Оратор и его аудитория
В специальной литературе, посвященной ораторскому мастерству, большое внимание уделяется личности оратора, тем качествам, которые от него требуются (эрудиция, культура и так далее). Речь идет о конструировании нужного оратору образа, об определенном впечатлении, которое оратор своей речью производит на слушателей. Он может выступать и в роли лидера или трибуна, и в роли человека, как бы советующегося с аудиторией, информирующего аудиторию, в роли комментатора событий и так далее. Это вопрос стратегии.
Очень важно для оратора владение приемами, которые помогают ему сразу привлечь внимание слушателей, заинтересовать их.
Так, можно начать выступление с яркого эпизода, нарисовать картину события, дать афоризм, цитату, начать с парадокса. Однако, несомненно, что они не являются характеристиками вступления. Образное описание ценно как в главной части, так и может успешно применяться в любой части речи.
Следует помнить, что яркое начало в значительной степени теряет свое значение и даже вредит, будучи самодовлеющим. Интерес слушателей должен увеличиваться, каждая последующая часть должна быть сильнее предыдущей. На практике приходится нередко сталкиваться с обратным – с эффектным, поражающим воображение началом, и «серым» продолжением. Подобрать один яркий пример, цитату, образ нетрудно. Гораздо сложнее организовать все изложение.
В искусстве публичного выступления существуют правила, с помощью которых можно привлечь слушателей. Так, необходимо:
Ø «разбудить» слушателей;
Ø заинтересовать их;
Ø показать с самого начала, что данная речь не будет похожа ни на что из того, что они слышали ранее;
Ø дать понять, что факты, которые будут изложены в речи, интересны им.
С чего следует начать выступление? Зачастую неопытные ораторы склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно подобная попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того, чтобы доставить ей удовольствие. Рассказы должны быть к месту, а не приводиться только лишь для того, чтобы их рассказать. Извиняться перед выступлением не следует, так как обычно это раздражает слушателей.
Не нужно говорить сразу, как только подниметесь на трибуну. Лучше, если оратор обведет всех слушателей дружеским, но уверенным взглядом. Этот прием является первым возможным контактом оратора со слушателями. Первое позитивное впечатление, которое слушатели получат от оратора, часто является решающим.
Некоторые ораторы начинают речь подчеркнуто тихо, для того чтобы заставить слушателей быть внимательными. В древности учителя ораторского мастерства рекомендовали даже произносить первые предложения как бы колеблясь и с мнимой неуверенностью, чтобы таким способом достичь напряжения и благодаря этому – сосредоточенности.
Очень важнообращение к слушателю. Многие испытывают затруднение, как именно обратиться к слушателям. Если в предыдущие века обращение было длинным и витиеватым, с преувеличенной почтительностью, со множественным перечислением присутствующих, то в настоящее время ситуация изменилась. В последние десятилетия обращение, как и сама речь, стали проще, без прикрас, более деловитыми.
Обращение к слушателю – это первый шаг к сближению с ним. Контакт со слушателями устанавливается в откровенной и дружеской манере, однако, в зависимости от ситуации, с преобладанием доверительности или же с соблюдением дистанции. В большинстве случаев используются нейтральные обращения, но они бесцветны. Обращение по возможности учитывает состав слушателей, например: «дорогие сослуживцы», «уважаемые друзья», «дорогие коллеги». Если слушатели неизвестны, то почтительное обращение воспринимается как преувеличение. Обращение должно быть почтительным, но не раболепным.
Довольно часто употребляемое обращение «уважаемые присутствующие» достаточно бесцветно. На его основе можно сделать вывод о том, что слушатели всего лишь «присутствующие». Обращение используется не обязательно в начале речи, его можно вставлять в любую ее часть. В особенно выразительных местах оно служит для улучшения контакта со слушателями. В ходе речи обращение нужно иногда варьировать.
Если отношения со слушателями стали более теплыми, то больше не требуется употреблять слишком дистанционированное обращение, однако, оно должно быть без неуместной близости. Обращение всегда служит для поддержания контакта со слушателями, причем, чтобы его правильно употребить, нужны еще некоторый опыт и своего рода тонкое чутье.
