Об общих чертах прогресса в истории
История человечества, если выявить основную линию, основное направление развития, представляет собою картину прогресса, поступательного движения. Но такое определение носит очень общий, абстрактный характер. Чтобы наполнить понятие социального прогресса конкретным содержанием, обогатить его, следует обратиться к истории.
Прежде всего прогресс в истории общества неверно было бы представлять как прямую «гладкую» линию восходящего движения человечества. Противоречия, несоответствия, односторонность и неравномерность в развитии, переходы в противоположность, прогресс в одной области, сопровождаемый регрессом в другой, паузы, а подчас и понятное движение — так осуществлялся прогресс в истории народов.
Диалектические переходы в противоположность в ходе общественного прогресса особенно ярко выступают, когда мы рассматриваем чередование формаций в общечеловеческой истории. Первобытное общество, не знающее эксплуатации человека человеком, сменяется обществом, основанным на эксплуатации чужого труда. В тяжелой и жестокой борьбе работники добиваются смягчения форм эксплуатации, раба заменяет крепостной крестьянин, крепостного — пролетарий. Однако эксплуатация труда сохраняется, масштабы ее увеличиваются. И снова переход в противоположность — от капиталистического общества к обществу социалистическому, свободному от эксплуатации.
Но как бы сложно и противоречиво ни шло развитие, есть одна сфера, которая от формации к формации неизменно и обязательно показывает движение по восходящей линии. Это — сфера материального производства, производительные силы общества. Именно в развитии производительных сил — работников и техники — резюмируется прежде всего и главным образом деятельность людей, в каких бы социальных, политических и идеологических формах эта деятельность ни осуществлялась. Развитие производительных сил образует основу единства и связи в мировой истории, оно представляет собою ту «сквозную» линию подъема, которая проходит через всю историю, конечно, с учетом того, что сама эта «линия» подъема подчинена диалектическим законам.
Маркс писал: «Благодаря тому простому факту, что каждое последующее поколение находит производительные силы, приобретенные предыдущим поколением, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства,— благодаря этому факту образуется связь в человеческой истории, образуется история человечества...» (1). Можно добавить, что благодаря этому факту прежде всего сама история человечества представляет собою поступательное движение, движение по восходящей линии.
История человечества и составляющих его народов, а следовательно, и их прогресс, подчиняется закономерностям, открытым и сформулированным в марксистской философии. Это общие закономерности, они действуют в истории всех народов, на всех ступенях их развития, они определяют сам характер этих ступеней и их чередование. Это дает основание говорить о единстве мировой истории. А это означает единство и в ходе социального прогресса.
Но это единство в прогрессе человечества не следует упрощать. Рассматривая пути прогрессивного развития народов в разные эпохи, в разных природных и общественно-исторических условиях, мы не можем не заметить своеобразного в этих путях наряду с общим, отличного — наряду со сходным. Этот факт не отменяет единства в ходе социального прогресса в мировой истории. Он говорит лишь о том, что это единство следует понимать и трактовать диалектически. Исторический процесс протекает в согласии с законами диалектики. Он представляет собой диалектически противоречивое, неразрывное единство повторяющегося и неповторимого, общего и индивидуального, тождественного и различного, необходимого и случайного, одинакового и своеобразного. Это положение следует иметь в виду и тогда, когда мы рассматриваем проблему единства общественного прогресса.
Приведем несколько исторических иллюстраций. В Старом Свете (Европе, Азии и Африке) в обширной степной зоне развитие хозяйственной деятельности людей привело в конце неолита и в эпоху бронзы к возникновению кочевого скотоводческого хозяйства. Это был крупный шаг вперед в росте производительных сил. На его основе развились патриархально-родовые отношения, которые позже стали перерастать в классовые отношения. В других географических зонах Старого Света разделение общества на классы происходило на базе перехода к возделыванию растений, к земледелию. В Америке из-за отсутствия подходящих животных кочевое скотоводческое хозяйство вообще не возникло. По той же причине коренные ее жители до прихода европейцев не смогли перейти к плужному земледелию, и возникновение классового общества было связано у них с развитием интенсивного мотыжного земледелия.
Своеобразием отличались и те классовые отношения, которые возникали и развивались в среде разных народов в связи с ростом производительных сил. Существуют серьезные различия, например,
между классовыми обществами Древнего Востока и рабовладельческими обществами Древней Греции и Рима.
В нашу эпоху прогресс также являет картину сочетания общего и своеобразного в развитии. Изучая переход разных народов к социализму, мы всегда обнаруживаем действие общих закономерностей социалистической революции и строительства социализма и в то же время специфические, индивидуальные черты, присущие движению каждого народа по социалистическому пути.
