Органистическое направление в западной и российской социологии
Такое направление социологии, как органицизм, сложилось на базе идей европейских социологов, его сторонниками были Лилленфельд П., Новиков К.А., Стронин А.Н. Концепция органицизма основана на таких понятиях, как организм и организация. Организм – это, прежде всего упорядоченное целое. Сущность органицизма состоит в том, что определенные биологические понятия и закономерности переносятся на общественные явления.
Внутри организма существуют иерархия частей, функциональная специализация, управление, а также кооперация, дополнительность и т.д. Здесь присутствуют не только простая обусловленность, но также генетическая преемственность. Они сочетаются с различного рода естественными программами и алгоритмичностью на сигнальной основе, а также с адаптивностью, агрессией в среду, самоорганизацией, самосовершенствованием, саморазвитием и др. Согласно концепции органицизма отождествляется живой организм, человека, общество (с его разного рода организациями) и смешанные системы.
Для единичного организма и человечества в целом существуют определенные общие алгоритмы, закономерности и единые ценности. Они обладают сходными общими свойствами, функциями и отношениями. Это общее включает следующее:
1) существование на единой – материально-энерго-информационной – основе в рамках локализованных пространства и времени.
2) системность строения, функций, организации (наличие структур) и иерархичность;
3) многопараметричность;
4) многофакторность, стохастичность;
5) стремление к поддержанию оптимизированного и эффективного существования, жизнеспособности;
6) сохранение определенной упорядоченности, устройства, структуры, организации на протяжении значительных, но характерных для жизненного цикла также определенных систем отрезков времени;
7) извлечение и усвоение материала, энергии и сигналов ради обеспечения жизнеспособности за счет взаимодействия с окружающей средой (метаболизма) и антиэнтропийной деятельности (самоорганизации, реорганизации и повышения уровня организации – арогенеза);
8) системность жизнедеятельности, допускающая динамику, вариативность, мутации, трансформации, наличие новаций и самоактивности (инициатив) целого и частей;
9) самовоспроизводство в целом и в частях и т.д.;
10) управление и самоуправление.
11) адаптивность по отношению к условиям за счет лабильности и самоорганизации, реорганизации и саморазвития;
12) функциональность целого и частей, функциональная инвариантность;
13) цикличность жизнедеятельности и общего развития, включая индивидуальное рождение и индивидуальную смерть;
14) наличие фаз перехода (“переходных состояний”) и “снятия” предыдущих форм, качеств и состояний в ходе развития к высшему или низшему.
Таким образом, в органицизме как направлении социологии рассматривалось развитие человеческого общества по аналогии с развитием единичного организма.
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 690;