Лекция 13: Вторжение варваров и крушение Римской Империи.
В социальной революции, уничтожившей рабовладельческую формацию в Средиземноморье, участвовали внутренние и внешние силы. Внутри Римской империи носителями новой, феодальной, тенденции были владельцы поместий нового типа, шедшие по феодальному пути, и находившиеся у них на службе гражданские и военные служилые люди. Феодализация охватила широкие массы населения — прежде всего колонов и другие категории мелких зависимых держателей земельных наделов, которых римское законодательство последовательно и настойчиво сближало с рабами, посаженными на землю.
Второй, внешний, лагерь участников социальной революции, сокрушившей Римскую рабовладельческую державу, составляли варвары. В IV—V вв. соотношение сил между Римской империей и варварской периферией изменилось в пользу варваров. Племена, окружавшие империю, выросли численно и усилились в экономическом и военном отношении. В последнее столетие существования Римской империи происходили многочисленные вторжения варварских племен из-за рейнской и дунайской границ на римскую территорию. Варвары расселились на землях западной половины империи и образовали свои королевства.
Рассматривая социальную революцию, происшедшую на рубеже античности и средневековья, нельзя смешивать субъективные цели и объективные результаты деятельности различных социальных сил. Субъективно, по своим осознанным ближайшим интересам, население Римской империи и вторгавшиеся в нее варвары-завоеватели обычно оказывались врагами. Завоеватели несли смерть и разорение населению империи. Если императоры или отдельные магнаты вступали в союз с варварскими племенами, чтобы использовать их в борьбе за власть либо для защиты от вторжения других варварских племен, то земли для поселения варваров-союзников отводились опять-таки за счет местного населения.
Взаимоотношения между населением Римской империи и варварами, расселявшимися в IV—V вв. на ее территории, зависели от конкретных условий. В одних случаях варвары предпринимали насильственные завоевания, а правители империи и по мере сил ее население, особенно жители укрепленных городов, оказывали им сопротивление. В других случаях варвары проникали на территорию империи как союзники, которым отводились земли для поселения. Тогда производился раздел земли и другого имущества, а также рабов между варварами и местными землевладельцами-рабовладельцами. Иногда случался переход отдельных лиц или групп населения империи на сторону варваров.
Но главное состояло в том, что большинство населения империи, недовольное существовавшим в ней положением и в той или иной форме боровшееся фактически против рабовладельческого строя (путем народных движений, перестройки производства на феодальный лад, политического обособления крупных земельных владений, приобретавших черты феодальных поместий, и т. п.), и вторгавшиеся в нее варвары делали общее историческое дело — сокрушали Римскую рабовладельческую империю, т. е. были объективными союзниками в социальной революции, уничтожавшей существовавшую формацию и расчищавшей почву для следующей, феодальной формации. Переход от античности к феодальному средневековью был долгим и мучительным процессом как для народных масс поздней Римской империи, так и для варваров — участников Великого переселения народов.
В III—V вв. в Средней и Юго-Восточной Европе возникли многочисленные военно-племенные союзы. В Северном Причерноморье сформировался готский союз. Готы — восточногерманское племя, которое в начале нашей эры жило на южном побережье Балтийского моря, в устье Вислы, а во II в. переселилось из Прибалтики в Причерноморье. Готский союз включал в себя две основные племенные массы: вестготов (западных готов) в низовьях Днестра и остготов (восточных готов) в низовьях Днепра. Готы жили на территории, непосредственно примыкающей к Черному и Азовскому морям. Во главе готов стояли военно-племенные вожди — конунги. Другие племенные союзы тоже возглавлялись подобными предводителями.
За Рейном и Дунаем сложились и другие военно-племенные союзы германцев. Они располагались на территории от Рейна на западе до Вислы на востоке, от верхнего и среднего Дуная на юге до Северного и Балтийского морей на севере; северные германские племена жили на Скандинавском полуострове, а также на Ютландском полуострове (на территории современной Дании), где в III—V вв. были известны юты и англы.
