Социально-психологическая характеристика личности
Основными составляющими личности являются:
1) темперамент – особенности нейродинамической организации индивида;
2) потребностно-мотивационная сфера – включает в себя различные потребности, мотивы и направленность;
3) эмоционально-волевая сфера;
4) когнитивно-познавательная сфера;
5) характер – совокупность устойчивых, преимущественно прижизненно формируемых свойств;
6) способности – сочетание психических свойств, являющихся условием успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности.
Ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Эмоциональность – это совокупность качеств личности, определяющих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям. Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Саморегуляция – это системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение – это мотивационный компонент характера.
Люди часто характеризуют отдельного человека на основе определенной совокупности черт. Черты личности – это обобщенные ее характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков. Можно выделить четыре группы социально значимых черт личности.
1. Первая группа – социально-психологические способности, обеспечивающие как адаптацию, так и самореализацию личности в общении и социальном взаимодействии:
· социальное воображение – способность понимать свой собственный опыт и определять свою судьбу, мысленно помещая себя в реальные рамки данного периода развития общества, осознавая свои возможности и возможности других людей;
· социальный интеллект – способность понимать сложные отношения и зависимости в социальной сфере;
· социально-перцептивные способности – особая чувствительность человека к состояниям, настроениям партнеров по общению, в умении проникать в систему их социальных мотивов, прогнозировать их поведение.
2. Вторая группа – качества, возникающие в процессе общения человека с другими людьми и обеспечивающие ему как адаптацию, так и дальнейшее саморазвитие в социальной среде:
· конформность – согласие человека с выдвинутыми данным обществом социальными нормами и правилами поведения, его податливость групповому давлению;
· кооперативность – способность и стремление человека объединять свои усилия с усилиями окружающих для достижения наибольшей эффективности совместной деятельности;
· доверие друг к другу – способность положиться на другого человека при выполнении совместной деятельности.
3. Третья группа – свойства более общего порядка, задающие некоторую социальную направленность личности:
· активность – способность производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры;
· социальная ответственность – осуществляемый в разных формах контроль над деятельностью и поведением человека в обществе с точки зрения выполнения им принятых в данной социальной группе норм и правил;
· тип ведущей социальной мотивации – сознательно или бессознательно выбранный человеком вид детерминации поведения на основе предпочтения или отвержения определенных социальных норм.
4. Четвертая группа – индивидуальные свойства человека, накладывающие отпечаток на стиль его общения, особенности социальной позиции:
· склонность к доминированию/подчинению;
· экстраверсия (направленность на окружающих)/интроверсия (на свои внутренние состояния);
· догматичность/гибкость мышления.
Личность человека можно охарактеризовать и пятью основными потенциалами:
· познавательным – определяется, прежде всего, объемом и качеством информации, которой располагает личность, включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;
· морально-нравственным – обуславливается приобретенными личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и идеологических моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироотношениях;
· творческим – определяется наличным репертуаром умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;
· коммуникативным – оценивается степенью общительности, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность;
· эстетическим – обуславливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность личности реализуется в творчестве и в «потреблении» произведений искусства.
Гендерные роли
Гендер – термин, используемый при обсуждении различий или сходства между мужчинами и женщинами, их социальными ролями и т.п. Данный термин был введен в употребление в поведенческих и социальных науках с целью отличить обозначаемое им понятие от понятия «пол». Такое разделение данных дефиниций подчеркивает то, что анатомия не определяет социальную судьбу человека, поскольку пол задается биологически, а гендер создается культурой и обществом. Например, в соответствии с этой дифференциацией понятий «мужской» и «женский» – разграничение по половому признаку, тогда как «маскулинный» и «фемининный» – характеристики гендерного описания человека. Однако термин «половая роль» в психологической литературе с силу сложившейся традиции часто выступает как синоним «гендерной роли».
Термин «половые роли» имеет огромное множество определений, между которыми часто нет содержательного сходства. На самом общем уровне половые роли можно определить как совокупность образцов поведения и характеристик, широко рассматриваемых как: а) типично женские или мужские (половые стереотипы); б) желательные для женщин и мужчин (половые нормы). К характеристикам, которые обычно считают охватывающими половые роли человека, относятся черты личности, ценности, навыки и способности, интересы и виды деятельности, выполняемой в рамках семейных или профессиональных ролей.
Полоролевые стереотипы, подобно и другим стереотипам (см. тему 8), играют важную роль в жизни, как отдельного человека, так и общества в целом по ряду причин. Во-первых, многие люди ожидают от других, как, впрочем, и от себя, поведения, согласующегося с соответствующим полоролевым стереотипом. Во-вторых, пол часто предопределяет типичные события, с которыми люди сталкиваются в своей жизни. В-третьих, у многих людей половые роли являются важным источником формирования Я-конценции, т.е. представления о себе.
Если половые стереотипы и нормы отражают представления о лицах мужского и женского полов как социальных группах, то термин «половая типизация» служит для обозначения характеристик конкретного человека, имеющих отношение к связанным с полом параметрам.
В ранних тестах (30 – 50 гг. ХХ в.), позволяющих измерять индивидуальную половую типизацию по признаку маскулинность/фемининность использовался формат принудительного выбора. Отличительная особенность этих тестов состояла в том, что они рассматривали мужественность и женственность как взаимоисключающие полярные качества. Однако в последние годы исследователи все чаще подвергают сомнению этот одномерный подход к пониманию психологической мужественности и женственности. Например, С. Бем высказала предположение о том, что некоторые люди рассматривают себя носителями как мужских, так и женских характеристик. Бем называет таких людей психологически андрогинными (от греч. «андро» – мужчина и «гине» – женщина). Бем подчеркивает, что андрогинный (гермафродитный) тип личности нельзя рассматривать как промежуточный между крайними полюсами маскулинности и фемининности. Андрогинная личность воспринимает себя обладающей как сильно выраженными мужскими, так и сильно выраженными женскими качествами. Эта двухмерная модель показана на рис. 2.
Высокая маскулинность | |||
Низкая фемининность | Маскулинный | Андрогинный | Высокая фемининность |
Недифференци-рованный | Фемининный | ||
Низкая маскулинность |
Рис. 2. Двумерная модель психологической
мужественности и женственности
Проведение различий между мужским и женским является универсальным организующим принципом нашей социальной жизни. Будучи детьми, мальчики и девочки вырабатывают различные умения и приобретают различные личностные черты. Становясь взрослыми, мужчины и женщины, как правило, берут на себя исполнение различных, связанных с гендером, ролей, таких, как муж или жена, отец или мать. Культуры могут различаться между собой в отношении специфических признаков, которые позволяют классифицировать мужское и женское, а также степени, с которой в них подчеркиваются гендерные сходства или различия, однако неотъемлемой чертой любой из них становится использование гендерного фактора в структуре социальной жизни.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 2544;