Кроме того, очень важнанастроенность на слушателя, на аудиторию. Важно не допустить ни их недооценки, ни их переоценки. Всегда легче говорить, обращаясь к однородному составу слушателей (специалисты, студенты, коллеги, люди одинаковой политической ориентации и так далее). Перед неоднородным составом аудитории говорить гораздо тяжелее.
Нелегко одновременно говорить правильно по отношению как к специалистам, так и к дилетантам (слишком велика разница в образовании). К сожалению, не многие ораторы могут перенастраивать себя на различные составы слушателей. Некоторые, блестяще овладев академической речью, не владеют популярным языком, что мешает им легко перестроиться и свободно общаться в любой аудитории.
Нужно всегда ставить себя в положение слушателя, особенно, если в речи выражается определенное мнение. Оратору важно не только представить слушателя, но и почувствовать его, мысленно задать себе вопросы: «Каковы эти люди, которые меня слушают?»; «Что они думают?»; «Что они чувствуют?»; «Что они знают?»; «Что хотели бы услышать и что я должен им сказать?»; «То, что я хочу сказать, будет ново для слушателя или же я ломлюсь в открытую дверь?».
Все, что говорит оратор, может быть и хорошо, и правильно, однако слушателю это неинтересно. Слушателю всегда интересны факты и мысли, которые относятся к нему самому. Но вот внимание слушателей завоевано. Как его удержать и усилить? Для этого существует довольно много средств.
Кратко перечислим некоторые средства и их воздействие на слушателя.
Пример. Подробность. Сравнение. Важнейшее правило гласит: все абстрактное следует представлять наглядно, с помощью метких сравнений и примеров, а также образов и включаемых в речь коротких рассказов. Если уровень образного мышления слушателей низок, то речь должна быть особенно наглядной. Отыскивайте хорошие примеры и сравнения: они создают ясность, так как связаны с известным, а это известное служит мостиком, помогающим пониманию. Сравнение редко обладает доказательной силой. Однако, благодаря наглядности, а часто и остроумию, оно охотно используется. Особенно хорошо запоминаются смешные сравнения.
Образ (метафора), образный ряд. Образ – особая форма сравнения. Конечно, образы не создаются искусственно. Они приходят, когда мы зорко наблюдаем жизнь – людей и предметы, и обдумываем их в образах. Яркий образ остается в памяти людей, а абстрактные рассуждения, как правило, не остаются. С помощью образов все можно представить нагляднее, но нельзя ничего доказать. Точный образ действенен, но следует избегать его искажения. От разрушения образа никто не застрахован. И если это случается, то вред для речи уже неустраним.
Короткие рассказы. Небольшие воспоминания о пережитом, вставленные в речь анекдоты – все это разнообразит речь. Хорошо действуют подробности и прямая речь. Память слушателей долго удерживает увлекательное описание события.
Повтор. Он вызывает воспоминание, глубже закрепляет основную мысль, повышает убедительность речи. Существует большое количество основных видов повторов: дословный повтор («Никто, абсолютно никто не имеет на это права!»); частичный повтор («Я бросил упрек оппоненту один раз, я упрекнул его во второй раз»); расширенный повтор. Важно помнить, что небольшая доза повтора действует ободряюще, а слишком большая – усыпляет или разочаровывает. Ораторское искусство в том и состоит, чтобы преподнести повтор так, будто он только что родился.
К расширенному повтору также относитсяразъяснение. Выражение, которое выбрали первоначально, кажется слишком слабым, поэтому к нему возвращаются, его поясняют.
Призыв (восклицание). Им охотно пользуются в речах, в которых необходимо выразить определенное мнение. Призыв – это настойчивое обращение к слушателям (в большинстве случаев краткое и точное): «Подумаем об этом!»; «Этого мы не можем допустить!». Восклицание не употребляют часто, так как его действие притупляется. Восклицание должно быть убедительным и неназойливым.
Цитирование. Некоторые ораторы украшают свою речь множеством цитат, но они необходимы в научных лекциях, в популярных же выступлениях они нарушают ход речи и утомляют слушателей.
Противопоставление. Оно должно быть ясным, но неожиданным для слушателя.
Предуведомление. Оно призвано создать у слушателей повышенное ожидание.
Игра слов. Она остроумна и смешна. Игра слов с «подтекстом» охотно воспринимается слушателями. Любая игра слов основана на богатстве связей языка.