Германские племена, обитавшие в Средней Европе, принято делить на западные (от Рейна до Эльбы) и восточные (от Эльбы до Вислы). Среди западных германцев выделялись могущественные союзы франков (на среднем и нижнем Рейне) и их восточных соседей — саксов, алеманнов (в верховьях Рейна и Дуная), лангобардов (живших по левобережью средней и нижней Эльбы). Среди восточных германцев наиболее известными были племенные союзы бургундов, свевов, вандалов и маркоманнов. Бургунды обитали в низовьях Одера и по южному побережью Балтийского моря; свевы — между средней Эльбой и средним Одером; вандалы — между средним Одером и средней Вислой; в верховьях Эльбы жили маркоманны, занимая территорию до верхнего Одера на востоке и до среднего Дуная на юге.
Начиная с верховьев Одера и Вислы, на юг и восток в сторону Черного моря и до верховьев Оки и Волги простиралась обширная территория, заселенная славянскими племенами. К северу от славян размещались балтийские племена.
Племена, жившие по соседству с Римской империей за Рейном и Дунаем, еще с III в. усилили свой натиск на империю. Под давлением готов Рим в III в. отвел свои войска и часть римских колонистов из Дакии (территория современной Румынии).
В нападениях варварских военно-племенных союзов на Римскую империю в IV—V вв. приняли участие не только германские, но и другие племена, обитавшие к этому времени в Средней и Юго-Восточной Европе вперемежку с германскими племенами или продвинувшиеся в Среднюю Европу под давлением гуннов с востока. Например, германцы — вандалы и свевы вместе с ираноязычным племенем аланов(Аланы — потомки скифского племенного союза сарматов, сорванные Великим переселением народов с места своего обитания в бассейне Дона.) во второй половине IV и в начале V в. совершили грандиозное переселение из Средней Европы через Подунавье и Южную Галлию сначала в Испанию, а затем в Северную Африку.
Вторжение гуннов с востока в Южную Европу в 70-х годах IV в. обострило взаимоотношения между европейскими народами: многие из них оказались сдвинутыми с места и начали переселяться, тесня соседей. Основной поток Великого переселения народов хлынул в западном направлении — на земли Римской империи.
Гунны, пестрая по своему этническому составу орда, включавшая в себя прототюркские, возможно, протомонгольские, угрские и другие племена, производили устрашающее впечатление на европейские народы своим непривычным внешним видом, образом жизни и военными обычаями. Многочисленная гуннская конная орда оказалась страшным врагом для оседлых земледельческих народов. Они не смогли оказать гуннам достаточного сопротивления. Двигаясь с востока, гунны в начале 70-х годов IV в. перешли Волгу и напали на аланов, обитавших к юго-востоку от Дона в Приазовье. Часть аланов они подчинили себе и включили в свою орду; эти аланы двинулись затем вместе с гуннами дальше на запад. Другая часть аланов ушла от гуннов на Кавказ, где и осела; вместе с местными этническими группами они стали предками осетин.
Расправившись с аланами, гунны в 375 г. обрушились на остготов в Северном Причерноморье и разбили их. Часть остготов была включена в гуннское племенное объединение, а другая часть бежала за Дунай на римскую территорию, последовав за вестготами.
Вестготы, спасаясь от гуннов, обратились к восточноримскому императору Валенту с просьбой разрешить им поселиться в империи в качестве федератов и получили согласие. Таким образом, формально переселение вестготов на римскую территорию произошло с согласия империи, но фактически она вряд ли смогла бы противодействовать этому переселению. Аммиан Марцеллин сравнивает многочисленную массу готов-переселенцев с ливийским песком, поднимаемым ветром. Бросив почти все свое имущество, они переправлялись через Дунай на кораблях, лодках, плотах и вплавь, причем многие тонули.
