Интеллигентность – характеристика личности, определяющими качествами которой являются: гуманизм, высокая духовность, чувства долга и чести, мера во всем.
Искусство–способ эстетического освоения действительности в форме художественных образов.
Ислам–одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого Аллах избрал своим пророком. Основу ислама составляет строгий монотеизм, признание Корана вечной, священной книгой, вера в воскрешение мертвых и конец света, соблюдение поста, молитвы. Ислам не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность религиозной и светской власти.
Карма– в буддизме, индуизме, джайнизме – закон воздаяния как основа учения о переселении душ. Согласно ему, всякое существо, в том числе и человек, расплачивается или вознаграждается за всю совокупность чувств и поступков, присущих ему в предыдущей жизни, рождением в новом теле. Карма замыкает существа в тягостном круговороте смертей и рождений (сансара).
Католицизм– направление в христианстве, возникшее в результате разделения христианской церкви в XI-XII вв. Особенность католицизма по сравнению с православием – добавление к «символу веры» филиокве, согласно которому святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Сына; наличие догмата о непорочном зачатии Марии и ее телесном вознесении; о непогрешимости Папы Римского; обязательное безбрачие духовенства.
Коран– священная книга мусульман, содержащая свод проповедей – притч, установлений морального и юридического характера, правил совершения ритуалов и молитвенных
действий. Коран состоит из 114 глав (сур), включающих 6206 ритмико-смысловых отрывков – айат.
Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX вв., обращенный к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Классицизм стремится к выражению возвышенного, героического, нравственного в строгих и гармоничных образах.
Коммуникация– процесс обмена информацией между людьми, а также между техническими аппаратами.
Коммуникация ритуальная – процесс реализации социально-предписанного поведения.
Контркультура – субкультура, нормы и ценности которой противоречат доминирующим в данном обществе культурным ценностям.
Конфессиональный тип культуры – культура, в основе которой лежат религиозные ценности.
Кровнородственный тип культуры – наиболее древний тип культуры, в котором степень солидарности и любого типа обязательства и формы поведения людей определяются степенью их кровного родства.
Культура – специфически человеческий способ жизни и ориентации в мире, реализующийся на основе системы ценностей, норм и идеалов и консолидирующий людей данного общества.
Культурная конфигурация – специфический способ связи элементов данной культурной системы.
Культурная система – упорядоченная совокупность культурных элементов.
Культурология – междисциплинарная наука о ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных механизмах, организующих совместную жизнедеятельность людей.
Культурно-исторических типов теории–учения о многообразии и своеобразии культур, отрицающие единство всемирно-исторического процесса; формировались как антитеза линейно-европоцентристской концепции истории, эволюционистской трактовки исторического процесса.
Личность – социальная характеристика человека, которая определяется мерой усвоения и обогащения им социально-культурного опыта.
Любовь – в общекультурном смысле – нравственно-эстетическое чувство в отношениях людей друг к другу, сопровождающееся душевной теплотой, сердечностью.
Лицемерие – отрицательное моральное качество, выражается в том, что заведомо безнравственный поступок, совершаемый в эгоистических целях, выдается за нравственный.
Массовая культура – культура, создаваемая в условиях рынка и направленная на удовлетворение потребностей и интересов основной массы населения.
Менталитет – определенное, специфическое и устойчивое явление культуры, характеризующее как особенности социальной психологии народа, так и способы его жизнедеятельности, формы общения, устойчивые традиции.
Миф– рассказ, древнее повествование о богах, героях. Система мифов лежит в основе всей культуры. Миф обожествляет игру природных сил и, понятых как ее продолжение, стихийные страсти души. Для мифа, в отличие от религии, природное явление и страсть – это и есть боги. Мифы повествуют о творении природы и культуры, о превращении хаоса в космос.
Модернизм – художественно-эстетическая система XIX – начала XX вв., объединяющая множество относительно самостоятельных идейно-художественных направлений и течений, характеризующихся разрывом с традициями реализма и других предшествующих художественных направлений; выступает за поиск новизны, необычного, оригинального.
Модернизация – в историко-культурном плане – это процесс перехода от традиционного общества к современному, сопровождающийся автономизацией личности, развитием научного понимания мира, секуляризацией всех сфер жизни и сознания.