Намек.Это эффектный прием, проясняющий, обостряющий высказывание. Нередко это намек на какое-либо высказывание или факт. При употреблении намека важно возбуждение, приобщение слушателя к совместному размышлению.
Вставка. Вставкой называется замечание, которое делается мимоходом. Ее функция – приобщить слушателя к моменту высказывания («...но, возможно, вы еще не полностью разделяете мой взгляд, поэтому я хочу привести вам дальнейшие доказательства...»).
Все перечисленные выше средства взаимодействуют друг с другом посредством многообразных связей, причем подчас одно средство «встроено» в другое. Следует иметь в виду, что их не рекомендуется применять слишком кучно, в противном случае их действие притупляется. Многие из выступающих применяют эти средства неосознанно, но при подготовке речи нужно сознательно «встраивать» эти средства в ее структуру. Ораторские приемы должны быть представлены в речи в полном объеме.
Кроме того, немаловажным является то, как закончить выступление. Это объясняется тем, что слушатели, скорее всего, будут дольше помнить заключительные фразы. Никогда нельзя заканчивать выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу», «Так что, пожалуй, на этом я закончу».
Заканчивая выступление, оратор не должен говорить о том, что он его заканчивает.
Вот некоторые варианты возможного завершения выступления:
Ø сделайте краткое резюме высказанных вами положений;
Ø сделайте слушателям подходящий комплимент;
Ø вызовите улыбку или смех;
Ø процитируйте подходящие поэтические строки;
Ø создайте кульминацию.
Оратору важно подготовить хорошее начало и хорошее окончание выступления и сделать так, чтобы они были связаны друг с другом.
Подготовка речи
Подготовка речи включает в себя работу над теоретическим и фактическим материалом и составление самой речи, то есть ее композиционно-стилистическое оформление. Как отмечал известный судебный деятель XIX века П.С. Пороховщиков, «… речь должна быть написана в виде подробного логического рассуждения; каждая отдельная часть этого рассуждения должна быть изложена в виде самостоятельного логического целого, и эти части соединены между собой в единое целое». Не следует писать текст речи полностью, так как при произнесении ее в зависимости от реакции аудитории на те или иные фрагменты требуется импровизация, акцентирование одних моментов высказывания и упоминание вскользь других. Однако, тезисный план, конспект основной фактологической части необходим. Умело подобранный фактический и цифровой материал делает речь конкретной, предметной, доходчивой и убедительной. Факты, излагаемые оратором, выполняют две функции: иллюстрации положений речи и доказательства их правильности. Первые могут быть изложены ярко и эмоционально, а вторые – кратко, точно, логично. Отобранные факты должны быть яркими, но не случайными, отражать суть явления, изложение их должно быть системно и связано с общей идеей речи. При подготовке выступления следует обращаться к различным письменным источникам. Параллельно должна осуществляться работа над стилем изложения и композиционно-логическим расположением частей.
Следующий этап в работе над речью – репетиция, в процессе которой следует обратить внимание на темп речи и технику произношения, стараясь достичь образцового литературного произношения, соответствующего нормам литературного языка. Большую роль играют паузы, расстановка фразового и логического ударения.
Целостность ораторского выступления заключается в единстве темы – главной мысли текста, и основной проблемы, поставленной в нем. Речь воздействует лишь в том случае, если имеются четкие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. В этом плане максимально важнакомпозиция текста– закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации материала. В композиции можно выделить следующие части: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Одна из частей, кроме основной, может отсутствовать.
Начало речи должно захватывать аудиторию, что достигается искусным построением зачина. Чаще всего, зачин содержит этикетные формулы и создает четкое представление об уважительном отношении оратора к аудитории, направлении и теме выступления. По мнению видного теоретика ораторского искусства, знаменитого русского юриста XIX века А.Ф. Кони, чтобы выступление имело успех, следует завоевать и удержать внимание аудитории, привлечь слушателей в первый, самый ответственный момент в речи. Внимание возбуждается простым, интересным, интригующим, близким к тому, что переживал и испытывал в жизни каждый. Следовательно, первые слова оратора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны: что-нибудь из жизни, что-нибудь интересное, неожиданное, парадокс, странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу, а на самом деле связанная со всей речью. Вот один из примеров зачина, который использовал в своей практике сам А.Ф. Кони в лекции о римском императоре Калигуле, прославившемся своей жестокостью: «В детстве я любил читать сказки. Из всех сказок на меня особенно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то...».
