Потери и приобретения
На протяжении всей своей педагогической деятельности я неоднократно использовал уроки старого резчика, они помогали мне создавать эффективный подход к обучению. Более того, они позволили лучше осознать бремя ответственности, которое ложится на плечи тех, кто посвятил свою жизнь воспитанию молодежи, но чьи усилия критикуются как неудачные и неумелые. Неизбежно возникает вопрос: кто виноват? Учитель, который делает слишком мало, или общественность, которая требует слишком много? По ряду причин школьная система такова, что трудно ожидать от работников образования ответа на этот вопрос. К чести мыслящих американских педагогов, в стране существуют эффективные государственные и частные школы — в городах, пригородах и в сельской местности. Степень эффективности зависит от нравственной ответственности педагогов за интеллектуальное и физическое здоровье учащихся. Масштабы зла, причиняемого изощренными техническими достижениями ничего не ведающим людям, доказывают, насколько легко великие знания, не подкрепленные мудростью, направить
во вред человеку. Как пишет Эрнст Боуер, «самый опасный результат образования — это прекрасно информированные люди, не отягощенные совестью». Мудрость заставляет знания склониться перед любовью, творящей бескорыстное добро, той самой, что близка к библейскому толкованию величия. Идею различения знаний и мудрости подчеркнул бывший секретарь Ассоциации американских медицинских колледжей Фред Заплел, так определивший задачи подготовки студентов: «Наша организация не считает нужным забивать их головы большим количеством научной информации. Мы отдаем предпочтение классическому широкому образованию. Врачам необходимо образование, а не выучка», [арри Роше, президент колледжа Хиллсдейл (штат Мичиган), пишет, что образование «нужно определить как сохранение, совершенствование и передачу ценностей от одного поколения к другому. Средства передачи включают в себя разум, традиции, моральное воспитание и самоанализ». К сожалению, большинство американских учителей не уделяют им должного внимания, снижая тем самым эффективность образования учащихся.
Перспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 18-19
логическими связями с другими разделами, либо прямыми гипертекстовыми ссылками на эти разделы. Модули нижних уровней — это темы, абзацы, предложения. Выстраивая логическое дерево лекции, студент, сам того не подозревая, вычленяет созданные преподавателем смысловые модули и определяет связи между ними. В процессе этой работы в его голове формируется логическая структура знания о каком-то конкретном предмете, которая и обеспечивает понимание материала без необходимости зубрежки.
Этот способ мышления, считает Л. Шуткин, придумали еще древнеегипетские жрецы, они с помощью таблиц вели учет зерна. В XX в. появилась мощная теория таблиц, на ее основе развилась такая отрасль знания, как
базы данных, но структурная и семантическая суть таблиц за 4 тыс. лет не изменилась. Другая парадигма мышления, дающая движение, возникла в XVIII в., когда Эйлер решил задачу о движении по мостам Кенигсберга. Это графовое мышление. В нем уже есть вектор перемещения, и можно совершать направленное движение от одной точки к другой. Такой способ мышления лежит в основе всех задач оптимизации, когда стоит вопрос о выборе наиболее эффективного пути. Модульный метод описания объектов и систем возник в 60-е гг. XX в. стараниями выдающегося американского математика У. Гренандера. Он рассуждал о таких объектах, у которых есть бесконечное количество связей. Российский специалист развил эту теорию и предложил формальные описания и наглядные схемы модулей с конечными числами связей — входов и выходов. Каждая связь может иметь свой тип, и если у соседнего модуля окажется свободная связь того же типа, то они соединятся. Эта модульная теория поддается математической формализации и представлению в виде наглядных схем, которые можно использовать в практике независимо от их формальных описаний.
Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 545;