БЫТОВЫЕ СЕКЦИИ СОВЕТОВ

 

5 октября (1930 г. – Ред.) ВЦИК и Совет Народных Комиссаров приняли положение о бытовых секциях при городских и сельских Советах. Это очень важное постановление. В области хозяйственной, культурной мы за 13 лег, прошедших с Октябрьской революции, очень сильно продвинулись вперед, но все вопросы нашего социалистического строительства неизменно упираются в быт. В быту у нас пережитков старого хоть пруд пруди, и это старое мешает расти новому так быстро, как оно могло бы расти. Быт тянет новое книзу. Возьмем рабочую жизнь. На общих собраниях, когда все торжественно настроены, льются дельные, толковые речи, видно, как массы выросли за эти годы. Но подите в казармы – и старое полезет из всех углов. На большой плите стоит по-старому бесчисленное число горшков со щами, в углах красуются иконы, теснота жилищная мучает людей, нервирует их, пьяные слезы, воркотня, ругань особенно заражают как-то. По-старому дети остаются на руках у нянек-подростков, вывезенных из деревни, которые еще по-старому неграмотны. По-старому надо ходить работницам стирать в баню, стоять в воде по щиколотку. Раньше все это казалось в порядке вещей, теперь все это раздражает, волнует, бытовые недочеты заслоняют достижения. Грязь, очереди, бестолковщина в снабжении, неустройство жизни, домашняя беспризорность ребят, существующие наряду с несомненными достижениями, поражают иностранных рабочих и работниц, приезжающих к нам. Они видят, как нам- удается достигнуть много такого, чего они не могут достигнуть у себя, их поражают наши достижения, и они стараются объяснить себе нашу бытовую отсталость наследием старого; но, помимо их воли, эта неорганизованность жизни смущает их, отталкивает. А враги Советского Союза используют полностью наши бытовые недочеты для агитации среди масс своей страны, замалчивая наши достижения, да и сами мы часто из-за неустройства нашей жизни склонны недооценивать наши достижения.

Если возьмем деревню, там условия жизни часто еще более тяжелые; крестьянка живет еще более замкнуто, чем работница, больше привязана к дому, ей труднее освободиться от старого, она обычно более безграмотна, более темна. Втянуть крестьянку в общественную работу – одна из важнейших задач; необходимо помочь ей примкнуть к общему строительству. Бытовые секции будут этому помогать. Старый быт тяжелее всего бьет по женщине – работнице и крестьянке, но не только по ним. Он бьет по подрастающему поколению, он бьет и по мужской части населения, по рабочим и крестьянам, которые при старых бытовых условиях тяготятся домашней обстановкой, шатаются где попало, пьют, бьют жен и детей, сами себе противеют.

Бытовые секции – не специально женские секции.

Надо, чтобы с самого начала бытовые секции пошли по правильному пути и не дали тех ошибок, которые часто делают другие секции и от которых и им надо избавиться.

Прежде всего секция не должна отрываться от общей работы Совета. Очень часто бывает так. Например, секция по народному образованию работает по беспризорности, по помощи ликбезу и т. д., занимается выполнением поручений ОНО и забывает, что она не какой-то подсобный аппарат ОНО, а секция Совета. Ее дело изучать при помощи ОНО, профсоюзов, комсомола и пр. постановку дела народного образования в своем городе, в своем селе; устанавливать разные недочеты, которые она замечает, и добиваться через Совет, через общественность, которая должна быть широко сплочена около секций, устранения этих недочетов; защищать дело народного образования от всякого головотяпства. Но проводить это секция может лишь тогда, когда работает не замкнуто, когда она перерабатывает ряд вопросов с другими секциями, идет с ними единым фронтом, когда секция внимательно следит за всей работой Совета, увязывает свою работу с работой Совета, с теми вопросами, которыми занимается Совет в целом. Бытовая секция так же, как и другие секции, не должна замыкаться, обособляться. Уже в самом положении о бытовых секциях указывается на необходимость увязывать работу секции с другими секциями.

Затем другой вопрос. Бытовая секция должна иметь свой план работы. Это, конечно, ясно для каждого. Весь вопрос в том, каков должен быть этот план. В этом все дело. Не должна, не может бытовая секция заняться только дошколятами, или только столовыми-кухнями, или только ликбезом. Бытовая секция должна заниматься всеми вопросами, которые в ее ведении; но, конечно, у каждой секции должен быть свой план работы, основанный на знакомстве с местными бытовыми условиями. Скажем, в данной местности особо плохи жилищные условия, – надо позаботиться, чтобы для детей были организованы особые детские клубные избы, или детские клубы, где дети могли бы проводить внешкольное время, читая, работая, организованно играя. Или, скажем, Совет находится в местности, где сильно развито сектантство. Надо разобрать причины, которые толкают людей туда, и вместе с другими секциями обсудить, как можно сообща устранить эти причины. Или, скажем, в данной местности идет очень сильная эксплуатация детского труда, надо с секцией труда выяснить, как можно устранить это явление. В одних местностях придется особенно налегать на один вопрос, в других – на другой.

И, наконец, последний, очень важный вопрос: как организовать около секции широкую общественность. Есть много работниц, крестьянок, интересующихся вопросами быта, интересуется ими молодежь, интересуются очень широкие советские слои, разные добровольные общества. Работают они врозь. Надо, однако, чтобы в области быта, как и в других областях, работа шла по единому плану, сообща выработанному. И вот перед секцией быта стоит задача сплотить около себя ряд организаций, широкие массы рабочих, колхозников и др. для того, чтобы побороть все трудности.

Иногда удивляет, как легко устранить очень большие на первый взгляд недостатки, если работать толково и планомерно, втягивая в свою работу массы.

Сейчас вопросы быта привлекают внимание широких масс, и бытовые секции должны работать образцово в том направлении, в каком указывал Ильич. Он учил подходить ко всем вопросам не формально, не бюрократически, а в живой жизни находить пути для разрешения важнейших задач. Он учил массы ни на кого не надеяться, не ждать, что кто-то придет и все устроит, а самим браться за дело, организовываться для устранения трудностей, для налаживания дела.

Только потому, что рабочие массы сами взялись за восстановление промышленности, удалось справиться с разрухой. Только благодаря тому, что в Стране Советов массы сами активно принимают участие в строительстве, удается продвигаться вперед быстрыми темпами.

Необходимо, чтобы и бытовые секции руками тех, кого это больше всех касается – руками масс, подняли разрешение бытовых вопросов на должную высоту.

1930 г.

 

1931-1939

 

 

ЛЕНИН И ДЕТИ

 

Это правда. Владимир Ильич любил ребят. В присутствии ребят у него светлело лицо, смеялись глаза, он любил слушать их болтовню, шутить с ними, возиться. Только жизнь у нас сложилась так, что ребят приходилось видеть лишь мельком. В семье у нас ребят не было.

В Сибири к нам ежедневно заявлялся Минька – шестилетний сынишка катанщика (валенщика). Еще все спят, а уж отворяется дверь, появляется Минька в отцовской шапке, матерниной кофте, закутанный в шарф, и оповещает: «А вот и я!» Толчется у нас по дому, за обедом докладывает все новости деревенские: «Сегодня овец стригли» или: «Иван Степанов приехал, в волости был» и т. д.

Это был веселый, но болезненный мальчонка. Владимир Ильич снабжал его бумагой, давал рисовать красным карандашом, поддерживал все мои мероприятия по части доставления Миньке всяких удовольствий.

Приходили к нам ребята Проминского, польского рабочего-ссыльного, у которого была очень большая семья. Ребята обычно приходили с родителями – с отцом. Проминский охотно и много пел польские революционные песни. Поет Проминский, вторит ему Владимир Ильич, подтягивают ребята. Владимир Ильич шутил и возился [с ними]. Помню, как однажды он долго улыбаючись наблюдал шестилетнюю Зосю Проминскую, которой я вырезывала зверьков из бумаги и которая смеялась от радости, на них глядя.

