Марксистское направление в социологии
В середине XIX в. формируется марксистская социология (марксистское направление социологической мысли). Его создателем явилсяКарл Маркс (1818-1883), один из самых влиятельных мыслителей XIX в. Свою жизнь Маркс посвятил научным занятиям и политической деятельности. Вершиной научного творчества Маркса стала публикация в 1867 г. первого тома его произведения «Капитал». Последующие второй и третий тома были изданы после смерти Маркса его другом и соратникомФридрихом Энгельсом (1820-1895). Основной вклад Маркса в социологическую мысль состоял в рассмотрении общества в качестве феномена, отличного от природы, в утверждении решающей роли труда, производственного фактора в развитии общества, в анализе социальной структуры, конфликтного взаимодействия его частей (классов). Особенно важно, что Маркс использовал понятие «общественно-экономической формации» как исторически определенного целостного этапа общественного развития. Он исходил из убеждения, что суть предшествующей истории — это борьба классов за контроль над собственностью и богатством, обусловленная историческим разделением труда, в результате которого и образуются классы — носители противоположных интересов. Своеобразный синтез классического и нетрадиционного типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Mаркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов. Объектом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а предметом — изучение основных социальных общностей и институтов.
К. Mapкс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как естественный, поступательный процесс, характеризующийся последовательным переходом от низших общественно-экономических формаций к высшим: от первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к феодальной, капиталистической и коммунистической. Естественно-исторический процесс, столь же закономерен, необходим и объективен, как и природные процессы. Он не только не зависит от воли и сознания людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы, естественно-исторический процесс представляет собой результат деятельности людей. В обществе ничто не совершается иначе, как проходя через сознание людей.
7. Психологическое направление в западной социологии конца ХIX – нач. XX вв.
Психологическое направление в социологии, как отрасль знаний не было однородным, на рубеже XIX и XX веков формировались различные концепции. Психологизм в социологии интересовал многих ученых. Но всех их объединяло одно – стремление, не всегда осознанное, сводить социальное к психологическому. На фоне редукционизма социологии к психологическому можно выявить крупные теории, такие как психологический эволюционизм – который во многом походил на идеи биолого-эволюционной школы Спенсера, инстинктивизм – который основывался на бессознательной части человеческого мышления, «Психология народов» – тесно связанная с этнографией и другие. Психологический эволюционизм — одна из наиболее ранних школ в социологии, сохранившая в значительной мере связь с «биологическими подходами» к общественной жизни. Основатели этой школы Л. Ф. УОРД (1841—1913) и Ф. Т. ГИДДИНГС (1855—1931) — американские ученые, рассматривавшие развитие общества как часть общей космической эволюции, в которой каждая высшая и последующая ступень возникает на основе предыдущей и наследует ее особенности. Причем главной особенностью социальной эволюции, в отличие от предшествующей — биологической, является возникновение разумного начала, осуществляющего управление или принимающего участие в управлении общественной жизнью.
У всех психосоциальных теории были и достоинства и недостатки и все они оставили определенный след в истории социологической мысли. Однако в конце XIX века становится ясно, что психология индивида или абстрактный «народный дух» не могут однозначно объяснить сущность социальных явлений. Поэтому всё больше растет интерес к изучению непосредственно явлений группового массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований и адаптацию индивидов друг к другу. На рубеже XX века многие социологи занимались изучением психологии масс, однако, наибольший интерес представляют работы французских ученых Г. Тарда и Г. Лебона.
Проблемы массового общества анализировались в социальной философии на протяжении всего XX века, более того исследования социального явления – «омассовление» – имело место в XIX веке. Ф. Ницше обращал пристальное внимание на то, что массы начинают приобретать в обществе главенствующее значение, резко критиковал этот процесс, считая, что европейская культура не желает задумываться над этим явлением и устремляется к катастрофе, ибо происходит обесчеловечивание человека.
Г. Тарду (1843–1904) по праву принадлежит одно из первых мест в числе ведущих ученых, занимавшихся социально-психологической проблематикой в социологии. Полемизируя со своим именитым соотечественником Э. Дюркгеймом, исходившим из примата социального над индивидуальным (принцип социологизма), Тард представлял общество как агрегат индивидов, точнее, продукт индивидуального взаимодействия. У Дюркгейма вектор социальности направлен от общества как целостного организма к индивиду, у Тарда вектор социальности, наоборот, направлен от массы (группы) индивидов к целостной системе. Поэтому для Тарда социология – это «коллективная психология». В такой интерпретации социология изучает законы воспроизведения (общества), тогда как история изучает законы развития (общества).
Основными социологическими законами, по Тарду, являются законы повторения, оппозиции и адаптации. Здесь Тард по существу закладывает основы социологии коммуникации. Источником любого нововведения является творческая индивидуальность (одаренная личность, лидер). «Социальное» начинается тогда, когда «новшество» начинает повторяться и усваиваться другими (нетворческими) индивидами, массой людей. Главную роль в повторении играет механизм подражания. В массе подражание распространяется в виде концентрических кругов и до тех пор, пока не встречается с нововведением, исходящим от другой творческой личности, лидера. В действие вступает закон оппозиции, в соответствии с которым начинается «дуэль» подражаний. Постепенно эта дуэль завершается адаптацией того или иного новшества. Определяя общество через феномен «подражания», французский социолог различает подражание в форме «обычая» и в форме «моды». В первом случае имеет место подражание «своему и древнему», во втором случае – подражание «новому и чужому».
В качестве модели организованного поведения массы людей Тард рассматривает «публику». Он указывает на присущие ей единство реакции, системность поведения отдельных индивидов.
Разграничивая понятия «толпа» и «публика», Тард понимает под первой стихийное, малоорганизованное собрание людей, главными особенностями которого являются инертность, неспособность к творческой созидательной деятельности. В своем поведении толпа следует за лидером. «Публика» представляет собой объединение людей, главным законом которого является общность мнения. Если толпа связана «физически», то публика – психически.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 2391;