Понимание свободы и необходимости как условия существования человека в системе социальных связей
Проблема смысла свободы заключается в определении субъектом диапазона возможностей для самореализации. «Свобода» занимает особое место в ряду экзистенциальных категорий в силу её связи с квалификациями социально-политических состояний индивидов и групп.
«Свобода» - это не только метафизическое понятие, но весьма влиятельная социальная идея, органическая «составляющая» многих исторических типов ментальности, мощная мобилизующая идея социальных преобразований и столкновений. Это обстоятельство определяет два значения «свободы»: социальное и метафизическое.
Социальный аспект «свободы» означает её интерпретацию в смысловом пространстве отношений и взаимодействия множества участников: индивидов, групп, общественных институтов, идей и норм. Идея свободы развивается в социальной философии в рамках двух установок: индивидуалистской и коллективистской.
Индивидуалистский смысл свободы заключается в максиме: «позволено все, что не запрещено законом» (который призван выражать естественные права каждого: на жизнь, собственность т.д.) Это так называется «отрицательная свобода» - свобода от внешнего принуждения и свобода произвола.
Коллективистские теории исходят из альтернативных посылок в своих утверждениях – изначальным является «общество», которое через культуру, традиции, социальные институты конституирует сами индивидуальности и их свободы. Поэтому даже как индивидуальная свобода эта свобода должна иметь коллективный характер или, по меньшей мере, существенный коллективный аспект, выражающийся и проявляющий себя в способе, каким индивид участвует и вносит вклад в коллективную практику своего общества. Понятие «свобода» предполагает, таким образом, нормативный смысл, оно означает особый путь, каким действующие лица приходят к решению о том, что они хотят делать.
Метафизический аспект «свободы» означает интерпретацию этой категории в онтологическом, антропологическом и экзистенциальном контекстах. Первый контекст – свобода – это осознанная необходимость, действия человека в диапазоне тех возможностей и тех обусловливающих координат, которые могут предоставить ему природа или Бог.
Второй и третий контексты – свобода как свобода человеческого сознания конструировать значения рядов причинности внешнего мира. Например, Сартр считал, что если нам не дано изменить или отменить реальность, то мы способны, по крайне мере, изменить отношение своего сознания к ней. Свобода здесь есть путь самосознания сознания свободы.
Свобода и необходимость - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
В истории общественной мысли свобода традиционно рассматривалась в её соотношении с необходимостью, сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Противопоставление понятий «свобода» и «необходимость» как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим, свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о её нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не овладев свободой, действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за своё поведение теряет смысл, а «воздаяние по заслугам» превращается либо в произвол, либо в лотерею.
Решение антиномии «свобода или необходимость» в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иначе философы – к эссенциальному (сущность – эссенция) или экзистенциальному (существование), т.е. от того, что для них было первичным, исходным. Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от неё; придерживавшиеся второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость трактовалась как абстрактное понятие.
Все помыслы и поступки людей, так или иначе причинно обусловлены. Но при этом нельзя не учитывать, что, во-первых, их деятельность направляется не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями, а во-вторых, человек в состоянии мысленно реагировать на одни и те же воздействия неоднозначно. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека отнюдь не идентичные следствия, ибо своеобразно преломляются во внутреннем мире разных людей.
В своей повседневной практической деятельности люди сталкиваются с конкретно-историческим воплощением исторической необходимости в виде реально существующих естественных условий жизни, социальных и экономических отношений, наличных материально-технических средств и т.п. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности; более того, сами эти условия во многом определяют круг их интересов, их стремления. Однако люди обладают значительной свободой в определении целей своей деятельности, поскольку в каждый данный исторический момент существует не одна, но несколько вполне реальных возможностей развития. Даже тогда, когда нет разумной альтернативы, люди в состоянии отдалить наступление нежелательных для них явлений, либо ускорить приближение желательных. Люди более или менее свободны в выборе средств для достижения поставленных перед собой целей. Свобода, следовательно, не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определённой цели и плана действий. Её тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении для достижения поставленных целей, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятными для них тенденциями общественного развития и противодействовать неблагоприятным. В реальной действительности историческая необходимость и свобода личности взаимосвязаны. При этом свобода личности не только выявляет историческую необходимость, но и присутствует и накапливается в ней в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая осуществлялась людьми в прошлом и привела общество к данному состоянию.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1063;