Экологический кризис как кризис экологического сознания личности
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, ибо уже сейчас "... в полной мере ясно, что планируемое человеком производство материальных благ порой одновременно выступает и как не планируемое им "производство" губительных эффектов, причем в таком масштабе, что это грозит полным уничтожением всего живого на Земле, включая и самого человека"1.
Важнейшим аспектом в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли является образование людей в области окружающей среды, формирование их экологического сознания. Планету может спасти лишь деятельность людей, осуществляемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек не властелин природы, а ее часть и выходец.
Человек и природа - это единая интенсивно функционирующая система "природа - общество". Оптимальные взаимоотношения внутри этой системы возможны только при сознательном управлении природной средой.
Человечество прошло долгий путь в развитии своих отношений с природой и на каждом этапе складывалось особое, свойственное именно этому этапу, экологическое сознание.
Экологическое сознание - это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, экологическое сознание направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой. Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.
До 70-х годов XX века преобладал антропоцентрический тип экологического сознания - это система представления о мире, для которой характерны: противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности; восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека; прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с ней.
Антропоцентрическое экологическое сознание пронизывает все сферы деятельности человека: хозяйственную, политическую, образовательную и т.д. В экономических расчетах при планировании нового производства учитывается его прибыльность, рыночная конъюнктура, одним словом, в центре находится фактор полезности для человека. Благополучие же мира природы вообще выносится за рамки анализа. Антропоцентрический тип экологического сознания очень устойчив, люди не хотят от него отказываться и в настоящее время.
70-е годы XX века принято считать своеобразным рубежом в развитии западного и отечественного общественно-экологического сознания, который связан с постепенным осознанием того, что на смену "веку изобилия" постепенно начинает приходить "век постизобилия". Все это с неизбежностью ставило вопрос о необходимости новой системы взаимодействий человека с природой. Понимание того, что антропоцентрическое экологическое сознание заводит в тупик, является психологической базой экологического кризиса, привело к возникновению так называемой новой "инвайронментальной парадигмы", для которой характерны следующие постулаты:
• Хотя человек и обладает исключительной характеристикой, он
остается одним из множества видов на Земле, взаимозависимых и
включенных в единую глобальную экологическую систему.
Человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами, но и сложными биофизическими экологическими связями.
• Хотя человеческий интеллект позволяет существенно расширить возможности его существования в социальной и природной средаx, тем не менее, экологические законы не утрачивают для него своей обязательности.
Базирующееся на новой "инвайронментальной парадигме" экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности:
1. Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы.
2. Отказ от иерархической картины мира.
3. Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4. Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
5. Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимодейственного единства.
Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Таким образом, эконцентрический тип экологического сознания - это система представлений о мире, для которой характерны: ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы; восприятие природных объектов, как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком; баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1459;