Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика представляет собой систему мероприятий, нацеленных на защиту внутреннего рынка или на стимулирование роста объема внешней торговли, изменение ее структуры и направлений товарных потоков.
Существуют две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или либерализация торговли.
Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко приплюсовывают экспортные премии, поощряющие вывоз товаров за границу.
Свободная торговля — это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров.
Различные стадии исторического развития общества характеризуются разными системами внешнеторговой политики.
В период первоначального накопления капитала типичной системой внешнеторговой политики был протекционизм. Высокими ввозными пошлинами на промышленные товары отечественная промышленность ограждалась от иностранной конкуренции, а предприниматели ускоренными темпами осуществляли накопление капитала. В этот период протекционизм играл прогрессивную роль, способствуя быстрому росту промышленности и развитию экономики в целом.
После промышленного переворота Англия стала «промышленной мастерской мира» и могла не опасаться иностранной конкуренции. Это побудило английских промышленников отказаться от протекционизма и перейти к свободной торговле. Вслед за Англией в 50—60-е гг. XIX в. поворот от протекционизма к свободной торговле стал совершаться и в других странах.
В XX в. внешнеторговая политика существенно изменилась: типичной ее формой снова стал протекционизм, имеющий однако, уже не тот характер и назначение, которые были ему свойственны в эпоху первоначального накопления капитала. Протекционизм теперь носит не «защитительный», а агрессивный характер. Товары облагаются высокими пошлинами не потому, что их производство в данной стране слабо развито, а с целью воспрепятствовать доступу иностранных товаров на внутренний рынок и обеспечить поддержку своей промышленности и монопольно высокие цены.
Глубокое расстройство мирохозяйственных связей в результате «великого кризиса» и порожденных им торговых войн 30-х гг. побудило ведущие промышленно развитые страны координировать свои усилия по предотвращению подобных нежелательных рецидивов.
В связи с этим во время Второй мировой войны на конференции по вопросам продовольствия и сельского хозяйства в Хот-Спрингсе (США) в мае 1943 г. был выдвинут программный лозунг послевоенной либерализации внешней торговли — «снизить любые барьеры для международной торговли и устранить все формы дискриминационных ограничений».
После войны эволюция внешнеторговой политики происходила под воздействием растущей интернационализации хозяйственной жизни в условиях научно-технической революции, повышения роли внешнеэкономической сферы и международного обмена как важнейшего фактора развития производительных сил.
Масштабы, направления и инструменты послевоенной внешнеторговой политики отражают бурный рост внешней торговли, усложнение ее структуры, переплетение новыми формами мирохозяйственных связей, что потребовало соответствующей модернизации механизма регулирования внешнеэкономической деятельности.
Из обширного комплекса проблем в данной области следует выделить основные — общую тенденцию к либерализации внешнеторгового обмена и эволюцию внешнеторговой политики промышленно развитых государств по отношению к развивающимся странам.
В современной политике регулирования внешнеторгового обмена проявляется объективная потребность в облегчении международного общения при повышении степени интернационализации производства и капитала. Эта тенденция в области международных экономических отношений выражается, в частности, в ослаблении ограничений внешнеторгового обмена, стремлении к устранению препятствий на его пути. Такому курсу соответствует политика либерализации торговли, т.е. применение всего комплекса мероприятий по регулированию внутренней экономики и внешних связей для содействия внешнеторговому обороту, а также снижение таможенных и иных барьеров.
Вместе с тем либерализация внешней торговли не является феноменом послевоенного времени, так как ее элементы существовали и до воины. Однако современная либерализация обладает рядом существенных отличий.
Во-первых, значительно расширен круг регулирующих мероприятий, они давно уже вышли за пределы тарифной политики и охватывают практически все отрасли хозяйственной жизни. Сложнее и разветвленное стал механизм этой политики.
Во-вторых, неизмеримо возросла роль согласованных международных действий, координированных усилий различных стран по многосторонней либерализации внешнеторгового оборота.