После ссылки Владимир Ильич уехал в Псков, поближе к Питеру, а я осталась доживать ссылку в Уфе.

В Пскове Владимир Ильич столовался у Радченко, там были две девчурки-малышки, с которыми он особенно охотно возился. Потом он, смеясь, рассказывал мне, какие это милые и забавные ребята.

Летом Владимир Ильич приезжал ко мне в Уфу. В это время я давала уроки дочке одного машиниста – десятилетней девчурке. Она приходила ко мне на дом. Раз я застала девчурку с котенком на руках, беседующую с Владимиром Ильичей. Она рассказывала ему, что когда мы занимаемся, котенок просится в комнаты, просовывает лапу в щелку под дверью. Ей тогда делается ужасно смешно, и она не может заниматься. Владимир Ильич смеялся, качал головой, гладил котенка и говорил: «Как нехорошо! Как нехорошо!» А потом, когда мы занимались, он на цыпочках проходил мимо двери, чтобы не мешать нам заниматься.

Владимир Ильич относился всерьез к занятиям ребят, к тому, что они говорят и делают. У него не было и тени того пренебрежительного отношения к детям, того невнимания к ним, которое так часто бывает у взрослых. И потому ребята очень любили его.

Он терпеть не мог манеру превращения детей в игрушку, заставлять их повторять слова, смысл которых им непонятен, терпеть не мог бессмысленного баловства. Он уважал права детей. В детях видел он будущее.

В статье «Рабочий класс и неомальтузианство» в 1913 г. он писал о том, что надо растить детей так, чтобы они «лучше, дружнее, сознательнее, решительнее нашего боролись против современных условий жизни, калечащих и губящих наше поколение»[24]. «Мы боремся, – говорил он там же, – лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят»[25].

1931 г.

 

О ДОШКОЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ (РЕЧЬ НА I ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)

 

Товарищи, вы все, вероятно, читали напечатанную в сегодняшних газетах речь[26] т. Сталина, где он говорит о том, что рабочие, которые так героически работают, которые принимают участие в ударничестве, в соцсоревновании, – они предъявляют тоже определенные требования, требования на культурном фронте.

И вот, товарищи, одно из таких требований – это широкий размах дошкольного воспитания.

Мне вот приходилось быть в Орехово-Зуеве. Я туда ездила по вопросу о библиотечном деле, но на всех тех собраниях, которые там происходили, говорили не столько о библиотечном деле, сколько о дошкольнике. Выступали работницы и горячо требовали широкого охвата ребят дошкольными учреждениями. Там у них есть несколько чудесных дошкольных учреждений.

Я зашла в один детский сад, который у них находится в клубе, приоткрыла дверь, смотрю: стоят ребятишки, стоят очень серьезно, вереницей – руки собираются мыть. И вот посмотрела на меня одна девчурка и говорит: «Тетя, ты порядков не знаешь, – разве можно заходить в пальто?» Дошкольное воспитание – это у нас новая область, мы совершенно по-новому воспитываем ребят. Но надо сказать, что эти наши учреждения только дразнят людей. Их чересчур мало. Не так мало, как несколько лет тому назад было, но по сравнению с теми требованиями, которые есть, конечно, у нас размах дошкольного дела совершенно недостаточный. Нам необходимо на 100% всю детвору охватить, и в первую очередь, конечно, детей работниц. Сейчас, когда женщина пошла на производство, не на кого ведь ребят оставить. А мы что имеем? Конечно, мы все читаем в газетах, что вот новые стройки на 100% обслужены. На первый взгляд это кажется замечательно хорошо. Но ведь надо знать, что на новостройке часто работает только холостежь, а у семейных семьи потом переедут, и ребят там не так много, так что обслужить их не так-то мудрено. А вот, например, я получила письмо с Сельмашстроя. Как там дело обстоит? Правда, там пишется о яслях, а не о детсадах. Сельмашстрой имеет 15 тыс. рабочих, а детей, которые обслужены яслями, –192 человека. Как обслуживаются дошколята – об этом в письме ничего не говорится, но говорится о другом, которое тоже показывает, что с дошкольным воспитанием там не весть как хорошо дело обстоит. Рассказывают, что для рабочих столовка есть, а для семей рабочих столовки нет. Для детишек никакой столовки нет. И многие рабочие хотят унести свой обед домой, чтобы ребят накормить. Так стоит в дверях милиционер и не дает унести обед. Очевидно, и мать и отец заняты, и ребята едят всухомятку, присмотреть за ребятами некому. Вот такое положение, конечно, ненормальное и заставляет говорить о том, что размах, который надо придать дошкольному делу, должен быть гораздо шире, гораздо больше. Я думаю, что главное дело тут не в деньгах, хотя, конечно, я прекрасно понимаю всю важность ассигнования на дошкольное дело, и мои слова никоим образом не должны быть истолкованы таким образом, что не в деньгах дело, ладно – и без денег обойдемся. Так, конечно, нельзя рассуждать. Но мы знаем уже целый ряд путей и возможностей широко развернуть это дело, а по мере развертывания этого дела будут находиться и новые источники на содержание этого дела. Вот по ликбезу сначала мы только и говорили: а где достать деньги на ликбез? А когда рабочие взялись вплотную за это дело, снизу поднаперли как следует, когда это получило такой размах, как например в ЦЧО, в бывшей безграмотной стране, где поголовно все крестьянки стали учиться, то как-то разговор о деньгах отошел на задний план. И вопрос уже не в деньгах, а в персонале, который учит. Вот что выдвинулось на первый план.

Нам, конечно, нельзя начинать разговор о том, что мы будем работать в дошкольных учреждениях в три смены. С этим и в школе-то ничего не выходит. Последняя смена младших групп уже заниматься не может, а что говорить о дошколятах. Значит, дошкольник днем будет бегать по улицам, а потом на пару часов приходить в дошкольное учреждение. Ведь цель дошкольного учреждения – это обслужить ребят, за которыми некому сейчас смотреть.

Вот на днях у меня была одна американка. Она у меня все расспрашивала: как это матери соглашаются на то, чтобы дети целый день оставались где-то в детсаду? Я говорю: «Ведь матери-то на предприятии или на работе заняты». «Да, – говорит, – все-таки матери, которые могут с ребятами быть, они, наверное, не хотят отдавать». Пришлось ей объяснить, что у нас очень широко общественная работа развита, так что если мать у станка не стоит, то ведет общественную работу. Но это казалось ей совершенно непонятным. У нее буржуазная психология. У нашей работницы психология совсем другая.

Мне пришлось с одной работницей разговаривать о дошкольном деле. Она говорит: «Почему я хочу ребенка отдать в детский сад? Я могу, конечно, и дома няньку нанять, но я хочу, чтобы мой ребенок воспитывался по-новому». Я вот и старалась объяснить американке, которая у меня была, что у нас работница хочет отдать в детский сад не только потому, что некому дома смотреть, а и потому, что она хочет, чтобы ребенок воспитывался по-новому. А воспитание должно быть коммунистическим; если мы начнем говорить о трех сменах, если мы будем заботиться лишь о том, чтобы побольше числом взять, а качеством пониже, то это, конечно, никуда не годится. Нам нужно коммунистическое воспитание ребят, а для этого нужно, чтобы значительное время – если не весь день – ребята были обслужены детскими учреждениями. Итак, первое – размах, 100-процентный охват детей, второе – коммунистический характер дошкольного воспитания – вот те задачи, которые стоят перед нами.

Владимир Ильич говорил по отношению к ликвидации неграмотности: если рабочие сами возьмутся, так это дело может быть быстро проведено. То же самое надо сказать и о дошкольном деле. Если массы сами возьмутся за это дело, то дело это будет проведено. Вот вы, наверное, слыхали и читали про саратовский опыт, про то, как они там ввели дифференцированную плату, как они там проводили поголовное обслуживание ребят детскими садами и вместе с родителями обсуждали, чем кто может помочь детскому саду, куда ходит его ребенок. Сейчас, говорят, Саратов на 62% обслуживает уже ребят дошкольными учреждениями. Это не по отношению только к ребятам рабочих, а ко всем ребятам. 62% всех ребят дошкольного возраста обслужены уже детскими садами в Саратове. Это, конечно, по сравнению с другими городами очень много, и вот тут, может быть, нужно позаимствовать очень многое от саратовского опыта. Но я не сомневаюсь, что в жизни найдется еще очень много путей для того, чтобы как можно шире развернуть это дело.

