ЛЕНИН О ДЕТЯХ И О ВОСПИТАНИИ У ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ
В Ленинские дни мы невольно вспоминаем заботу Ленина о детях, его высказывания по вопросам об их обслуживании, по вопросам об их воспитании.
Выборы в Советы показали, как на основе наших достижений широко стала развертываться культурно-бытовая работа. Советы не могут остаться в стороне от этого дела. Секции культуры должны будут вплотную взяться за него. Общественная забота о детях широко развернулась при Советской власти. Ясли, детские сады и площадки обслуживают миллионы малышей, введено всеобщее обучение, но нужно все больше и больше повышать качество работы, надо, чтобы ни один ребенок не оставался вне общественной заботы, чтобы жизнь детей становилась все более интересной, радостной, организованной.
Приведу пример, как заботился Ильич о материальном положении ребят.
В программе партии, над которой много работал Владимир Ильич и которая была принята на VIII съезде партии в марте 1919 г., говорится, что необходимо «снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства»[35]. И вот в самый разгар гражданской войны, когда положение было очень тяжелое, в стране свирепствовала разруха, фабрики стояли, царил голод, 17 мая 1919 г. Ильич издает декрет о бесплатном детском питании. В этом декрете говорилось о необходимости выдавать бесплатно всем детям до 14 лет безотносительно к классовой категории пайка их родителей, притом в первую очередь, предметы детского питания. Декрет относился к крупным фабричным центрам 16 неземледельческих губерний. Гражданская война разгоралась. 12 июня Ильич подписывает постановление Совнаркома, расширяющее действие декрета от 17 мая, – увеличивается число местностей, где проводится бесплатное питание, возраст бесплатно обслуживаемых питанием детей повышается до 16 лет.
В июне 1919 г. Ильич написал свою замечательную статью «Великий почин», где он приветствовал всячески инициативу – «почин» рабочих в деле развертывания общественной работы по переустройству быта. Говоря о коммунистических субботниках, Ленин подчеркивал необходимость массовой перестройки мелкого, домашнего хозяйства в крупное, социалистическое хозяйство. «Достаточно ли внимания уделяем мы на практике этому вопросу, который теоретически бесспорен для каждого коммуниста? – писал он. – Конечно, нет. Достаточно ли заботливо относимся мы к росткам коммунизма, уже теперь имеющимся в этой области? .Еще раз, нет и нет. Общественные столовые, ясли, детские сады – вот образчики этих ростков, вот те простые, будничные, ничего пышного, велеречивого, торжественного не предполагающие средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и в общественной жизни»[36].
И 24 сентября 1919 г. в дополнение к декрету о детском питании Ленин подписывает декрет о расширении сети детских столовых и прочих детских питательных пунктов.
Конечно, забота государства о детях никоим образом не снимает с родителей заботы о детях, что ярко выражено в советском законодательстве в отношении алиментов, обязывающем родителей в случае развода выдавать деньги на содержание ребенка, заботиться о нем.
Мы имели немало неправильных толкований государственной заботы о детях. Государство не освобождает родителей от заботы о детях, оно только регулирует эту заботу, направляет ее в определенное русло и всячески помогает родителям осуществлять ее. Родители обязаны заботиться о здоровье ребят, об устройстве их, обязаны заботиться о том, чтобы ребята посещали школу, и т. д.
Государство должно заботиться о всех детях. Это ярко выражено в декрете о детском питании, это сказано в § 12 программы партии, об этом писал Ленин еще в 1897 г. в «Перлах народнического прожектерства», где он подчеркивал необходимость учить труду всех ребят.
В Международный день работниц, 8 марта 1921 г., Владимир Ильич говорил: «Особенно гнусное, подлое, лицемерное неравенство в брачном и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку уничтожено Советской властью полностью»[37] (подчеркнуто мной. – Н. К.).
Требуя равенства в отношении к ребенку, Ленин меньше всего имел в виду какую-то уравниловку. Напротив, он требовал особого внимания к детям особенно угнетавшихся раньше царизмом национальностей, требовал особого внимания к детям бедноты, к детям беспризорным.
