Структура и динамика познавательного процесса
Отношение между субъектом и объектом познания составляет как бы каркас познавательного процесса. Реализуется же познание с помощью структурных компонентов, каждый из которых играет определенную роль в получении человеком знаний о мире.
Прежде всего, познание явления или вещи, впервые встретившихся человеку в его житейской практике, начинается не «с нуля»; оно опирается на некоторое исходное основание — личностное знание, которое представляет собой всю совокупность сведений субъекта о мире, которые он уже приобрел как в своем личном опыте, так и в результате обучения и воспитания. Эти знания не равноценны по своему статусу и значению: они включают, с одной стороны, сведения общезначимого характера (мировоззренческие ценности, законы науки и т.д.), а с другой — «личные» знания человека о себе самом, своих особенностях, об индивидуальном отношении к «своему» миру. Личностное знание содержит и различные заблуждения, предрассудки, мифологемы, искажающие реальность. Однако каждый человек, как правило, считает свои представления о мире справедливыми и верит в достоверность своего знания: «я верю тому, что знаю» (Л. Витгенштейн). Более того, любая вера (в том числе и религиозная) не нуждается в каком-либо обосновании: человек просто принимает те или иные установки как само собой разумеющиеся, не подлежащие никакому сомнению. Поэтому личностное знание есть более или менее упорядоченный конгломерат верных и ошибочных представлений о мире, соединенных верой в единое целое.
В процессе индивидуального познания личностное знание выполняет три основных функции. Избирательная функция: человек на основе своего знания о мире и своих целей и интересов сам выбирает для себя предметы познания и их свойства, намечает пути их изучения. Оценочная функция: знакомясь с предметом познания, субъект сравнивает его с уже известными явлениями, старается найти что-то общее между ними, т.е. дает ему какую-то предварительную оценку. Интерпретационная функция: освоив так или иначе познаваемый предмет, человек дает ему свою интерпретацию (т.е. толкование и объяснение) — опять-таки с соответствии с собственным «знанием-верой».
Вместе с тем личностное знание, во многом определяя процесс познания, само зависит от других структурных компонентов этого процесса. Важнейшими из них выступают две стороны познания — чувственная и рациональная.
Чувственное познание осуществляется человеком органами чувств, данными ему природой. С его помощью субъект может познать лишь те свойства и связи вещей, которые «лежат на поверхности», доступны непосредственному созерцанию (зрению, слуху, обонянию, осязанию, вкусу). Говоря философским языком, чувственное познание ориентировано на явление (т.е. внешние характеристики вещей). Оно функционирует в трех основных формах — ощущении, восприятии, представлении. Ощущениефиксирует в нашем сознании лишь какое-то отдельное свойство вещи — ее цвет, вкус, форму и т.д. Восприятиеотражает уже всю совокупность внешних признаков вещи, составляет ее целостный образ. И то, и другое существуют лишь при непосредственном контакте человека с вещью. Представление же возникает в сознании без такого контакта, оно есть как бы чувственное воспоминание вещи, восстановление в памяти ее образа — мы легко представляем себе, например, яблоко, даже не имея его перед собой.
Названные формы чувственного познания есть отражение реального мира, и поэтому они так или иначе сходны с ним. Но это сходство не абсолютно, а относительно, т.к. чувственное знание несет на себе и отпечаток особенностей личности, момент субъективности. Иными словами, каждый человек воспринимает мир индивидуально, видит его иначе, чем другие. Поэтому нельзя упрекать кого-то в том, что он ощущает какую-то вещь не так, как ее воспринимают другие («Всем вкусно, а ему, видите ли, не вкусно!»). Можно сказать, что каждый из нас по-своему прав в своем личном отражении единого для нас мира.
Чувственное познание, при всей его важности для человека, не дает возможности обнаружить сущность вещей, т.е. их внутреннюю основу, необходимые и устойчивые свойства и связи. Сущности — в отличие от явлений — не лежат на поверхности, они скрыты от органов чувств, и открыть их можно только силой интеллекта, опирающегося на рациональное, абстрактное мышление. Лишь с его помощью можно как бы увидеть (умом, а не чувствами) за явлениями — их сущность, за единичными вещами — их общие черты, за случайностями — закономерность. Подобное умозрение носит уже не чувственно-конкретный, а отвлеченный, абстрактный характер.
