Культурного многообразия

Одной из главных тенденций современного человечества является становление глобальной цивилизации. Появившись в отдельных уголках планеты, человечество ныне освоило и заселило почти всю поверхность Земли; формируется единая всемирная общность людей.

Одновременно возник новый феномен – феномен глобальности событий, процессов. События, происходящие в отдельных районах Земли, оказывают влияние на жизнедеятельность многих государств, народов; информация о событиях в мире в силу развития современных средств коммуникации и СМИ почти немедленно повсеместно распространяется.

В основе формирования общепланетарной цивилизации лежат такие факторы, как процессы экономической, социально-политической, культурной интеграции во многом ускоряемые НТР; индустриализация, углубление общественного разделения труда, становление мирового рынка.

Важным фактором также является необходимость объединения государств для решения глобальных проблем современности.

Средства коммуникации, от уже ставших традиционными (радио, телевидение, пресса) и до новейших (интернет, спутниковая связь), охватили всю планету.

Одновременно с процессами интеграции в различных областях жизнедеятельности человечества формируются и пытающиеся регулировать их международные структуры и межгосударственные союзы. В сфере экономики – это ЕЭС, ОПЕК, АСЕАН и другие, в политической сфере – ООН, различные военно-политические блоки типа НАТО, в сфере культуры – ЮНЕСКО.

Глобализуются и стили жизни (массовая культура, мода, пища, пресса). Так, различного рода эстрадная, поп- и рок-музыка, стандартизированные боевики, мыльные оперы, фильмы ужасов все больше заполняют культурную нишу. Тысячи ресторанов «Макдональдс» работают во многих странах мира. Показы моды во Франции, Италии и других странах диктуют стили в одежде. Практически в любой стране можно купить любую газету или журнал, по спутниковым каналам просмотреть иностранные телепередачи и фильмы.

Постоянно увеличивается и без того огромное количество людей в мире, говорящих на английском языке. Причем ныне можно с уверенностью говорить о наступлении массовой американской культуры и соответственного образа жизни.

По мере развития процессов глобализации культуры и жизни людей все более проявляются и противоположные тенденции. Обусловлено это тем, что изменение лежащих в основе культуры ценностей происходит гораздо медленнее цивилизационных перемен. Выполняя свою защитную функцию, ценностное ядро культуры препятствует переходу цивилизации к новым условиям жизнедеятельности. По мнению ряда культурологов, размывание ценностей культурного ядра современной западноевропейской цивилизации привело к подавлению тенденции к интеграции мировой цивилизации другой резко обозначившейся тенденцией – к изолированности, культивированию собственной уникальности.

И этот процесс вполне закономерен, хотя может иметь большое количество негативных последствий. Культивирование уникальности того или иного этноса, народа порождает культурный, а затем и политический национализм, может служить основой для развития религиозного фундаментализма и фанатизма. Все это становится сегодня причиной многочисленных вооруженных конфликтов и войн.

Тем не менее, нельзя видеть в ценностях локальных культур препятствие на пути к мировой цивилизации. Именно духовные ценности определяют прогресс цивилизации, пути ее развития. Взаимообогащение культур позволяет ускорить темпы развития общества, «сжать социальное время». Опыт показывает, что каждая последующая историческая эпоха (цивилизационный цикл) короче предыдущей, хотя и не в одинаковой степени для разных народов.

Существует ряд подходов к перспективам взаимодействия локальных культур и мировой цивилизации.

Сторонники одного из них утверждают, что общество в будущем также будет представлять собой совокупность автономно развивающихся цивилизаций и культур, что позволит сохранить духовные устои, своеобразие культуры различных народов, а также может стать средством преодоления кризиса техногенной цивилизации, порожденного доминированием западно-европейских культурных ценностей. Взаимодействие различных культур приведет к возникновению новых жизненных ориентиров, к формированию культурного фундамента нового цикла развития цивилизации.

Сторонники другого подхода стремятся выйти за пределы дилеммы: стандартное единообразие будущего общества или сохранение многообразия локальных цивилизаций и культур, лишенных общности в развитии. Согласно данному подходу проблему мировой глобальной цивилизации следует воспринимать как постижение смысла истории в ее единстве и многообразии. Свидетельство тому – стремление человечества к общепланетарному взаимодействию и культурному единству. Каждая цивилизация несет определенную часть ценностей общечеловеческого характера (в первую очередь, социальные, моральные ценности). Данная часть объединяет человечество, является его общим достоянием. Среди таких ценностей можно выделить уважение человека к человеку в обществе, сострадание, религиозный и светский гуманизм, определенную интеллектуальную свободу, признание права на творчество, ценности социально-экономического, политического экологического характера. Основываясь на этом, ряд ученых выдвинул идею метакультуры как общего культурного знаменателя. Причем метакультуру в рамках данного подхода следует понимать как накопление общечеловеческих ценностей, обеспечивающих выживание и целостность человечества в его развитии.