Я должна сказать, что наша педагогическая пресса уделяет этому делу не так много внимания, как надо было бы. Я взяла журнал наш наркомпросовский «Коммунистическое просвещение» и за весь этот год просмотрела. Ни одной статьи по дошкольному образованию нет. Я боюсь, что и в журнале «На путях к новой школе» тоже нет. Я точно не помню, но я сильно подозреваю, что и там нет, а это никуда не годится. Конечно, внимание к этому делу не должно быть ослаблено. Необходимо тут идти такими же путями, как и по всеобучу.

Вы знаете, как было по всеобучу? Были установлены определенные показатели: вот столько-то открывается учреждений, столько-то ребят втянуто, столько-то учителей не хватает, столько-то не хватает помещений. Были взяты три или четыре показателя, и был проведен учет того, как это дело продвигается. Первоначально хотели очень широкий учет сделать, но потом свели к этим нескольким показателям. И тут все области и все районы прислали сведения о том, как у них дело обстоит. Я думаю, что нужно было бы сейчас такой учет провести и по этой линии, и это сильно могло бы подтянуть дело. Тут все следили за тем, как дело продвигается вперед. Меры для придания широкого размаха этому делу нужно непременно принять, и печать в этом отношении должна очень многое сделать. У нас есть опыт культпохода; надо, чтобы то начало, которое было положено в области дошкольного дела, было доведено до конца.

Наряду с дошкольным походом необходимо организовать санпоход, необходимо, чтобы Наркомздрав или работники Медсантруда взялись бы за это дело так, как взялся Цекпрос, и тоже настояли бы на том, чтобы провести кампанию такого санпохода. Необходимо, чтобы врачи, фельдшера и весь медицинский персонал приняли участие и помогли дошкольникам и широкой культармии, которая работает по дошкольному делу, приобрести известные знания в области гигиены и здоровья детей.

Мы должны бороться за здоровое поколение, мы должны вырастить поколение, которое с молодых лет росло бы сильным, росло бы здоровым. Об этом говорить не приходится, потому что дошкольные работники обращают внимание и на то, в каких условиях дома живет ребенок, борются за отдельную кроватку для ребенка, борются за мытье рук, за чистоту, и сами ребята уже получают необходимые навыки. Это большое завоевание, и снижать его не нужно. Я всегда ставила в пример школьным работникам дошкольных, указывая, что дошкольное дело у нас умеет бороться за здоровье ребят, а насчет школьного – тут дело гораздо хуже обстоит. Но я думаю, что этого дела нельзя снижать, что размах этого дела должен не заслонять, а, наоборот, укреплять эту совсем не маленькую задачу.

Мы все люди увлекающиеся, и сейчас очень многие дошкольницы начинают говорить о том, что вот нужно, чтобы ребята приняли участие в борьбе за промфинплан, чтобы они по политехнизации работали и пр. Все это очень хорошо, я об этом буду говорить дальше, но может ли это хоть в малейшей море заслонить эту важнейшую задачу – борьбу за здоровье ребенка? Думаю, что ни в коей мере, что эта задача, как она стояла с самого начала, так она стоит и сейчас. Первые годы детства кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье, и тут нужны всякие детские площадки и другие меры для того, чтобы ребята проводили летом очень много времени на воздухе, чтобы зимой они также могли дышать свежим воздухом. Все это чрезвычайно важно. Вопрос о детском питании стоит как одна из самых важнейших задач.

Другой чрезвычайно важный вопрос – кого мы воспитываем из ребят. Ведь новая техника работы на фабриках, заводах и в колхозах – это не просто работа, а это коллективная работа, и вот эта коллективная работа как раз и выковывает психологию рабочего класса, выращивает колхозника, сознание которого вырастает в колхозе. Гвоздь вопроса – в этом коллективном труде, и чем дальше, тем больше этот коллективный труд в жизни нашей Советской страны будет играть все большую роль. И нам нужно из ребят с маленьких лет растить коллективистов, т. е. умеющих работать коллективно и жить коллективно. В этом отношении нужно сказать, что наш дошкольный отдел тоже тут имеет большие завоевания. Если нашу дошкольную работу сравнить с работой буржуазной, то мы увидим, что в нашей дошкольной работе есть такой подход, что мы растим коллективиста, мы воспитываем ребят так, чтобы они умели по-товарищески жить, умели работать и помогать друг другу. Тут надо дать известные навыки; в этом направлении кое-что делается.

Но нужно отдать себе отчет, как должна быть поставлена работа в коллективе. Я должна сказать, что первое время по дошкольной и особенно по школьной линии коллектив часто понимали как обезличку. Вот коллектив сделает, вот звено сделает, группа сделает, а кто в этой группе делает и что делает, часто было неизвестно. Бывало так, что делали двое-трое ребят, а остальные в это время неизвестно чем занимались. Точно так же было с группами маленьких ребятишек. Вы видите, что иногда выставляют какие-нибудь рисуночки, а все ведь дети их рисуют. Часто бывает так, что выставят наилучшие рисунки. Трое хорошо нарисовали, идешь и смотришь: ах, как у нас ребята хорошо рисуют. А что, вся ли группа рисовала? Нет, несколько человек. Рисунки остальных ребят не взяты. Мы должны в этом отношении обратить внимание на то, чтобы в работе, в труде, в строительстве своей детской жизни принимали участие поголовно все ребята, чтобы так они были организованы, чтобы умели сообща работать, чтобы каждый из ребят выполнял хотя бы самую маленькую, по своим силам часть работы, чтобы он принимал участие в общем деле и чтобы у нас не получилось того, что у нас долгое время было еще в школьном деле и еще ярче, пожалуй, среди студентов. Теперь жизнь научила нас, что коллектив не должен быть обезличкой, а, наоборот, жизнь требует того, чтобы каждый умел работать, умел как-то организовать свою жизнь вместе с другими. Начать малыши могут только внутри очень небольшого коллектива и если эта работа поставлена правильно методически, но это не значит, что только в небольших коллективах ребята должны замкнуться. Очень важно, чтобы эти небольшие коллективы примыкали к более крупным коллективам, – скажем, звено примыкало бы к группе, группа примыкала бы к классу, – чтобы ребята участвовали в праздниках, где бы они получали общую зарядку. Вы знаете, что для того, чтобы складнее и дружнее шла работа ребят, имеют большое значение такие вещи, как песни, как совместные действия. Все это вооружает и воодушевляет ребят. Искусство и игры надо использовать для того, чтобы вооружить ребят, научить сообща налаживать жизнь и работу.

У нас очень часто говорят об интернациональном воспитании, но если просто говорить ребятам те или другие положения, то из этого получается часто совсем не то, что следует. Вот, например, я скажу по отношению к более старшему возрасту, к школьникам.

Получаю я, кажется из Узбекистана, письмо из детского дома от русских ребят. Они пишут: мы понимаем, что такое значит, что рабочие всех стран должны объединиться. Кругом нас живут дикие узбеки, мы будем им помогать сделаться культурными. Я тогда учителю написала: надо что-нибудь ребятам рассказать из жизни узбеков, чтобы показать, что узбекские ребята в некотором отношении выше русских ребят. Наверное, у узбекских ребят есть очень интересные игры. Обыкновенно у ребят, которые живут близко соприкасаясь с природой, очень много интересных игр; они, наверное, быстрее бегают, чем русские ребята. Надо им показать не то, что ребята узбеки отсталые, а показать, что в некоторой части узбекские ребята выше стоят.