Рациональное познание (от лат. «рацио» — разум) функционирует с помощью основных логических форм — понятия, суждения, умозаключения. Понятие — это простейшая форма мысли, которая отражает общие, существенные и необходимые свойства всех предметов определенного класса: так, понятие «металл» обозначает наличие специфических свойств всех элементов-металлов (например, их электропроводности). Понятия выступают «атомами» мышления, с их помощью выражается практически любая человеческая мысль. Связь понятий в процессе мышления выражается в виде суждения — форме мысли, утверждающей или отрицающей что-либо о предмете (например, «медь — металл»). Суждения фиксируют отношения, существующие между различными предметами, явлениями, их свойствами. С помощью умозаключения устанавливается связь между суждениями и делаются определенные выводы. (1) Все металлы проводят электрический ток. (2) Медь — металл. (3) Следовательно, медь является проводником электрического тока. Названные формы рационального познания являются необходимыми и достаточными для самых разных мыслительных операций. С их помощью добыто и добывается, а также может быть выражено все богатство человеческих знаний.
Статус и роль чувственной и рациональной сторон в познавательной деятельности человека получали разную оценку в истории философии. Уже в античности зародились два противоположных течения — сенсуализм и рационализм. Сенсуализм(от лат. «сенсус» — чувство, восприятие) отводит ведущую роль в познании органам чувств и считает, что именно из чувственных данных выводится логическим путем все содержание наших знаний. Так, еще Эпикур считал, что «мы должны во всем держаться ощущений, … ибо это вернейшая опора для суждений». Позже сенсуализм обрел многих сторонников, т.к. стало очевидным, что чувства связывают человека с внешним миром, и без этой связи никакое познание невозможно. Это дало сенсуализму основания для вывода о том, что чувственное восприятие есть «первое начало всякого знания» и что «нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено первоначально … в органах ощущения» (Т. Гоббс). Однако позднее (особенно в 20 в.) оказалось, что реальный процесс познания намного сложнее этой схемы и многие понятия не могут быть выведены «чисто логическим» путем из данных чувственного опыта. Поэтому в современной гносеологии сенсуалистский подход к познанию в основном преодолен.
Рационализм же, напротив, полагает, что основой познания является разум («рацио»), абстрактное мышление. Соответственно недооценивается роль чувственного познания как «темного и недостоверного. Истоки этих взглядов также лежат в античной философии — в учениях Сократа, Платона, Аристотеля. Они считали, что «чувственное восприятие общо всем, … и мудрости в нем нет никакой» (Аристотель), что общее в вещах может быть обнаружено лишь разумом. Поэтому в сознании человека должны существовать некие абстрактные идеи и знания, которые не зависят от опыта и определяются только теоретическим мышлением. Дальнейшее развитие познания (особенно научного) подтвердило справедливость этого тезиса и привело, в свою очередь, к усилению позиций рационализма в новой и новейшей философии. Историческая заслуга рационализма состояла в том, что он выявил активную творческую роль разума в познании мира.
В споре о роли чувств и разума в познании истина, по-видимому, находится между крайностями сенсуализма и рационализма. В самом деле, именно чувственное познание непосредственно связывает нас с миром, дает его конкретно-образную картину, обеспечивает нам первоначальную ориентацию и приспособление к его реалиям. Рациональное же познание, хотя и опосредованно (через абстракции) связывает субъекта с объектами, дает нам теоретические образы вещей, обеспечивает знаниями законов их бытия. Кроме того, следует иметь в виду, что в реальном процессе познания чувственная и рациональная стороны слиты воедино, взаимопроникают и дополняют друг друга: чувственные данные всегда в той или иной мере осмыслены и оценены человеком (т.е. рационализированы), а абстрактные знания эмоционально окрашены. Чувства и разум совместно работают над решением определенной познавательной задачи, выполняя свои функции и давая в результате человеку комплексное знание о предмете познания. Правда, их роль различна в разных типах познавательной деятельности: чем более она привычна, шаблонна, тем меньше в ней заслуг разума, и наоборот — чем больше в ней творчества, неординарности, тем выше роль рационального мышления.
Вместе с тем при всех возможностях этих сторон познания далеко не всегда предмет изучения «поддается» им. В этих ситуациях иногда возникает еще одна сторона познавательной деятельности — иррациональное познание (от лат. «иррационалис» — неразумный, бессознательный). Под ним понимаются обычно такие познавательные акты, которые не сводятся к нормам строгого логического мышления и не имеют пока надежного научного объяснения. Сюда могут быть отнесены такие нестандартные способы получения знаний, как интуиция, откровение (для религиозного человека) и др. Они предполагают некое внезапное озарение субъекта, творческую вспышку в его сознании, приводящую к постижению истины. Так, интуиция означает непосредственное (без анализа и обоснования) усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесообразного, нравственно доброго или прекрасного (В.С. Соловьев). Мы можем долгое время биться над решением какой-то житейской или познавательной проблемы и не находить его. И вдруг оно приходит как бы «само собой», и мы понимаем, что надо поступить именно так, а не иначе, находим ключ к разгадке мучившей нас задачи. Вместе с тем подобные интуитивные догадки и решения чаще всего являются итоговой фазой логического размышления, которое протекает в глубинах интеллекта и поэтому не осознается нами — и лишь его результат (решение задачи) поднимается к уровню осознанного знания.