По договоренности с правительством империи вестготы должны были получить от римлян продовольствие на первое время и земли в пограничной области. Со своей стороны, вестготы обязывались служить в римских войсках. Но римские чиновники медлили или не справились с выполнением договора. Среди вестготов, окруженных римской охраной, начался голод. Римские работорговцы скупали у них за бесценок сначала рабов, а затем и их собственных детей. Все это вызвало возмущение готов, и они восстали. На их сторону перешли рабы — их соплеменники, а также рудокопы золотых приисков Фракии, находившиеся в очень тяжелом положении. Эти местные жители послужили готам проводниками. Император Валент призвал к себе на помощь Грациана, правителя западной половины империи. Однако события развернулись гак, что Валент был вынужден вступить в сражение с готами, не дожидаясь подхода Грациана.
Сражение римлян с готами произошло в 378 г. у г. Адрианополя (совр. Эдирне) во Фракии, западнее Константинополя. Римское войско было разбито; в бою погиб и император Валент. Затем готы рассыпались по окружающим местностям, занимаясь грабежами. Попытки готов захватите Адрианополь и другие города оказались безуспешными ввиду решительного сопротивления горожан и неумения германцев вести правильную осаду городов. Подойдя к Константинополю, готы встретили сопротивление со стороны горожан и наемной арабской конницы; это заставило их отойти от столицы.
Новым императором стал известный полководец Феодосии (379—395), которому в последний раз удалось объединить под своей властью всю Римскую империю. В 382 г. он подавил восстание готов отчасти силой, а отчасти уступкой им земель на Балканском полуострове: готы были поселены в качестве федератов в Мёзии, Фракии и Македонии.
В 395 г. Феодосии, умирая, разделил империю между своими сыновьями: восточную половину получил старший сын Аркадий, западную — младший сын Гонорий. Этот раздел явился последним и окончательным для Римской империи: образовались два государства — латиноязычная Западная и грекоязычная Восточная Римская империи. Фактически уже давно обособившиеся западная и восточная половины бывшей единой Римской империи превратились в самостоятельные и враждебные друг другу государства. Восточная Римская империя позже стала называться Византией, но население ее продолжало называть себя ромеями, т. е. «римлянами».
Восточная Римская империя была богаче и сильнее своей западной соседки. Она меньше пострадала от кризиса III в., так как в восточных провинциях Римской империи классическая форма рабства была и ранее распространена меньше; здесь преобладали работники типа колонов, а в ряде провинций, например в дунайских, сохранялось и свободное крестьянство; в восточных городах в большей степени, чем в западных, сохранялся труд свободных ремесленников. Благодаря развитой внешней и внутренней торговле византийских городов казна восточноримских императоров была богаче, а это позволяло им содержать большую армию или откупаться от варваров. Наконец, очень важную роль, по-видимому, сыграло то обстоятельство, что основной поток Великого переселения народов принял западное направление. Правда, тут следует признать, что Византия основательно приложила руку к тому, чтобы направить большинство варваров на Запад.
В 402 г. вестготы, поощряемые Византией, совершили нашествие на Италию. Западноримское правительство Гонория, фактически возглавляемое талантливым военно-политическим деятелем, германцем из племени вандалов, Стилихоном, организовало отпор вестготам. В последующие годы для защиты Италии были стянуты на Апеннинский полуостров римские войска из западных провинций. Так, в 407 г. Стилихон вызвал римские легионы из Британии, что стало концом римского владычества в этой стране. Галлия, Испания, Северная Африка и Британия в ближайшие десятилетия были затоплены нашествием вандалов, бургундов, свевов, франков, англов, саксов и других германских, а также некоторых иных варварских племен.
