Послевоенные десятилетия
В конце войны произошла катастрофа в Хиросиме и начался ядерный век. Вначале много говорили о больших перспективах, открывающихся благодаря использованию ядерной энергии, но ее разрушительное действие было слишком очевидным. Впервые в истории целое поколение выросло под угрозой ядерного холокоста. Это было также самое многочисленное в американской истории поколение - поколение "взрыва рождаемости". Несмотря на ужасы Хиросимы, послевоенные годы стали периодом беспрецедентного процветания как для экономики страны, так и для ее церквей. После долгих десятилетий, в течение которых депрессия и война ограничивали доступ к материальным благам, наступил период изобилия. Во время войны промышленное производство выросло в связи с необходимостью обеспечения военных потребностей. После нее рост продолжался, создавая тем самым самое богатое общество потребления, которое когда-либо видел мир. Возможности для материального и общественного роста открывались перед всеми, кто хотел ими воспользоваться. В поисках этих возможностей миллионы людей устремлялись в новые места и, найдя их, селились в пригородных районах. Центры городов постепенно освобождались от зажиточных граждан и становились местом обитания низших слоев населения, в частности бедных чернокожих и представителей других меньшинств. Для пестрого и непостоянного населения пригородов церкви начали играть важную роль как олицетворение стабильности и общественного признания.
Это было также временем холодной войны. Сразу же после разгрома стран "Оси" появился новый и более опасный противник - Советский Союз. Этот противник казался более коварным, поскольку у него были сторонники в Западном мире. В Соединенных Штатах началась очередная охота на коммунистов и социалистов всех мастей. В разгар "эпохи Маккарти" отсутствие связи с церковью рассматривалось как возможное указание на склонность к антиамериканской деятельности.
По этим причинам церкви в пригородах быстро росли. 50-е и начало 60-х годов были временем расцвета церковной архитектуры, когда богатые местные общины финансировали строительство больших и великолепных храмов, школ и других помещений. В 1950 году была создана Евангельская ассоциация Билли Грэма. Она стала не просто продолжением старой американской традиции ривайвелизма (массовой проповеди), так как имела в распоряжении большие финансовые возможности, благодаря которым пользовалась самыми современными методами и техническими средствами. Придерживаясь консервативных по своей сути взглядов, Ассоциация Билли Грэма в то же время старалась избегать конфликтов с христианами других вероисповеданий. Вскоре она распространила свою деятельность на весь мир, оставив отпечаток традиции американского ривайвелизма на всех континентах.
Но не все шло так гладко. В общем и целом традиционные церкви ушли из городов, где теперь жили бедняки и расовые меньшинства. Несмотря на предпринимавшиеся некоторыми энергичные усилия, традиционное христианство настолько приспособилось к культурным условиям пригородов, что утеряло связь как с народными массами в городах, так и со своими сельскими корнями и проживавшими в сельской местности христианами. Жители сельских районов, остававшиеся членами своих традиционных церквей, относились к новому руководству со все большим недоверием. В городах вакуум пытались заполнить церкви движения святости, однако очень многие теряли всякую связь с какой-либо формой организованного христианства. Через двадцать лет после великого религиозного пробуждения 50-х годов вновь прозвучали призывы возобновить работу в городах, но лишь немногие имели ясное представление о том, как это надо делать. Только в 80-х годах в городах появились признаки возрождения религиозной жизненной силы, да и тогда это было тесно связано с возвращением туда достаточно обеспеченных людей.
Еще одной отличительной чертой послевоенного религиозного подъема было понимание христианской веры как средства достижения внутреннего мира и счастья. Одним из самых популярных религиозных авторов того времени был Норман Винсент Пил, пропагандировавший, что вера и "позитивное мышление" ведут к психическому здоровью и счастью. Историк Сидни Олстром справедливо отмечает, что религиозным принципом того времени была "вера в веру", дававшая надежду на "душевный покой и уверенность в жизни"30. Такая форма религиозности была очень удобной для того времени, так как предлагала покой в неспокойном мире, мало говорила об общественных обязанностях и не могла привести к конфликту с теми, кто в силу своей ментальности холодной войны стали великими инквизиторами американского политического общественного мнения. Вывод Олстрома выглядит как достаточно серьезное обвинение:
В общем и целом церкви не делали почти ничего, кроме предоставления средства для обретения общественного самоосознания менявшемуся и непостоянному населению, быстро порывавшему связь со старыми привычными условиями31.
