Искусство среди других сфер культуры
Искусство, будучи автономной частью духовной культуры, вместе с тем тесно связано с другими видами творческой деятельности человека – наукой, религией, моралью, политикой.
Взаимоотношения искусства с каждым из них неоднозначны, варьируются от значительного взаимопроникновения до явного антагонизма.
Искусство как и наука является инструментом познания мира. Но в отличии от науки, которая представляет объективное знание в абстрактно-логической форме, в понятиях, категориях, искусство выражает знание в художественных образах и направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира.
Специфика художественного образа в отличие от других форм отражения (понятий, законов, норм) состоит в следующем:
Ø в художественном образе общее отражается через единичное. Существенное образ раскрывает через индивидуальное, неповторимое, в конкретно-чувственной форме;
Ø художественный образ представляет собой единство рационального и эмоционального; там, где пропадает одно из них, исчезает искусство;
Ø художественный образ – это единство объективного и субъективного. В нем в той или иной мере присутствует объективное начало, но образы искусства не должны восприниматься как объективная реальность. Произведение искусства всегда выражает субъективное видение художником мира. В образе присутствует всегда личность его творца;
Ø в художественном образе содержится оценка изображаемого (в художественном мышлении познавательная и оценочная деятельность нераздельны). Она содержится во всей системе художественных образов, в отношении художника к изображаемому;
Ø важнейшей особенностью художественного образа является его многозначность. Одним из аспектов этой многозначности является недосказанность, которая превращает восприятие искусства в сотрудничество, потребителя искусства – в его творца. Он додумывает, дополняет, дорисовывает образ;
Ø художественный образ включает в себя случайное, детали, наличие которых позволяет воспринимать жизнь во всей ее полноте и конкретности.
В силу специфики художественного образа искусство целостно воздействует на человека, вызывает эстетическое наслаждение. Оно потрясает душу, оставляет глубокий след в сознании, развивает человека нравственно, интеллектуально, эмоционально. Искусство, выступая часто равноправным партнером опытного знания, призвано по своей сути смягчить и гуманизировать безудержность научного поиска. В этой связи Ницше говорил, что «искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». Искусство является уникальным средством познания, которое нельзя заменить другими. Особенно велика его роль в постижении тех сторон жизни, которые слабо поддаются научному анализу: о любви науки нет, но нет искусства без любви.
Научные ценности наиболее объективны, устойчивы в пространстве и времени, универсальны, лишены субъективного, национальных и классовых признаков. Как говорил в этой связи А.П. Чехов: «Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения; что же национально, то уже не наука». Художественные ценности более иррациональны, этнически обусловлены и носят отчетливый отпечаток своего творца. Личность Пифагора никак не отражается в его теореме, в то время как личность и национальная принадлежность любого крупного художника отчетливо сквозят в его творениях.
Как «бескорыстное стремление к некоемому нематериальному идеалу» искусство всегда было тесно связано с религией. Так, первобытное искусство неотделимо от магии, тотемизма и других форм ранних религиозных воззрений. Обе эти стороны духовной жизни человека – религия и искусство – относятся к эмоциональной, чувственной сфере. До сих пор конечной целью как религиозного акта, так и художественно-го произведения является катарсис, то есть состояние души, испытывающей своеобразное очищение, экстаз, чувство при-общения к чему-то высокому и непостижимому. Религиозный ритуал во все времена во всех религиях строился на эстетической основе. Это находит выражение в богатейшем религиозном искусстве, храмах, пышных богослужениях, церковных песнопениях.
Различия между религией и искусством определяются тем, что верующий человек и художник поклоняются каждый своему богу: первый – Создателю, второй – Красоте. Для религии характерны вера в сверхъестественные силы, почитание их, поклонение им. Для искусства же – восхищение реальным миром и стремление отобразить его в художественных образах. Искусство также пробуждает экстаз, но только эстетический. Религиозное и художественное мировосприятие отличается еще и тем, что первое аскетично, «соборно», носит вневременной, наднациональный характер, второе чаще связано с гедонизмом (культом наслаждения), более индивидуалистично и «заземлено» на конкретных географических, исторических, национальных реалиях, что наглядно проявляется в различиях между духовным и светским искусством.
Поскольку религия немыслима без нравственного содержания, не менее тесны связи и взаимодействие между искусством и моралью.
Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление в художественных формах, образах. Все мифологии мира пропитаны моральными установками, принципами. Моральные императивы Средневековья нашли воплощение в великих произведениях религиозной литературы – «Библии», «Коране», «Талмуде», «Житиях святых» и других. Искусство всегда считалось могучим средством исправления людских пороков.
В конечном счете, вопрос о взаимодействии нравственного и эстетического начал в искусстве сводится к вопросу о его форме и содержании. Превращение формы в самоцель ведет к утрате искусством своей познавательной и воспитательной функции, и наоборот, важная и высоконравственная тема, не облаченная в эстетически совершенную форму, не находит отзвука в душе читателя, зрителя или слушателя.
Можно выделить три основных варианта отношений искусства и нравственности, находящих выражение в конкретных произведениях:
Ø искусство морализаторского типа – это искусство, тесно связанное с жизнью, ее потребностями, нацеленное на воспитание, улучшение человека (дидактический характер искусства XVIII века);
Ø эстетствующее искусство или «искусство для искусства», отвергающее действительность. Здесь на первый план выдвигается чисто формальное совершенство произведения, вплоть до отрицания его нравственной целесообразности и даже открытой проповеди аморальности (как у де Сада);
Ø искусство высоконравственное и одновременно высокохудожественное. Это золотой фонд человечества, к которому относится вся мировая классика, неподвластная времени и пространству. Здесь моральные, воспитательные начала, в широком смысле, представляют собой некое органическое единство в совершенной форме, что дало возможность А.И. Герцену определить искусство как «эстетическую школу нравственности».
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 561;