В 408 г. Стилихон погиб вследствие придворных интриг. Узнав об этом, предводитель вестготов Аларих, фактически управлявший Иллирией (в нынешней Югославии), в 410 г. снова вторгся в Италию. Вестготы захватили Рим и в течение нескольких дней грабили его. Затем они отправились в Южную Италию. В это время умер Аларих. Вестготы покинули Италию и по договоренности с правительством Западной Римской империи поселились в Юго-Западной Галлии, где в 418 г. образовали первое варварское королевство на территории Римской империи. Столицей Вестготского королевства сначала стала Тулуза, а позже, когда вестготы завоевали значительную часть Пиренейского полуострова,— Толедо в Испании.
В 429 г. вандалы и аланы, ранее вестготов обосновавшиеся на Пиренейском полуострове, переселились в Северную Африку, теснимые вестготами, которые завоевали к этому времени большую часть Испании. В 439 г. в Северной Африке образовалось Алано-Вандальское королевство со столицей в Карфагене. Вандальская знать завела большой пиратский флот и грабила острова и побережья Западного Средиземноморья. В 455 г. вандалы разграбили и разрушили Рим, отчего возник термин «вандализм», означающий жестокое и бессмысленное уничтожение культурных ценностей.
В 451 г. Западной Римской империи и варварским королевствам, возникшим к этому времени на ее территории, пришлось отражать нашествие гуннов. Под предводительством своего вождя Аттилы, прозванного современниками за его жестокость «бичом божьим», гунны, двигаясь от среднего Дуная на запад, дошли до г. Орлеана на Луаре, но взять его не смогли и двинулись в обратный путь. На Каталаунских полях в Северо-Восточной Галлии произошла битва гуннов с римлянами. На стороне гуннов сражались многие покоренные ими племена и народы, в том числе из германцев — остготы, из славян — анты и др. На стороне римлян сражались их союзники — германцы вестготы, франки и бургунды. Гунны отступили, но уже в следующем году напали на Северную Италию. В 453 г. Аттила умер, и гуннский союз, центр которого находился на среднем Дунае, распался. Покоренные гуннами племена и народы освободились.
В Восточной Галлии еще в начале V в. образовалось королевство бургундов, но в 437 г. оно было уничтожено гуннами(Предания о союзах и войнах между бургундами и гуннами отразились в германских эпических песнях о Нибелунгах.). После распада гуннской державы возникло новое Бургундское королевство в Юго-Восточной Галлии со столицей в Лионе (в 457 г.). Будучи расположено в сильно романизованной области, обладающей прекрасными природными условиями, Бургундское королевство начало успешно развиваться в социально-экономическом отношении. Давняя и глубокая романизация этой области способствовала ускоренному формированию классовых (феодальных) отношений в Бургундии. Да и в самом бургундском обществе к тому времени уже шло разложение родо-племенных отношений.
В 476 г. предводитель германских наемников в Италии Одоакр сверг последнего западноримского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отослал знаки императорского достоинства (корону и пурпурную мантию) в Константинополь и принял титул короля (конунга), как было принято и в других варварских государствах. Это событие считается концом Римской империи.
Правда, для современников оно прошло почти не замеченным, так как от всей Западной Римской империи к этому времени оставались только Италия и Северная Галлия; императорская власть находилась в полном упадке; Рим давно перестал быть столицей империи; императоры жили в окруженной болотами Равенне на северо-восточном побережье Италии.
В 486 г. Северная Галлия была завоевана франками(Отсюда нынешнее название страны — Франция.). С середины V в. англы, саксы и юты, жившие на Ютландском п-ве, и саксы, обитавшие в приморской области между низовьями Рейна и Везера, начали завоевания Британии, населенной кельтскими романизованными племенами бриттов; завоеватели образовали свои, германские, королевства, уничтожив или оттеснив кельтов на север, на западное побережье Британии и через море — на полуостров Арморика (ныне Бретань во Франции).