Но в американском обществе происходили и другие процессы. В первые послевоенные годы сила новых факторов была недостаточной, чтобы изменить господствовавшие в стране оптимистические умонастроения, но в следующем десятилетии они вышли на первый план и вызвали коренные изменения в мировоззрении страны.
Одним из этих факторов было вызревавшее десятилетиями движение чернокожих. Национальная ассоциация содействия развитию цветного населения, созданная в 1909 году, выиграла ряд судебных процессов задолго до того, как движение заявило о себе в полную силу. В общинах чернокожих некоторые продолжали искать утешение в таком понимании религии, которое давало им надежду на потусторонние награды или чувство принадлежности к небольшой группе верующих, и не стремились бросить вызов существующему порядку. В отдельных случаях это приводило к созданию новых религиозных объединений, лидеры которых объявляли себя воплощением Божества. Наиболее известными среди них были "Божественный Отец" (умерший в 1965 году) и "Дорогой Отец благодати" (умерший в 1960 году). Чернокожие солдаты и моряки, возвращавшиеся с войны (на которой они сражались в отдельных от белых частях), видели, что свободы, за которую они сражались за границей, у себя дома они лишены. В ответ на это недовольство правительство в 1949 году отменило сегрегацию в вооруженных силах, а в 1952 году было принято историческое решение Верховного суда об объединении государственных школ. Движение за интеграцию поддерживало также значительное число белых, и на раннем этапе их помощь и поддержка были очень полезными. Национальный совет церквей (бывший Федеральный совет церквей) и большинство основных конфессий тоже выступили за отмену сегрегации. Но неодолимым движение сделали участие в нем самих чернокожих и выдвижение их собственных лидеров. Вплоть до 60-х годов большинство его руководителей приходили из числа негритянских священнослужителей, самыми видными из которых были Адам Клейтон Пауэлл-мл. (во время войны и в послевоенные годы) и Мартин Лютер Кинг-мл. (с конца 50-х по начало 60-х годов). Являя чудеса веры, мужества и настойчивости, чернокожие тысячами демонстрировали решимость раскрыть суть направленных против них законов и практического их применения и противостоять им. Подвергаясь арестам, побоям и даже убийствам, причем в таких местах, как Монтгомери и Селма, штат Алабама, они показывали миру, что с нравственной точки зрения они по меньшей мере равны тем, кто обвинял их в неполноценности. Лозунг "мы победим" стал одновременно вызовом и исповеданием веры.
Созданной Кингом "Южной конференции христианского руководства" и других христианских ненасильственных организаций было недостаточно для выражения отчаяния и гнева, накопившихся в негритянском сообществе. В течение нескольких десятилетий более воинственно настроенные чернокожие видели в исламе религию без господства белых, в результате чего родились такие движения, как "черные мусульмане" и подобные им. Другие, особенно жители перенаселенных гетто в таких городах, как Нью-Йорк и Лос-Анджелес, изливали свой гнев в мятежах, самым известным из которых были волнения в Лос-Анджелесе в 1965 году. К середине десятилетия чернокожие пришли к выводу, что они не добьются гражданских прав, пока у них не будет достаточной силы. В результате появился лозунг "черная власть", часто неверно воспринимавшийся как стремление чернокожих установить господство над белыми.
В то же самое время, отчасти под влиянием своей христианской направленности, движение д-ра Кинга начало заниматься не только чисто расовыми вопросами. Вместе с некоторыми другими членами "Южной конференции" он пришел к убеждению, что борьба должна вестись с несправедливостью во всех ее проявлениях. Тогда шла война в Юго-Восточной Азии, и д-р Кинг начал критиковать правительственную политику в этом регионе по двум причинам: во-первых, было ясно, что существовавшая система призыва в армию представляла собой дискриминацию по отношению к чернокожим и другим национальным меньшинствам, и, во-вторых, он был убежден, что Соединенные Штаты совершают в Юго-Восточной Азии такую же несправедливость, как и у себя дома в отношении нефов. Д-р Кинг теперь полагал, что в самих Соединенных Штатах в борьбе должны принимать участие все бедные слои населения, независимо от цвета кожи. Он возглавил "поход бедняков", во время которого в 1968 году был убит.