Одним словом, я хочу сказать, что в национальных подходах надо уметь выискивать положительные стороны и ребятам показать, а то они фразы повторяют, а понимать не понимают. И вот если правильно поставлена коллективная работа, если ребята привыкли дружно жить в коллективе, то тут на этом фоне им легче будет провести интернациональное воспитание. То же самое и в смысле антирелигиозной пропаганды. Часто у нас антирелигиозную пропаганду понимают очень упрощенно – достаточно сказать ребятам: бога нет. А вот я недавно наблюдала двух девочек, детей ответственных работников, 6–7 лет. Они жизнерадостно прыгали, прихлопывая в ладоши, смотрели на небо и говорили: «Бога нет, неба нет, ангелов нет, как хорошо!». А потом одна девочка говорит: «А ты знаешь, мне мальчик рассказал, что тень – живая, и все – живое, и деревья – живые. Ты думаешь деревья не понимают? Они все понимают». Это своеобразный анимизм, мистика. С одной стороны, выходит – бога нет, а с другой стороны, дети создают себе какую-то первобытную своеобразную религию. Важно, чтобы корни религии были вырваны. В этом отношении привычка дружно, коллективно работать, жить так, чтобы на первом плане не «я» было, а «мы», – она способствует устранению всяких религиозных настроений.

Но, кроме того, есть для дошкольников целый ряд примеров, которые могут убедить их очень глубоко.

Тов. Орлова рассказала мне такой случай. Ребята поливали грядки и удобряли их. Один из ребятишек говорит: «Ну да, это все равно – как бог захочет: захочет – уродит, захочет – не уродит». Тогда другой мальчик предложил: «Ну что же, пусть это будут наши грядки, а там устроим божью грядку». Они поливали, удобряли свои грядки, ухаживали, и у них выросло все очень хорошо, а на божьей грядке ничего не выросло, там все засохло. Они потом водили туда своих родителей для того, чтобы показать, что на божьей грядке ничего не выросло, что все это пустяки, что уродится все хорошо только тогда, когда будут поливать и удобрять землю.

Вот такая антирелигиозная пропаганда, конечно, оставляет глубокий след на всю жизнь.

Если мы из ребят должны растить коллективистов, то в то же время мы должны растить ребят умственно развивающихся. В этом отношении наш дошкольный отдел, по-моему, идет по правильному пути. Я всегда с большой радостью читаю, как наши дошкольницы хлопочут о том, чтобы вывезти ребят, показать им город, когда ребят везут на экскурсию, на речку, на праздник и т. д. Все это ширит ребячий горизонт.

Я прошлую зиму была в Ленинграде, где я когда-то в былые времена работала в вечерней воскресной школе. Это за Невской заставой, теперь это – Володарский район. Там были текстильные фабрики. Там была на другой стороне Невы суконная фабрика, и хозяин этой суконной фабрики Торнтон особенно старался набирать рабочих из определенных деревень Смоленской губернии. Он давал им справлять престольные праздники, всячески заботился о том, чтобы его рабочие с той стороны Невы не переезжали на эту сторону, так как рабочие Шлиссельбургского тракта были очень революционны. Это было еще в 90-х годах. Ездила я по Володарскому району, смотрела на те места, где раньше работала. Вижу: вдали видна эта фабрика. Товарищ, который со мной ехал, говорит мне: «А знаете, на фабрике Торнтона до сих пор есть работники, которые никогда не бывали на этой стороне Невы».

Сколько лет прошло: была революция 1905 года, была Октябрьская революция, 13 с лишним лет прошло после Октябрьской революции, а они, как загипнотизированные, как жили замкнуто, так и сейчас живут.

Мне приходилось в прежние времена жить в деревне. Часто смотришь, бывало: четырнадцати-, пятнадцатилетняя девочка – она не бывала в соседнем селе, ее мысли часто не перелетают за околицу деревни.

Поэтому чрезвычайно важно то, что дошкольницы стараются ширить горизонт ребят, что они стараются деревенским ребятам показать жизнь города, сводить на предприятие, показать, что за трактор такой, что за пароход. Нужно ширить горизонт ребят с самого раннего детства, чтобы никогда не было той замкнутости, которая воспитывалась раньше. Особенно ужасающа была женская замкнутость. Теперь мы уже начинаем забывать об этом.

Надо, чтобы расширялся опыт ребят. Когда я вижу пятилетнего парнишку, который деревянной лопаткой стучит но каменной лестнице, и няня говорит ему: «Смотри, лестницу пробьешь лопаткой», – а он серьезно смотрит на нее (мальчик бывал в детском саду) и отвечает: «Зачем ты это говоришь, разве можно деревом камень пробить?»– это я считаю большим достижением. Познания материалов, знакомство с материалами – это очень важно. Очень важно, чтобы детский сад давал им побольше жизненного опыта, показывал им, как живут растения и животные. Пусть ребята поймут не всё до последнего слова, но это уже делает их совсем другими.

Наши ребята говорят: мы ребята бойкие. Это величайшая похвала нашим дошкольным учреждениям. Мне приходилось наблюдать швейцарские детские сады, французские детские сады и видеть, как там стараются с малых лет, с дошкольных лет, сделать ребят только послушными. Я спросила раз одну хозяйку: чему учат ребят в так называемой материнской школе? Она ответила, что их учат обезьянничать: учительница поднимает руку, и они должны поднять. Мысль ребячью, ребячью самодеятельность буржуазные дошкольные учреждения не будят. Они стараются это придавить. Мы же должны всячески развернуть самодеятельность ребенка, научить его быть посамостоятельнее, наблюдать окружающую жизнь и вдумчивее к ней относиться.

Сейчас мы все боремся за то, чтобы овладеть техникой, наша школа, которая долгие годы не могла сделаться подлинной трудовой политехнической школой, за последние годы достигла крупных успехов. Ребята стали ближе к предприятиям, к заводам, появились на фабриках, и все рабочие видят, как ребята стремятся овладеть техникой.

Подробно останавливаться на этом не буду, но скажу, что это поставило нашу школу на совершенно другие рельсы. Перед нашей школой открылись новые пути. Наша страна борется за то, чтобы овладеть техникой. Дошкольницы точно также думают о том, что надо и дошколятам как-то помочь овладеть техникой. Подходя к этому вопросу, надо учитывать возраст. Как бы малы ребята ни были, необходимо будить их интерес к технике. Пролетевший самолет, прошедший мимо автомобиль, трактор, швейная машина – все это приковывает внимание ребенка. У них есть такой естественный интерес ко всему этому. Надо всячески поддержать этот интерес. Нам нужно иметь соответствующую детскую литературу в этом отношении, соответствующие игрушки, игры и т. д.

У нас детские игры' иногда бывают совершенно ни с чем несообразны. Например, играют четырехлетние ребята в белых и красных. Что такое белые и что такое красные, они хорошенько не знают, а все-таки играют. И вот между ними завязывается потасовка: одни – белые, другие – красные. Они ничего не понимают, знают только, что надо подраться хорошенько. Тут получается совсем не то, что нужно.

Есть масса игр, которые физически укрепляют, которые развивают трудовые навыки, которые укрепляют меткость глаза, развивают ловкость. Игры, развивающие ловкость, силу, умение попадать в цель и всякие такие вещи, которые при труде имеют громаднейшее значение, чрезвычайно важно практиковать в наших дошкольных учреждениях.

Для овладения техникой чрезвычайно важно умение рисовать, умение строить. Такого рода игры тоже чрезвычайно важны. Но нам часто кажется так: как же наши дошколята не будут принимать участия в той стройке, в которой принимает участие страна, надо их привлечь к этому делу. Это верно. Привлечь их к этому делу надо. Они сами к этому стремятся. Ведь ребята – они очень подражают. Они видят, как пионеры делают что-то такое, скажем, для колхозного движения, что-то делают для фабрик и заводов. Это будит их интерес, вызывает подражание. Но тут очень легко скатиться к тому, что мы будем рассчитывать: а что даст труд ребят для производства? По-моему, это неверный путь, потому что если бы все дошкольники что-нибудь делали полезное – ну, скажем, щипали что-нибудь, какую-нибудь паклю или еще что-нибудь, – то пользы от этого была бы одна стомиллионная часть для дела, а, с другой стороны, если это дело принудительное, если давать ребятам то дело, на котором они не растут, а которое их утомляет, не интересует, то это помешает их развитию. Ведь надо помнить, что когда они маленькие, то это одна стомиллионная часть, а через два года это будет одной миллионной, а через пять лет, может быть, одна стотысячная. Чем ребенок больше, тем производительность его труда выше. Нам надо самое большое внимание обращать на развитие ребят.

