Общество как социетальная система

Общество представляет собой системную стабильную, саморе­гулирующуюся и самовоспроизводящуюся организацию социаль­ного взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удов­летворение всех основных потребностей людей.

В качестве социетальной системы общество обладает структур­но-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур (эконо­мических, политических, религиозных, культурных, спортивных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающи­ми необходимыми профессиональными качествами. Общество вклю­чает в себя все многообразие социальных связей и структур, по­этому оно шире любой другой социальной организации или ин­ститута, регулирующего лишь отдельные виды взаимодействий.

Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуля­ции, обеспечивающей поддержку и постоянное воспроизводство сложной системы социальных отношений. Оно постоянно воспро­изводит социальное качество своих структур и соответственно со­циальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна и для каждого института, и для орга­низации, и для общности в отдельности.

Общество в качестве суперсистемы предстает как совокупность систем, каждая из которых состоит из социальной группы, соци­ального института, личности. Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. На своем уровне каждая социальная система в той или иной мере детерминирует действия входящих в нее индивидов и групп и в определенных ситуациях выступает как единое целое.

Общество как целостная система складывается из составляю­щих его элементов в сложную иерархию подсистем. Исходным эле­ментом всякого общества является человек, а точнее, определен­ное количество людей, объединенных родственными, хозяйствен­ными, этническими, религиозными, политическими и менталь­ными связями. Но сказать, что общество состоит из людей, как и сказать о том, что живой организм состоит из клеток — это еще не значит сказать что-либо конкретное об обществе или организме. Более важным для характеристики организма является выявление его органов и системных объединений. Оценивая общество, важно знать составляющие его «органы»: экономическую, политическую и социальную подсистемы, а также материальную и духовную сфе­ры жизни людей.

Социальная подсистема — это производственно-распределитель­ные связи и отношения, необходимо связанные с разделением


 




труда и распределением людей по своеобразным социально-про­фессиональным ячейкам, между которыми устанавливаются тру­довые и экономические отношения, имеющие глубокий соци­альный смысл. Это социальные слои, классы, сословия, касты, профессии и т.д.

Политическая — это управляющая система с соответствующи­ми органами руководства (от вождя племени до парламента и пре­зидента республики), политическими организациями и объедине­ниями. Эта подсистема пронизывает общество сверху донизу: от государственного управления до управления в семье.

Наконец, экономическая — это довольно сложная система со­циальных связей, основанная на этнических, демографических, национальных, религиозных отношениях, подразделяющих людей на достаточно большие группы или общности. От характера взаи­моотношений людей внутри этих общностей и между ними зави­сит социальный климат, состояние вражды или взаимопомощи, определяющих поведение людей в обществе, их совместные или индивидуальные действия.

Перечисленные социальные подсистемы существуют не изоли­рованно, а как бы взаимопронизывают друг друга.

Как природа человека подразделяется на материальную и ду­ховную сферы, так и природа общества предполагает деление на эти сферы деятельности общества.

Экономика как очевидное проявление материального базиса общества имеет свой духовный фон — это вся планируемая дея­тельность человека. Особенность духовной деятельности проявля­ется в том, что она может выступать в своей чистой форме — в форме искусства, науки, философии и религии, приобретая ха­рактер особых форм общественного сознания в его обыденном или теоретическом проявлении. Особой формой духовной деятельнос­ти выступает система воспитания и образования, без которых не­мыслимо существование общества, на какой бы стадии своего раз­вития оно ни находилось.

Итак, общество можно представить в виде многоуровневой си­стемы. Первый уровень — структура социальных отношений. Орга­низованная в различные институты и общности, она составляет второй уровень общества. Каждый социальный институт и общ­ность могут быть представлены в виде сложной системной органи­зации, устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполня­емых функций, противостояние целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в систе­ме культуры и политической власти. Культура задает образцы и нормы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизво­дит ценности, нормы, апробированные в обществе опытом мно­гих поколений, а политическая система законодательными и пра-


вовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами.

Функционирование общества — это его постоянное самопро­изводство, устойчивый процесс создания структур, функциональ­ных связей, составляющих организацию социетальной системы. Общество утверждает себя как целостность в постоянном противо­стоянии окружающей среде. Самосохранение, функционирование общества есть не что иное, как его способность противостоять де­структивному влиянию извне. Функционировать — значит поддер­живать равновесие системы с окружающей средой.

М. Вебер рассматривает общество как сложную систему соци­ального взаимодействия. Однако современные социологи утверж­дают, что общество объединяет свои структурные единицы не пу­тем установления между ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

Функциональная зависимость — это то, что придает совокуп­ности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них.

Американский ученый-социолог Т. Парсонс считает, что об­щество как система может функционировать только при выполне­нии следующих функций:

1) способность к адаптации;

2) целеориентированность, т. е. способность к постановке задач и их достижению;

3) устойчивость общих норм и ценностей, усваиваемых инди­видами и снимающих напряжение в системе.

4) способность к интеграции, включению в систему новых поко­лений.

Общество и индивид

Какую бы социальную парадигму мы ни взяли за основу анали­за, следует четко представлять, что функционирование общества возможно только как результат действия конкретных людей.

В то же время люди с их конкретными интересами, с одной сто­роны, делают возможным существование общества, с другой, — представляют для него большую угрозу. Каждый видит смысл сво­ей жизни в реализации личных планов и целей, самоутверждении и, следовательно, стремится к большей свободе действий.

Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходи­мости совместного существования на основе принятых всеми еди­ных правил, норм и ценностей.

Тоталитаризм низводит личный интерес до второстепенного. Демократические государства пытаются уравновесить два проти­воположных интереса. Первое противоречие (назовемего


 




условно противоречием) между частными и общими интересами является серьезным препятствием для существования общества.

Второе противоречие, определяющее жизнеспособность общества, состоит в противоречии между подвижной, изменчи­вой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроиз­водства. Со всей неотвратимостью в развитии каждого общества встает вопрос-дилемма — обновление или стабильность.

Государство

Современное государство представляет собой совокупность ин­ститутов, таких, как законодательные органы, исполнительная власть на центральном и местном уровнях, суд, полиция и вооруженные силы. Важнейшая роль государства заключается в том, что оно действует как институциональная система политического господ­ства и обладает монополией на легитимное применение насилия.

Социологические оценки роли государства в целом распадают­ся на три категории.

1. Государство — независимая сила, руководствующаяся соб­ственными правилами и господствующая над всеми социальными группами.

2. Государство — аванпост господствующего класса.

3. Государство — независимая сила лишь отчасти, которая в рам­ках демократического процесса может испытывать определенное вли­яние со стороны различных политически представленных интересов.








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 502;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.