Вдохновение все это движение получало в христианской вере чернокожего населения. Сами его старые "спиричуэлз" приобретали новый смысл или, вернее, напоминали об их прежнем значении вызова, когда они звучали на плантациях. Церкви становились местом сбора и подготовки тех, кто хотел присоединится к протесту. Проповедники подчеркивали связь этого движения с Евангелием. Наконец, появилось "черное богословие". Это богословие было по сути своей ортодоксальным и упор делало на реалиях жизни чернокожих - на надежде и борьбе. Главным его выразителем был профессор Объединенной богословской семинарии Джеймс Коун, который заявил:
Не может быть христианского богословия, не связывающего себя безоговорочно с униженными и оскорбленными. Более того, богословие прекращает быть богословием Евангелия, если оно оставляет без внимания положение угнетенных. Ибо невозможно говорить о Боге истории Израиля, раскрывшем Себя в Иисусе Христе, не признав, что Он есть Бог тех и для тех, кто трудится и несет тяжелый груз32.
В то же время набирало силу еще одно движение, на первых порах менее заметное. Им было феминистское движение. О своих правах женщины в Соединенных Штатах заявляли на протяжении более столетия. Свою политическую активность они демонстрировали и повышали, участвуя в кампании за отмену рабства, работая в Женском христианском обществе трезвости и борясь за избирательные права, которых они наконец добились в 1920 году. В XIX веке несколько церквей рукоположили женщин. Но даже в середине XX века большинство конфессий не разрешали рукополагать женщин, и все оставалось под контролем мужчин. В 50-х годах в результате широких общественных изменений женское движение усилилось, приобрело опыт и стало более сплоченным как в церкви, так и в обществе в целом. В церквах борьба разворачивалась в основном по двум направлениям: в виде требований предоставить женщинам право реализовывать призвание к служению, подкрепленное рукоположением, и критики такого положения дел, когда богословские вопросы традиционно решаются мужчинами и находятся под их контролем. К середине 80-х годов большинство крупных протестантских конфессий начали рукополагать женщин, а в католической церкви, которая все еще отказывалась это делать, разворачивались мощные кампании за отмену запрета рукополагать женщин. В области богословия несколько женщин - в частности, пресвитерианка Летти Рассел и католичка Розмари Рейтер - внесли предложения, представлявшие собой по сути ортодоксальные поправки к традиционно мужскому богословию. Более радикальными были взгляды Мэри Дейли, объявившей себя "выпускницей" мужской церкви и призвавшей своих сестер ожидать "женского воплощения Бога".
Помимо этих движений, в которых участвовало значительное число чернокожих и женщин, влияние на умонастроения страны оказывали другие международные и внутренние события. Самым значительным среди них была война в Юго-Восточной Азии. Конфликт, начавшийся как относительно небольшое военное столкновение, в 1965 году превратился в самую долгую войну, которую когда-либо вели Соединенные Штаты. В этой войне Соединенные Штаты, надеявшиеся остановить распространение коммунизма, поддерживали коррумпированные правительства и использовали свою огромную мощь против очень небольшой по сравнению с ними страны. Средства массовой информации показывали ужасы войны каждой семье. Затем выяснилось, что общественное мнение - и Конгресс - были намеренно введены в заблуждение относительно сути "инцидента в Тонкинском заливе", послужившего предлогом для эскалации войны. По всем университетским городкам страны пронеслись резкие выступления протеста с выражением горечи и возмущения людей, оскорбленных в своих патриотических чувствах. В конце концов против студентов были направлены армейские подразделения, что привело к человеческим жертвам в Кентском государственном университете и в Государственном колледже Джексона. В итоге Соединенные Штаты впервые в истории проиграли войну. Более того, они запятнали свою репутацию. Обоснованность представления о "земле свободных и родине смелых" - выражавшего идею свободы и справедливости у себя на родине и готовности защищать их за рубежом - была поставлена под сомнение. Само послевоенное процветание, за которым последовал резкий спад, побудило многих задаться вопросом, не требует ли экономическая система страны искусственного стимулирования в виде войны. К этому добавились вопросы и сомнения, вызванные уотергейтским скандалом, который в конечном счете привел к отставке президента Никсона.
