О КУЛЬТУРНОЙ РАБОТЕ В КОЛХОЗАХ

 

В наследие от старого мы получили культурную отсталость деревни и особенно тяжелую культурную отсталость крестьянки.

Ленин еще в первых своих произведениях писал, как на руку помещикам и кулакам темнота и невежество крестьянских масс, как эта темнота и невежество позволяют помещикам, попам, кулакам обманывать народ и практиковать самые грубые формы эксплуатации.

С другой стороны, он указывал на то, что самый уклад нашей старой, дореволюционной деревни создавал такие условия, что крестьянин, крестьянка думали только о своем мелком хозяйстве, как бы от него прокормиться, и рассуждали так: «Каждый за себя, а господь за всех». Особенно была прикована к своему мелкому хозяйству крестьянка.

Владимир Ильич указывал .на то, что раскрепостить крестьянку, вызволить ее из темноты может только переход от мелкого, единоличного хозяйства к крупному, обобществленному хозяйству, хозяйству коллективному.

Второй съезд колхозников-ударников особенно наглядно показал, как переход к коллективной обработке земли, к коллективному хозяйствованию ширит горизонт колхозников и колхозниц, делает их сознательными, делает их участниками социалистической стройки.

Но по сию пору пережитки прежней некультурности, отсталости мешают еще по-настоящему развернуть работу. Эти пережитки особенно тяжело отражаются на быте, на домашней обстановке, на воспитании детей.

Сейчас по всей стране идет обсуждение нового устава сельскохозяйственной артели, принятого на Втором съезде колхозников-ударников. В этом уставе есть пункты, посвященные вопросам культуры.

В своем постановлении от 2 марта Президиум ВЦИК обращает особое внимание на изучение тех пунктов устава, которые касаются вопросов культурного строительства, и указывает, что эти вопросы надо будет тщательно обсудить в течение марта на общих собраниях колхозников и колхозниц.

Среди колхозниц много ударниц. Многие выдвинуты на ответственные посты. Есть члены правления, есть председатели сельсоветов, активные члены культурно-бытовых секций и др. У передовых колхозниц есть политическая сознательность, есть организационные навыки, но часто нет самых необходимых знаний.

Нужна особая забота о колхозницах, выдвинутых на руководящую работу. Необходимо, чтобы ближайшая библиотека или изба-читальня особо заботилась об активистках-колхозницах, снабжала их в первую очередь нужной им книжкой, вырезками из местных и центральных газет, тщательно подобранными и наклеенными. Необходимо, если это надо, прикреплять к колхознице-активистке толковую культармейку, которая читала бы ей нужные документы, статьи, книжки. Надо, чтобы культармейка записывала то, что колхознице-активистке необходимо записать, подбирала бы для нее нужный материал. Хорошо бы устроить соцсоревнование на лучшую культармейку-помощницу колхознице-активистке.

Надо, однако, заботиться не только об активистках. Надо поднимать уровень знаний всех женщин. Там, где есть еще неграмотные, надо во что бы то ни стало ликвидировать неграмотность. Надо ликвидировать также и малограмотность. Нужна забота о школах грамоты для взрослых и школах для малограмотных.

Нужно в первую очередь заботиться о помещениях для этих школ, их отоплении и освещении, об учебниках, бумаге, перьях, чернилах. Надо заботиться, чтобы занятия происходили как можно чаще. Это имеет особое значение для ликвидации неграмотности и малограмотности. Надо научить малограмотных заниматься и дома, списывать, перечитывать прочитанное. Занятия должны происходить в удобное для учащихся время, в удобном для них месте.

Надо, чтобы школы малограмотных обрастали кружками по санитарии, по воспитанию детей, по культурно-бытовым вопросам. Школа для взрослых должна учить пользоваться библиотекой, устраивать ближние экскурсии (в ближайший хорошо поставленный колхоз, в школу, хату-лабораторию, на производство, в музей, если таковой есть поблизости, и т. п.). Надо, чтобы школа устраивала вечера читки художественных произведений, организовывала слушание радио и т. д. Всю эту работу очень важно увязывать с работой школы для неграмотных и малограмотных.

Нужно на селе устраивать (это хорошо делать при библиотеке или избе-читальне) в определенные дни и часы консультации, где можно бы получать нужные справки, разъяснения, помощь в культурной работе, указания, как надо самостоятельно заниматься.

Важно также устраивать культурные вечера, где за работой, за какой-нибудь починкой, без которой в хозяйстве не обойтись, колхозницы могли бы заслушивать читки, организовывать хоровое пение лучших революционных песен и т. п.

Все это важно устраивать и при школах взрослых повышенного типа, где обучаются уже хорошо грамотные.

Отсутствие общеобразовательных знаний мешает колхознице овладевать нужными ей техническими и агротехническими знаниями. Укрепление общеобразовательных школ тут значительно поможет.