Итак, к концу V в. на всей территории бывшей Западной Римской империи образовались варварские королевства. Они явились переходной формой от позднеримской государственности и в то же время от военной демократии варваров к раннефеодальному государству. Варварскими государствами на территории бывшей Римской империи называют такие государства, которые сохранили классовое деление, унаследованное от империи (к этому добавлялись слагавшиеся в конце развития первобытных обществ зародыши классового антагонизма); но основная часть господствующего класса сложилась в них из верхушки племенной («варварской») знати, т. е. по происхождению еще не совсем классовой или даже доклассовой.
За пределами бывшей рабовладельческой империи варварских королевств быть не могло: здесь классовые отношения вырастали прямо из доклассового общества, и ничего не наследовалось от общества, пережившего рабовладельческую формацию. Это касается Руси, Скандинавии, большей части Германии, части Британии, где кельтское население фактически исчезло. Здесь существовала свободная община.
В варварских же королевствах, возникших на территории бывшей Западной Римской империи, и в Византии свободные общины (германские на Западе, славянские в Византии) были лишь островками варварского мира посреди массива классового общества, переходившего от рабовладельческого строя к феодальному. Например, в Вестготском королевстве германская община существовала в областях с наиболее компактным готским населением. В тех областях, где готы селились вперемежку с местным населением, возникали смешанные готско-римские сельские общины. Основное изменение социальной структуры в Юго-Западной Галлии и в Испании после их завоевания вестготами состояло в увеличении слоя мелких свободных земельных собственников и в укреплении соседской общины. Но в дальнейшем быстрыми темпами пошло разложение общинных отношений, новый рост крупного землевладения и социальное расслоение. При завоевании вестготами Юго-Западной Галлии и Испании у местных землевладельцев было отнято 2/3 пахотных земель и половина лесов и лугов, а также, как полагают, 1/3 рабов и колонов. Однако этот раздел земли и рабочей силы между завоевателями и местными землевладельцами происходил не повсеместно. Вестготы, поселившиеся в сильно романизованных областях Галлии и Испании, значительно быстрее избавились от пережитков родо-племенных отношений, чем, например, франки, завоевавшие Северную Галлию, и англосаксы, захватившие Британию. Формировавшиеся под влиянием римского права вестготские законы охраняли частную собственность на землю и рабов не только готской, но и галло-римской и испано-римской знати. Однако крупное землевладение постепенно изменяло свой характер, приближаясь к феодальному землевладению. Колоны в Вестготском королевстве перестали считаться подданными государства и были освобождены от государственных налогов и повинностей (извозной, строительной) ; в то же время они сохранили все ограничения своей правоспособности по отношению к землевладельцу, на земле которого держали наделы: они были прикреплены к наделам и ограничены в праве распоряжаться своим имуществом. Впоследствии потомки римских колонов и вольноотпущенников слились с посаженными на землю рабами (сервами) и с зависимыми держателями из бывших свободных общинников готского и местного происхождения, образовав класс феодально-зависимого крестьянства. Класс феодалов формировался из готской военно-племенной знати, из крупных галло-римских и испано-римских землевладельцев и из высшего духовенства арианской церкви. Феодальное землевладение было представлено владениями готского короля, арианской церкви и крупных светских землевладельцев.
В Византии социальная революция совершилась без слома государственной машины Римской империи. Внутренняя же сущность социального переворота, происшедшего в ней во времена поздней античности и раннего средневековья, была принципиально сходной с социальной революцией на Западе: это было крушение рабовладельческой формации и становление феодальной.
Нашествия варваров затронули и Византию: на Балканский полуостров в IV—V вв. вторгались гунны, готы, аланы и многие другие племена, а в VI—VII вв.— славяне. Но эти вторжения не привели к завоеванию и уничтожению Византии. Лишь на севере Балканского полуострова в период раннего средневековья образовались славянские королевства Сербия и Болгария. Болгария сначала возникла как тюрко-славянское государство; тюрки-булгары (с Волги) растворились в славянской массе лишь к концу IX в. На остальной территории Византии славянские племена расселились, не разрушив Византийского государства, и постепенно слились с местным населением.