В то время как в обществе происходили эти события, церковь тоже переживала потрясения. Протестантское богословие распалось, и богословы пошли совершенно разными путями. Попытки выразить христианское послание в секулярных категориях привели к появлению широко разрекламированного "богословия смерти Бога". Гарвей Кокс, избравший иное направление, в книге "Секулярный город" попытался переистолковать христианское послание применительно к городскому обществу и увидеть, какие возможности это общество предлагает и какие трудности оно выдвигает. Джон Кобб и другие приступили к разработке концепции христианской веры на основании богословия процесса. Богословие надежды Мольтмана нашло сторонников и на американской почве. Многие богословы-мужчины начали изучать феминистское и черное богословие, а также богословские учения третьего мира, ища в них ключ для нового понимания библейского послания. В этом широком спектре разных и даже противоречащих друг другу богословских систем есть три общие черты: ориентация на будущее, интерес к социально-политическим реалиям и попытки соединить эти два вопроса. Иными словами, основная отличительная черта этих богословских учений в целом заключается в возврате к эсхатологии как надежде на будущее, играющей в то же время активную роль в жизни современного общества. Все это сочетается со стремлением к литургическому обновлению, акцентирующему эсхатологическую сторону богослужения и его социальное значение.
Росту интереса к социальным проблемам способствовали также международные контакты церквей. Такие вопросы, как борьба с голодом, завоевание политической свободы и установление справедливых международных отношений, приобретали гораздо большее значение для тех, кто поддерживал почти постоянные связи с христианами в других странах, находившихся в неблагоприятных в этом отношении условиях. Поэтому Национальный совет церквей, Всемирный совет церквей и миссионерские советы практически всех крупных церквей подвергались нападкам со стороны политических консерваторов, утверждавших, что в их ряды проникли коммунисты или, по крайней мере, что их одурачивают коммунисты.
Тем временем новые очертания приняло харизматическое движение, зародившееся в начале века на Азуза-стрит. В первой половине столетия оно проявлялось главным образом среди низших слоев населения и в церквах святости. Но с конца 50-х годов оно получило распространение в пригородах и в традиционных конфессиях, в том числе в католической церкви. Большинство участников этой новой харизматической волны оставались верными членами своих церквей, но в то же время между харизматами разных конфессий устанавливалось чувство общности, благодаря которому родилось экуменическое движение, не имевшее никакой или почти никакой связи с организованным экуменизмом. Некоторые критики рассматривают харизматическое движение как религиозный аналог бегства в пригороды, но на самом деле оно неоднородно и включает в себя как тех, кто считает, что встреча с Духом должна увести их от мира, так и тех, кто, наоборот, полагает, что она должна побудить их к активным общественным делам.
Евангельские церкви тоже разделились. За период с конца 70-х по начало 80-х годов их работа на радио и телевидении возросла и достигла огромных масштабов. Сейчас некоторые телепроповедники возглавляют крупные корпорации, поддерживающие проводимую ими работу. Это получившее широкое распространение явление критики окрестили "электронной церковью". Общая тема многих таких проповедников - утеря традиционных ценностей и упадок общества вследствие этого, то есть тема, повторяющаяся со времен принятия сухого закона и его отмены. Черпая вдохновение в проводившейся ранее кампании против употребления алкогольных напитков, некоторые лидеры евангельских церквей организовали движение "морального большинства" для защиты нравственных ценностей и поддержки консервативной экономической и социальной политики.
С другой стороны, все больше евангельских христиан начинали сознавать, что вера побуждает их критически относиться к существующему экономическому и социальному порядку как в своей стране, так и за границей. Они приходили к убеждению, что христиане должны бороться с несправедливостью, страданиями, голодом и угнетением во всех их проявлениях. В 1973 году группа лидеров, придерживавшихся таких взглядов, подписала "Чикагскую декларацию", выражавшую убеждения все большего числа преданных христиан в Соединенных Штатах:
Будучи евангельскими христианами, преданными Господу Иисусу Христу и верящими в абсолютный авторитет Слова Божьего, мы заявляем, что Бог обладает полной властью над жизнью Своего народа. Поэтому мы не можем отделять свою жизнь во Христе от тех условий, в которые Бог поместил нас в Соединенных Штатах и в мире.