В третьих, и это, пожалуй, главное, если в предвоенный период либерализация в международном плане не смогла продвинуться дальше кратковременных таможенных перемирий, то сейчас, несмотря на некоторые небольшие вспышки торговых войн, удалось добиться долговременного и весьма ощутимого снижения «уровня помех» развитию внешней торговли.
Проблемы либерализации в настоящее время рассматриваются главным образом в связи с задачами облегчения взаимного обмена развитых государств и расширения их доступа на рынки товаров развивающихся стран. Именно так трактуется, понятие «либерализации» сегодня в результате торгово-политической практики различных стран и деятельности международных организаций.
Либерализации внешней торговли в послевоенный период способствовало также то, что формирование структуры международных экономических отношений происходило в условиях резкого изменения баланса сил в пользу США. Еще во время войны США представили доклад Лиге Наций о будущей внешнеторговой политике, в котором необходимость либерализации мотивировалась тесной взаимозависимостью, существующей между свободой торговли и достижением полного и стабильного использования ресурсов.
По мере укрепления западноевропейского и японского центров силы» и соответствующего ослабления внешнеэкономических позиций США заинтересованность в либерализации международного экономического обмена стала определяться общими потребностями в расширении международного разделения труда. В этих условиях, особенно в связи с борьбой развивающихся стран за полный суверенитет над своими природными ресурсами, задачи либерализации международной торговли во многом стали трактоваться по-новому, с учетом интересов всех участников внешнеэкономического обмена.
Необходимо подчеркнуть, что подобно тому, как интернационализация производства вызвала повышение значимости внешней сферы в качестве фактора экономического роста, так и активизация международного обмена обусловила объективную потребность в его либерализации. Причем либерализация — это не столько предпосылка, сколько средство в расширении товарооборота. Так, по утверждению экспертов ОЭСР, либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны.
Особенно заинтересованы в беспрепятственном передвижении товаров между странами транснациональные корпорации, для которых либерализация внешней торговли в конечном счете является средством облегчения внутрикорпорационных поставок в пределах их интернациональных промышленных комплексов.
Таким образом, тенденция к либерализации обусловлена решением задач расширения мирохозяйственных связей в условиях интернационализации производства. Она нужна для экономической кооперации в интересах взаимной выгоды благодаря более эффективному использованию мировой экономики.
Основных успехов политика либерализации достигла в области таможенных пошлин, общий уровень которых в послевоенный период существенно сократился. Сосредоточение международных усилий на этом участке объясняется следующими причинами.
Во-первых, исторически таможенные пошлины олицетворяют собой регулирующую функцию государства во внешней торговле, аих уровень является главным критерием торгово-политического режима.
Во-вторых, пошлины наиболее заметны на фоне других внешнеторговых барьеров.
В-третьих, таможенные тарифы служат основным унифицированным элементом торговой политики всех стран, что облегчает достижение договоренности об их взаимном снижении.
Эти особенности таможенных пошлин во многом определили и формы согласованных международных мероприятий по либерализации торговли. К тому же при действии принципа наибольшего благоприятствования как одного из базисных норм мировой торговой политикиXX в. предоставление двумя странами взаимных таможенных уступок означает распространение этих льгот на всех их внешнеторговых партнеров.
Характер таможенных тарифов обусловливает их либерализацию на широкой международной основе. С этим связано создание соответствующего международного института — Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), по линии которого проходили многосторонние переговоры о снижении внешнеторговых барьеров, и в первую очередь таможенных пошлин. Генеральное соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г., но начало действовать с 1949 г. К началу 1994 г. членами ГАТТ являлись 130 стран, еще 27 стран применяли правила ГАТТ де-факто и 6 стран вели переговоры о присоединении. На долю всех этих стран приходится 90% мирового объема торговли.