Колхознице нужно взять под свою заботу ясли, детплощадки, детские сады, школу. Раньше, когда крестьянка была темна и невежественна, когда она слушала россказни кулачки или какой-нибудь прохожей монашенки, она мало годилась в воспитательницы.

Чему она могла учить? Молиться богу, учить жить так, как жили отцы и деды: слушаться хозяев, не рассуждать, стараться нажиться на чужой счет.

Теперь, когда колхозница стала сознательной, борется за светлое будущее, тянется к партии, она и детей своих будет учить тому же. Она действительно может вырастить из детей молодое поколение, которое сумеет полностью провести в жизнь заветы Ленина, указания партии.

Теперь колхозница может помочь детской школе не только тем, что придет в школу полы вымыть, окна протереть или печку истопить, она сможет также посмотреть, так ли учит учитель, как надо, достаточно ли он заботится о детях, хорошо ли, внимательно ли к ним относится. Одно дело мать-обывательница, другое – мать сознательная колхозница.

Колхозница может очень помочь улучшению яслей, детсадов своим личным участием в работе детсада, в деле воспитания малышей. Она как организатор может многое сделать для того, чтобы лучше наладить питание ребят, чтобы организовать прогулки малышей и содействовать улучшению их воспитания.

Сознательная колхозница может сделать чрезвычайно много для налаживания коллективного труда школьников, для вовлечения их в общественную работу. Кто же тут поможет, как не колхозница-общественница? Вооружить ребят навыками коллективного труда – значит научить их дружно, дисциплинированно работать, помогая друг другу. А это дело чрезвычайно важное, дело нужное и для школы и для налаживания всей культурной жизни.

1935 г.

 

ХОРОШО ЖИТЬ В ТАКУЮ ЭПОХУ! (РЕЧЬ НА ВСЕСОЮЗНОМ СОВЕЩАНИИ ЖЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ)

 

Каждая из вас, товарищи, конечно, знает, какое значение придавал Владимир Ильич вовлечению женщин в общественную работу. Он говорил не только о раскрепощении женщины, он всегда подчеркивал, какую роль играет женщина в социалистическом строительстве, в перестройке всей жизни, всей общественной жизни, всего труда.

Особое внимание обращал он на то, чтобы втянуть в работу женщину-нацменку, которая особенно была угнетена. Каждый раз, когда я присутствую на собраниях, где выступают товарищи женщины из Средней Азии, с Северного Кавказа, когда я слушаю их речи, мне невольно вспоминается один факт. Как-то во время II Конгресса' Коминтерна было также и женское совещание. Приехали женщины из Узбекистана, из Туркмении, из далеких краев. Они сняли паранджу, но, если в общежитие входил кто-нибудь из мужчин, они бросались на кровать, чтобы закрыть лицо, – старое еще было властно над ними.

И вот однажды, когда мы шли из Дома Союзов в Кремль с Владимиром Ильичей, нам повстречались делегатки конференции – нацменки. Они увидели Владимира Ильича и очень разволновались. Одна подошла сзади и обняла его. Они заговорили каждая на своем языке и заплакали. Владимир Ильич сам страшно был взволнован. Потом, когда мы пошли дальше, он говорил: «Поднялись самые низы, теперь победа социализма в нашей стране обеспечена». Это показывает, какое значение он придавал вовлечению женщин в общественную работу, в партийную работу.

Теперь мы видим громадный рост сознания женщин. Мне приходилось последнее время выступать на многих женских собраниях. Бросается в глаза, как такие категории женщин, которые раньше стояли в стороне, вроде домашних хозяек, как они выросли, как выросла их сознательность, какие у них организационные способности.

Теперь, товарищи, у нас особенно остро стоят бытовые вопросы, вопросы воспитания. Вы по газетам видите, как много этим вопросам уделяется внимания. Сейчас социалистическая база уже отвоевана. Идет ожесточенная идеологическая борьба за перестройку всей жизни на новых началах.

И вот вспоминается письмо, которое писал Владимир Ильич совещанию губженотделов в декабре 1920 г. Он писал: «Участие женщин в партийной и советской работе приобретает гигантское значение именно теперь, когда война кончилась, и мирная организаторская работа выдвинулась – надеюсь, на долгое время, – на первый план. А в этой работе женщины должны сыграть первую роль, и они, конечно, сыграют ее»[44]

И вот сейчас, когда смотришь на перестройку жизни, видишь, с каким упорством женщины добиваются цели, как они отстаивают свое мнение.

Припоминается второй съезд колхозников. Там колхозницы смело, прямо вели разговор о том, что думается, говорили все то, что хотелось сказать, все то, что они пережили.

