Методические рекомендации при подготовке к игре

Первое, с чего бы мы порекомендовали начать педагогу – организатору Мига это создание положительного восприятия детьми ситуационно-ролевой игры, ожидание успеха и удовольствия от участия в ней.

Вы приходите к старшеклассникам и рассказываете, что есть такие игры, которые называются МИГи. Во время МИГа можно пережить такие ощущения, которые не дает ни одна другая игра: ни карты, ни "Менеджер", ни футбол. Даже не всякий кинобоевик сравнится с Мигом по остроте впечатлений. Ведь в МИГе нет зрителей, здесь все участники. И в МИГе ничто не известно заранее и никогда нельзя предвидеть, что случиться через пять минут. В МИГе можно стать тем, кем Вы никогда не будете в жизни: разведчиком, инопланетянином, преступником, магом, президентом США. Во время МИГа можно испытать себя, проверить свои интеллектуальные и коммуникативные способности, можно лучше узнать свой характер. И, наконец, МИГ, как и всякая игра, позволяет выиграть и почувствовать себя победителем.

Если после таких слов у ребят не появиться желание играть, то попробует рассказать о какой-то одной игре. Например, если у Вас есть опыт участия в МИГах, то расскажите о том, как Вы сами когда-то играли и что при этом испытывали. Если же Вам еще не доводилось участвовать в таких играх, то перескажите сюжет и зачитайте индивидуальные вводные из другой разработки. Ну и чтобы у ребят возникло представление о предстоящей игре, откройте Общую легенду, прочитайте ее и предложите ребятам представить, кто мог бы оказаться, и что могло случиться в сказочном замке Янтарного города.

После этого Вы можете рассказать о том, что МИГи не только интересны, но и могут быть весьма полезными ребятам для познания себя как участника общения, развития умений общаться с другими людьми.

Второй этап предполагает, что будущие участники игры получают и уточняют информацию о себе и о предстоящей игре, подробно знакомятся с тем, как ситуационно-ролевая игра может помочь им в дальнейшей жизни.

Первое, с чего можно начать в этой части работы это – характеристика игры. Рассказать об игре можно следующее.

Ситуационно-ролевая игра это соревнование в решении игровых задач, связанных с общением, практическим и теоретическим мышлением, способностями лидера и т.п. Так как это все-таки игра события в ней разворачиваются «понарошку», то есть в воображаемой ситуации. У каждого из Вас, ребята, будет своя роль, состоящая из описания того героя, кого вы будете играть, игровой задачи, которую вы должны успеть выполнить и списка предметов, необходимых для совершения игровых действий. Хочу заметить, что роли в ситуационно-ролевых играх разные, мы их даже разделили на четыре типа. Вот они перед Вами: Защитник, Преобразователь, Предприниматель, Детектив. Сейчас мы разделимся на четыре команды, и я раздам Вам образные описания типов ролей - по одному каждой группе. Задача будет очень простая – инсценировать описание. На подготовку будет достаточно десяти минут. Образные описания могут выглядеть следующим образом.

 

 

ЗАЩИТНИК

На высоком холме стоит чудесный замок. Этот величественный каменный красавец возвышается здесь уже много веков. Конечно же, у него есть свои легенды, тайны, загадки. Кто же живет в этом замке? Уже несколько столетий этот родовой замок принадлежит династии благородных рыцарей. Из поколения в поколение передается право на владения и обязанность охранять окрестные деревни.

И сегодня в замке живет один из рыцарей. День он проводит в самой высокой башне замка, откуда видны все окрестности. Он часто всматривается в даль: "Не грозит ли опасность". А когда сгущается ночная мгла, он берет свой фамильный меч, облачается в доспехи, садится на коня и выезжает в дозор.

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ

Далеко в лесах жило одно племя. Это были свободные и счастливые люди, но однажды войска врагов оттеснили их в непроходимые чащобы. На новом месте племя ждали болезни, голод, верная гибель. И тут появился ОН. "Друзья мои, мы сами должны позаботиться о себе! Пойдемте же вперед, в благодатные земли". Однако соплеменники не сразу услышали его. Они молчали, кивали головами, но не трогались с места. И тогда ОН начал действовать: одних он уговаривал и убеждал, другим приказывал, третьих поднимал примером. И они двинулись. Идти можно было в разные стороны, ОН повел туда, куда хотел. Может быть, это был и не самый короткий путь, но это была его дорога. И племя осилило ее.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

На знаменитом восточном базаре утро. Отовсюду слышны голоса, зазывающие покупателей. Все торговцы заняли свои привычные места. Здесь экзотические фрукты, там украшения, а вдалеке - посуда, ковры... В воздухе растворены запахи корицы, табака, ванили, перца. А вот один из торговцев. Стоит только пройти мимо, как он уже тут как тут. Приветливо улыбается, предлагает товар, с удовольствием отвечает на любой вопрос. Он знает все цены на базаре, может сказать какой будет цена завтра или через неделю. Он расскажет про все, что Вы хотите услышать, но не скажет ничего лишнего. Кажется, что он открыт - весь, как на ладони. Но если присмотреться, не трудно заметить, как скользит взгляд его внимательных и чуть-чуть лукавых глаз по вашей одежде, кошельку и лошади.