В основу правового механизма ГАТТ были положены следующие принципы и нормы:
• недискриминация в торговле, которая обеспечивается, с одной стороны, принципом наибольшего благоприятствования в отношении экспортных и импортных, транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой — национальным режимом, т.е. уравниванием в правах товаров импортного и отечественного производства применительно к внутренним налогам и сборам, а также правилами, регулирующими внутреннюю торговлю;
• использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер;
• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров и их юридически оформляемое «закрепление» на соответствующем уровне;
• взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
• разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия — рассмотрением споров в специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для договаривающихся сторон ГАТТ.
За годы существования ГАТТ было проведено несколько раундов многосторонних торговых переговоров, в результате которых средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран понизился с 40—50% в конце 40-х гг. до 5% в настоящее время.
Однако одновременно со снижением таможенных тарифов все более заметную роль в мировой торговле стали играть нетарифные ограничения, т.е. различного рода административные меры, затруднявшие доступ иностранных товаров на внутренние рынки.
По этой причине в ходе так называемого «токийского» раунда (1973—1979 гг.) сфера регулирования ГАТТ была значительно расширена или уточнена в результате заключения отдельных соглашений, регламентирующих вопросы правил таможенной оценки, технических барьеров в торговле, лицензирования импорта, введения антидемпинговых и компенсационных пошлин и т.д.
Принципиально новым явлением в деятельности ГАТТ стал «уругвайский» раунд многосторонних торговых переговоров (1986—1994 гг.), список обсуждавшихся на нем вопросов вышел далеко за рамки традиционных проблем торговли товарами, охватив такие области, как национальная практика стран-членов в торговле услугами (банковское дело, страхование, туризм, телекоммуникации), торговые аспекты интеллектуальной собственности и иностранных инвестиций. Не малым был и перечень старых накопившихся проблем, требовавших своего решения: мировая торговля продукцией сельского хозяйства и текстильными товарами, условия и правила введения защитных мер в случае резкого увеличения импорта, субсидий. Кроме того, был создан механизм укрепления взаимодействия ГАТТ, Международного валютного фонда и Всемирного банка.
В связи с переходом к рыночным отношениям и развитием внешнеэкономических связей Россия с февраля 1994 г. начала переговоры об условиях вступления в ГАТТ, представив Меморандум о вшешнеторговом режиме.
Меморандум, подготовленный специалистами Министерства внешнеэкономических связей РФ совместно с рядом заинтересованных министерств, содержал подробное описание национальной экономики России, хода и основных направлений экономических реформ, внешнеторгового механизма, состояния валютно-финансовой сферы, механизма валютного регулирования. К Меморандуму были приложены основные законы и другие нормативные документы, регулирующие сферу экономики, а также подробная статистика по всем разделам документа.
Присоединение России к ГАТТ — это сложный, многоплановый процесс. Ведь речь шла об обязательствах в отношении доступа товаров на внутренний рынок, которые присоединившаяся страна готова взять на себя в обмен на предоставление ей общих для договаривающихся сторон ГАТТ условий деятельности на внешних рынках. В эти условия включались ставки импортных таможенных тарифов, а также многочисленные меры нетарифного регулирования импорта: правила введения защитных мер, таможенной оценки, применения антидемпинговых и компенсационных законодательств, допуск к торгам в связи с правительственными закупками, технические, санитарные нормы и др.
Перед Россией встала особенно трудная задача. Дело в том, что начало переговоров России о вступлении в ГАТТ совпало с завершением «уругвайского» раунда многосторонних торговых переговоров. За это время сфера многостороннего регулирования международной торговли значительно расширилась, включив такие области, как торговля услугами, торговые аспекты инвестиционной политики и вопросы интеллектуальной собственности.
Таким образом, Россия, как и другие страны СНГ и Восточной Европы, одной из последних входила в уже сложившуюся систему международных хозяйственных связей, что влекло за собой целый ряд негативных последствий.
