ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие её функций в жизни общества и человека. Культура – это многофункциональная система. Число функций в работах разных авторов неодинаково и обозначаются они иногда по-разному. В качестве одного из вариантов можно выделить следующие функции культуры: а) информационно-коммуникативную; б) аксиологическую; в) социолизаторскую.
Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Зрелость культуры во многом определяется мерой освоения культурных ценностей прошлого. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества. Культура всегда, с одной стороны, – определённое количество текстов, а с другой – унаследованных символов. Вместе с тем, культура не наследуется или почти не наследуется генетическим и биологическим путём, хотя темперамент, способности и таланты могут передаваться по наследству. Каналами передачи информации во времени и пространстве являются материальная культура и духовная. Любое орудие производства или предмет потребления, представляя собой лишь очередное звено в неразрывной цепи родственных изделий или явлений, по законам семиотики, несёт на себе определённую информацию о человеке, об общественных отношениях своей эпохи и своей страны. По отдельным черепкам и обломкам опытный археолог может воссоздать живую картину прошлого, так же как этнограф – быт и верования какого-нибудь далёкого племени. Носителями коммуникативной функции выступают главным образом словесный язык, а также специфические языки или знаковые системы искусства: музыки, театра, живописи, кино и т.д. и науки: биология, математика, физика, химия и т.д.
Как нельзя себе представить языка «вообще», ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстаёт перед нами в какой-то определённой национально-исторической форме. В реальной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям.
Если первоначально знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку, лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио- и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры неизмеримо возросли. Усиление коммуникативных возможностей культуры приводит к известному стиранию её национальных особенностей и способствует формированию единой общечеловеческой цивилизации.
Ценностная, или аксиологическая (от греч axia – ценность) функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определённые ценностные потребности и ориентации. В ходе практической деятельности происходит естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и «отпадают», появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. По уровню и качеству ценностей люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Чем примитивнее отдельно взятый индивидуум или общество, тем круг его ценностей ограниченнее и проще. В этом смысле существует огромная разница между первобытным человеком и современным мыслителем.
Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением единственной и важнейшей задачи: сделать из первобытной биологической особи разумного общественного человека. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идёт не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и про необходимость активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость. Если социализация по тем или иным причинам не сопровождается формированием полноценных личностей, то возникает общество безгласых обывателей, «винтиков», не способных к дальнейшему развитию, как это, например, имело место в период существования СССР. И наоборот, господство индивидуализма ослабляет социальные связи, общепринятые нормы и ценности перестают приниматься во внимание, народ теряет своё органическое единство, и наступает период нестабильности. Идеальным для общественного развития является равновесие между коллективным и личностным.
Приведённое выше раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе весьма условно. В реальной жизни они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 543;