КРЕПКАЯ СОВЕТСКАЯ СЕМЬЯ
После широкого обсуждения на собраниях трудящихся и на страницах печати проекта постановления «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» ЦИК и СНК СССР утвердили его, внеся некоторые добавления и уточнения.
Проведение декрета в жизнь связано с очень большими затратами со стороны Советского государства. Но наш Союз Советских Социалистических Республик стал настолько мощным и богатым, что может взять на себя эти затраты.
Почему правительство идет на такие большие затраты? Потому, что считает мероприятия, намеченные в декрете, очень важными в деле перестройки быта, в деле фактического раскрепощения трудящейся женщины, в деле налаживания правильных семейных отношений.
Именно потому, что принятый закон имеет такое важное значение, он предварительно и был поставлен на обсуждение трудящихся.
Такое обсуждение имеет громадное значение. Во-первых, всенародное обсуждение проекта декрета привлекло к нему всеобщее внимание, довело декрет до сознания самых широких масс. Каждый высказывал свои пожелания. Конечно, внести в декрет оказалось возможным лишь небольшую часть пожеланий, самых важных, самых существенных. Но высказывания поставили целый ряд серьезных вопросов, разрешение которых поможет правильному проведению декрета в жизнь.
Работники Наркомюста, Наркомздрава, Наркомпроса будут еще и еще раз перечитывать высказывания различных слоев трудящихся, чтобы быть в состоянии по-настоящему, по-советски, так, как хотел этого Ленин, как требует этого Сталин, проводить декрет в жизнь.
Всенародное обсуждение декрета поможет правильному проведению его в жизнь. Всенародное обсуждение декрета мобилизует общественную бдительность, поможет наладить деловой общественный контроль над этим делом.
Всенародное обсуждение декрета учит массы управлять. Для того чтобы управлять, надо знать дело. Обсуждение декрета помогает этому знанию, вкладывает в декрет живое, конкретное содержание. Обсуждение декрета дало возможность собрать огромный конкретный материал о жизни и быте трудящихся. Секции Советов смогут взяться вплотную за перестройку быта, не передоверяя его бюро секции. Работа секций Советов по линии, перестройки быта развернется гораздо шире и глубже.
Вопросы, разрешенные декретом, близко касаются каждой семьи и особенно волнуют женщин.
Женщины особенно активно участвовали в обсуждении декрета, и это имеет, конечно, чрезвычайно важное значение.
Все знают, какое громадное значение придавал Ленин делу раскрепощения женщины, поднятию ее сознательности, вовлечению ее в общественную работу.
В этом направлении велась все время большая работа.
Разве десяток лет тому назад могло государство затратить столько средств на родильные дома, ясли, детсады? Разве можно было десяток лет тому назад так широко поставить обсуждение декрета, втянуть в это обсуждение деревню, разве так громко звучал бы тогда голос крестьянок?
Особо горячее обсуждение вызвал пункт об абортах.
В 1920 г. были разрешены аборты. Просматривая свои старые статьи, я нашла среди них одну, в которой я подробно останавливалась на вопросе об абортах. Статья эта была помещена в № 1-2 журнала «Коммунистка» за 1920 г. Она называлась «Война и деторождение»[47].
«Война, – писала я в этой статье, – довела страну до крайнего предела нищеты и разорения. А нищета, как правило, – могила всех человеческих отношений. Нищета заставляет продаваться, продаваться не проститутку, которая делает из этого промысел, а мать семейства, часто ради детей, ради старухи матери».
Советское законодательство изменило характер брака. Но условия гражданской войны, постоянные эвакуации, ломка старого, веками сложившегося уклада – все это делало брачные связи очень неустойчивыми.
Неустойчивость брака и тяжелые материальные условия, гражданская война, разруха в стране, недостаток продовольствия привели к тому, что в целом ряде случаев вся тяжесть вскармливания и воспитания ребенка ложилась целиком и полностью только на мать.
«Как помочь матери, гнущейся под тяжестью деторождения, вскармливания и воспитания? – писала я в этой статье. – Ответ ясен: надо, чтобы государство взяло на себя не только охрану материнства и младенчества, не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем те, какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать».
Советская власть ликвидировала старые воспитательные дома, навсегда отрывавшие ребенка от матери, ликвидировала «фабрики ангелов», существовавшие при старом режиме и являвшиеся по сути дела замаскированным детоубийством, открыла детдома, детсады и детясли, но все это было в тот период каплей в море.