Мораль – духовно-практический, оценочно-императив-ный способ освоения действительности, определяющий отношение человека к себе, другим людям, обществу и к миру в целом, и регулирующий поведение людей на основе представлений о добре и зле, справедливости, смысле жизни.
Народ – в культурологическом смысле – динамическая общность людей, объединенных материальным, социальным и духовным творчеством.
Нарциссизм – форма выражения эгоистического начала в человеке, связанная с самолюбованием, с завышенной самооценкой своих способностей, физических и интеллектуальных сил.
Наука – одна из подсистем культуры, ориентированная на производство объективных знаний о мире и человеке.
Национальный тип культуры – культура, в которой основой интеграции людей является государство, единая система национальных ценностей и общий экономический интерес.
Нирвана– в буддизме – это конечная цель стремлений человека, отрешенность от всех жизненных забот, состояние полного покоя, уход в небытие и, тем самым, преодоление цепи перерождений (сансара). В нирване отсутствует разница между состояниями «жизни» и «смерти».
Норма – образец, предписание, требование поступать и действовать определенным образом.
Обыденная культура – это такой уровень овладения знаниями, навыками и нормами, умениями, который необходим человеку в повседневной жизни.
Общение – социально-психологический процесс взаимодействия людей по поводу сообщенной информации.
Ответственность – способность человека предвидеть последствия своих действий и отвечать за них.
Перцепция культурная–восприятие традиций, ценностей чужой культуры, оценка представителей этой культуры.
Плюрализм культурный–признание самобытности культуры других этносов без ущерба для ценностей собственной культуры.
Почвенники–представители течения русской общественной мысли 60-х годов XIX века, родственного славянофилам. К их числу принадлежали: Ф.М. Достоевский А.А. Григорьев, Н.П. Страхов. Проповедовали сближение образованных людей с народом («почвой») на религиозно-этнической основе.
Постмодернизм–совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании стран Запада, появившихся в конце 60-х годов XX века. В искусстве отвергает поиск нового, культивирует эксперименты и переосмысливая модерн, предпочитает смешение стилей прошлого. Постмодернизм представляет собой попытку преодоления оппозиции между массовой и элитарной культурой и искусством.
Протестантизм– одно из трех основных направлений христианства. Возник в результате антикатолического движения в Европе XVI в. – Реформации. Для протестантизма характерны: отсутствие противопоставления духовенства и мирян, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества. Существуют только два таинства – крещение и причащение.
Природа– с культурологической точки зрения – объективные естественные условия существования человека и сам человек с его телом, физиологией, природными задатками.
Профессиональная этика– кодекс поведения, предписывающий нравственный характер взаимоотношений между людьми определенной профессии, а также между ними и обществом.
Профессиональный тип культуры– культура, в основе которой лежат принципы и нормы социального сознания и поведения, диктуемые особенностями профессии.
Психоаналитическое направление в культурологии– исследования культуры, в которыхглавное внимание уделено бессознательному уровню психики человека в понимании сущности и развития культуры.
Психология культуры– раздел культурологии, исследующий взаимосвязь личности и культуры, механизмы социализации и инкультурации, генезис индивидуальности в пространстве культуры.
Реализм–направление и метод в художественном творчестве, основанный на правдивом отображении действительности.
Религия – стремление человека к жизни в единстве со сверхъестественным, божественным, которое заключает в себе совершенство, могущество и смысл бытия. Сверхъестественное открывается человеку через веру как личностный выход за пределы очевидности и рассудка к божественному смыслу, который вдохновляет человека, придает ему полноту жизни. Религия выражает себя в мировоззрении, культе и различных формах объединения верующих (церковь, община).
Релятивизм культурный–рассмотрение чужой культуры, исходя из условий ее порождающих, без оценки данной культуры.
Романтизм– идейное и художественное движение в европейской культуре конца XVIII – начала XIX вв., характеризующееся возвышенными устремлениями, культивированием идеалов, отрицанием прозы и серости действительности, трепетностью и мечтательностью, желанием создать совершенный мир.
Сакральный–священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу.
Свобода– способность и возможность поступать в соответствие со своей волей, возможность выбора.
Семантика– раздел семиотики; учение о значениях знаков и отношениях между ними.
Семиотика– наука, исследующая свойства естественных и искусственных знаковых систем.