Мне как-то передавал, не знаю кто, – за что купила, за то и продаю, – но кто-то высказался в таком духе, что ребята любят разные пирожки делать. И, может быть, их приспособить к тому, чтобы они отливали разные части, формовочные и т. д. Мне кажется, что это ни с чем несообразно, потому что первое, что нам нужно, – это беречь силенки ребятишек. Надо приучать к труду, но так, чтобы это ребят интересовало, чтобы они росли, а не смотреть близоруко с точки зрения непосредственной пользы для производства.

Мы, конечно, должны иметь производство в виду, мы, конечно, должны растить для производства настоящих работников, но если мы близоруко к этому подойдем и захотим, чтобы сейчас, сию минуту, ребята работали для производства, то из этого могут получиться очень отрицательные результаты. Мы станем и покрикивать на ребят, станем говорить: а зачем ты этого не сделал, зачем – того, будем вводить методы, которые среди взрослых хороши, а для ребят не подходят. Например, я очень боюсь метода соцсоревнования среди ребят.. А мы иногда перенимаем его слепо у взрослых. Взрослые уже сознательно к труду подходят. Соцсоревнование для взрослого имеет свою цель – поднятие производства. А когда соревнуются ребятишки за сладкий пирожок какой-нибудь, то получается все равно, что во французской школе. Там пятилетние малыши очень играют в соревнование – кто из ребят самый добродетельный. И того, кто самый добродетельный, – того премируют, дают орден, где написано: за добродетель. Вот такое индивидуальное соревнование среди ребятишек они практикуют и совершенно разрушают нервную систему ребят. Товарищескую спайку ребят, умение совместно работать – это они разрушают. Вот если мы будем иметь соревнование среди взрослых, среди дошкольниц, работающих в детских садах, то это великолепно, потому что дошкольницы понимают значение этого дела, понимают, какое поколение мы должны растить, и они, участвуя в соцсоревновании, понимают, что они делают. А когда мы среди малышей будем проводить соцсоревнование, то у нас ничего, кроме отрицательного, не получится. Будут расти такие самолюбы, которые воображают, что они все умеют, которые, вместо того чтобы учиться, будут только хвалиться. Это совершенно нездоровая атмосфера, с которой приходится бороться.

У нас может получиться такая вещь: вот, скажем, в одной школе учатся дети ответственных работников и дети рабочих. Дети ответственных работников придут домой, с ними мать поговорит и позанимается, они и почитать лучше сумеют и т. д. А дети рабочих приходят домой, и там такая обстановка, что и почитать им нечего и заняться с ними некому. А потом, когда начинается в школе соцсоревнование, то что же у вас получится? Ребенок ответственного работника – он хорошо вам прочитает, а ребенок рабочего – он будет отставать. Значит, вы будете премировать ребенка ответственного работника, который в совершенно других условиях живет. Я думаю, что дошкольницы, которые работают среди ребят, они чутьем понимают, что это соцсоревнование для ребят неуместно. А у нас те методы, которые очень хороши для взрослых, иногда переносят на ребят, что не годится. Ребята растут в разных условиях, разно развиваются, и это для них не годится.

Еще я хотела бы сказать, что в понятие политехнизма входят не только трудовые навыки, не только овладение знаниями, которые помогают трудовым навыкам, но входят и организационные навыки. Сама работа на фабрике, на предприятии, там, где идет коллективный труд, она требует больше организованности. Если вы посмотрите на рабочих, вы увидите, что у рабочих организационные таланты очень часто можно встретить. Рабочий – он часто очень хороший организатор. Вот если взять интеллигента и рабочего, то рабочий в большинстве случаев лучший организатор. Откуда это получилось?

Дело в том, что вся организация труда на предприятии этому содействует. Вот теперь у нас колхозы вступают в такую стадию, когда труд организуется. Первое время, когда увидели трактор работающий, увидели жизнь некоторых колхозов, насколько она лучше, то пошли в колхоз массой, по- крайней мере в некоторых районах. А пришли в колхоз и не знают, что же дальше делать, с какой стороны за дело взяться? Ждут, когда их кто-то пошлет на работу, а сами взяться за работу не умеют. Это было в начале колхозного движения. А теперь мы знаем, как обсуждаются на производственных совещаниях все организационные вопросы и как растут колхозники и колхозницы на этих вопросах.

Тов. Кравченко, работник «Крестьянской газеты», ездила недавно в Миллеровский район, взяла с собой стенографистку и провела вот какую работу. Она пожила там две недели, поговорила с колхозниками и колхозницами и дала им темы, на которые они сами стали писать. Но говорят они хорошо, а пишут не очень хорошо, поэтому она провела эту работу таким образом.

Вот, например, колхозница написала, как у них ясли организовались. Многих моментов не хватает. Кравченко ей задала ряд вопросов. Рассказала та очень хорошо, а стенографистка все записала. В результате получила очень живой рассказ, живым языком написанный, который отражает все, что колхозница умела выразить, все ее переживания. И вот брошюра получилась исключительно интересной, потому что это не кто-то писал со стороны, а это то, что сами колхозники и колхозницы высказали. В этих записках очень интересно о производственных совещаниях рассказано, как они обсуждали полку, как – оплату за труд и т. д. И вот видно, как на этом обсуждении организационных вопросов растет сознание колхозников.

И другие ездившие в колхоз о том же говорят.

Так что, очевидно, уже сейчас колхозы на такой ступени, что колхозная работа тоже воспитывает организационные навыки. И вот нам нужно иметь в виду, что, если мы хотим из наших ребят растить таких людей, которые были бы в будущем стоящими людьми, нам нужно с самого раннего возраста привить им организационные навыки, чтобы они привыкли и к порядку – как разложить свои игрушки определенным образом или свои инструменты, чтобы они могли точно передать поручение, чтобы они умели сделать ту или другую работу вдвоем и втроем. Надо поглубже к этому подойти, и это воспитание нужно проводить начиная с детского сада. Когда детский сад даст эти умения, то потом ребята в политехнической школе будут продвигаться гораздо быстрее.

Затем я хотела сказать еще вот что, относительно плановости. Надо приучать планировать, но надолго наши ребята планировать не могут. Ребенок все же есть ребенок. Планировка их должна быть самая простая. Другое дело сами дошкольные работники. Они должны планировать работу ребят. Дошкольницы должны обдумать, как дать ребятам такие занятия, которые воспитывали бы и развивали их, укрепляли их здоровье и давали бы им трудовые навыки, организационные навыки и т. д. Дошкольнице это продумать нужно, а для ребенка ставить такую задачу, что они должны вперед надолго планировать, – это, конечно, совершенная утопия. Тут важно, чтобы планировала работу дошкольница, чтобы она знала, почему и как нужно ту или другую работу поставить, а ребята отчасти это будут понимать, но надо ориентироваться при этом планировании на интересы ребят; поэтому тут нужно быть гибче, нужно, чтобы планы эти были не бюрократическими планами, а планами живыми. Ведь сейчас можно видеть, чем ребята интересуются, что они видят в окружающей жизни – они всему этому подражают, и все это их увлекает. И вот нужно уметь их интересы организовать определенным образом, направить в определенное русло и дать такие занятия, на которых они росли бы и развивались и становились сознательными. Тут нужно поменьше словесности, а нужно побольше живого дела. Это, конечно, не значит, что с ребятами нельзя говорить о серьезнейших вещах. Бывает так, что взрослые часто думают, что ребята ничего не понимают, а ребята уже в 5^-6 лет думают об очень серьезных вещах.