Особенно тяжело было в деревне, где кулачье вело активную агитацию против яслей. В 1919 г. мы получали еще заявления, подписанные крестами, с просьбой не брать ребят в ясли, не отнимать их навек от родителей. Детские дома часто были учреждениями, которые обслуживали за счет детей «воспитателей», никакого отношения к педагогике, воспитанию и обучению детей не имевших.
И вот в 1920 г. остро встал вопрос об абортах. Аборт по закону до того времени был наказуем. Но наказуемость была направлена не на тех, кто принуждал к абортам, кто устраивал подпольные аборты в крайне негигиеничных условиях, способами, надолго подрывавшими здоровье матерей, – отвечала за аборт мать. Я писала тогда:
«Борьба с абортами должна вестись не преследованием матерей, идущих на аборт часто с опасностью для жизни, а должна быть направлена на устранение тех социальных причин, которые вызывают необходимость для женщины идти па аборт.
...Конечно, ненаказуемость аборта не может уничтожить у матери того тяжелого чувства, которое вызывает у нее аборт. Весь ее организм уже перешел, так сказать, на рельсы деторождения, в организме началось уже приспособление к питанию находящегося в нем плода, и перерыв этого процесса обычно субъективно ощущается матерью как преступление над собой и ребенком. Стоит посмотреть на часто возбужденный, полный тоски взгляд женщины, прибегнувшей к аборту, чтобы понять, какой дорогой ценой покупается матерью свобода.
Только горькая необходимость заставляет работницу отказываться от материнства.
Улучшение общих условий жизни и в особенности охрана материнства и детства и общественное воспитание детей устранят эту основную причину, которая в настоящую минуту заставляет женщину насиловать свои естественные инстинкты, отказываясь от материнства – этой величайшей радости.
Тот, кто серьезно хочет, чтобы с порядка дня сошли все эти кошмарные вопросы о детоубийстве, об абортах, средствах предупреждения, – тот должен не покладая рук работать над строительством новой жизни, где материнство займет подобающее ему место».
С тех пор, как писалась эта статья, прошло 15 лет.
И по-новому встал вопрос об абортах. Страна наша стала богатой, мощной и зажиточной. Выросли, культурность и сознательность населения. Женщина в колхозе стала силой. Она стала общественницей. Много среди женщин стахановок, они упорно учатся.
Партия и правительство окружают ребят общественной заботой, создают для них счастливое детство...
В новых условиях по-новому встал вопрос о семье, об абортах. Вышедший декрет сыграет крупнейшую роль в деле перестройки бытовых условий.
Надо как можно шире развернуть работу по проведению принятого декрета в жизнь, нужно бороться за качество родильных домов, яслей, детсадов. Работы предстоит много.
Перед комсомолом стоит в числе других задач важнейшая задача – довести до конца так настойчиво проводимое нашей Коммунистической партией дело раскрепощения женщины во всем Союзе Советских Социалистических Республик.
Нет надобности повторять о тех громадных сдвигах, которые мы имеем в области раскрепощения женщины, в области роста ее сознательности. Это всем известно.
В этой статье я хочу остановиться на некоторых конкретных задачах, которые стоят сейчас перед комсомолом, в частности перед женским активом комсомола.
Надо ни на минуту не забывать, что актив должен вести за собой всю женскую молодежную массу в городе и в деревне. У нас замечательный женский комсомольский актив, но если мы посмотрим на всю массу женской молодежи в целом, то увидим, что много еще есть в жизни, в быту пережитков старого. И тут нужна большая повседневная работа.
Один из пережитков старого – это женская отсталость на культурном фронте. Эта культурная отсталость чрезвычайно мешает женщине, девушке в их работе, общественной деятельности.
Всеобщее обязательное обучение играет здесь исключительно большую роль. Только надо следить за тем, как оно проводится в жизнь, чтобы девочек не задерживали дома по разным якобы «уважительным» причинам, чтобы загрузка девочек домашней работой не мешала им учить уроки, и т. д.
Но вопрос не только о девочках – они находятся уже в неизмеримо лучших условиях, чем раньше.
Вопрос о вооружении знаниями все еще остро стоит в отношении женской молодежи, особенно в деревне.
Всякая девушка знает слова Ильича, что все должны уметь управлять государством, но этому надо ведь учиться, это надо уметь делать, для этого надо много знать, гораздо больше, чем раньше.
Надо ликвидировать неграмотность. Однако простая грамотность перестала удовлетворять массы. На том уровне хозяйственной и общественной жизни, на котором находится наша Страна Советов, массам необходимы такие знания, которые открывают путь к самостоятельной творческой работе, к повышению своей квалификации.
