Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и постклассической философии.
Познание человека – центральная проблема философии. Постановка ее содержится еще в словах Сократа: «Познай самого себя». При этом он имел в виду, что познать себя – это значит познать в себе человека вообще.
Итак, философия стремится выявить, что такое человек вообще. Каковы его природа и сущность? Считается, что по природе человек – существо биологическое, а по сущности – социальное.
Т.е. человек – противоречивое существо. Это отмечал ученый и философ Возрождения Б.Паскаль: «опасно убедить человека в величии, умолчав о низменности, еще опаснее не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Пусть он знает, каков он в действительности».
В человеческой природе имеют место противоречия материального и духовного, конечного и бесконечного, биологического и социального, осознанного и бессознательного и т.д. Н.Кузанский: человек есть микрокосмос.
Итак, идет ли сегодня биологическая эволюция человека? Имеют ли место мутации? – да. Но нет условий для направленного отбора мутаций. Этому мешают здравоохранение, мораль и т.п. социальные факторы. Но имеет место такое явление как акселерация, говорящее об определенных изменениях в биологии человека. Кроме того, расизм, геноцид, наркомания (как социальные факторы) также могут повлиять на генофонд человека. А еще развивается генная инженерия, идет процесс глобализации (смешение рас) и т.д. Человек не перестал быть существом биологическим.
В целом же естественный отбор сегодня не является движущим фактором прогрессивного развития человечества, не он определяет существование человека.
Особенности существования человека: 1) животные приспосабливаются к среде, а человек среду приспосабливает к своим целям, создает культуру, вторую природу, техногенную среду обитания. 2) удовлетворение естественных потребностей человека регламентируется культурными правилами, традициями. Культура накладывает запреты на поведение людей, сдерживая его животные формы. Но дает простор для развития социальных качеств, сознания человека. 3) Общество формирует у человека сверхприродные потребности – социальные, духовные, культурные (так что неправ был Фрейд, понимая человека, как животное задавленное культурой…).
Выделяют два основных подхода к человеку:
1. Биологизаторский, который преувеличивает роль биологического в человеке;
2. Социологизаторский, преувеличивающий роль социального и недооценивающий роль биологического в жизни, в поведении человека и общества. Человек, с диалектической точки зрения, существо биосоциальное. Иногда уточняют: биопсихосоциальное, добавляют – духовное, космическое и т.д. Вобщем – многогранное.
Термин «антропология» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения той части философии, которая изучает человека. В Новое время развивается естествознание и человек как живой организм стал предметом научного исследования. И антропологией стали называть науки, изучающие человека как организм.
Антропологический принцип положил в основу своего учения представитель классической немецкой философии Людвиг Фейербах: главный предмет философии – человек, отсюда, философия – это философская антропология. Его учение – антропологический материализм.
Классический взгляд на человека:
Классической взгляд на человека развивался вместе с классической наукой и культурой в целом. Человек – это, прежде всего, существо разумное, микрокосмос. Это творческое существо, способное самостоятельно, осмысленно делать свой выбор, а, значит, существо свободное.
Горький: человек – это звучит гордо!
Пушкин: самостоянье человека – залог величия его…
Паскаль: человек – мыслящий тростник.
Религия: человек создан по образу и подобию Божьему.
Фейербах: человек – природное существо, он создал бога.
Вольтер: Бог создал человека и человек отплатил ему тем же.
Метафизический материализм. Ламетри: человек – машина.
Марксизм: человек – совокупность общественных отношений.
Энгельс: человек – это существо, в котором «природа приходит к осознанию самой себя».
Русский космизм: человек – существо космическое.
Бердяев: антроподицея состоит в том, что существование человека может быть оправдано его творчеством, для которого нужна свобода).
Классическая философия видела в человеке прежде всего размышляющее и созерцающее существо, удивленное окружающим миром и стремящееся в меру своих возможностей понять и объяснить его.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1017;