Большой вопрос – это вопрос о подготовке работников, и тут нужно очень серьезную работу провести для того, чтобы широкие кадры подготовить. В две-три недели, в месяц можно дать самые элементарные знания о дошкольной работе. Но ведь ребята постоянно задают вопросы, нужно и политически быть человеком таким, чтобы немножко ориентироваться и разбираться в том, что кругом делается. И в то же время нужно, чтобы эти работники знали кое-что и по медицине и по гигиене. Поэтому нужны всякого рода повторительные курсы во время самих занятий, лекции, организуемые время от времени, обмен опытом, объяснение опыта, который имеется у дошкольницы; все это важно. А затем все дошкольники, конечно, должны представлять собой кадр, который тоже является определенным коллективом, который понимает такое большое и важное дело.

Позвольте, товарищи, приветствовать Цекпрос за то, что он придумал эту конференцию, и пожелать вам как можно большего достигнуть на фронте дошкольного образования, добиться 100% дошкольного образования, организовать кадры дошкольников и культармейцев и добиться того, чтобы наше молодое поколение уже росло таким, чтобы в нем были заложены основы коммунистического мировоззрения и коммунистического подхода ко всем явлениям жизни уже с малых лет.

1931 г.

 

МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЛА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ ЗАВЕДУЮЩИХ ДОШКОЛЬНЫМИ СЕКТОРАМИ)

 

Товарищи, перед тем как мне к вам прийти, у меня была тут маленькая беседа с вожатыми пионердвижения 12 различных стран. Они мне задали вопрос насчет дошкольного образования. Я чрезвычайно расхвалила наше дошкольное образование, рассказала, как ребята растут, как развиваются у них интересы к общественным вопросам, как у них вырабатывается определенное отношение к целому ряду явлений, и рассказала, как я была в Орехово-Зуеве и зашла в пальто в детский сад... и как строго мне девочка сказала: «Тетя, ты порядков не знаешь, – разве можно в одеже входить?» Переводчица перевела мой рассказ так, что девочка сказала: «У нас не позволяется входить в одеже», – но я ее поправила. Дело не в том, что «не позволяется». Именно особенность детей в том, что они сознают, как надо поступать, а не только подчиняются тому, что «не позволено». Девочка сознательно понимала, что нельзя входить в одежде, и это именно так надо было перевести.

Я рассказывала про то, как выросло это движение, как в 1919 г. крестьяне боялись детских садов, как они подавали заявление за многими подписями о том, чтобы у них не отбирали ребят в детсады и не делали из них солдат. Я рассказывала о том, как сейчас на любом рабочем собрании острее всего стоят вопросы о дошкольном обучении. Не так давно я была в Орехово-Зуеве на собрании, где стоял вопрос о библиотечном деле, но должна вам по чести сказать, рабочие библиотечным делом особенно не занимались, а интересовались главным образом дошкольным воспитанием. Этот вопрос, который непосредственно интересует каждого, назрел и должен быть разрешен в широких масштабах. Уже сейчас пути дошкольного воспитания более или менее нащупаны, но сейчас предстоит еще громаднейшая организационная работа. Надо притянуть само население к участию в этом деле, надо охватить дошкольным воспитанием всех ребят дошкольного возраста. Мне как-то пришлось беседовать о дошкольном воспитании с одной американкой, и она меня спросила: «Как же матери соглашаются отдавать детей в дошкольные учреждения?» Казалось, что мы с ней говорили на двух разных языках. Я говорю: «Как же не согласиться, если она работает на фабрике. Иначе ей пришлось бы запирать ребенка». – «А те, которые не работают?» – «Те у нас заняты на общественной работе». – «Но ведь мать могла бы остаться дома для ребенка?» Вот этот темп нашей жизни, при котором женщина втянута в производственную, в колхозную, в общественную работу, казался американке совершенно непонятным. У нас весь уклад жизни такой, что работа производственная и работа общественная целиком поглощают все время матери. Как это сочетать с помощью со стороны матери детскому саду, как воспитывать не только своего собственного ребенка, но помогать ребятам-дошкольникам вообще – казалось американке совершенно непонятным.

Наше дошкольное движение отличается тем, что оно построено на пустом месте. Ясно, что на пустом месте строить легче, чем ломать старое, потому что от старого что-нибудь да остается, остаются традиции, а здесь ничего не было. Нам очень важно довести это дело до конца, и я думаю, что мы его доведем до конца.

Далее, конечно, стоит громаднейший вопрос о том, как втянуть все население в это дело. Тут имеется очень интересный опыт Саратова. Мне рассказывали о том, как они втягивали население. Интереснее всего дифференцированная плата за дошкольное обучение. Ведь всех под одну гребенку стричь нельзя, поэтому там установили такой порядок, что каждая работница, каждая мать приходит и добросовестно говорит, сколько она зарабатывает, а потом обсуждают вместе, сколько она тратит на ребенка дома и сколько она может тратить в детском саду. С некоторых матерей, зарабатывающих мало, плату не взимали вовсе. Следовательно, тут был не бюрократический подход, а такой подход, когда сама мать определяет, сколько она может дать. Если идти по такой линии, чтобы требовать всяких удостоверений о заработке и т. д., то можно завертеть такой бюрократизм, который нас потом будет заедать. Гораздо лучше подойти к делу просто, как подошли саратовцы, – на почве доверия. Доверие ведь тоже воспитывает. Почему мне понравился саратовский опыт? Потому, что такой подход пробуждает сознательное отношение к делу. Я думаю, что нашу задачу мы разрешим именно тогда, когда население не будет формально сдавать ребят в детские сады, а будет понимать все значение детского сада и в меру своих сил ему помогать. Помощь населения детскому саду чрезвычайно важна. Об этом вы, вероятно, уже много говорили, и повторяться не стоит. Знаете ли, когда какое-нибудь дело принимает очень широкий размах, опасность бюрократизма всегда есть. Я ограничусь только тем немногим, что я сказала, но мне хотелось бы пробудить в вас настороженность в этом направлении, чтобы вы, выискивая пути для разрешения вопросов бытовой кооперации, не становились бы на чисто формалистическую точку зрения, а поднимали бы вопросы пропаганды, вопросы агитации на надлежащую высоту, заинтересовывая население в работе детского сада и прислушиваясь к тому, что оно говорит. Прислушиваться надо, потому что часто можешь проглядеть такие вещи, которые обязательно следовало бы устранить. Это одно, что я хотела бы сказать.

Другое: вот сейчас приходится в области школьного дела много говорить о том, что теперешние ребята страшно не похожи на прежних ребят. Школьники про себя пишут: «Мы ребята бойкие», – и это верно, ребята у нас стали бойкие, за словом в карман не полезут, на собрании выступят и т. д. Вообще иной раз какой-нибудь пионер такое скажет, что только удивляешься, как он это все хорошо продумал. Но отсюда никоим образом нельзя делать вывода, как у нас часто бывает, что ребята всё могут. Ребята сами не знают меру своим силам. Им кажется, что они действительно всё могут. Вот 21-го числа на комиссии исполнения СНК будет стоять вопрос о санитарном состоянии наших ребят и школы. В связи с этим мне пришлось ознакомиться с некоторыми документами. У нас получается довольно жуткая картина. Со школьниками в смысле роста благополучно, в смысле питания – среднее благополучие, но окружность груди плохая и мускулатура плохая, а из этого вытекают, как говорят врачи, явления утомляемости, бессонницы, раздражительности, повышенной нервности, невозможности сосредоточиться и т. д.

Растут ребята неврастеники. Мы думаем, что они всё могут, и чересчур перегружаем их. Нагрузка у нас такая: в возрасте 12 лет ребята загружены от 5 до 7 часов, в возрасте 14–15 лет – до 12 часов, а пионеры-активисты – до 15 часов. Ведь это получается вдвое больше нормальной работы для взрослого. Ребята сами хотят работать, как большие. Это характерно и для пионера и для непионера, и для прежнего времени и для теперешнего времени. Это естественное чувство, что ребятам хочется быть «за больших», это такое естественное чувство, и меру своих силишек они не знают, а настороженности со стороны взрослых еще нет. Нам нужно беречь силы ребят, мы не должны их перегружать. Тут должна быть сугубая настороженность в смысле охраны здоровья ребят, в том смысле, чтобы их не перегружать.