Мы признаем, что не исполняем полностью Божьих требований в отношении нашей жизни.
Мы знаем, что Бог требует любви. Но мы не проявляем Божьей любви к тем, кто страдает от злоупотреблений, существующих в обществе.
Мы знаем, что Бог требует справедливости. Но мы не провозглашаем и не демонстрируем Его принципы справедливости в несправедливом американском обществе. Господь призывает нас отстаивать социальные и экономические права бедных и угнетенных, но мы в большинстве случаев храним молчание. Мы сожалеем об участии американской церкви в проведении расистской политики и о ее очевидной ответственности перед евангельским сообществом за поддержку отдельных людей и государственных структур, разделившую Тело Христово по расовым признакам. Кроме того, мы не осуждали эксплуатацию расистских воззрений нашей экономической системой у себя дома и за рубежом...
Мы должны противостоять материализму в нашей культуре и бороться с несправедливым распределением богатства в стране. Мы признаем, что наша страна несет основную ответственность за несбалансированность и несправедливость в международной торговле и в развитии промышленности. Пред Богом и миллиардом голодающих соседей мы должны пересмотреть собственные ценности...
Мы знаем свои христианские и гражданские обязанности... Следовательно, нам надо бросить вызов неуместной вере страны в свое экономическое и военное могущество... Нам надо противостоять искушению превращения страны и ее институтов в предмет почти религиозного поклонения...
Мы провозглашаем не новое Евангелие, а Евангелие Господа Иисуса Христа, Который силой Святого Духа освобождает людей от греха, чтобы они могли прославлять Бога делами праведности.
Этой декларацией мы выражаем не какую-то новую политическую идеологию или партийную принадлежность, а просто призываем лидеров страны и ее народ к праведности, которая возвысит всю страну.
Мы делаем это заявление с библейской надеждой, что Христос придет и установит Царство, и принимаем Его призыв быть верными учениками вплоть до Его пришествия33.
Примечательно, что эта декларация очень схожа с другими заявлениями, которые христиане делали в разных ситуациях, в разных частях света и нередко в совершенно иной богословской среде, приходя тем не менее к аналогичным выводам. С общемировой точки зрения казалось, что церковь в Соединенных Штатах обратила наконец внимание на проблемы постконстантиновой и экуменической эпохи. Она стала также церковью с новым видением "космической эры", когда мы впервые увидели землю из космоса и она предстала перед нами как хрупкий "космический корабль", на котором мы должны либо научиться жить вместе, либо вместе умереть.
От концов земли
Хвала Богу, Отцу нашему и Господу нашему Иисусу Христу, собирающему воедино чад Божьих, разбросанных по разным странам... Мы отделены друг от друга не только в вопросах веры, общественного устройства и традиций, но и национальной, классовой и расовой гордыней. Но Христос делает нас единым целым, и Его нельзя разделить. Когда мы ищем Его, мы находим друг друга.
ПЕРВАЯ АССАМБЛЕЯ ВСЕМИРНОГО СОВЕТА ЦЕРКВЕЙ
В XIX веке образовалась поистине всемирная церковь. Во второй половине того же столетия появились движения, стремившиеся к установлению более тесного сотрудничества разных церквей в каждом регионе. В 1910 году Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге придала дополнительный стимул процессу, хоть и прерывавшемуся двумя мировыми войнами, но в конечном счете приведшему к образованию Всемирного совета церквей и к другим видимым проявлениям христианского единства. Вскоре, однако, выяснилось, что такое единство не влечет за собой объединения христиан со всех частей света в одну церковь по западному образцу, а, скорее, подразумевает совместный поиск всеми христианами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, смысла послушания Христу в современном мире. Таким образом, у экуменического движения были две стороны. Первая и наиболее очевидная выражалась в стремлении к более тесному и более ощутимому единству. Второй, имевшей, по всей видимости, более серьезные последствия, стало зарождение всемирной церкви, выполнению миссии и обретению самосознания которой способствовали самые разные причины. Рассмотрим эти две стороны поочередно.
