Основные характеристики человеческого существования: неповторимость и способность к творчеству
Проблема смысла экзистенциальной неповторимости заключается в выявлении специфики отношений индивидуального и типизованно-совместного в человеческом бытии. Неповторимость или уникальность принадлежат к важнейшим экзистенциалам человека в том мировидении, которое исходит из онтологического приоритета «существования» перед «сущностью».
Ранее философы признавали за индивидуальным человеком физическое, ментальное, психическое своеобразие в некотором диапазоне вариаций, но в рамках единого человеческого типа как набора качеств, очерчивающих его в принципе единообразную природу. Современные философы – экзистенциалисты вводят качество неповторимости в самоопределении человеческого бытия («для – себя – бытие») – оно в принципе нетипизуемо, а есть всегда каждый раз неповторимое образование, которое и передать в формализованно - обобщенном виде нельзя, отсюда и обозначения «это- бытие», «вот-бытие». Подобное объяснение дел возникает в силу нового качества человека в сравнении с предшествующими бытийными формами, которое изменяет отношение между частью (индивидуального) и целым («идеальным типом»). Дело в том, что сам «идеальный тип» человека есть неопределенность и неопределимость не в физическом, а в сущностном облике (значениях его духа, жизнедеятельности, целях и пр.) Мы можем определять человека в бесконечном числе дефиниций и все они будут верны (и бог и червь, и дух и плоть). Поэтому потенциальная пластичность (многозначность) человеческого бытия как типа определяет «закон» индивидуального бытия - «быть-значит отличаться».
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество может рассматриваться в 2-х аспектах: психологическом (механизм протекания акта) и философском (рассматривают вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические эпохи).
Античность – творчество связывается со сферой конечного, преходящего и изменчивого бытия.
Средние века – творчество связано с пониманием Бога как личности, свободно творящей мир.
Возрождение – творчество как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании.
Новое время- рефлексия по поводу творческого процесса XYIII века - Кант анализирует творческую деятельность в учении о продуктивной способности воображения. Воображение есть единство сознательной и бессознательной деятельности, поэтому гении творят как бы бессознательно (как природа), но этот бессознательный процесс протекает все же в субъективности человека и, стало быть, опосредован его свободой.
Шеллинг и венские романтики – творчество художника и философа – высшая форма человеческой деятельности: здесь человек соприкасается с абсолютом.
Идеалистический философ конца XIX-XX вв. – творчество рассматривается как противоположное механически-технической деятельности.
Бергсон – творчество как непрерывное рождение нового составляет сущность жизни, в противоположность субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.
Экзистенциализм – носитель творческого начала - личность, понятия как экзистенция, т.е. некоторое иррациональное начало свободы, выход за пределы природного и социального.
Прагматизм, инструментализм, неопозитивизм – творчество рассматривается с прагматической точки зрения, прежде всего как изобретательство, цель которого – решать задачу, поставленную определенной ситуацией (Дьюи).
Неореализм, феноменология – основа творчества – интеллектуальное созерцание.
Марксизм – творчество – это деятельность человека, преобразующего природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека на основе объективных законов действительности. Творчество – как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью (по характеру осуществления и результату), оригинальностью и общественно – исторической (а не только индивидуальной) уникальностью (человеческое сознание не только отражает объективный мир, но и творит его, считал Ленин)
Диалектический материализм - в природе нет творения, а есть процесс развития. Творение предполагает бытие и действие творца – субъекта творческой деятельности.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1100;