КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Абак — верхняя плита капители колонны, полуколонны, пилястры.
Абсида (апсида) — выступ здания, полукруглый, перекрытый полукуполом или сомкнутым пол усводом.
Антаблемент — верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; делится на архитрав, фриз, карниз.
Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены.
Архитрав —нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн.
Астрагал — 1) облом архитектурный, сложного профиля (сочетание валика с полочкой); 2) игральная кость.
Аттик — стенка над венчающим архитектурное сооружение карнизом, часто украшенная рельефами и надписями. Обычно завершает триумфальную арку.
Волюта — архитектурный мотив в фор-
ме спиралевидного завитка с «глазком» в центре.
Гемма — резной камень с изображениями, выпуклыми (камея) или углубленными (инталия).
Глиптика — искусство резного камня.
Каннелюры — вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.
Канфар — древнегреческий кубок для вина.
Капитель — венчающая часть колонны, столба или пилястры.
Квадр — камень для кладки стен, отесанный в виде правильного параллелепипеда.
Килик — древнегреческий глиняный, реже металлический сосуд для питья вина.
Консоль — выступ в стене или заделанная одним концом в стену балка, поддерживающая карниз, балкон, фигуру, вазу и т. п.
Крестчатый меандр — орнаментальные узоры античной эпохи.
Маскарон — скульптурное украшение в виде человеческого лица или головы животного, срезанных сзади (как маска).
Метопы — прямоугольные, почти квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в чередовании с триглифами фриз дорического ордера.
Модульон —- архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза.
Ордер — архитектурная композиция, состоящая из вертикальных несущих частей — опор в виде колонн, столбов или пилястр и горизонтальных несомых частей — антаблемента.
Орхестра — в древнегреческом театре— круглая площадка, на которой выступали хор и актеры.
Периптер — основной тип древнегреческого храма периода архаики и классики, прямоугольное здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.
Циксида— сосуд в виде небольшой коробочки.
Пилястра — вертикальный выступ в стене в виде части встроенного в нее четырехгранного столба.
Подий — высокая прямоугольная платформа с лестницей, на которой возводились храмы.
Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание, завершенная фронтоном и аттиком.
Псевдопериптер — тип античного храма: колонны боковых и заднего фасадов, в отличие от периптера, не имеют полного объема и лишь наполовину выступают из стены.
Раскреповка — небольшой выступ или углубление плоскости фасада, антаблемента (участок над колонной).
Ростра — в Древнем Риме ораторская трибуна на форуме, украшенная носами трофейных кораблей.
Софит — одно из углублений обращенной книзу поверхности потолочной балки, арки, выносного карниза.
Тектоника,или архитектоника,— художественное выражение закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведений скульптуры.
Тондо — картина или рельеф, круглые по форме.
Торевтика — искусство изготовления предметов из драгоценных металлов.
Травертин — известковый туф.
Триглиф — прямоугольная каменная плита с вертикальными врезами. Чередуясь с метопами, они составляют фриз дорического ордера.
Фасций — 1) пучки прутьев, перевязанные ремнями с воткнутыми в них топориками; 2) полоска в архитраве ионийского ордера.
Фриз — в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом.
Фронтон — завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Цел л а — главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.
Экседра — полукруглая ниша с расположенными вдоль стены сиденьями для собраний и бесед.
Эхин — часть капители дорической колонны в виде круглой подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку.
ЛИТЕРАТУРА
Мифологический словарь.— М., 1985.
Античная лирика.— М., 1968.
Катулл, Тибулл, Проперций.— М., 1963.
Овидий. Скорбные элегии: Письма с Понта,— М., 1979.
Страбон. География в 17 книгах.— М., 1964.
Тит Ливии. Римская история от основания города.— М., 1981.
Бритова Н. Н., Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет.—М., 1975.
Вощинина А. И. Римский портрет.— Л., 1974.
Гаталина Л. И. Античные статуэтки детей.— Л., 1959.
Казаманова Л. Н. Введение в античную нумизматику.— М., 1969.
КолпинскиЙ Ю. Д., Бритова Н. Н. Искусство этрусков и Древнего Рима.— М., 1982.
К у н и н а Н. 3. Художественное стекло: Альбом.— Л., 1967.
Лесницкая М. М. Статуя Августа.— Л., 1962.
Машкин Н. А, Принципат Августа.— М., 1949.
Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа.— М., 1963.
Сергеенко М. Е. Жизнь Древнего Рима:
Очерки быта.— М.; Л., 1964.
Соколов Г. И. Античная скульптура: Рим.— М., 1965.
Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах.—М., 1979.
Чубова А. П., Иванова А. П. Античная живопись.— М., 1966.
Штаерман Е. М. Религия и мораль угнетенных классов Римской империи.—
М., 196
Стр-133-134
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 683;