Варварские вторжения на Балканский полуостров способствовали упадку городов, прежде всего небольших; в то же время деревни и села сохраняются; археологи прослеживают непрерывность существования многих деревень до и после появления варваров, хотя состав населения в них меняется; происходит взаимовлияние местных и варварских общин. В IV—VI вв. в процессе феодализации Византии складывается деревня нового типа со смешанным населением — рабы, колоны, свободные; в деревнях было собственное, хотя и не очень развитое ремесло. Положение сельских поселений на государственных и частных землях уравнивается, так же как и положение отдельных групп работников. В больших селах складываются рынки для окрестных деревень. Спецификой Византии, как и ряда ближневосточных областей, было длительное сохранение крупных сел с рынком и ремесленным производством, которые мало отличались от мелких городов; их существование сдерживало развитие новых городов.
В то же время в VI в. даже крупные византийские города постепенно теряют свое значение как центры снабжения ремесленными изделиями сельской округи. Главную роль в городах играют крупные независимые землевладельцы и церковь: в восточных областях бывшей Римской империи город, хотя и несколько позже, чем на Западе, перестает быть муниципальной организацией; к концу VI в. исчезает городское самоуправление. Большое значение в перестройке экономики Византии приобретают монастыри, бывшие не только крупными землевладельцами (церковь подчиняла себе целые общины), но и торгово-ремесленными центрами.
Принесенная варварами свободная крестьянская община (германская на Западе, славянская на Балканском полуострове) сыграла прогрессивную роль в развитии феодализма на землях бывшей Римской империи. Крушение римской государственной организации на Западе способствовало возрождению сельских общин, сохранявшихся в период поздней империи в провинциях. Община способствовала сохранению земельной собственности и личной свободы крестьян и, таким образом, стимулировала развитие производительности их труда, поскольку это были работники, максимально заинтересованные в его результатах.
Исторический переворот—падение рабовладельческой формации в Средиземноморье и возникновение формации феодальной — не обошелся без тяжелых потерь. Совершаясь в ходе классовой борьбы, междоусобных войн и завоеваний, он сопровождался экономическим упадком, разорением населения, многочисленными человеческими жертвами и падением античной культуры. Византия в большей степени, чем Запад, сохранила античное культурное наследие и многое из него передала средневековой Европе.
Литература:
Неронова В.Д. Вторжение варваров и крушение Римской Империи./История Древнего мира. Упадок древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.239-273
Заключение.
В трех томах «Истории древнего мира» читателю было рассказано обо всех древних обществах (за немногими исключениями: Нубия, Эфиопия, Юго-Восточная Азия, изолированные цивилизации древней Америки). Наша книга-лекторий ставила перед собой задачу подвести читателя к некоторым общим выводам о закономерности развития всего человечества в течение трех с половиной тысячелетий истории его начальных цивилизаций. Напомним в заключение об основных этапах древности, как они вырисовываются при сопоставлении материала лекций, написанных различными авторами, сотрудничавшими в книге.
Древность довольно четко делится на раннюю, развитую и позднюю. Для периода накопления прибавочного продукта и классового расслоения в ранней древности характерно преобладание малых государств («номовых», или городов-государств); более крупные царства являлись в то время либо союзами номов, объединенными вокруг сильнейшего из подобных небольших государств, либо объединениями какого-либо одного речного бассейна. Общества на этой стадии развиваются по нескольким параллельным историческим путям, отличающимся друг от друга преимущественно различным соотношением двух общественно-экономических секторов: государственного (или храмового) и общинно-частного; для первого характерны государственная собственность на средства производства и эксплуатация менее или более самостоятельно хозяйствующих, -но бесправных тружеников (которых мы условно называем илотами); для второго — общинная собственность на землю при частной собственности на движимость и либо свободный труд самих сельских хозяев, либо еще и труд патриархальных рабов, участвующих в одном производственном процессе со своими хозяевами. Именно на этой основе были созданы великие цивилизации Шумера и Вавилона, Египта, Крита и Микен, хеттов и хурритов, индская цивилизация и ранняя цивилизация Китая. Этот период в основном совпадает с археологическим бронзовым веком; средства вооруженного насилия и принуждения были еще мало развиты, вследствие чего прямое уничтожение врагов после боя нередко предпочиталось их пленению для использования в качестве рабов.
