ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ПЕРЕГИБЕ
Массовый переход на коллективное хозяйствование подымет нашу революцию на высшую ступень. Совершающийся переход творится руками сотен тысяч, ну а при таком размахе без промахов, без перегибов дело не обходится. Это не значит, конечно, что мы «философски» должны относиться к этим искажениям и перегибам и не принимать самых энергичных мер к их устранению. Каждый перегиб, каждое головотяпство бьют по тому, что строится, бросают палки под колеса социалистического строительства.
Борясь с кулаком, мы в этой борьбе не замечаем ребят, а о них надо подумать.
У кулаков, как правило, служили батрачата, няньки, пастушата и пр. Кулаку особенно выгодно было держать их – охрана детского труда в деревне поставлена из рук вон плохо или, вернее сказать, никак не поставлена. Интересуется ли кто судьбой этих батрачат, теряющих свой заработок? Боюсь, что пет. Батрачат надо, если они этого хотят, устраивать в колхозах и заботиться о них. Сельсовет должен взять на себя это дело. Надо последить, чтобы этих ребят учили, может быть, вне очереди надо принимать их в школы; ККОВы должны позаботиться, чтобы они были одеты и обуты.
Но гораздо больше, чем батрачат открытых, у кулаков было батрачат замаскированных: это были ребята, отданные им па воспитание из детских домов, это были дальние бедные родственники. Все эти «иждивенцы» кулака, а но сути дела его батраки, которых он в школу не посылал, которых кормил впроголодь, которых заставлял работать сверх меры, зная, что за них-то не вправе никакой союз сельхозлесрабочих вступиться, – куда они деваются?
Это бедняки из бедняков. Все, что сказано о батрачатах, относится целиком и к этим замаскированным батрачатам.
И, наконец, дети кулаков. Бывает так: у малыша арестованы родители, .ходит он по улице и плачет, все жалеют его – и женщины, и мужчины, но усыновить, взять в дом не решаются: «Сын кулака все же, да еще активиста, – как бы чего не вышло».
Тут вопрос ясен – борьба ведется не с ребятами, а со взрослыми. Ребенок не может выбирать себе родителей, никого он не эксплуатировал, никого не угнетал, ничей век не заедал, козней никаких не строил. Ни в чем не виноват. Ребенок есть ребенок. И его надо усыновлять, брать в колхоз как своего. И его надо учить, как всех других детей, не попрекать происхождением, а растить из него сознательного человека, коммуниста.
В декрете от 17 мая 1919 г. «О бесплатном детском питании», подписанном Владимиром Ильичей, есть специальный параграф, гласящий: «Право на бесплатное питание предоставить всем детям указанного выше возраста (до 14 лет. – Н. К.) безотносительно к категории классового пайка их родителей». Взрослые – одно, дети – другое. И недопустимый перегиб – мстить детям за родителей, преследовать тех (учителей, колхозников), которые берут на себя заботу о ребятах кулака.
Сложнее дело с подростками. Кулак заботится очень усердно о том, чтобы пропитать сына своим духом. Еще в 70-х годах Л. Толстой рассказывал, как скупщик из близлежащего села ни за что не хотел отдать сына в школу, держал его при себе и с малолетства учил, как обвешивать да надувать крестьян. Нельзя отрицать влияния кулачья на своих детей-подростков. Но мы недооцениваем других влияний на ребят – влияния школы, товарищей, улицы. Наша деревенская школа оказывает громадное влияние на ребят. Это отмечают все товарищи, побывавшие в деревне, это видно из писем деревенского ребятья, которое принимает близко к сердцу все, чем живет страна. Скупщик, которого описывал Лев Толстой, в 70-х годах боялся влияния школы на своего сына, тогдашней религиозной школы, а школа теперешняя совсем ведь иная. Недооцениваем мы влияния на детей кулаков самого факта существования пионерорганизации. Это влияние велико. Мы все видели юных пионеров во время слета. Взрослые даже волновались. Думаете, не влияет пионерорганизация на всех детей, даже на тех, кто в нее не входит?
Влияет улица. Мы часто говорим об отрицательном влиянии улицы, причем имеем в виду главным образом «Охотные ряды», где все дышит спекуляцией, где проходящий мимо вас человек, не глядя на вас, скороговоркой говорит: «Мясо есть».
Но есть и другая улица – улица революционная. Я помню улицу Выборгского района, Василеостровского в 17-м году. Эта улица дышала не спекуляцией, а революцией, захватывала под свое влияние всех и вся. Когда поставили в Выборгский район пулеметный полк, вначале был он настроен весьма антибольшевистски. Кто немедленно первый повел большевистскую агитацию среди солдат? Торговки снедью, квасом, семечками, большей частью жены рабочих, которые целый день проводили на улице, которые находились под влиянием этой кипящей, революционной улицы, на которой с утра до вечера обсуждались рабочими все события.
Сейчас революцией дышит деревенская, колхозная улица. Там идут споры – горячие, страстные. И ребята слушают, слушают и дети кулаков.
Некоторые ребята, дети кулаков, переживают настоящую трагедию, бегут из дома, отстаивают дома свою линию – и ничего не могут сделать, не могут стряхнуть с себя легшее на них пятно происхождения. Им кажется, что над ними висит какой-то рок.
«Я сам не желал бы быть сыном торговца, – пишет один подросток, – гораздо лучше быть сыном очень бедного крестьянина. Я сколько раз говорил отцу, чтобы он бросил свою мелочную торговлю, лучше заниматься крестьянством. И в конце концов он сделал это. Теперь отца у меня нет, его уже несколько дней как увезли неизвестно куда. Я даю слово, что, когда вырасту большой, я обязательно вступлю в партию и буду честно и усердно выполнять задачи пролетариата и буду также стараться перевоспитать всех детей на новый быт».
Парень ни о чем не просит. Как изменились идеалы! Раньше все ребята хотели бы быть царевичами и царевнами, богачами, которые едят на золоте, живут в хоромах; теперь они хотели бы быть детьми самого бедного крестьянина, коммунистами.
Такие дети кулаков на 3/4 уже перевоспитаны школой и жизнью. С ними работа будет сравнительно легка. Но есть такие, по отношению к которым нужна большая, длительная работа.
Современная жизнь ломает психологию стариков, не то что подростков. Острая классовая борьба, которая сейчас идет в деревне, имеет ведь в конечном счете целью бесклассовое общество. Подрастающую молодежь надо перевоспитывать, помогать ей хорошенько вывариваться в котле коллективизации, в фабричном котле. Надо подросткам – детям кулаков – помогать поскорее забывать о прошлом и примыкать к строительству новой жизни.
1930 г.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 546;