В статье «Удержат ли большевики государственную власть?», написанной в сентябре 1917 г., в канун Октябрьской революции, он писал о том, что необходимо, чтобы последний чернорабочий, любой безработный, каждая кухарка, всякий разоренный крестьянин увидели, что пролетарская власть не раболепствует перед богатством, а помогает бедноте, что «она заставляет богатых платить за молоко, но не дает им ни одной капли молока, пока не снабжены им в достаточных размерах дети всех бедных семей...»[38]
Школа – государственный орган воспитания всего подрастающего поколения. В программе партии сказано, что пролетарское государство должно превратить школу «в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». Еще в 1913 г. Ильич писал: «Мы уже закладываем фундамент' нового здания, и наши дети достроят его»[39]. Советская школа должна воспитать из всех ребят сознательных строителей бесклассового общества, сознательных строителей социализма.
Надо вооружить ребят необходимой суммой знаний, научить их разбираться в ряде важнейших вопросов, сознательно относиться к окружающей жизни, понимать, как надо эту жизнь улучшать общими усилиями. Надо научить их применять полученные знания к жизни, надо учить работать по общему плану, организованно, коллективно. Коллективный организованный труд на общую пользу воспитывает лучше всего сознательную дисциплину. Обо всем этом говорил Ильич в своей речи на III съезде комсомола, сказанной им в 1920 г.[40] Эта речь должна служить руководством к действию в деле воспитания нашего подрастающего поколения.
В этой своей речи Ильич говорил о воспитании в подрастающем поколении коммунистической морали. «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали»[41]. Далее он объясняет, что такое коммунистическая мораль: это – подчинение своих личных интересов интересам классовой борьбы пролетариата. «...Для коммуниста, – говорил Ленин, – нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров»[42].
Последнее время вся страна тяжело переживала убийство т. Кирова и раскрытие в рядах коммунистов целой контрреволюционной организации, которая забыла о коммунистической морали, забыла о той великой цели, за которую борется пролетариат, и свое стремление к власти поставила выше интересов победы дела социализма, отошла от масс.
Советская власть приняла быстро вес меры, чтобы вырвать с корнем этот бурьян, но мы не можем ни на минуту забывать, какие ложатся на нас задачи в деле воспитания всего подрастающего поколения, которое должно будет довести до конца дело строительства социализма. Мы должны с детских лет пропитывать его духом коммунистической морали так, как учил Ильич в речи на III съезде комсомола. Эту речь должен знать каждый участник строительства социализма и помогать проводить в жизнь установки Ильича.
1935 г.
ТОЛЬКО В СТРАНЕ СОВЕТОВ ЖЕНЩИНА СВОБОДНА И РАВНОПРАВНА (РЕЧЬ НА II ВСЕСОЮЗНОМ СЪЕЗДЕ КОЛХОЗНИКОВ-УДАРНИКОВ)
Колхозники и колхозницы, борющиеся за большевистские колхозы! Позвольте передать вам большевистский привет.
Товарищи, в этом году исполняется 25 лет с того времени, как на Международной женской конференции, которая происходила в 1910 г. в Копенгагене, германская коммунистка Клара Цеткин выдвинула предложение: 8 марта сделать днем смотра достижений на международном фронте борьбы за раскрепощение женщин.
Вы знаете, какое т. Ленин придавал всегда значение этой борьбе, как в своих статьях, так и в своих выступлениях подчеркивал он важность борьбы за раскрепощение женщины. Советская власть с первых же шагов уравняла женщину в правах с мужчиной. Но не раз Владимир Ильич говорил о том, что полного раскрепощения женщины возможно будет добиться только при социализме.
И вот, товарищи, вы видите, к 25-летию Международного женского дня мы можем сказать: в нашей Стране Советов под руководством партии мы одержали победу и на фронте раскрепощения женщин.