Подобные подходы, несмотря на различные исходные положения, очень схожи в выводах. Они отражают тот факт, что человечество столкнулось с необходимостью выбора и признания социокультурных ценностей, которые смогли бы составить ядро будущей цивилизации. И в выборе ценностей следует внимательно изучать самобытный опыт каждой культуры.

Более того, по мнению многих этнографов, различия в культуре являются закономерным и основополагающим условием универсальности в развитии человечества. Если различия между ними исчезнут, то только для того, чтобы появиться вновь, в иной форме. Необходимо регулировать взаимодействие и столкновение интеграционных и дезинтеграционных процессов. Понимая это, уже сегодня многие народы и государства добровольно стремятся предотвратить столкновение, устранить противоречия в отношениях друг с другом и найти общие точки соприкосновения в культуре.

Мировую общечеловеческую цивилизацию нельзя рассматривать как стандартизированное, обезличенное сообщество людей, сформировавшееся на основе западной или американской культуры. Она должна представлять собой многообразную, но целостную общность, сохраняющую уникальность и своеобразие составляющих ее народов.

Интеграционные процессы – это объективное и закономерное явление, ведущее к единому человечеству и поэтому в интересах его сохранения и развития «…должны установиться не только общие для всех принципы и правила совместной жизни, но и общая ответственность за судьбу каждого человека. «А вот станет ли такое общество реальностью, сумеет ли человечество от осознания своего единства перейти к реальному единению и стать, в конечном счете, при сохранении национальной идентичности отдельных сообществ мировой социосистемой открытого типа…, – вовсе не очевидно. Это будет зависеть от множества факторов, которые в значительной степени связаны со столкновением интересов в глобальном мире».[40]

  Задания. Вопросы. Ответы.  
  1. Каково содержание понятия «цивилизация»? 2. Как соотносятся понятия «культура» и «цивилизация»? 3. Какие существуют подходы к типологии и периодизации «цивилизаций»? 4. Какова роль культуры в развитии цивилизаций? 5. Раскройте содержание понятия «социогенетический код». 6. В чем сущность кризиса современной техногенной цивилизации? 7. Какие факторы делают неизбежным процесс глобализации? 8. Каковы основные проблемы становления глобальной цивилизации? 9. В чем причина возникновения антиинтеграционных тенденций – стремления отдельных народов к самоизоляции? 10. Что означает термин «глобальное культурное пространство»? 11. Какие существуют подходы к перспективам взаимодействия локальных культур и формирующейся единой мировой цивилизации? Являются ли ценности локальных культур препятствием на пути к мировой цивилизации? 12. Каковы перспективы развития современной цивилизации?    
Задания. Тесты. Ответы.
1. Кто первым в истории теоретической мысли ввел понятие «цивилизации»: а) К. Маркс; б) В. Мирабо; в) Л. Морган; г) Ж.-Ж. Руссо. 2. Какая теория ставит в основу развития общества критерий уровня технико-технологического развития: а) теория объединяющей роли «мировых религий»; б) теория стадий экономического роста; в) теория определяющей роли способов материального производства; г) теория открытых» и «закрытых» цивилизаций. 3. Какие факторы ускоряют развитие современных интеграционных процессов в мире: а) распространение мировых религий; б) развитие информационных технологий; в) распространение и утверждение общечеловеческих ценностей; г) экономическое развитие. 4. Согласно А. Тойнби, в будущем возможно достижение единства человечества на основе объединяющей роли: а) экономики; б) информационных технологий; в) мировых религий; г) экологических проблем. 5. Ценностями техногенной цивилизации являются: а) прагматизм; б) гуманизм; в) признание природы как самоценности; г) культ науки. 6. Ядро культуры, обеспечивающее стабильность и адаптационные возможности социума, называется: а) иерархией ценностей; б) архетипом; в) социогенетическим кодом; г) материальным базисом. 7. По мнению многих исследователей, самая важная черта техногенной цивилизации – это: а) эффективные информационные технологии; б) утрата человеком власти над техникой; в) культ науки и разума; г) унификация образа жизни. 8. Понятие метакультуры означает: а) размывание ценностей западноевропейской культуры; б) накопление общечеловеческих ценностей; в) стирание межкультурных различий; г) принятие ценностей какой-либо культуры в качестве общего основания.  
       

