Присуждаемые оценки
Оценки «отлично» присуждают собакам, выделяющимся совершенством форм в отношении общего экстерьера и в то же время породностью и пропорциональностью в плане частного экстерьера, предусмотренного стандартом. Кроме того для получения высшей оценки собака должна быть в выставочной кондиции, ухоженной и хорошо держаться на риге, т. е. быть энергичной и уверенной, не проявляя робости или нервозности или злобности по отношению к окружающим. Отличная собака может иметь 1–2 недостатка, но очень незначительных, не снижающих общее впечатление о превосходстве данного экземпляра. Как правило, таких действительно отличных экземпляров, даже в большом высококлассном ринге бывает всего 3–5, редко больше.
«Очень хорошо» присуждают собакам, характеризующимся породностью и правильным сложением с точки зрения общего экстерьера, но не лишенным некоторых недостатков при незначительной их выраженности. Если «отличники» могут считаться улучшателями при подборе пар почти в любых сочетаниях, то собакам с оценками «очень хорошо» приходится подбирать брачных партнеров, свободных от их недостатков, во избежание их накопления и закрепления у потомства.
Оценку «хорошо» присуждают экземплярам, имеющим более серьезные дефекты анатомического сложения или отклонения от стандарта, но типичным для породы.
«Удовлетворительно» получают собаки простоватые, и даже породные, но имеющие существенные пороки сложения, определяющие нежелательность их племенного использования.
Без оценки оставляют метисов, крипторхов и кастратов.
Разумеется, не на каждом ринге присуждают весь набор перечисленных оценок. Зачастую ни одна выведенная собака не может получить высшую оценку. А на крупных престижных выставках как правило не бывает собак оцениваемых на удовлетворительно и даже на хорошо.
В рингах собак младшего возраста на выставках, проводимых по отечественным правилам, высшая оценка – «очень хорошо», так как на этой стадии собаки еще не успевают полностью сформироваться. Правила Международной кинологической федерации (FCI) предусматривают возможность присуждения – «отлично» и молодым собакам, отдавая приоритет породности экземпляров даже в юношеских кондициях. Такой подход тоже оправдан, но при условии высочайшей квалификации эксперта, способного с уверенностью прогнозировать дальнейшее развитие молодой собаки.
Расставив ринг и определив присуждаемые оценки, эксперт сам или силами ассистентов переписывает порядок расстановки собак. Затем проводит их ещё один круг и, остановив движение экспонентов так, чтобы было удобно для зрителей, объявляет оценки и дает краткие характеристики собак, определяющие занятые места.
Эти характеристики даются в корректной доброжелательной форме. Эксперт обязан найти пару добрых слов, отмечая положительные качества каждого экземпляра наряду с его недостатками и даже пороками. Ведь каждая выставленная собака дорога своему владельцу. Пусть простоватость, грубость или, наоборот, хилость сложения или иные недостатки не позволяют присвоить ей высокую оценку, но, если наряду с дефектами эксперт отметит в ней хоть что‑то хорошее, например, крепость, элегантность, энергичность, хорошие кондиции, шерсть, наконец, умный взгляд, – это смягчит огорчение от непрестижной оценки. Владелец поймет объективность экспертизы, не отойдет от организованного собаководства и в дальнейшем будет стремиться приобрести или вывести собаку лучшего уровня.
Когда же пояснения эксперта содержат лишь перечисление недостатков и пороков собак, экспонент уходит обиженный, воспринимает пояснения как нападки и зачастую отторгается от участия в общественной и племенной работе секции или клуба собаководов…
Такая гласная экспертиза, принятая в отечественном собаководстве, не только повышает интерес экспонентов и гостей выставки, но и расширяет круг грамотных собаководов, возможно будущих экспертов.
На крупных, международных выставках, проводимых по правит лам FCI, эксперты не обязаны давать пояснений публике, но обязательно выдают напечатанное описание собаки её владельцу. Полезная отдача экспертизы для широкого круга болельщиков, участников выставок при этом снижается.
На наших выставках завершив краткую информацию о местах и оценках, эксперт приступает к описанию собак. Принято начинать описание с последней в ринге собаки, так как экспоненты, замыкающие ринг, спешат скорее его покинуть, в то время как владельцы лучших экземпляров с радостью демонстрируют своих питомцев.
Описываемые экземпляры ставят в стойке боком к эксперту, не ближе 3–5 метров от стола эксперта, и эксперт записывает или диктует помощникам описание собаки. Этот своеобразный словесный портрет собаки содержит краткие, но исчерпывающие характеристики животного, породность, тип сложения, черты индивидуальности в целом и в основных статях и обязательно – перечень отмеченных недостатков. Описание дается предельно краткое, 4–5 строчек, но приведенные характеристики должны исключать сомнения или непонимание того, почему экземпляр занял своё место в ринге и получил данную ему оценку.
Некоторые кинологи и организации периодически пытались заменить словесное описание анкетой, расписанной по отдельным статьам, либо силуэтом собаки, на котором можно делать пометки о тех или иных недостатках. А в одной из прибалтийских республик текстовое описание заменили специальной перфокартой. Но все эти «новации» неоправданы, ибо анкеты и схемы безлики. Заполнив их и просматривая через некоторое время, лишь с большим трудом восстанавливаешь облик собаки, да и то с утратой многих черт её индивидуальности. А человеческая речь и её текстовая запись позволяют отразить все многообразие индивидуальных особенностей каждого экземпляра, если, конечно, эксперт знает своё дело и достаточно образован…
Дата добавления: 2016-08-07; просмотров: 1286;