Вступлениесодержательно насыщенно, психологически подготавливает слушателя к существу речи и вводит его в процесс восприятия текста. При построении вступления следует учитывать несколько моментов:
Ø психологический – закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя;
Ø содержательный – описание цели речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части;
Ø концептуальный – указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.
Вступление помогает оратору перейти к главной части, где, собственно, излагается основной материал.
В основной части следует использовать факты, логические формы аргументации, анализировать примеры, спорить с воображаемыми оппонентами – словом, применять полный арсенал полемических средств. При этом необходимо следовать критериям построения публичного выступления:
Ø правильность речи (орфоэпическая, грамматическая, речевая);
Ø точность речи (недопустимость двусмысленных, неоднозначных толкований);
Ø логичность речи (доказательность, аргументированность изложения);
Ø богатство и выразительность речи (использование стилистического арсенала выразительных речевых средств);
Ø уместность речи (корректность в применении оценок, уважительность к аудитории).
В заключении подводятся итоги всему сказанному, суммируются, обобщаются мысли, высказанные в основной части, кратко повторяются основные тезисы выступления или связываются воедино отдельные его части, еще раз подчеркивается главная мысль и важность для слушателей темы, намечаются пути развития идей, высказанных автором, ставятся перед аудиторией какие-либо задачи, закрепляются или усиливаются впечатления, произведенные содержанием речи.
Концовкасодержит этикетные формулы призыва или пожелания. Нередко зачин и концовка тесно связаны между собой по содержанию. Так, лекцию о Калигуле А. Ф. Кони завершала концовка: «Людоед в сказке и Калигула в жизни – братья по жестокости».
Композицию речи составляют не только различные смысловые блоки, содержательно связанные между собой. Поддерживают композицию средства интеграции (когезия, ретроспекция и проспекция),которые делают речь целостной и средства контакта и речевого этикета, которые помогают установить контакт со слушателями.
Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты. Этот тип связи выражается различными повторами, словами, обозначающими различные временные, пространственные и причинно-следственные отношения: «таким образом», «итак», «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», «в настоящее время», «затем», «посмотрим далее», «перейдем к следующему», «принимая во внимание», «с одной стороны», «с другой стороны», «между тем» и так далее.
Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации. Оратор может ссылаться на информацию, которая имеется у аудитории помимо его выступлений, отсылать к предшествующим выступлениям. Ретроспекция вводится словами типа: «как мы знаем», «как мы понимаем», «как было сказано ранее», «как я говорил об этом», «это заставляет нас вспомнить» и так далее.
Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления. Проспекция дает возможность слушателю яснее представить себе связь и взаимообусловленность мыслей и идей, изложенных в речи.
К публичному выступлению следует готовиться. Перед выступающим стоят три взаимосвязанных вопроса: что сказать, где сказать и как сказать. Разработка речи начинается с уяснения темы выступления, ее основной идеи. Тема должна быть актуальной, интересной, конкретной, четко сформулированной и доступной; она не должна быть перегружена проблемами.
Основная цель выступления – информировать слушателей о чем-либо, воздействовать на них, сформировать у них убеждения, представления, которые станут затем мотивами поведения людей, или, иными словами, определенный стереотип поведения.
Важный вопрос, который встает перед оратором – оценка обстановки и состава слушателей, так как неожиданная ат-мосфера может вызвать у него дискомфорт. При подготовке к речи необходимо представлять себе, как воспримут ее слуша-тели, и что им будет непонятно; предусмотреть возможные вопросы и продумать ответы на них, приготовить несколько шуток или каламбуров, способных снять напряжение и усталость, разрядить возможную сложную ситуацию.
Важно учитывать состав аудитории. Оценивать аудиторию можно по социальным параметрам: социально-профес-сиональный состав и культурно-образовательный уровень. Учитывается интеллектуальный потенциал слушателей, степень их подготовленности, характер деятельности, пол, возраст, национальные особенности аудитории, а также степень однородности аудитории..