Мы вот программы вырабатываем – не умеем методически подойти. Кажется, выросла трехверстная программа. Мы ее желаем всунуть, и ни в какие часы она не всовывается. Ну что ж, какая беда, прибавим час: вместо пяти – шесть часов. Вот какое отношение. Мы не бережем достаточно силы ребят. Я в последнее время имею отношение к дошкольному делу, и я боюсь, что мы в погоне за большими целями иногда переоцениваем силы наших дошколят. Я боюсь, как бы мы тут не отошли от тех позиций, которые у нас имеются в дошкольном деле. Если, сравнить школу и дошкольное учреждение, то в дошкольном деле с вопросом насчет мытья рук, насчет отдельных кроваток, насчет питания хорошо обстоит. Каждая дошкольница цепляется к работницам и всюду об этом говорит. Как-то пришлось на Прохоровке говорить о другом, а дошкольница все о своем: о мытье рук, о кроватках и т. д. Конечно, насчет кроваток и мытья рук там будет уже сделано. В школе у нас насчет охраны здоровья – порывами проводится. То была полоса, когда заботились об этом, а теперь заботятся о повышении программы, о качестве учебы. А как эти вопросы увязываются с учебой? Как увязывается охрана здоровья? Это пока что скидывают со счета. Надо закрепить то, что достигнуто в области дошкольного дела, и та агитация, которая ведется среди населения за здоровье школьников, должна быть усилена. Другой вопрос – вопрос о перегрузке. Что нам важно? Нам важно дать организационные навыки, умение коллективно работать, умение подчинить свою волю воле коллектива. Это для дальнейшего имеет громадное значение. Но, если мы погонимся за количеством знаний, мы это хорошее дело погубим. Вот, например, насчет политехнизации важно что? Важно, чтобы был интерес к технике. Вот пролетел аэроплан, и сами ребята будут об этом говорить. Не надо затушевывать этого вопроса насчет аэроплана, а надо с ребятами поговорить всласть. Или, например, ребята увидели автомобиль. Ведь им же интересно. Этот интерес не надо тушить, а, наоборот, надо будить его. Или, например, швейная машина и т. д. Надо рассказать о машине, надо развивать интерес к технике. Ребята должны знать разные цвета, величины, твердость металлов. Когда, например, мальчонке пяти лет няня говорит: «Что это ты так бьешь лопаткой по лестнице, поломаешь» – надо видеть, с каким презрением он отвечает: «Деревянной лопаткой каменную лестницу?..» Здесь мы уже видим элементы политехнического воспитания. Надо дать ребятам знания относительно цветов, относительно твердости металлов, разъяснить окружающую природу. Надо дать ребятам навыки коллективной работы, организации, но никоим образом мы не должны заниматься тем, чтобы делать из ребенка попугайчика, а ведь это родители очень любят. «Пятилетний мальчик, а какие вещи говорит, он даже знает такое слово, как «вождь» пролетариата, знает о мировой революции». А что он знает? Тут важно, чтобы не делать попугайчиков из ребят. Конечно, не надо давить мысль, пусть заезжает иногда, если ему интересно, и о мировой революции поговорить. Есть ли в пустыне кооператив или нет – пусть детская мысль тут работает. У нас по школе были левые загибы. Давайте, чтобы здесь не было переоценки сил ребят. Хотели даже создать такую теорию но школьному делу, что педагогика не может быть связана с педологией. А ведь выходит совсем неверно, потому что надо всесторонне изучать, нам надо изучать и объекты педагогического воздействия. Как же можно правильно наладить дело, если мы не будем знать физических способностей ребенка, если мы не будем знать, что он может, если мы перескочим через возрастные особенности? Как же педагогика может не изучать того ребенка, с которым она имеет дело? Ведь на фабрике и то изучают сырье. Как же мы в нашей педагогической работе не будем изучать того сырья, с которым мы имеем дело? Если брать с философской точки зрения, – тоже не выходит, потому что Кант говорил, что надо отгородить естествознание от обществоведения, отгородить явления общественные от природоведческих, а Гегель и марксисты говорят, [что] надо всесторонне изучать, надо глубже подходить к изучению. Поэтому мы должны не как какое-нибудь животное изучать ребенка, но все развитие ребенка и влияние окружающей среды изучить, и также учитывать все его возрастные особенности. Педология этот вопрос ставит. Этот вопрос чрезвычайно остро стоит и для школьного и для дошкольного возраста. Одно из требований дошкольного возраста – это свободная возможность наблюдать, накапливать опыт окружающей жизни. У нас бывает так, что мы недооцениваем роль игры. У нас пионерчики совсем не играют. Немножко есть это и по части дошкольной. А вот играть ребята должны... потому что тут они учатся и самообладанию. Когда он бежит в другую сторону или нарушает игру, против него восстает общественное мнение, ребенок научается собой управлять.

Игра – это способ познания окружающего. Игра имеет громаднейшее значение. Если дети не играют – это никуда не годится, это значит, что ребята или больны, или перепедагогизированы.

А ведь и взрослые играют, да как еще играют. Посмотрите на людей в санатории, – сколько там игровых моментов во время отдыха. Для ребят игра – это труд, и для политехнического воспитания игра чрезвычайно важна.

Особенно исключительное значение имеет игра для политехнизма. Гораздо важнее, чтобы ребенок строил дома, как они ему представляются, тогда он в процессе игры выучится правильно изучать и материал и формы. А если вы его уложите в определенные узкие рамки, заставите повторять одно и то же, то развитие сузите.

Пускай меня никто не заподозрит в том, что я говорю о свободном воспитании. Это, так сказать, совсем другая опера. Это вопрос о том, что нельзя определенным образом влиять на ребят. Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего, но в школьные рамки этого не проводить. Вот то, что я хотела сказать о методах: о важности игры, о том, что политехническое воспитание вовсе не заключается в том, что мы должны непременно давать формовки, пилки и т. д. Не столько в этом, сколько в изучении материалов, в изучении силы и т. д. заключается политехнизм. Ребячий опыт еще очень ограничен, ему многое еще нужно знать, и ставить его в условия, где он может это получить, чрезвычайно важно.

Правильно говорил Руссо, что самое большое влияние воспитателя в младшем возрасте. Каждый последующий возраст имеет все меньшее и меньшее влияние. Это парадокс, которым любил оперировать Ж.-Ж. Руссо, но доля правды здесь есть. Ранние впечатления направляют всю деятельность ребенка. Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень, она даст большой эффект. Тогда будет возможно построение новой, советской школы с новыми методами работы, но надо смотреть не только на ребенка сегодняшнего дня, но и на ребенка завтрашнего дня. Это имеет громадное значение для всего будущего развития ребенка, для успешности его работы, – то, что он получает в раннем детстве. Впечатления раннего детства кладут отпечаток на дальнейшее воспитание и развитие человека. Часто нужны годы и годы для того, чтобы изжить какое-нибудь неправильное сильное впечатление, полученное в детстве.

Невольно вспоминаешь детство. Лет в 5 я читала сказку о медведе. Медведь говорит: «А кто на моей шкурке сидит, кто мою шерстку прядет и т. д.?» Я помню, какой ужас я при этом испытывала. И лет в 14 приходилось очень ломать себя, ходить и смотреть во все темные окна, для того чтобы переломить это впечатление детства.

Каждое неверное впечатление, какая-нибудь мелочь в детском возрасте, остается часто на долгие годы, какой-нибудь испуг, какое-нибудь состояние очень большого угнетения, обиды – все это отражается в дальнейшем, и как много сил надо затратить на преодоление всего этого.

И тут нужно громаднейшее внимание к ребятам, громаднейшее умение подойти к ним попроще. Надо вооружить их познаниями довольно широкого охвата. Если мы будем тут очень стараться, приравнивать тут к школе – это будет большая ошибка.