Семиотика культуры – раздел культурологии, исследующий явления культуры со стороны их знаково-символи-ческой природы.
Символ–особого рода знак, в котором обнаруживается действенное присутствие выражаемого им содержания. Культурный символ тем отличается от простого знака, что несет в себе живую глубинную связь с тем бытием, которое в нем выражено. Символ культуры многозначно и иносказательно выражают такое содержание, которое составляет существо ценностей и идеалов конкретной культуры.
Символ Веры–краткое и точное изложение основ христианской веры, ее догматов.
Символизм– направление в искусстве конца XIX – начала XX вв., проникнутое мистицизмом, таинственностью, стремлением открыть новые высшие ценности с помощью смыслов, иносказаний, обобщений, особой ассоциативности.
Славянофилы–представители одного из направлений русской общественной мысли середины XIX века; выступали за принципиально отличный от западноевропейского путь развития страны на основе самобытности, идеализировали общественный строй древности, критиковали петровские реформы, развивали религиозную философию; сыграли важную роль в изучении народного быта и искусства. Оппоненты западников. Представители: И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков.
Социализация–процесс адаптации индивидак условиям общественной жизни путем усвоения и воспроизводства социального опыта и социальных связей в собственной жизни.
Социальная культурология–раздел культурологии, исследующий культуру как всеобщую форму человеческого существования, как ценностно-нормативное основание общественной жизни.
Социальная солидарность– система принципов и методов упорядочения социально-практической и духовной деятельности людей; социальная солидарность находит свое оформление в идеологии.
Социодинамика культуры–развитие культуры путем взаимодействия и взаимопроникновения социума в культуру и культуры в социум.
Социокультурное противоречие–резкое несоответствие сложившихся социальных отношений и существующей культуры.
Социокультурная катастрофа–распад исторически сложившихся социальных связей, культурная деградация как результат своевременно не разрешенного социокультурного противоречия.
Социокультурный процесс–временные изменения культурных систем, моделей взаимодействия между людьми и социальными группами.
Социокультурная ситуация–совокупность тенденций и контртенденций, определяющих состояние культуры данного общества на определенном этапе его развития.
Социологическая школа в культурологии–объединяет тех исследователей, которые истоки и закономерности развития культуры видят в общественной природе и социальной организации человека.
Социум– сфера социально-практических отношений и действий в отличие от культуры как ценностно-смысловой сферы общества.
Специализированная культура– это высший уровень овладения достижениями человечества, связанный с общественным разделением труда, специализацией, институализацией и профессиональной подготовкой.
Стереотип социальный– упорядоченная определенным образом система информации, используемая в межкультурной коммуникации; стереотипы социальные закрепляются на подсознательном уровне как не подлежащий сомнению императив по отношению к представителям иноэтнических культур.
Стиль– совокупность главных особенностей художественного творчества, проявляющихся как в выборе тем, идей, характеров, так и в изобразительно-выразительных средствах их воплощения.
Структурализм– философское и культурологическое направления в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. ХХ в. Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях. Это позволяет выявить глубинные пласты в культуре, например, ментальные структуры.
Субкультура–часть культуры данного общества, имеющая отличительные от доминирующей культуры черты. Ее носителями являются группы людей со специфическими социальными, демографическими, конфессиональными и другими признаками.
Сублимация– процесс преобразования и переключения энергии влечений на социально одобряемые (или незапрещаемые) виды деятельности. Сублимированная энергия либидо (сексуальная энергия) в понимании З. Фрейда является источником культуросозидательной деятельности.
Текст – система культурных объектов, форм, смыслов, выраженных в знаково-символической форме.
Телесность– социокультурная характеристика человеческого тела.
Техника – совокупность материальных средств, создаваемых для материального и духовного производства.
Триединство–один из главных догматов христианства, согласно которому Бог извечно имеет три равноценных лика: Отец, Сын, святой Дух, имеющих единую сущность и единую волю. Спасителем выступает Бог-Сын.
Типология–систематизация знаний об исследуемых объектах на основе какого-либо признака.
Универсалии культурные– черты, общие всем культурам, в которых отражено удовлетворение базисных потребностей человека.
Фетишизм– вера в сверхъестественную силу вещей – амулетов, талисманов.
Филистер–самодовольный человек с ограниченным культурным кругозором и ханжеским поведением.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 553;