Задания. Вопросы. | Ответы. | ||
1. Какие роды ораторского искусства выделяются в современной практике публичного общения? 2. В каких сферах жизнедеятельности общества распространено социально-политическое красноречие? 3. Перечислите основные жанры академического красноречия. 4. Какова главная цель судебного красноречия? 5. Какие типы речей относятся к социально-бытовому красноречию? 6. Что такое духовное красноречие? 7. Какие подвиды духовного красноречия Вам известны? 8. Какие типы построения могут лежать в основе ораторской речи? 9. Почему ораторская речь полемична по своей природе? 10. Какие виды полемичности Вам известны? 11. Назовите основные средства полемического арсенала оратора. 12. В чем состоит специфика культуры ораторской речи? 13. Что является главным условием для развития ораторского искусства в обществе? 14. Какая последовательность должна быть соблюдена в ораторской речи? 15. Что необходимо предпринять оратору для достижения своей речью максимального эффекта? 16. Как Вы понимаете выражение: «ораторское искусство - это искусство публичного мышления»? 17. Охарактеризуйте понятие «образ оратора». 18. Что такое композиция текста речи? 19. Какие части выделяются в композиции речи? 20. Что должно содержать начало ораторского выступления? 21. Что должна содержать основная часть выступления? 22. Что должно содержать заключение выступления? 23. Что такое ретроспекция? 24. Что такое когезия? 25. Что такое проспекция? 26. На какие три вопроса должно отвечать публичное выступление? 27. Как и для чего оценивается состав слушателей? 28. С чего следует начинать разработку речи? 29. Каковы цели ораторского выступления? 30. Что такое «зачин речи»? 31. Что такое «концовка речи»? 32. В чем заключается важность этикетного обращения к слушателям? 33. Какие варианты завершения речи вы знаете? 34. Какие этикетные формулы используют ораторы? | |||
Задания. Тесты. | Ответы. | ||
1. Одним из древнейших видов русского красноречия является: а) судебное красноречие; б) академическое красноречие; в) духовное красноречие; г) социально-политическое красноречие. 2. Дидактическое красноречие является подвидом: а) социально-политического красноречия; б) социально-бытового красноречия; в) духовного красноречия; г) судебного красноречия; д) академического красноречия. 3. Панегирическими принято называть: а) обличительными речи; б) убеждающие речи; в) торжественные, хвалебные речи; г) речи информационного характера; д) развлекательные речи. 4. К подготовленным ораторским речам относятся: а) лекция; б) застольная речь; в) проповедь; г) митинговая речь; д) предвыборная речь кандидата; е) речь адвоката в суде. 5. Расположите в правильной последовательности приоритеты ораторского выступления: а) ситуация; б) аудитория; в) оратор; г) речь; д) содержание; е) цель. 6. Главной целью ораторского выступления является: а) произвести максимальный эффект на слушателей; б) достичь взаимопонимания между оратором и аудиторией; в) с помощью ораторских приемов навязать слушателям собственные убеждения, заставить их поверить в истинность этих убеждений; г) пробудить у слушателей определенные мысли и чувства. 7. Успех ораторского выступления главным образом зависит от: а) эффектного начала речи; б) умения заинтересовать слушателей; в) внешности и манер оратора; г) компетентности оратора; д) владения арсеналом ораторских приемов; е) эффектной концовки речи. 8. Если во время произнесения речи оратор упускает какой-то важный момент, то он должен: а) спокойно продолжать речь дальше; б) извиниться и вернуться к пропущенному пункту; в) отдельно остановиться на этом пункте в конце речи; г) использовать иной речевой прием. 9. Когезией называется: а) начало речи; б) намек, содержащийся в речи; в) особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи. 10. Ретроспекцией называется: а) концовка речи; б) эффектная вставка; в) ораторский прием, отсылающий слушателей к предшествующей содержательной информации; г) повтор, содержащийся в речи. 11. Проспекцией называется: а) игра слов в речи; б) отнесение содержательной информации к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления; в) образный ряд, содержащийся в речи; г) противопоставление. 12. Ораторское искусство это: а) красивая речь; б) искусство убеждать; в) публичная речь; г) филологическая дисциплина; д) специальный курс. | |||
Основные понятия
Антонимы – слова, имеющие противоположное значение.
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культурой.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1610;