Во-первых, основным принципом ГАТТ было создание режима свободной конкуренции товаров и услуг на территории стран-участниц, т.е. снижение до минимума таможенных тарифов. Но полное открытие российской экономики внешней конкуренции, по мнению заведующего отделом международного фонда поддержки экономических реформ России К. Овчинникова, было равноценно самоубийству*.
* Овчинников К. Что ждет Россию в ГАТТ? // Экономика и жизнь. — 1994. — № 52.
Поэтому с 1994 г. Россия перешла к политике протекционизма, вводя новые высокие ставки по импортным таможенным пошлинам. Отмена же валютного коридора, т.е. фактическая девальвация рубля 17 августа 1998 г., привела к такому удорожанию импорта, что совсем приостановила его.
Во-вторых, исходной базой для определения возможностей российской экономики должна быть объективная реальность и конкретная оценка положения России по шкале всех государств мира в соответствии с уровнем ее развития. От этого зависит статус страны в многосторонних переговорах, а соответственно ее права и обязанности. Конечно же, сегодня Россию нельзя отнести к группе экономически развитых стран, но и к развивающимся она тоже, наверное, не относится.
В связи с этим большое значение имеет заключение на острове Корфу (Греция) 24 июня 1994 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом (ЕС). Важной особенностью этого соглашения является отнесение России к категории стран с переходной экономикой. Условия переходного периода, как правило, рассчитаны на пять лет, но уже с момента ратификации Соглашения вступают в силу меры по ликвидации дискриминации со стороны ЕС в отношении России. Соглашение базируется на основных принципах, принятых ГАТТ, что должно облегчить вступление России в эту организацию.
В-третьих, грубыми нарушениями Устава ГАТТ является субсидирование производства и экспорт по демпинговым ценам, что активно практикуется в России.
И наконец, в-четвертых, в предстоящие годы, по мнению бывшего генерального директора ГАТТ А. Дункеля, перед этим международным сообществом будут стоять две главные проблемы: связь торговли с экологией и ужесточение правил конкуренции.
С 1 января 1995 г. на базе ГАТТ была образована Всемирная торговая организация (ВТО), в связи с чем России пришлось вести переговоры по более широкому кругу вопросов, чем странам, присоединившимся ранее, а также потребовалась подготовка дополнений к российскому Меморандуму.
Однако, несмотря на трудности переходного периода, Россия остается экономическим гигантом с потенциально необъятным рынком товаров, услуг, капиталов и значительными экспортными возможностями. Этим и объясняется то повышенное внимание, которое уделяется России со стороны ГАТТ — ВТО. Так, Генеральный директор ВТО Питер Сазерленд объявил 21 января 1995 г., что Россия сможет вступить в эту организацию в ближайшее время.
Но в обмен на оказываемую политическую и финансовую поддержку представители ВТО не только хотят видеть в лице России надежного, предсказуемого торгового партнера, играющего на мировых рынках по общепринятым правилам, существующим в рамках этой организации, но и вести переговоры о снижении уровня тарифного обложения по широкому кругу товаров. Кроме того, России рекомендовано навести порядок в вопросах субсидирования производства, особенно сельскохозяйственного, применения антидемпинговых мер, улучшения статистической отчетности и т.д.
В то же время участие России во Всемирной торговой организации предоставляет стране выгодные перспективы. По прогнозу этой организации, выполнение соглашений «уругвайского» раунда, который стал важным этапом в процессе либерализации международной торговли, приведет в 2005 г. к увеличению совокупного мирового дохода на сумму свыше 500 млрд. долл. Дополнительный рост объема торговли 24 промышленно развитых стран, обусловленный действием соглашений, составит от 7 до 8%, для развивающихся стран этот показатель может превысить 14%.
В соответствии с общеэкономическими задачами и требованиями ВТО в России проводится регулирование внешнеэкономической деятельности, которое включает систему лицензионного регулирования внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регулирование и переход к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1101;