Второй и третий периоды — это в основном археологический век железа и стали, ознаменованный значительным ростом как производственных возможностей, так и возможностей массового порабощения и содержания в рабстве побежденных.
В начале второго периода древности возникает античная цивилизация греков (на исторической основе крито-микенского общества, в котором государственный сектор, по-видимому, сосуществовал с общинно-частным) и италиков (включая Рим); здесь сложилась практически односекторная общинная (полисная) структура в отдельных городах-государствах. Существенно, что она появилась на фоне уже высокого уровня развития разделения труда в окружающих обществах, поэтому в античном полисе выросли частные товарные хозяйства, активно участвовавшие в производстве на международный и внутренний рынок, и соответственно возникло античное, или «классическое», рабство. Условия полиса оказались необычайно благоприятными для проявления творческих способностей каждого гражданина, для расцвета искусства, литературы, философии, для возникновения и упрочения понятия личной свободы человека.
В других областях ойкумены, где продолжала существовать двухсекторная экономика, для второго периода оказалось характерным возникновение древних «мировых» империй; оно было обусловлено кризисом воспроизводства в хозяйствах внутри мелких политических единиц при упадке собственно государственных хозяйств, а отсюда — необходимостью политического объединения регионов, производивших средства производства, с регионами, дававшими продукты сельского хозяйства и ремесла, непосредственно обслуживавшего потребление. «Мировые» империи создавались обычно не наиболее экономически развитыми государствами, а поставленными в особо благоприятные условия в военном, и в частности в стратегическом, отношении. Так появились великие царства — Ассирийское, Нововавилонское, Мидийское, Ахеменидское, империя Маурьев в Индии и позже — империя Цинь в Китае. При этом происходило постепенное перемещение хозяйств частнорабовладельческого типа в города и переход в результате завоевания большей части сельской территории в состав государственного сектора. В связи с этим в городах преобладает рабство преимущественно в ремесле, в том числе оброчное, а в сельской местности — эксплуатация «царских людей», отличающихся от подневольных работников раннего периода, в частности, тем, что они организовывались в зависимые сельские общины.
В V—IV вв. до н. э. в Средиземноморье и на Ближнем Востоке наблюдается явление второго кризиса: независимые мелкие античные полисы страдают от трудностей в расширении воспроизводства и от недостаточной политической защиты в международных отношениях, а империи — от излишней централизации, замедляющей развитие частнорабовладельческого производства в городах. Результатом явилось создание нового типа империй, включавших в себя и автономные самоуправляющиеся города, близкие по типу к полисам: таковы эллинистические монархии Птолемеев, Селевкидов, Армении, Греко-Бактрии, ранней Парфии и др. Объективно такое же историческое место занимает и римское государство; сначала оно представляло собой прочный конгломерат зависимых полисов и областей, возглавляемый не завоевателем-монархом, а завоевателем-полисом (Римом), а позже превратилось в Римскую империю; последняя унаследовала многое от эллинистических империй, но сохраняла и множество достижений полисной цивилизации более ранней античности. Аналогичные процессы происходили, по-видимому, в Индии и Китае.
Для всех древних обществ ранней и развитой древности характерно сохранение слоя свободных граждан, организованных в полисные, городские, храмово-городские и другие подобные образования. С этим связано относительно широкое распространение светской грамотности; высокий для того времени уровень развития наук и искусств, так и непревзойденный вплоть до эпохи Возрождения; общинный, близкий к первобытному характер религиозных культов.