Товарищи, когда умирал Владимир Ильич, он был уверен, твердо уверен, ни минуты у него сомнений не было в том, что победит в нашей Стране Советов колхозный строй. Но также предвидел он на этом пути и все трудности. Трудности были большие. Все вы переживали их, переживали и знали, с какой борьбой приходилось завоевывать каждый шаг. Без борьбы, без руководства партии никогда не был бы завоеван колхозный строй. За время, которое прошло со смерти Ильича, партия шаг за шагом шла по ленинскому пути, который привел ее к победе социализма в нашей стране...
Все помнят, все знают речь т. Сталина на первом съезде колхозников-ударников. Тут все выступавшие женщины ссылались на эту речь... За те два года, которые прошли с тех пор, изменилась вся жизнь деревни. То, что делается на селе, отражается и на том, что делается в городе. По мере того как укрепляется колхозный строй, укрепляется и весь наш социалистический строй, укрепляется социализм в нашей Стране Советов.
Это достижение несомненно имеет международное значение. На XVII съезде партии т. Сталин говорил: «Рабочие на Западе говорят, что рабочий класс СССР является ударной бригадой мирового пролетариата... Это значит, что мировой пролетариат готов и впредь поддерживать рабочий класс СССР по мере сил и возможностей. Но это накладывает на нас серьезные обязанности. Это значит, что мы должны оправдать своей работой почетное звание ударной бригады пролетариев всех стран»[43].
И вот, товарищи, в Международный день работниц в этом году мы можем сказать, что у нас в деле раскрепощения женщин имеются крупные достижения. Помогла этому наша победа на фронте колхозного строительства.
Но, товарищи, мы не можем, не должны закрывать глаза на те задачи, которые стоят перед нами. Необходима еще большая работа. В последних своих статьях Ленин подчеркивал важность работы на фронте культуры и особенную важность этой работы на селе. Он говорил о том, что массы должны сами браться за дело культурного строительства. И вот, товарищи, на эту сторону дела я хотела бы особо обратить ваше внимание.
Сейчас на основе наших достижений, на основе роста сознательности, на основе роста наших организационных навыков мы должны на этот вопрос обратить особое внимание. Выступавшие делегаты много говорили о том, что строятся хаты-читальни, избы-читальни, клубы, Дома культуры. Это, конечно, важно.
Но важно также глядеть и на то, как они работают, потому что может быть великолепное здание под клуб построено, а работа в этом клубе может быть никуда не годной. Может быть построена очень хорошая библиотека, а работа в этой библиотеке может никуда не годиться.
Мне кажется, что надо чаще на общих собраниях колхозов выдвигать вопросы культурного строительства, надо взяться вплотную за учет культурных потребностей.
Сейчас говорить на этом съезде о таких вещах, как о пользе грамотности, о пользе знаний, вряд ли нужно. Нет такого человека, ни молодого, ни старого, который бы всеми силами не хотел приобрести больше знаний. Особенно женщины чувствуют это. Им в деле продвижения часто мешает недостаток знаний.
И тут вопрос такой возникает: оторваться, уйти от колхоза не всякий может. Устраиваются курсы для колхозниц. Но вот мне рассказывала одна председательница колхоза, молодая девушка: получила она путевку на курсы, собралась ехать, просияла. А к ней приходят колхозники и говорят: «Маша, как же ты уедешь, когда у нас не заготовлено то-то и то-то, в колхозе надо сделать то-то и то-то и т. д.» И она рассказывает: «Я две ночи проплакала, все никак решить не могла, ехать мне или не ехать. И вот потом решила, что не поеду, а поработаю в колхозе, доведу дело до конца, сделаю колхоз образцовым».
Оторваться от той работы, которую ведешь, бывает трудно. Надо создать возможность учиться на месте, но для этого культурную работу в колхозе надо поставить во много раз шире и глубже, чем это делается в настоящее время.