Поиск единства
Всемирная миссионерская конференция 1910 года назначила Постоянный комитет, работа которого привела к созданию в 1921 году Международного миссионерского совета. К тому времени, отчасти под влиянием работы, проделанной в Эдинбурге, национальные и региональные организации, ставившие целью развитие миссионерского сотрудничества, появились в Европе, Соединенных Штатах, Канаде и Австралии. Эти организации стали ядром вновь созданного совета, но было также принято решение, что в нем должны быть представлены "молодые церкви", появившиеся в результате миссионерской деятельности. Международный миссионерский совет не ставил тем самым цели навязать свои правила и установки в проведении миссионерской работы, он хотел быть просто местом обсуждения различных методов и возможностей, а также обмена опытом. На I Ассамблее Международного миссионерского совета (состоявшейся в Иерусалиме в 1928 году) почти четверть делегатов представляли молодые церкви - значительный прогресс по сравнению с семнадцатью участниками Эдинбургской конференции. Как в Иерусалиме, так и на второй ассамблее, собравшейся в 1938 году в индийском городе Мадрасе, на первом плане стоял вопрос о природе церкви и о содержании христианского послания, и это служило доказательством, что открытое обсуждение миссионерской деятельности церкви нельзя отделить от богословских дискуссий. Затем деятельность Совета была прервана Второй мировой войной, и третья ассамблея, собравшаяся в 1947 году в канадском городе Уитби, основное внимание уделила восстановлению нарушенных войной связей и возобновлению миссионерской работы после войны. Но к тому времени все больше осознавалась неразрывная связь церкви с миссионерской деятельностью, поэтому казалось неразумным обсуждать миссионерские вопросы в отрыве от диалога, касающегося природы церкви и других богословских тем. Понимание этого еще больше дало о себе знать на двух следующих ассамблеях Международного миссионерского совета, состоявшихся в Виллингене (Германия) в 1952 году и в Гане в 1957-1958 годах. К тому времени было принято решение, что Международный миссионерский совет должен слиться со Всемирным советом церквей, что и произошло на ассамблее Всемирного совета церквей в Нью-Дели в 1961 году. При этом было предусмотрено, что за организациями, которые не хотят или не могут присоединиться к Всемирному совету церквей, сохраняется право быть представленными в отделе, унаследовавшем функции Международного миссионерского совета.
Еще одним крупным движением, способствовавшим созданию Всемирного совета церквей, было движение "Вера и порядок". Дабы развеять подозрения, Всемирная миссионерская конференция 1910 года недвусмысленно исключила из повестки дня обсуждение вопросов, относящихся к вере и порядку, то есть любую дискуссию о верованиях церквей или об их понимании и совершении рукоположения, таинств и так далее. Это исключение было необходимо, чтобы конференция стала как можно более представительной, однако многие приходили к убеждению, что настало время для проведения форума, посвященного именно этим вопросам. Наиболее видным представителем этого движения был епископ Епископальной церкви Чарлз Брент. По его инициативе англиканское содружество сделало первые шаги для созыва встречи по вопросам веры и порядка. Вскоре это начинание поддержали другие, и после Первой мировой войны и длительных переговоров в 1927 году в швейцарском городе Лозанне состоялась I Всемирная конференция, посвященная вопросам веры и порядка. Четыреста делегатов представляли 108 церквей - протестантских, ортодоксальных и старокатолических (отколовшихся от римского католичества после провозглашения догмата о непогрешимости папы). Многие из них уже имели опыт международных и экуменических встреч благодаря участию в Студенческом христианском движении, из которого десятилетиями выходили большинство руководителей различных ответвлений экуменического движения. На конференции было принято решение не стремиться достичь единодушия с помощью общих и потому бессмысленных заявлений или вероучительных определений, которые неизбежно привели бы к исключению чьих-то мнений. Вместо этого проводились откровенные и открытые дискуссии с последующим принятием документа, начинавшегося с перечисления пунктов, по которым было достигнуто согласие, а затем излагавшего вопросы, по которым сохранялись разногласия. Поэтому для документов были характерны такие выражения, как "мы согласны" или "мы считаем", за которыми следовали пояснения, начинавшиеся со слов "среди нас есть различные точки зрения" или "такого мнения придерживаются многие церкви, представленные на конференции". К концу встречи всем участникам стало ясно, что пункты, по которым они согласны, имеют гораздо большее значение, чем те, в которых они расходятся, и что многие разногласия можно, по-видимому, преодолеть в ходе дальнейшего диалога и разъяснения позиций. Перед закрытием конференции был создан постоянный комитет под руководством Уильяма Темпла, архиепископа Йоркского (а впоследствии Кентерберийского). После смерти Темпла его сменил Брент, и II Всемирная конференция по вопросам веры и порядка собралась в Эдинбурге в 1937 году. На ней использовался тот же порядок работы, что и в Лозанне, и опять с положительными результатами. Но самым значительным решением стало присоединение к призыву второй конференции движения "Жизнь и деятельность", состоявшейся в Оксфорде месяцем раньше, основать "Всемирный совет церквей".