Весь третий период древности является, по существу, затянувшимся периодом третьего кризиса, захватившего уже все древнее общество. Это ясно ощущается в области духовной жизни древних народов: всюду общественная система базировалась на угнетении человеческой личности во все расширяющемся масштабе; традиционные общинные культы, обожествлявшие существующий порядок, перестают удовлетворять народные массы, и повсюду начинаются поиски такой идеологии, которая соответствовала бы этическим запросам людей и отвечала бы на коренной вопрос о достижимости добра в мире зла или хотя бы за его пределами. В этом направлении идут поиски Заратуштры — в иранском мире, джайнистов и Будды — в Индии, различных религиозно-философских течений Китая, античных философов и античных религиозных мыслителей — орфиков, поклонников Аттиса, митраистов, вплоть до ессеев Палестины, до Иисуса и Павла и общин ранних христиан.
Распространение этих духовных движений среди разных социальных групп и народностей было обусловлено, серьезными переменами в древнем обществе. Происходит постепенная и повсеместная ликвидация городских свобод и общее уравнение разных групп трудящегося населения до положения зависимых подданных все более деспотического государства; в Римской империи дарование всему «свободному» населению формального права римского гражданства фактически совпадает с уравнением всех в бесправии.
Вскоре в Риме, в Парфии, а затем в сасанидском Иране, в Китае разными путями создаются колоссальные имения земельных магнатов из числа преуспевших рабовладельцев или чиновников. Эти люди тяготятся центральной опекой государства и все более узурпируют не только экономическую власть над трудящимися в имениях и областях, которыми они управляли, но также власть политическую и судебную; так они постепенно превращаются в маленьких почти суверенных государей. Наличные у них средства насилия позволяют теперь эксплуатировать разными способами не только лиц, лишенных собственности на средства производства, но и обладающих ими. Создается господствующий класс, характерный для эпохи средневековья. Он перенимает в качестве общеобязательных те утешительные религиозно-этические учения, носителями которых были сами народные массы, но придает им жесткую догматическую форму, исключающую как наказуемую ересь любое сколько-нибудь оппозиционное религиозно-этическое направление мысли.
Параллельно с этими процессами изменяются взаимоотношения между великими классовыми государствами и окружающей их периферией. До этого времени она служила источником добычи рабов и рынком для неэквивалентного сбыта изделий промышленности, орудий труда и т. п.; периферия фактически эксплуатировалась древними классовыми государствами. Теперь племена периферии начинают расширять посевные и пастбищные площади за счет вырубки лесов и сами осваивать производство орудий труда и оружия, качественно не уступавших ранее импортировавшимся. Рост населения на периферии древних цивилизаций и начавшиеся мощные племенные передвижения решительно изменили расстановку сил: начинаются вторжения «варваров» на территорию древних государств. Они разрушают сложившиеся здесь государственные структуры, создают новые сельские общины на землях старых государств и принимают участие в начавшемся процессе социально-экономической перестройки в них; изменяется состав господствующего класса за счет включения в него племенной верхушки «варварских» племен, а часто и физического истребления прежней элиты. Все это приводит к ускорению гибели древних цивилизаций.
Порой конец древности наступал в результате процессов чисто внутренних (Китай); он мог сопровождаться мощными народными восстаниями (Китай, отчасти Иран и Рим). Кое-где на территориях, которые не были охвачены древними цивилизациями, еще возникали общества древнего типа, но, захваченные общим процессом роста производительных сил на всем пространстве Старого Света, они быстро выравнивались под общий уровень средневековых обществ (Англия, Скандинавия, Русь). Однако сопоставление этих конкретных локальных форм исторического развития выявляет однородность и общеисторическую закономерность всех главных факторов процесса возникновения и падения древних обществ и их смены обществами иного типа.
Литература:
Редакционная коллегия. Заключение./История Древнего мира. Упадок древних обществ.- М.:Знание, 1983 - с.274-277
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 787;