Вот в начале послереволюционного периода, после Октябрьской революции, сколько у нас было разговоров на женских собраниях относительно религиозных вопросов. Тогда еще очень много женщин было, даже работниц, которые придавали большое значение религии. А теперь приедет колхозница в Москву и, видя какую-нибудь старушку, которая крестится, говорит: у вас какой-то народ несознательный, в деревне все это отходит в далекое прошлое.

На втором съезде колхозников подходит ко мне одна старушка колхозница, фамилии ее я не помню, она очень хорошо выступала, и говорит:

– Я хочу с тобой поговорить.

– О чем поговорить?

– Как ты думаешь, вот я старуха, можно ли мне вступить в партию или нет?

Вот о чем думает старуха. Я ей говорю:

– Ведь ты знаешь, за что борется партия; если ты ей сочувствуешь, так почему тебе не вступить в партию?

– Да я ведь старуха, и я мало знаю о партии.

– Так тебе расскажут. Запишись в сочувствующие, потом тебя переведут в кандидаты, а потом ты станешь членом партии. Нам такие нужны.

И сейчас на таких собраниях, как съезд колхозников, как ваше совещание, чувствуешь, что у нас ребята с молоком матери впитывают в себя идеи, за которые боролись всю жизнь Маркс, Энгельс, Ленин и за которые борется сейчас партия. .

Для нас, стариков, особенно ярко противопоставляется старое с новым. Нам особенно ярко виден рост. Мы замечаем то, чего очень часто молодежь не видит.

Мне приходилось преподавать в вечерней воскресной школе в 90-х годах. Ученики были молодежь 20–25 лет. Недавно я встретилась со своим бывшим учеником. Немножко удивилась, что он стариком выглядит. Я его молодым знала. Он мне и говорит, что жизнь совсем другая стала. «Сейчас у меня сын инженер, дочь вуз кончает, все мы коммунисты». Потом говорит: «Знаешь, о чем мы с тобой говорили, все исполняется».

Перед вами развертывается сейчас то, чего мы реально не могли себе представить. Собрания колхозников и колхозниц, метро, физкультурный парад – разве мы могли себе все это представить? И вы еще увидите такую яркую жизнь, которую сейчас и представить себе не можете. Хорошо жить в такую эпоху!

Само собой ничего не приходит. Это каждый из вас знает. В той области, в которой мне приходится работать по политпросвещению, я говорю всегда своим работникам: вы жалуетесь – надо не жаловаться, а отстаивать то, чего хотите добиться.

У нас есть замечательный женский актив. Но ведь это все актив, а важно, чтобы все женское молодое поколение, вся женская масса научилась жить по-новому. Достижений много, но и пережитков старого еще много, особенно в быту.

Тут много говорили об этих пережитках. Одним из таких пережитков старого является отставание женщины в смысле грамотности, овладения знаниями.

Когда праздновали пятнадцатилетие ликвидации неграмотности в Кировском районе Москвы, собрались обучающиеся грамоте. Сплошь женщины, домработницы, молодые девушки, работающие на предприятиях. Хорошая публика, но еще не втянутая в работу, многого не понимающая, но стремящаяся учиться. Спрашиваешь: «Почему не учитесь в школе ликбеза?» – «Да совестно, как же я пойду в школу ликбеза». Тут нам нужно шире развернуть работу.

Уже подготовлено постановление о пятилетней школе для взрослых с единой программой в объеме семилетки. За широкое развертывание школ взрослых, за вовлечение в нее женской молодежи надо всячески бороться.

Взрослый человек чаще пропускает занятия, чем ребята. Заболел муж, заболел ребенок, ударная работа, и человек пропускает, потом догонять уже трудно. Тут надо, чтобы работа в школе сочеталась с помощью на дому.

Много говорилось на XVI и XVII съездах партии о том, что женщина – председательница сельсовета, член рик – часто не имеет культурной помощи, а ей такая помощь необходима. К ней необходимо прикрепить хорошо грамотную комсомолку, комсомолка у нее поучится организационной работе, поучится пониманию явлений жизни, тому, как нужно преодолевать трудности, а ей почитает газету, поможет написать нужную бумажку, подобрать материал, поможет в учебе. В Западной области – самой трудной области, так как там было хуторское хозяйство, еще очень сильны пережитки старого, так вот там это провели. К каждой женщине – председательнице сельсовета, члену рик – прикрепляется либо доброволка, либо платная учительница, помогающая ей овладевать знанием. Нам надо на это дело обращать самое серьезное внимание.

Вот здесь говорили о продвижении женщин. Это верно. Мало у нас женщин на руководящей работе. На всех женских собраниях председательствует обязательно мужчина. Как правило, женщины продвигаются плохо.