Движение "Жизнь и деятельность" тоже возникло под воздействием миссионерского опыта предшествовавших поколений, а также в силу убеждения, что различные церкви должны объединять усилия в любом практическом деле, в котором такое сотрудничество возможно. Его наиболее выдающимся лидером был Джонатан Седерблум, лютеранский архиепископ У пса-лы в Швеции. Первая мировая война, прервавшая осуществление планов проведения международной встречи, вместе с тем дала Седерблуму и другим возможность искать решения огромных проблем, поставленных мировым конфликтом. Наконец, в 1925 году в Стокгольме состоялась первая конференция "Практического христианства" (первоначальное название движения). Повестка дня включала вопросы, связанные с поиском основывающихся на Евангелии общих ответов на проблемы современности. Делегаты работали в пяти секциях, каждая из которых занималась обсуждением одной из пяти главных тем и сопутствующих им вопросов: экономика и промышленность, моральные и социальные проблемы, международные дела, христианское образование и возможности для более тесного сотрудничества церквей. Это движение с самого начала заняло твердую позицию осуждения любой формы эксплуатации и империализма. Так, в эпоху, когда механизация приводила к росту безработицы, ослаблению профсоюзов и понижению заработной платы, конференция выразила солидарность с "чаяниями трудящихся на установление справедливого порядка и равноправия, единственно соответствующего Божьему плану искупления". Кроме того, с пророческим предвосхищением, верность которого подтвердится несколько десятилетий спустя, она указала на "повсеместное возмущение белым империализмом", грозящее вылиться в открытый конфликт. Конференция создала постоянный комитет, подготовивший проведение II конференции по вопросам жизни и деятельности. Она прошла в Оксфорде в 1937 году, и ее итоговые документы содержали слова решительного осуждения любой формы тоталитаризма и войны как метода решения международных конфликтов. Кроме того, как уже отмечалось, она призвала к объединению "Жизни и деятельности" и "Веры и порядка" во Всемирный совет церквей.
Это решение вкупе с согласием "Веры и порядка" подготовило почву для создания такого совета. Два движения образовали совместный комитет, и началась работа по подготовке созыва первой ассамблеи совета. Но осуществление этих планов прервала Вторая мировая война. Во время войны установленные благодаря зарождавшемуся экуменическому движению связи сыграли важную роль в создании христианской сети по обе стороны фронта для оказания помощи Исповедальной церкви в Германии и для работы по спасению евреев в разных странах, находившихся под властью нацистов. Наконец, 22 августа 1948 года в Амстердаме начались заседания I Ассамблеи Всемирного совета церквей. В них приняли участие представители ста семи церквей из сорока четырех стран. Вступительную проповедь прочитал Найлз, методист с Цейлона, приобретший богатый опыт руководителя в Студенческом христианском движении. Выступили также Карл Барт, Йозеф Громадка, Мартин Нимеллер, Рейнхольд Нибур и Джон Фостер Даллес. Структура Совета была разработана таким образом, чтобы учесть в своей работе дела, которыми занимались движения "Жизнь и деятельность" и "Вера и порядок", - в Исследовательском отделе была создана Комиссия по вопросам веры и порядка, продолжившая организацию встреч и всемирных конференций, а все связанное с "Жизнью и деятельностью" как заботы более практического свойства было отнесено к ведению Отдела экуменической работы.
Выражая удовлетворение единством, проявившимся в самом существовании Совета, делегаты в то же время обращали свой взгляд на окружающий их мир и пытались найти решения стоявшим перед ним проблемам. Показательно, что в период начала холодной войны Совет призвал все церкви отвергнуть как коммунизм, так и либеральный капитализм, а также ошибочное представление, что этими двумя системами ограничиваются все возможные альтернативы. Как и следовало ожидать, это и сделанные впоследствии другие подобного рода заявления не всегда встречали хороший прием.