И, наконец, итоговым компонентом процесса познания выступает новое знание, полученное человеком в результате практического и теоретического освоения объекта познания. В большинстве случаев оно является новым только для данного индивида и может быть давно известным для других. Так, кто-то, впервые приехав в Минск, открывает его для себя, хотя его «открытие» носит сугубо личный характер. Вместе с тем результаты познания могут стать и общезначимыми и принципиально новыми (обычно это имеет место в научном исследовании): скажем, при первом посещении и описании путешественником какой-нибудь «terra incognita» (неизвестной земли). Но в любом случае даже довольно тривиальное (но новое!) знание пополняет личностное знание человека, расширяет его познавательные горизонты.
Итак, процесс познания есть целостная система взаимодействующих компонентов и отношений между ними. Только задействовав все эти компоненты, активно включив их в конкретную деятельность по изучению предметов и явлений окружающего нас мира, можно рассчитывать на значимый познавательный успех.
Вопросы и упражнения
1. Что такое гносеология? Из каких основных постулатов она исходит?
2. В чем смысл вопроса о познаваемости мира? Какие варианты ответа на него существуют в философии?
3. Знаменитый афоризм Сократа гласит: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Был ли Сократ агностиком?
4. Что такое агностицизм? Выберите правильный ответ.
а) направление в искусстве XIX в.;
б) один из видов политического движения,
в) учение, отрицающее познаваемость мира;
г) форма оптимистического познавательного отношения к миру.
5. Какой смысл заключен в афоризме Ф. Бэкона: «Знание – сила»? А в противоположном высказывании Дж. Оруэлла «Незнание – сила»?
6. Английский философ 17 в. Т. Гоббс считал, что «незнание причины и правил не так отдаляет людей от достижения их целей, как приверженность к ложным правилам и причинам». Оцените это высказывание, применив его к современным процессам общественной жизни.
7. Согласны ли Вы с высказыванием Ларошфуко: «Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания»? Как можете Вы использовать его в своей жизни?
8. Сопоставьте понятия «объект познания» и «объективная реальность». Как связаны в процессе познания его субъект и объект? Какие модели их взаимодействия выработаны в философии?
9. Что такое истина? Назовите основные концепции истины.
10. Какое свойство истины выражено в словах Паскаля: «Истина так нежна, что, чуть отступив от нее, впадаешь в заблуждение; но и заблуждение так тонко, что стоит лишь немного отклониться от него, и оказываешься в истине»?
11. «Идея истины и добра признавалась всеми народами во все времена; но что непреложная истина, что добро для одного народа или века, то часто бывает ложью или злом для другого народа в другой век» (В.Г. Белинский). На какое свойство истины обращает внимание автор? Прокомментируйте его мысль примерами из реальной действительности.
12. «Нет радостей выше тех, которые доставляют нам...изучение истин» (Ф. Бэкон). Знакомы ли Вам эти радости?
13. Выберите правильное определение: «Истина это ...»:
а) форма психического состояния личности;
б) знание, которое полезно для человеческих действий;
в) соответствие наших знаний объективной действительности;
г) знание, построенное на основе соглашения между людьми;
д) объективное знание, подтвержденное практикой.
14. Что такое чувственное познание, каковы его возможности? В каких формах оно осуществляется? Какой смысл заключен в высказыванииПаскаля «Чувства в своей практике стали теоретиками»?
15. Что такое рациональное познание, каковы его возможности? Выберите формы рационального познания: а) понятие; б) ощущение; в) суждение; г) умозаключение; д) восприятие; е) представление.
16. В чем смысл концепций сенсуализма и рационализма?
17. Что такое иррациональное познание? Раскройте смысл понятия интуиции.
18. «Мышление является страданием», – говорил Аристотель. Как вы думаете, почему?
19. «Только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире, – писал Н. Бердяев. Как Вы это понимаете?
20. В работе «О мудрости» Г. Лейбниц рассматривает основные максимы трех видов искусств: искусства хорошо рассуждать, искусства делать открытия, искусства применять то, что мы знаем. Какие из них Вы считаете наиболее необходимыми для достижения мудрости?
21. Дайте свой вариант ответа на кантовский вопрос: «Что я могу знать?».
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 876;