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Агрессивность – поведение и действия, направленные на нанесение физического или морального ущерба, вреда.

Альтруизм – бескорыстная забота о благе других людей.

Анимизм– верование в духов и их влияние на жизнь людей, животных, на предметы окружающего мира. Для древнего человека вся природа одушевлена, мертвой природы не существовало.

Архетип– первоначальный образ. Это архаичные представления – символы о человеке и его неразрывной связи с миром, ценностно-нормативные ориентации, «проросшие» через многовековые пласты истории и сохранившие свое значение в современной культуре. По К.-Г. Юнгу, это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного» – самого глубокого уровня личности, содержащего образы, в которых зафиксировался древнейший жизненный опыт человечества.

Библия– собрание книг, создававшихся в разное время (VIII в. до н.э. – II в. н.э.), канонизированных иудаизмом и христианством как Священное Писание. Библия состоит из Ветхого Завета, признаваемого и иудеями, и христианами, и Нового Завета, признаваемого лишь христианами.

Боговоплощение– один из главных догматов христианства, согласно которому Бог-Сын воплощается в человеческую природу («вочеловечивается»), чтобы искупить первородный грех и восстановить богоподобие человека.

Буддизм–одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI в. до н.э. Основателем считается принц Сиддхартха Гаутама. В основе буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления духа и материи, нет Бога как творца и высшего существа.

Вера– 1) влечение души к предельным основаниям бытия, иррациональное по своей природе; 2) способность души признавать истинность знания без достаточных на то оснований.

Герменевтика– искусство истолкования текстов древних культур, реконструкция мира прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.

Гуманизм–признание ценности человека как личности.

Декадентство– общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX – начала XX вв., отмеченных настроением безнадежности, неприятием жизни, тенденциями индивидуализма.

Диффузионизм– методология исследования культуры, акцентирующая роль пространственно-временных перемещений культурных элементов и их комплексов в существовании и развитии культур.

Дхарма– одно из понятий буддистской мифологии, имеющие несколько значений: 1) первичные элементы бытия и психофизические элементы жизни человека; они вечны, исчезают и появляются, что является источником страдания; 2) закон, моральный порядок, совокупность добродетелей; 3) само учение Будды о мире и путях достижения нирваны.

Евразийство– историко-культурная концепция и сформировавшееся на ее основе общественно-политическое течение, возникшее в начале 20-х гг. XX в. в кругах русской эмиграции. Главные идеологии евразийства – Л.П. Карсавин, Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.А. Алексеев – полемизировали с западниками и славянофилами по вопросам о характере и путях развития России. В отличие от славянофилов, настаивали на синтетическом характере русского этноса, влиянии на русскую историю и русское самосознание восточных элементов, в частности, тюркско-татарского и поэтому возлагали большие надежды на укрепление союза с азиатскими государствами.

Европоцентризм – концепция, согласно которой развитие подлинных культурных ценностей происходит в Европе и поэтому европейский тип культуры является высшим, образцовым.

Запад–Восток– условная смысловая конструкция, выработанная культурологической мыслью человечества для первичной типологии мировой культуры – по региональному признаку.

Западники–направление русской общественной мысли середины XIX века. Оно отстаивало идею развития России по западноевропейскому пути, выступало с критикой теории официальной народности, крепостничества и самодержавия. Представители: А.В. Анненков, В.П. Боткин,Т.Н. Грановский, М.Н. Катков, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Е.Н. Чичерин.

Знак–материальный предмет, представляющий собой другой предмет (явление, событие), свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Игра– форма свободного самовыражения человека в виде состязания или представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний; является источником культуры (Й. Хейзинга); применяется для решения практических задач (например, деловая игра).

Идеал–высшее совершенство, высшая цель стремлений, деятельности.

Индуизм– одна из наиболее распространенных религий. Основа индуизма – учение о перевоплощении душ, их постоянном возвращении к земной жизни (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма), определяемое концепцией о непроявленной реальности всего существа – Великом Абсолюте (Брахман). Все боги являются Его воплощениями. В индуизме почитаются главные боги – Вишну и Шива – или их проявления.

Инкультурация–процесс освоения человеком ценностей, обычаев, традиций и норм поведения, обеспечивающих «вхождение» в культуру.








Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 655;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.