У нас довольно остро стоит вопрос о нулевых группах, о том, чтобы отвести от дошкольников один год. Я думаю, что это возраст (7 лет), когда дошкольная среда начинает ребят не удовлетворять. Ребенок начинает учиться самотеком, ему хочется быть в школе.

Кроме того, у нас такая вещь: школа у нас начинается с 8 лет. Это – поздно. В деревне все охотно пойдут на то, чтобы ребенка отдать в школу с 7 лет. Ребенок 7 лет в хозяйстве не нужен; за ребенка же 13– 14 лет уже будет борьба. И важно, особенно в деревне, провести эти нулевки.

И, конечно, нулевка должна работать наполовину методами детского сада, но наполовину уже методами школьными. Мы часто наблюдаем такую вещь, что в детском саду у ребенка все благополучно, а поступил в школу – начинается целый ряд огорчений и приключений. Тут нет какой-то переходной ступени, и надо, чтобы эта переходная ступень была. Я думаю, что в известной степени в нулевке должны применяться методы детского сада, но в то же время должна начинаться уже систематическая учеба. Эти нулевки могут сыграть большую роль и дать переход от дошкольного учреждения к школе. Неправильно, что мы сейчас проводим нулевки только в рабочих районах. В этом отношении надо уравнять город и деревню.

Пропаганда нулевых групп чрезвычайно важна. Потом нужен глаз со стороны дошкольников над нулевками, чтобы не получилось школьной учебы. Это большая задача. Я тут в Москве беседовала с работниками нулевок. Мне кажется, что у нас тут дело идет благополучно, потому что там больше бывшие дошкольницы. По отношению некоторых вещей, как например насчет здоровья, они стоят на страже. О связи с населением, то, что тоже составляет положительную часть дошкольных учреждений, что они тесно связываются с населением, – это понимание тоже есть. Так детально об этом я не сумею сказать.

Вот, мне кажется, задача – одна громадная организационная задача – втягивание населения, о которой просто сказать на собрании, по я представляю все те трудности, которые тут имеются. Вторая задача – не снижать тех достижений, которые есть у дошкольников, укреплять их и расширять. Затем не переоценивать силы ребенка, давать ему развернуться. Здесь вопросы игр, приобретения всяких опытов стоят на первом плане. Не столько гнаться за числом знаний, как за умением коллективно жить и работать, сознательно думать и относиться к определенным вопросам. В смысле нулевок необходима пропаганда этого дела и помощь этому делу.

Вот, мне кажется, то, что я могла по этому поводу сказать. Тут у вас очень много крупных вопросов. Я последнее время за этим делом не следила, но мне кажется, что, создав как следует дошкольное дело, можно сыграть громадную роль в воспитании поколения для нового, социалистического государства.

1931г.

 

XVII ПАРТКОНФЕРЕНЦИЯ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (ИЗ ДОКЛАДА ОТ 7 МАЯ 1932 г.)

 

Как воспитывать по-коммунистически ребят дошкольного возраста? Тут есть очень большая опасность неправильно подойти к вопросу. Часто под коммунистическим воспитанием понимается заучивание ребятами определенных коммунистических фраз и слов. Некоторые думают, что если мы вывесим плакат и вслед за ним скажем ребятам, что они стоят за Коминтерн, то мы сделали все, что нужно. Мы ребят учим большим словам, но часто не учитываем того, что ребята значения этих слов не понимают и не могут понять.

Вот приходится наблюдать дошколят. Приходит, например, шестилетняя девчурка и говорит: «Мама, ведь Ивановы коммунисты? А знаешь, что они делают? Ленин ведь был красный». Мать говорит: «Да, красный». – «А у Ивановых стоит Ленин белый». Оказывается, она видела бюст Ленина из гипса. Или такой, например, разговор – семья большая, отец, братья, все они жили вместе, а потом разъехались по другим городам, мать остается с сынишкой. Сынишка и говорит: «Мама, кто мы раньше были – кулаки?» Та говорит: «Почему?» – «Да нас было много, а теперь мы бедняки: с тобой вдвоем остались. Было много, стало мало». Вот, понимаете, головенка как-то работает, все понимает по-своему. Круг наблюдений, круг жизненного опыта чрезвычайно узок. Взрослые часто не умеют стать на точку зрения ребенка и с его точки зрения посмотреть. Вот увлекается мальчонка ледоколом «Красиным» и т. д. Мать ему рассказывает, что попали летчики в пустыню и с голоду пропадают, а он говорит: «Как это странно, они, значит, советских порядков не знают». Ему говорят: «Почему?» – «Да как же, что же они не знают, что везде должен быть кооператив!» Он возмущается, как это в пустыне нет кооператива. Кто имел дело с дошколятами, тот знает, что ребята вкладывают часто совершенно другое содержание в те слова, которые для взрослых имеют определенное значение. С другой стороны, ребята чрезвычайно подражательны. Они запоминают слова. И часто бывает, что мальчонка или девчурка вдруг изрекает неожиданно для всех такие вещи, точно он настоящий коммунист. Родители радуются – как он хорошо все понимает. А если поскрести, то оказывается, что он просто слышанные случайно слова повторяет, не понимая, что говорит. Нужно смотреть, что бы нам из ребят фразеров не воспитывать. У ребят очень беден запас знаний об окружающих, часто самых простых предметах и явлениях. Надо постоянно расширять круг их знаний и в области познания природы, и в области познания общественной жизни. Это не значит, что надо ребятам говорить только то, что они заведомо понимают, спускаться до уровня их понимания; например, раз ребята не понимают, что такое коммунист, то было бы неверно думать, что в их присутствии нельзя употреблять этого слова. Это было бы неверно потому, что часто какая-нибудь фраза, сказанная взрослым, на всю жизнь запоминается, и, когда ребенок будет постарше, он будет ее вспоминать и она может повлиять на все его развитие. Вот у меня есть такое детское воспоминание: когда мне было лет 6, пришлось мне с отцом и матерью ехать в помещичьей кибитке (тогда еще ездили не по железным дорогам, а в кибитках). Мы ехали через село, навстречу едет крестьянин с дровнями и везет пустой гроб. Мы ехали на тройке. И вот тройка не могла свернуть, и ямщик задел боком этот гроб. Я помню, как крестьянин избивал в кровь ямщика и говорил: «Ты барский кучер, барский холоп. Надо и тебя и бар, которых ты везешь, в проруби надо утопить». В чем дело, я не понимала, но запомнились мне слова отца, который сказал: «Вот она вековая ненависть крестьян к помещикам». Вот эти слова вместе с этой картиной избиения ямщика остались в памяти на всю жизнь. Это определенным образом потом влияло и на все мое дальнейшее развитие. Глубоко заинтересовал меня вопрос, за что крестьяне ненавидят помещиков. С особым интересом слушала я о том, как помещики эксплуатировали крестьян, выматывали из них все силы.

Я считаю очень важным, чтобы при случае дошкольницы детям говорили и такие слова, которые они в данную минуту понять не могут. Но это не значит, что мы должны себя обманывать и думать, что ребята, которые запомнили какой-нибудь стишок или лозунг, уже получили комвоспитание. Это еще не есть комвоспитание. Мы должны ребят вооружить знаниями, давать им больше методов изучения окружающего, и нам нужно наблюдать ребят, нужно наблюдать, как они сами изучают это окружающее. Мы, например, не обращаем внимания па роль подражания. Ведь не по глупости ребята подражают. Ребенок подражает, он моторно воспроизводит действие другого – он при этом лучше понимает то, что тот делает.

Надо наблюдать, как ребята осваивают окружающее. Нужна большая бдительность. В прошлом году мне пришлось наблюдать двух ребят – 6 и 8 лет. Шестилетняя девчурка смотрит на небо, скачет и говорит: «Бога нет, ангелов нет, все эти глупости попы рассказывают», – а другая тоже на нее глядя подскакивает и тоже самое повторяет. Можно подумать на первый взгляд, что ре








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 757;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.064 сек.