Но вот мы отходим, и к торговцу подходит другой покупатель. И вновь море внимательности, любезности, приветливости. И так всегда, какие бы купцы, гости, завоеватели не проходили через город, ОН будет сидеть на этом месте и продавать свой товар. Он ни за кого и не против кого. Он всем готов угодить, если это сулит ему прибыль.

ДЕТЕКТИВ

Этот человек уже много лет живет на одной из лондонских улиц. Каждое утро после легкого завтрака, одетый в свой серый костюм, опираясь на тросточку, он отправляется в свое агентство. На его счету немало раскрытых тайн, и он всегда оказывается в нужное время в нужном месте. Он, в самом деле, проницателен, умен, наблюдателен, умеет увидеть главное. Блестящая логика детектива позволяет распутывать самые загадочные и парадоксальные преступления. По Лондону ходят легенды о его особом методе раскрытия преступлений.

После просмотра инсценировок можно обратится к ребятам со следующими словами:

Друзья, я надеюсь, что вы запомнили названия типов ролей, а теперь поговорим о них серьезно. И для начала определим тип роли наиболее подходящий для каждого из вас. Внимательно прослушайте каждое утверждение и оцените как верное ли не верное, применительно к себе отметив напротив номера вопроса плюс или минус. Итак, внимание.

ТЕСТ

на определение типа роли

(в основе методика В. Мегедь и А. Овчарова)

 

1.Вы не любите выяснять причины ссор и недоразумений.

2. Вы реалист, не любящий пустых фантазий, практичны и деятельны, уверены в себе.

3. Вы склонны идти на компромиссы в делах ради хороших отношений.

4. Вы хорошо предвидите будущее, часто вспоминаете прошлое, стремитесь к новизне и переменам.

5. Ставите разум выше чувств, объективно судите о людях, независимо от симпатий.

6. Многие вещи любите делать своими руками, проверяете результаты, сделанного вами и другими.

7. Вас интересуют чувства и взаимоотношения между людьми.

8. Склоны к колебаниям и сомнениям, не всегда уверены в себе, рассеянны.

9. Предпочитаете не обсуждать темы личной жизни, своей и других.

10. Предпочитаете не распыляться на несколько дел сразу: тщательно занимаетесь одним.

11. Стараетесь делать другим приятное, говорить комплименты.

12. Больше тяготеете к теории, чем к практике.

 

Обработка. Подсчитайте утвердительные ответы на вопросы, соответствующие каждой из цифр:

детектив - 1, 5, 9

предприниматель- 3, 7, 11

защитник- 2, 6, 10

преобразователь - 4, 8, 12

Теперь вы можете определить наиболее подходящий для себя тип роли. Вот таблица, где представлены те личные качества и умения, которые необходимы для успешного исполнения того или иного типа. Я раздам вам в каждую команду по одной таблице. Прочитайте их внимательно и постарайтесь подобрать наиболее подходящий для каждого из участников группы тип роли.


ТАБЛИЦА

Соотношение качеств личности

и коммуникативных умений с типами ролей.

 

Качества личности Необходимые умения Сущность игровой задачи Тип роли
Ответственность, требовательность, принципиальность, способность к логическому мышлению, волевые качества Давать поручения, требовать от партнеров по общению выполнения данных поручений Сохранить без изменения определенное положение вещей, выражающееся в игровых отношениях Защитник
Способность вести за собой: увлекать собственными идеями, внушать доверие, находить общий язык с разными людьми, интуиция, Убеждать, завоевывать доверие окружающих, владеть аудиторией Изменить определенное положение вещей в имитируемой ситуации Преобразователь
Способность к практическому мышлению, инициативность, способность находить компромисс Умение договариваться с партнером по общению, умение влиять на партнера, слушать Поменять некоторые игровые предметы на другие, при этом приобрести качественную или количественную “прибыль”. Предприниматель
Способность к логическому мышлению, интуиция Умение анализировать ситуацию общения, прогнозировать поведение партнеров по взаимодействию Проанализировав всю систему игровых отношений, найти один единственный верный (заложенный авторами игры) вариант собственных действий и реализовать его Детектив

 


Третий этап служит освоению игровых действий участниками. Обратится к ним можно с такими словами:

Друзья! Для того, чтобы успешно решать игровые задачи немного потренируемся. Сначала проговорим, как общаться и взаимодействовать в ситуационно-ролевой игре, затем отработаем отдельные приемы на практике. Для осуществления опробования нами были разработаны и подобраны специальные упражнения. Упражнения обеспечивают успешное овладение:

наблюдением в игре,

публичное выступление,

решением логических задач,

целевым диалогом (у каждого участника подобного диалога есть строго определенная цель),

убеждением партнеров по игре,

разрешением конфликта,

установлением контакта,

сбором игровой информации,

руководством группой.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 1 " Выборы".