Своеобразие проявляется и в чередовании формаций, через которые проходили и проходят ныне народы в своем развитии. В статье «О нашей революции» Ленин, рассматривая проблему диалектического единства общего и своеобразного применительно к социалистической революции в России, выдвинул положение: «...при общей закономерности развития во всей всемирной истории нисколько не исключаются, а, напротив, предполагаются отдельные полосы развития, представляющие своеобразие либо формы, либо порядка этого развития» (1). Такое своеобразие формы или порядка исторического развития народов при сохранении общей закономерности мировой истории проявляется в широком круге исторических фактов и событий. Мы здесь укажем лишь на одно своеобразие порядка развития: отдельные народы в своем развитии могут миновать ту или иную формацию, совершив своеобразный скачок к следующей, более высокой общественной формации. Подобное своеобразие порядка развития мы видим и в нашу эпоху перехода от капитализма к социализму. Для отсталых стран и народов открылась реальная возможность перейти к социализму, минуя капитализм. Такой переход совершили Монгольская Народная Республика и отсталые народности, жившие на территории бывшей Российской империи. На этот путь вступил, как известно, ряд государств Азии и Африки.
Число примеров, говорящих о своеобразии в историческом развитии различных народов, легко можно было бы умножить. Но было бы неправильным преувеличивать это своеобразие, как это делают буржуазные ученые, доходящие до отрицания общих закономерностей развития в мировой истории, единства мирового исторического процесса. Наличие таких закономерностей и, следовательно, единства в ходе прогресса — безусловный факт: все народы начали свою историю с первобытнообщинного строя, в истории подавляющего большинства народов развитие производительных сил привело к классовому обществу — рабовладельческому или феодальному, развитие классового общества привело к созданию капиталистического мирового хозяйства, все народы неизбежно придут к высшей форме общественного развития — к коммунистической формации.
Научное изучение истории, писал Ленин, есть изучение ее «как единого, закономерного во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесса».
Прогресс человечества в ходе его истории — закономерный процесс. Следует иметь при этом в виду, что вплоть до социализма это — стихийный процесс. Линия поступательного движения прокладывала свой путь через многие препятствия, преодолевая противоборствующие силы и влияния. Путь прогресса человечества усеян бесчисленными жертвами и многими утратами. За долгие тысячелетия существования первобытного общества, вероятно, не раз и не два начисто погибали, изнемогая в борьбе с суровой природой, малочисленные по своему составу племена, рассеянные на огромной территории планеты. В дальнейшем уже не слепые силы природы, а действия людей ведут к фатальным результатам. С возникновением классового общества война, хищничество, разбой, хладнокровное массовое истребление людей становятся повседневным явлением. В кровавых войнах исчезали государства, цивилизации. Растрачивались и уничтожались материальные и духовные богатства народов. Примером может служить татаро-монгольское нашествие на Русь в XIII в., в результате которого страна была отброшена в своем развитии на столетия назад.
Следует также иметь в виду, что на ранних ступенях исторического развития в борьбе социальных сил, определявших ход истории и смену общественных форм, культурная примитивность и религиозный фанатизм участников борьбы зачастую приводили к бессмысленному уничтожению великих культурных ценностей, а узкий район распространения культуры делал эти потери безвозвратными. Так, в Западной Европе при переходе к феодализму были утрачены навсегда многие достижения античной культуры. Ревнители христианской веры разрушали великолепные храмы, уничтожали замечательные творения античного искусства, сжигали библиотеки.
Развитие капиталистических отношений не только не прекратило, но в известном отношении усилило процесс эскалации разрушения, жестокости, человекоистребления. В последние столетия разбойными действиями европейских завоевателей и колонизаторов были стерты с лица земли многочисленные доклассовые общества. Огромный ущерб был причинен культурному богатству человечества. Достаточно напомнить о трагической судьбе развитых цивилизаций ацтеков, инков, майя. Многочисленные войны, рожденные капитализмом, продолжали черное дело уничтожения культурных ценностей человечества. Ленин писал: «...представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» .
Чрезвычайное разнообразие действующих сил и обстоятельств, внутренних и внешних, которые обусловливали развитие различных обществ, породило и такую его характерную черту, как неравномерность прогресса обществ во времени. Вопрос о неравномерности социального прогресса — большой и сложный вопрос, охватывающий
широкий круг разнообразных явлений. Мы остановимся лишь на некоторых его моментах.
Уже в первой общественной формации темпы развития племенных образований в различных географических зонах под влиянием главным образом природных условий были неодинаковы. Там, где географические условия были благоприятными, успешнее развивалась производственная деятельность людей, несколько быстрее росли производительные силы, что благоприятно сказывалось на других сторонах жизни родов и племен. Сперва разница в темпах была невелика, в дальнейшем она увеличивалась. Результатом было то, что переход к более высокой общественной форме — к классовому обществу — происходил не одновременно. Первые классовые общества возникли, как известно, в зоне северных субтропиков — в Египте, в междуречье Тигра и Евфрата, в Индии, Китае. Сложилась новая ситуация, характерная для последних пяти тысячелетий истории, - одновременное существование разных формаций общества, представляющих собою разные ступени общественного прогресса. Сначала это были рабовладельческие государства рядом с первобытной периферией. С течением времени, когда прогресс общества привел к возникновению феодализма, а затем капитализма, пестрота социальных образований возросла.
