодаря приспособлению ребенка к известной манере писать, отчасти благодаря тому, что описание внешней обыденной жизни больше по силам ребенку, но это не значит, что рассказы для детей должны писаться в этом типе»[73].
Солнечный свет и свободное творчество детей
Переделка с немецкого. По Рихарду Кенингсу. Напечатано впервые в журнале «Свободное воспитание», 1912–1913, № 5.
«Не знаю, – писала Н.- К. Крупская (из Кракова) об этой статье, – подойдет ли, форма странная... Но только как-то очень задушевно это у Рихарда Кенингса написано»[74].
[1] Указанная книга В. В (псевдоним В. П. Воронцова) вышла в свет в 1882 г. под названием «Судьбы капитализма в России». – Ред.
[2] Полное название работы А. Я. Ефименко – «Крестьянское землевладение на Крайнем Севере» – Ред.
[3] В.И. Ленин приехал в Петербург в конце 1893 г. – Ред.
[4] Правильней – Аврамов Вячеслав Яковлевич. – Ред.
[5] В. И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 307.
[6] Там же, стр. 308.
[7] В. И. Ленин, Соч., т. 29, стр. 309.
[8] Там же, стр. 310.
[9] Написано Н. К. Крупской ко второму изданию книги «Женщина-работница», Гиз, М. –Л., 1926. – Ред.
[10] Текстильной промышленностью называется такая, которая занимается обработкой разных волокнистых веществ: льна, шерсти, шелка, хлопка, пеньки. – Прим. автора.
[11] Пролетарием называется человек, который не имеет никакой собственности и живет только тем, что получает за работу по найму в чужих людях, или, как говорится в книжках, живет продажей своей рабочей силы. Рабочий – пролетарий, так как живет продажей своей рабочей силы. – Прим. автора.
[12] То же самое можно сказать и о труде женщин в так называемой «домашней промышленности». Многие фабрики очень охотно раздают работу на дом: например, фабриканты отдают на сторону клейку гильзовых патронов, завертывание конфет и т. п. Желающих взять работу на дом всегда очень много. Чтобы обеспечить за собой работу, берущие ее сбивают цены. Работают сдельно и по такой низкой расценке, что, работая с утра до вечера не разгибая спины, зарабатывают грош». Берут такую работу потому, что нет другой работы, а и самый ничтожный заработок служит подспорьем в хозяйстве. Но – понятное дело, что работа в домашней промышленности не дает женщине самостоятельности, а только надрывает ее силы. – Прим. автора.
[13] Женщина в доме – раба, и это ее зависимое положение кладет на нее свои отпечаток. Она – существо бесправное, придавленное. – Прим. автора.
[14] Цеткин – одна из самых выдающихся и талантливых руководительниц женского рабочего движения в Германии. – Прим. автора.
[15] В рукописи отсутствует одна страница. – Сост.
[16] В Америке каждый кандидат на должность учителя в какую-либо школу подвергается экзамену со стороны местной экзаменационной комиссии, хотя бы он состоял в должности учителя десятки пет. Никакие аттестаты и свидетельства не избавляют кандидата от экзамена. Такие экзамены, может быть, и тягостны для учителей, но заставляют их постоянно заботиться о подновлении своего умственного багажа. – Прим. автора.
[17] Статья Н. К. Крупской «К вопросу о школьных судах» помещена на 130 стр. настоящего тома. – Ред.
[18] Об этой школе см. статью Н. К. Крупской «Социальное будущее». Пять лет педагогического опыта» (стр. 154). – Ред.
[19] «Пролетарская правда», № 14 от 22 декабря. – Ссылка автора.
[20] Вероятно, тоже вышло как-то само собой, что в справочнике для учителей в числе перечисленных периодических изданий не оказалось «Пролетарской правды», «Новой рабочей газеты», «Бодрой мысли». Видимо, корректор что-то напутал! – Прим. автора.
[21] В. И. Ленин, Соч., т. 19, стр. 122.
[22] Указанное «Письмо издателю» см. на стр. 351 настоящего тома. – Ред.
[23] «Что касается меня, – пишет Руссо в «Эмиле», – я хочу дать ему звание, которое он никогда не сможет потерять, звание, которое будет делать ему честь всегда, я хочу поднять его до звания человека; и, что бы ни говорили, у него в этом отношении будет меньше равных ему,- чем при всех тех титулах, которые он получит от вас» («Emile», стр. 381). – Прим. автора.
[24] К. Маркс, Капитал, т. I, кн. 1, М., Госполитиздат, 1955, стр. 497–498.
[25] К. Маркс. Капитал, т. I, кн. 1, М., Госполитиздат, 1955, стр 497.
[26] Там же, стр 405.
[27] К Маркс, Капитал, т. I, кн. I, M., Госполитиздат, 1955, стр. 488–489.
[28] К. Маркс, Капитал, т. I, кн. 1, М., Госполитиздат, 1955, стр. 494–495.
[29] К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения в двух томах, т. II, М., 1955, стр. 26–27.