Сейчас у нас растет колхозная интеллигенция. Вчера мы слушали выступление товарища агронома, говорившего о жизни растений, о растениеводстве. На местах много таких агрономов, таких учителей, таких техников, которые могут и стремятся передать свои знания колхозным массам. Колхозная интеллигенция помогает колхозникам в приобретении знаний, ее надо окружить вниманием. Учет культурных потребностей – это чрезвычайно важное дело. А то у нас бывает так: идешь в клуб, а в клубе говорят не о том, что интересует колхозников, не о том, что им нужно для данного момента. Имеются избы-читальни, но часто эти избы-читальни стоят на запоре. Нужно, чтобы вся культработа была организована так, чтобы она ширила горизонт колхозника, чтобы она охватывала всех колхозников поголовно, чтобы она давала те знания, которые им нужны.
Остановлюсь, товарищи, еще на одном. Вы знаете из доклада т. Молотова на VII съезде Советов о тех изменениях, которые вносятся в нашу Конституцию. Знаете, что Владимир Ильич, когда были внесены ограничения в Конституцию, говорил о том, что это вызвано гражданской войной, это вызвано низким культурным уровнем населения. А сейчас, когда мы видим, что у нас укрепляется колхозный строй, когда мы видим рост сознательности населения, сейчас эти ограничения уже не нужны. Отсюда, с этой трибуны, уже ряд делегатов говорил о том, что означают эти изменения в Конституции. Они означают, что возрастет самодеятельность населения, что гораздо крепче и организованнее будет власть на местах, власть Советов.
И перед женщиной открывается еще более широкое поле для общественной работы.
И затем вопросы школы. Конечно, сейчас я должна сказать, что школе уделяется порядочно внимания. Мне тут приходилось разговаривать с председателями сельсоветов, которые принимали участие в соцсоревновании на лучшую стройку школ; так в их докладах, в их рассказах было очень много интересного. Они рассказывали, как они ведут контроль над всей работой изо дня в день, не тогда, когда прорыв, а смотрят изо дня в день, как подвигается дело. И много другого интересного рассказывали они о своей работе. Расспрашивала я тут делегаток на съезде: а как девочек теперь пускают в школу? На меня посмотрели – ишь, мол, не знает, что теперь делается. Какая же мать не пускает теперь свою дочку в школу? Ну ладно, пускают в школу все – это хорошо, но надо также заботиться о воспитании ребят. Когда у нас господствующим был мелкособственнический строй, тогда ведь родители как воспитывали своих детей? Только о своем доме заботиться учили их, а о другом ни о чем не думай. Такое воспитание было. А сейчас народ другой стал. Вот с этой трибуны, когда товарищи выступали, видно было, как у них уже сложилось и другое отношение к труду, и другое отношение к общественной собственности, и другое отношение ко всему общественному делу. Очень многие из выступавших говорили о том, что они заботятся не только о своем колхозе, но заботятся и о том, чтобы вытянуть более слабые колхозы. Вот эта забота о правильной постановке труда, эта забота об общественном имуществе, о всем колхозном движении в целом – это показывает, что старый, мелкособственнический взгляд, что каждый за себя, а господь бог за всех, что этот взгляд ушел в прошлое и что сейчас начинает в колхозах укрепляться психология пролетарская, умение по-пролетарски подойти к целому ряду вопросов.
Позвольте, товарищи, не вдаваться в подробности, как и что надо делать на культурном фронте. В каждом отдельном колхозе, в каждой отдельной области, республике надо знать все мелочи, надо уметь вникать в эти мелочи и строить всю жизнь так, чтобы она действительно стала культурной, чтобы она была построена так, как того хотел Ленин. Знания и наука вошли в быт, и тут дело не только в строительстве культучреждений, дело в постановке всей культработы, и вам на месте виднее, где что надо предпринять на культурном фронте.
Позвольте, товарищи, этим закончить. Позвольте выразить надежду, что на культурном фронте и на фронте раскрепощения женщины под руководством нашей партии мы выполним те обязанности, которые накладывает на нас звание ударной бригады мирового пролетариата.
Да здравствует мировая революция!
1935 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1021;