После 1948 года число членов Всемирного совета церквей неуклонно росло. Наиболее знаменательным событием стало участие в нем православных церквей, которые ранее приняли совместное решение не присутствовать на амстердамской ассамблее. Когда же было ясно заявлено, что Всемирный совет не претендует на роль "вселенского собора" наподобие Никейского и что у него нет намерения стать отдельной церковью, православные присоединились к Совету. Поскольку некоторые православные церкви существовали в условиях коммунистических режимов и их делегаты могли присутствовать на заседаниях Всемирного совета только с разрешения правительства, у многих возникло подозрение, что Всемирный совет превращается в орудие международного коммунистического заговора. Как бы то ни было, на II Ассамблее, собравшейся в Эванстоне, штат Иллинойс, в 1954 году было представлено уже 163 церкви. Особое внимание Совет начал обращать на положение церкви в местных конкретных условиях, стараясь не забывать, что участники его совещаний в конце концов представляют миллионы верующих, живущих в разных концах земного шара. Когда в 1961 году в Нью-Дели собралась III Ассамблея, в Совет входило 197 церквей. Произошедшее в Нью-Дели слияние Международного миссионерского совета с Всемирным советом церквей позволило последнему установить более прямые связи с третьим миром и молодыми церквами. Эти связи еще больше укрепились с вступлением в Совет двух пятидесятнических церквей из Чили, ставших первыми присоединившимися к нему подобного рода организациями. Прошедшая в 1961 году ассамблея, как и предыдущая, большое внимание уделила церкви на приходском уровне, заявив о необходимости единства "всех и повсюду". На последующих ассамблеях в Упсале (1968), Найроби (1975) и Ванкувере (1983) эти тенденции получили дальнейшее развитие. В Ванкувере делегаты заострили внимание на взаимосвязи борьбы за мир с установлением справедливых отношений и говорили о "черной тени" несущей в себе огромную опасность гонки вооружений и о крайне пагубных, "построенных на несправедливости системах", которых мир доселе не знал. К тому времени благодаря новому курсу открытости католической церкви, связанному с деятельностью Иоанна XXIII и результатами работы II Ватиканского собора, Всемирный совет церквей установил также плодотворные контакты с католической церковью, часто приводившие к сотрудничеству в реализации различных проектов и исследовательских работ.
В то время как все эти события происходили на мировом уровне, аналогичное стремление к христианскому единству наблюдалось также на региональном и национальном уровнях. Оно выражалось в создании региональных, национальных или местных советов церквей и в стремлении многих церквей к объединению в органичные союзы. Большинство этих союзов, особенно в Европе и в Соединенных Штатах, включали в себя церкви, близкие по происхождению и по богословским позициям, но в других местах заключались церковные союзы и на более широких принципах. В 1925 году образовалась Объединенная церковь Канады. После долгой серии поэтапных объединений - в общей сложности девятнадцати - в состав этой церкви вошли сорок различных деноминаций. В 1922 году Национальный христианский совет в Китае призвал миссионеров и посылающие их церкви "устранить все препятствия" на пути к органическому единству. В 1927 году собрался первый синод Церкви Христовой в Китае. В нее вошли христиане реформатского вероисповедания, методисты, баптисты, конгрегационалисты и другие. Во время Второй мировой войны под давлением со стороны правительства была основана Церковь Христова в Японии - или Каобан, - состоявшая из сорока двух деноминаций. После войны некоторые из этих групп вышли из нее, но большинство остались, будучи убеждены, что послушание Евангелию требует от них общего свидетельства. В 1947 году образовалась Церковь Южной Индии. Это слияние было особенно знаменательным, ибо впервые христиане, настаивающие на апостольской преемственности епископов (англикане), объединились с теми, у кого вообще не было епископов. С того времени в мире проводились сотни переговоров об объединении, а число состоявшихся слияний слишком велико, чтобы их можно было перечислить. В Соединенных Штатах Консультативный совет церковного единства предложил входящим в его состав деноминациям план создания "Объединенной Церкви Христовой".
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 711;