[30] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, М., Госполитиздат, 1955, стр. 447.
[31] Там же, стр. 443–444.
[32] К. Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. 4, М., Госполитиздат, 1955, стр. 440.
[33] К. Маркс, Капитал, т. I, кн. 1, М., Госполитиздат, 1955, стр. 492.
[34] К. Маркс, Капитал, т. I, кн. 1, М., Госполитиздат, 1955, стр. 493.
В примечании к этому абзацу Маркс говорил: «Джон Беллерс. истинный феномен в истории политической экономии, уже в конце XVII века с полной ясностью понимал необходимость уничтожения теперешнего воспитания и разделения труда, порождающих гипертрофию и атрофию на обоих полюсах общества, хотя и в противоположном направлении».
Мы имели уже случаи выше подробно остановиться на сочинении Джона Беллерса «Предложение основать промышленную школу для изучения всех существующих отраслей промышленности и сельского хозяйства». – Прим. автора.
[35] К.Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIII, ч. I, Партиздат, 1936, стр. 198–199.
[36] „Der Kricg und unsere Kinder" von Else Zurhellen, Pfleiderer, Gotha, 1915. – Прим. автора.
[37] „Krieg und Schulc" von Dr. Matthias, Heft 16 der Sammlung „Zwischen Krieg und Frieden". Hirzcl in Leipzig. – Прим. автора.
[38] Публикуется проект изменения пунктов программы РСДРП (б), относящихся к народному образованию, который был предложен в мае 1917 г. Н. К- Крупской. – Ред.
[39] Дядя Карл – брат дамы, желающей ехать в Шанхай. – Прим. автора.
[40] Материалы, хранящиеся в архиве, составляют 26 тетрадей. Публикуются лишь некоторые записи. – Ред.
[41] ЦГАОР, ф. 51-15, он. 1, ед. хр. 1, лл. 567–600.
[42] Там же, л. 547.
[43] ЦГАОР, ф. 5445, он. 1, ед. хр. 1, лл.547 –566.
[44] ЦГАОР. ф. 5445, on. 1, ед. хр. 1, лл. 40–66.
[45] ЦГАОР, ф. 5445, oп. 1, ед. хр. 1, лл. 40–66.
[46] ЦГАОР, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 1, лл. 40–66.
[47] ЦГАОР ф. 5445, оп. 1. ед. хр. 1, л. 518.
[48] Там же, л. 523.
[49] ЦГАЛИ, ф. 122, оп 1, ед. хр. 766, л. 13.
[50] В. И. Ленин, О раскрепощении женщины, Партиздат, 1934, предисловие Н. К. Крупской, стр. 4.
[51] Н. К. Крупская, Ленин – редактор и организатор партийной печати, М., Госполитиздат, 1956, стр. 20.
[52] ЦГАЛИ, ф. 122. оп. 1, ед. хр. 766, л. 3.
[53] ЦГАЛИ, ф. 122, оп. 1, ед. хр. 2155, л. 1.
[54] ЦГАЛИ, ф. 122, oп. 1, ед. хр. 766, л. 3.
[55] Там же, л. 6.
[56] ЦГАЛИ, ф. 122, оп. 1, ед. хр. 1829. л. 1. «Там же.
[57] ЦГАОР, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 1. л. 565.
[58] ЦГАЛИ, ф. 122, оп. 1, ед. хр. 1829, л. 1.
[59] ЦГАОР, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 5. л. 28.
[60] ЦГАЛИ, ф. 122, oп. 1, ед. хр. 1829, л. 3.
[61] ЦГАОР, ф. 5445, оп. 1, ед. хр. 4, л. 812.
[62] Журнал «На путях к новой школе», 1928, № 9, стр. 15–16.
[63] ЦГАЛИ, ф. 122, оп. 1, ед. хр. 766, л. 9.
[64] Журнал «Исторический архив», 1955, № 4, стр. 37, -52.
[65] В. И. Ленин. Соч., изд. 3, т. XXIX, стр. 331. Фотокопия начала письма В. И. Ленина А. М. Горькому помещена на 316–317 стр. настоящего тома. – Ред.
[66] К письму приложен был план указанной работы, написанный рукой Н. К. Крупской. Ред.
[67] В. И. Ленин, Письма к родным, Партаздат, 1934, стр. 421.
[68] Н. К. Крупская, Воспитание молодежи в ленинском духе, изд-во «Молодая гвардия», 1925, стр. 178.
[69] Н. К. Крупская, О молодежи, М., изд-во «Молодая гвардия», 1940. стр. 96.
[70] Н. К. Крупская, Воспитание молодежи в ленинском духе, изд-во «Молодая гвардия». 1925, стр. 9.
[71] В. И. Ленин, Соч., т. 24. стр. 419.
[72] Наряду с написанием Шаррельман Н. К. Крупская употребляла и Шарлеман. – Ред.
[73] ЦГАЛИ, ф. 122, оп. 1, ед. хр. 766, л. 13.
[74] ЦГАЛИ, ф. 122, ед. хр. 1829, л. 3.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 827;