Обобществленное крупное социалистическое производство, коллективизация сельского хозяйства, плановое государственное хозяйство требуют высокой культурности трудящихся, требуют глубоких знаний миллионов трудящихся – активных участников строительства социализма. Сейчас понятие малограмотности расширяется. Человек, не знающий географии, основных этапов развития человечества, не понимающий явлений природы, не умеющий осмыслить окружающее, не понимающий, как ставить на службу преобразования труда и быта науку, как, откуда почерпнуть нужные ему знания, – человек малограмотный.
Комсомол должен всячески бороться за самое широкое развитие школ взрослых, не только повышенного типа, но за всю систему школ взрослых. Комсомол должен добиваться, чтобы вся молодежь была обслужена школами взрослых.
Особенное внимание надо уделять той молодежи, которая до сих пор осталась неграмотной или малограмотной. Вся молодежь, и особенно женская и колхозная, должна овладеть знаниями в объеме семилетки. Дело большое, серьезное.
Надо обращать, особое внимание на вооружение знанием подростков, своевременно не попавших в школу. Надо обращать внимание на работу с так называемыми переростками. Их очень много среди девушек. Работа среди них очень важна.
Перестраивающаяся жизнь поставила перед нами во весь рост вопрос о семье, о взаимоотношениях между мужем и женой, между родителями и детьми, вопрос о воспитании подрастающего поколения.
Правильно разрешить этот вопрос можно лишь на основе коммунистической морали. Тут большие трудности, и главная трудность в том, что старые взгляды сплошь и рядом одеваются в новые, модные одежды. Тут нужна большая бдительность. Самая большая бдительность должна быть направлена по линии борьбы с мелкособственнической моралью, с мелкособственническими взглядами на семью, на воспитание детей.
Еще Маркс и Энгельс писали о том, что только в недрах пролетариата могут зародиться новые формы брачных отношений – брак не по расчету, а на основе взаимного влечения, взаимной любви, взаимного доверия, общности взглядов.
В Стране Советов созданы условия, раскрепощающие женщину от старых, тяжелых форм брачных отношений.
Но в быту есть еще пережитки старого. Мелкособственническая психология зачастую пытается залезть во все щели.
Пока господствовало мелкособственническое, единоличное хозяйство с его замкнутостью, отрывом от общественной жизни на селе, особенно долго держались в быту пережитки старого, медленно изживались они. Коллективизация сельского хозяйства, изменение всей организации труда раскрепостили женщину. В колхозе женщина стала силой, и это повело за собой изменение и в отношениях между мужчиной и женщиной; семейные отношения стали в корне меняться.
В нашей стране уже построен социализм, растет не по дням, а по часам сознательность трудящихся масс. Внимание партии, комсомола, профсоюзов, Советов особенно заострено на поднятии культурного уровня всей массы населения. Созданы материальные предпосылки для перестройки всего бытового уклада (новые жилищные условия, растет число столовых, яслей, детских садов, клубов, парков культуры и отдыха и пр.). Поэтому с каждым днем все больше укрепляются новые формы семьи, основанные на глубоком взаимном доверии, чувстве любви, на идейной близости, на естественном влечении.
И, наконец, вопрос о воспитании.
Женщина – настоящая или будущая мать. В ней сильны материнские инстинкты. Эти материнские инстинкты – тоже великая сила, они дают матери великую радость.
Мать – естественная, воспитательница. Велико ее влияние на детей, особенно на малышей. А мы знаем, какую печать кладут па весь характер человека, на все его развитие первые годы жизни. Весь вопрос в том, как воспитывать.
Один из великих основоположников марксизма – Фридрих Энгельс, друг Маркса и его единомышленник, – писал, что если те идеи, за которые боремся мы, дети нового времени, истинны, то не далека уже пора, когда женские сердца начнут биться за идеал современного духа так же горячо, как они бьются за набожную веру отцов, – и лишь тогда наступит победа нового, когда молодое поколение станет его впитывать вместе с молоком матери.
Сейчас, когда смотришь на наших работниц, на наших колхозниц, видишь, как горячо бьются их сердца за осуществление социализма, за учение Маркса – Энгельса – Ленина, и чувствуешь, какое это громадное значение имеет для воспитания подрастающего поколения.
И Маркс, и Энгельс, и Ленин, и Сталин много уделяли внимания вопросам воспитания. Наши дошкольные учреждения, наша советская школа должны служить показом матери, как надо воспитывать из ребят новых людей – строителей социализма. Сочетание общественного воспитания, которое дается в наших дошкольных учреждениях, в наших школах, с воспитанием семейным, когда сердца матерей горячо бьются за дело социализма, создаст замечательное поколение людей. Женская комсомольская молодежь, как и весь комсомол в целом, должна развернуть в этом направлении широкую работу.
1926 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 827;