Символический механизм культуры
Символ – одно из самых многозначных понятий в культурологии. Изначальное содержание этого слова – удостоверение личности, которым служил simbolon (греч.) – половинка черепка, бывшая гостевой табличкой.
Термином символ в культурологии обозначают условный, вещественный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы. Символами могут выступать простые предметы и вещи, природные процессы, растения, животные и, конечно, язык. Например, солнце могло выступать как символ Людовика XIV. Но чаще всего символ указывает на абстрактное, непосредственно не воспринимаемое содержание, смысловое образование, комплекс представлений, относящихся к религии, к политике, науке. Например, христианский крест, знамя, герб, докторская шапочка и тому подобное.
В терминах языка раскрывается не только содержание, но и значение символов, показывается их смысл и роль в социокультурном процессе.
Символы образуются в процессе взаимного соглашения людей, обучения и используются для коммуникации. Их действие возможно в сообществах, объединенных единством культуры, поскольку смысл их должен быть понятен людям.
Из сказанного следует, что символ – это знак особого рода. Так в чем же особенность символа по сравнению со знаком? Ведь одна и та же вещь, предмет, слово могут быть и знаком, и символом. Отличие символа от знака состоит, прежде всего, в том, что значение символа нельзя извлечь из его физической формы или естественной функции. Например, какое физическое различие есть между водой или святой водой, которая является символом для верующих? В честь прибытия государственного деятеля раздаются артиллерийские залпы, хотя выстрелы не направлены в цель, а в стволах нет снарядов. В ряде стран на похороны надевают черное, хотя этот цвет не имеет никакого преимущества перед другими цветами по отношению к тому, что должно произойти.
Символ – это знак особого рода, через него людям открываются смыслы, связывающие их в единое целое путем осознания и переживания мира и самого себя. Символ не просто означает смысл, но и как бы являет действенную силу. Икона не просто обозначение Бога для верующих: она выражает присутствие Бога в мире и обладает той же чудодейственной силой, что и сам Бог.
В жизни людей важными являются многие явления и, очевидно, что в любом обществе они будут становиться символами, подчеркивая их значимость для человека и сосредотачивая на них внимание. Без способности к символизации, выраженной в форме слов, люди не имели бы ни каких правил, законов, политической, экономической, церковной, научной, военной организаций и даже игр, за исключением тех, которые построены на уровне животных. Для животного ни один знак не может стать символом. Ни одно животное не сможет понять значение креста для христианина и того, что у одних народов черный цвет – цвет траура, а у других таким цветом является белый. Животное не способно к символизации, то есть к тому, что наряду со знаками, определяет поведение людей, регулирует его, что-то запрещая или разрешая, и наполняет смыслом.
Различие знака и символа заключается и в их восприятии людьми. Знак может быть воспринят только с помощью чувств, то есть его значение может быть заключено в физической форме. Так, высота ртутного столба указывает на температуру, а прилет грачей – на наступление весны. В символических отношениях одного чувства бывает недостаточно. Государственный флаг по форме – кусок материи, но для жизни людей это не так. Люди осознают его значение на рациональном уровне как символ государственной власти. Однако это не значит, что символы осознаются только рационально.
Символизация универсальна, она существует в любом обществе. Универсальность проявляется в том, что всякая социальная группа, любое общество зависит от определенных условностей, разделяемых большинством его членов. Эти ценности являются объектом социальных чувств людей. Подъем государственного флага фиксируется не только разумом, но и чувствами, вызывая, например, на спортивных соревнованиях гордость участников. Без установления ценностей тех или иных предметов для общества социальные чувства не могут иметь устойчивое существование.
Таким образом, функция символов состоит еще и в том, чтобы усилить, отметить важность того, что они символизируют, а также поддерживать эмоциональную связь с тем, что важно для общества или социальной группы. Через эмоциональную связь с важнейшими для общества ценностями символизация понуждает людей подчиняться им.
Различие между знаком и символом обнаруживается также в том, что для утилитарного использования многозначность знаковой системы является помехой, вредит ее функционированию. Символ же, напротив, тем содержательнее, чем многозначнее. Сама структура символа направлена на то, чтобы через каждое явление дать целостный образ мира. Так, орел – это и птица, и символ силы, смелости, мужества, свободы. Смысловая структура символа многослойна, ее нельзя однозначно свести к логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся с дальнейшими символическими ситуациями. Многозначность символа выражается и в его содержании, и в его восприятии. Символ может нести информационную, эмоциональную и смысловую нагрузку. Восприятие символа осуществляется через рациональное познание, интуитивное понимание, эстетическое чувствование, ассоциативное постижение.
Истолкование символа – это диалогическая форма знания, поскольку смысл символа существует только внутри человеческого общества. Человеческая культура, а значит и человеческое общество, начинаются тогда, когда появляется способность к символизации (см. раздел II). Э. Кассирер, отождествляя термины «знак» и «сигнал», отмечает, что знаки и символы «принадлежат двум различным дискурсивным вселенным: сигнал есть часть физического мира бытия, символ же представляет часть человеческого мира значения. Сигналы суть «операторы», символы – «десигнаторы». Символ не только универсален, но и предельно изменчив… Знак или сигнал соотносятся с вещью, к которой они отсылают фиксированным, единственным путем». Таким образом, символ – универсальное, многозначное понятие, содержание которого раскрывается через сопоставление предметного образа и глубинного смысла: в структуре символического содержания есть первичный, буквальный смысл, есть одновременно и вторичный, иносказательный, более глубокий смысл.
Следует отметить еще один момент. Символ чаще, чем знак, является внесистемным. Слово – знак, но оно существует как знаковая система, подчиняющаяся определенным фонетическим, орфографическим и синтаксическим правилам. Смысл же символического языка увязывает его с определенной коммуникацией, которая может быть различной у разных наций и народностей. Символическая система действует в рамках ритуалов, специфической деятельности институциональных форм культуры.
Язык символов широко используется как в науке, так и в искусстве, религии. В науке символ – это логическое обобщение, абстракция, отличающаяся строго определенными значениями. Примером символа может служить любая формула, в которой зачастую выражается и готовый результат, и путь, способный к нему привести.
Художественный символ – это художественный образ, выражающий общий смысл события, времени, эпохи через единичный факт, конкретное действие, ту или иную личность. Очень много символики в народном творчестве, особенно в поэзии. В литературе известная символичность присутствует в сравнениях, метафорах, аллегориях и даже в эпитетах.
Определяющей является символика в религии. Пример тому – Священные писания, сакральные тексты, написанные особенным символическим языком, смысл которых читается по-разному. Не случайно в Средневековье в силу символического характера Библии основной задачей науки и в, частности, философии считалась трактовка, истолкование ее текста.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 719;