Одновременное существование разных формаций на протяжении всей истории не было мирным. Агрессия, хищничество, эксплуатация, присущие природе классового общества, в полной мере проявились в отношениях между обществами, стоявшими на разных ступенях развития. Прогресс одних обществ оборачивался бедствием для других обществ, отставших в своем развитии. История дает этому бесчисленное множество подтверждений.
Если в первобытном обществе различия в темпах развития разных племен определялись главным образом природными условиями их обитания, то с переходом к более высоким, классовым формациям все сильнее сказывались внутренние потенции развития, присущие социальным образованиям. Маркс, говоря о человеческой истории, употреблял выражение — «саморазвивающееся общественное состояние» (1). Чем выше была формация, тем эффективнее проявляло себя это саморазвитие, что находило свое выражение в темпах развития. Первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое — каждая последующая формация развивалась, в общем, более высокими темпами, чем предыдущая. Применительно к отдельным странам и народам эта закономерность — ускорение развития в связи с переходом к высшей общественной формации - проявлялась по-разному в зависимости от конкретных весьма разнообразных условий.
Различия в темпах развития приводили, как мы сказали выше, к чрезвычайной пестроте среди стран и народов по уровню развития. Они приводили также к постоянным перемещениям стран и народов по лестнице развития и силы, приводили и к тому, что сменялись общества и государства, занимавшие верхние ступени этой лестницы. История классового общества, начиная с древности, изобилует соответствующими фактами.
Победа капитализма, включение всех континентов в систему капиталистического хозяйствования привели к созданию мирового капиталистического хозяйства. Капиталистическая крупная промышленность, писал Маркс, «впервые создала всемирную историю, поскольку поставила удовлетворение потребностей каждой цивилизованной страны и каждого индивида в ней в зависимость от всего мира и поскольку уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран... Крупная промышленность создала повсюду в общем одинаковые отношения между классами общества и тем самым уничтожила особенности отдельных национальностей» (1).
Развитие капитализма уменьшило различия между странами по их экономическому развитию, хотя пестрота социальных образований оставалась все еще чрезвычайно большой. В то же время все сильнее сказывалась неравномерность экономического развития как специфическая закономерность капиталистического общества. По-прежнему происходит «смена лидеров». Изучая историю XVI и последующих веков, мы видим, что то одни, то другие государства выдвигаются в качестве капиталистически более развитых государств, в качестве ведущей экономической и политической силы.
Неравномерность капиталистического развития особенно усилилась в период империализма. В. И. Ленин, изучив особенности империализма и закономерности его развития, сделал известный вывод, что империализм есть канун социалистической революции, что социальный прогресс в эпоху империализма неразрывно связан с переходом к социализму, что социалистическая революция не может победить одновременно во многих капиталистических странах, но что вполне возможна первоначально победа социализма в немногих и даже в одной, отдельно взятой, стране, что развитие мировой соцалистической революции будет происходить путем отпадания одной страны за другой от мировой системы капитализма. История подтвердила правильность ленинского предвидения.
Таким образом, мы видим, что неравномерность, как черта прогресса во всемирной истории, протянулась вплоть до нашего времени.
Поскольку со времени разложения первобытного общества история человечества представляет собой одновременное существование народов в условиях различных общественно-экономических формаций, постольку всемирно-исторический процесс в каждый данный отрезок времени являет собою значительную пестроту социальных форм и явлений. Если провести, так сказать, горизонтальное членение всемирной истории, то в один и тот же период, в одну и ту же эпоху попадут народы, находящиеся на разных ступенях развития, существующие в условиях разных формаций, переживающие
различные этапы развития. Это дает возможность конкретизировать картину прогресса во всемирной истории. Общественный прогресс представляет собой поступательное движение человечества от эпохи к эпохе.
Современная эпоха всемирной истории была начата социалистической революцией в России в октябре 1917 г. Противоречие между мировой системой социализма и мировой системой империализма представляет собой основное противоречие современной эпохи. От развития и разрешения этого противоречия зависит ход современной истории, зависят судьбы человечества, его прогресс.
С победой социализма во всем мире исчезнет пестрота социальных форм, свойственная последним тысячелетиям мировой истории. Все человечество будет жить и трудиться в условиях одной, коммунистической, формации. Исчезнет в процессе строительства социализма и коммунизма деление стран на более и менее развитые, передовые и отсталые, поскольку социализм несет с собой отчетливо выраженную тенденцию к выравниванию экономического и культурного уровня стран мировой социалистической системы.
Капитализм создал всемирную историю, поскольку он связал все страны мира разделением труда и обменом товаров. С победой социализма всемирная история приобретает адекватное содержание, поскольку она будет творческим делом всех народов мира, сбросивших с себя иго империалистической эксплуатации и насилия, приобретших условия для свободного развития в единой семье человечества.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 800;