В чем дело? Не хватает часто знаний. За знания надо бороться. Женщина, конечно, уже борется, но как с этой трибуны говорила одна работница из Московской области: «Начну говорить и стушуюсь». В Московской области слово «стушеваться» употребляется в смысле сконфузиться. Это тоже пережиток старого, от него и комсомолки не все освободились. Надо быть смелее, надо отстаивать -дело, за которое борешься. Актив это учтет, а масса?

Тут говорили, что профсоюзы недостаточно защищают интересы женщин. Это верно. Вот есть такой профсоюз домработниц, а как он защищает, этот профсоюз, права девушек, членов союза, как обеспечивал им право ходить учиться, ходить на собрания?

Мне кажется, комсомол мало работает в секциях Советов. Секции должны проделать большую работу.

Тут все выступавшие касались вопроса семьи. Ко мне иногда заходят приезжие иностранцы, и вот что их больше всего смущает: наряду с громадными достижениями, наряду с ростом сознательности и культуры, которые они не могут не видеть, они часто видят в быту еще много пережитков некультурности. Правда, они видят и ту усиленную работу, которая у нас идет по перестройке быта. Возьмите вопрос о детсадах, о яслях.

Один иностранный турист недоуменно спрашивал меня: а как же у вас матери соглашаются отдавать детей в ясли? Я на это отвечаю: у нас ведь ясли не отрывают ребят от матери. У нас домашнее воспитание сочетается с общественным. Общественное воспитание помогает углублять домашнее воспитание, правильно организовывать его. Из малого ребенка нельзя сделать марксиста, но важно, чтобы с малых лет складывались у ребят определенные интересы и привычки. И тут комсомолки, которые не на словах только, а поглубже овладевают теорией, узнают, что говорили Маркс, Энгельс, Ленин о детях, о семье, о воспитании, они сумеют вложить в ребенка с детства привычки, которые помогут ему развиться в человека будущего.

Материнский инстинкт дает много радости женщине. В этом инстинкте нет ничего плохого. Мы считаем материнский инстинкт великой движущей силой, но, с другой стороны, мы, конечно, никогда не будем женщину ограничивать только воспитанием детей. Мы не будем отрывать ее от широкой общественной жизни. Вот к 8 марта в газете «За индустриализацию» была приведена цитата из Сталина. Он говорил о том, что нам не все равно, как мать будет воспитывать ребенка. Нам надо, чтобы женщина-работница училась, умела воспитывать в нашем духе ребят.

Вопрос о семье стоит остро. Тут у нас много неправильных толкований. Старые законы о семье, старые взгляды на семью насквозь были пропитаны ложью. С этим боролась вся наша партия. У нас нет такого взгляда: раз уж вышла замуж, так становишься рабой мужа. У нас об этом никто не станет говорить, но пережитков старого еще очень много.

Семейная жизнь может дать большое счастье, если она связана со взаимной любовью. Но любовь надо понимать не только как удовлетворение здорового полового инстинкта. Необходимо, чтобы это чувство, которое дает много радости, связывалось с идейной близостью, со стремлением к единой цели, с борьбой за общее дело.

Однажды в Петрограде, в годы империалистической войны, когда я работала в Выборгском районе, мы разговорились с одной работницей. Она говорила:

– Вот муж на фронте, все сердце изболелось, думаю, жив ли, не жив.

Видно было, что любит она его.

– Вот о чем я часто думаю, – продолжала она. – Я стала большевичкой; иначе не представляю себе жизни, как быть в партии, работать как большевичка. Муж вернется с фронта, какие у него взгляды? Может быть, он враг большевиков. Кончена будет наша семейная жизнь. Нельзя же вместе нам жить: я – за большевиков, он – против. Придется разойтись.

Вот эти слова работницы показывают правильный путь: любовь – любовью, а чтобы жить друг с другом, надо, чтобы было единство взглядов. Без этого не может сложиться настоящая семья, какая может дать людям счастье.

И в конце я хотела бы сказать еще несколько слов о том, что часто у нас бывают разделения на «две нации». Раз как-то приехали колхозницы и говорят: «У нас колхоз только женский, мы в колхоз мужчин не пускаем».

Я их, смеясь, спрашиваю: что у вас две нации что ли – мужчины и женщины? Засмеялись и они.

Помню, однажды я выступала в КУТВ и говорила о необходимости раскрепощения женщины. И вот один студент выступает и говорит, что раскрепощение женщины – это женское дело. Я ему сказала: дело раскрепощения женщины – это дело не только комсомолки, но и комсомольцев, точно так же, как и борьба за социализм. Это должно быть общим делом. Сейчас женщина находится в таких условиях, при которых возможно быстрое осуществление этой задачи.

Вы – молодое поколение, поколение, которое достигло очень многого, но старайтесь в активную жизнь втянуть всю остальную молодежь.

Позвольте горячо пожелать вам добиться таких успехов, которых мы, старики, реально еще себе не представляем.

1935 г.

 








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 685;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.