Дайте ребятам следующую инструкцию: "Друзья я приглашаю Вас включиться в предвыборную кампанию по выборам президента Цветочного города и т.д. Предлагаю Вам разделиться на три группы: первая поддерживает кандидата Знайку, вторая - кандидата Незнайку, третья - Пончика. Выберите этих трех героев из Вас, а также двух доверенных лиц. Итак, первое, что надо сделать: доверенное лицо должно представить кандидата на роль мэра Цветочного города. Второе - это предвыборная речь кандидата. На подготовку Вам десять минут”. Начать разыгрывание ситуации можно словами: "Внимание! Наши микрофоны и телекамеры установлены в пресс-клубе партии Знайки.”

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

Необходимые материалы: два комплекта карточек по количеству участников. Первый - с именами литературных или кино-героев из трех произведений (например, “Буратино”, “Три мушкетера”, “Санта-Барбара” и т.д.). Второй - карточки, на которых написаны такие же имена и вопросы самого незамысловатого содержания. Например: “Мальвина. Какой у нее любимый цвет?”, “Кардинал Ришелье. Какая у него любимая книга?” и т.д. Сначала Вы выдаете ребятам первый комплект карточек и даете задание, не называя себя и произведение, выявить всех героев и собраться по группам. Для усложнения можно ввести дополнительные условия (“Мы на балу у графа Ростова” или “В маленьком японском кафе в 1945 году” и т.д.). После того как ребята собрались по группам, нужно всем представиться и прикрепить карточки с именами в качестве визиток. Следующее задание необходимо сначала объяснить, а потом уже выдать карточки из второго комплекта. Объяснение может быть следующим: “Сейчас каждый из вас получит новую карточку. На ней будет написано имя одного из присутствующих здесь героев. Ваша задача - выяснить у него тот вопрос, который так же написан на карточке. Но одно условие: это нужно сделать так, чтобы он не догадался, какой из заданных в беседе вопросов был самым главным. Кроме того, нужно постараться за 10 минут поговорить с 3-4 участниками упражнения, чтобы тот, кто указан в Вашей карточке, не узнал, кто с ним должен был побеседовать. Но не забывайте, что и с Вами тоже кто-то желает поговорить.” По истечении установленного времени проводится обсуждение упражнения. Вопросы следуют в таком порядке: Как Вы считаете, у кого в карточке было написано Ваше игровое имя?

Какой самый главный вопрос этот человек Вам задал?

Правильность ответов сразу же проверяется.

УПРАЖНЕНИЕ № 3

Следующее упражнение комплексное, то есть помогает тренировать и умения целевого диалога, сбора информации, умение убеждать и вести переговоры. Для данного упражнения Вам понадобиться игральные карты 4 туза, 4 короля, 4 дамы, 4 валета. Начните его так:

Ребята! Прежде всего, запомните несколько карточных комбинаций: «Треугольник» – три карты одного достоинства, «Каре» – четыре карты одного достоинства, «Два плюс два» – две карты одного достоинства и две – другого, «Два плюс три» – три карты одного достоинства, а две – другого.

Сейчас я раздам каждому из вас игральные карты. Получив карту, не спешите ее демонстрировать окружающим, более того, я пока запрещаю вам это делать. Прошу всех быть внимательными и усвоить инструкцию: вы должны поговорить с большим количеством игроков, и выяснить какие у кого из них карты. Сообщать масть и достоинство своей карты можно, только не называя прямо. По моей команде вы должны составить требуемую комбинацию. Итак, первая комбинация будет два плюс два. Пожалуйста, у вас семь минут…. Внимание, по моему третьему хлопку соберитесь группами в составе два плюс два. Раз, два, три. Ну, что же, проверим.

Осуществляя проверку, отметьте те группы, которые не ошиблись и в тоже время не действовали напролом. Продолжение данного упражнения может быть таким.

Ребята! Сдайте карты. Давайте усложним задачу. Попробуйте обойтись без слов, вам придется воспользоваться жестами и мимикой. Я даю вам те же семь минут. Комбинация на этот раз будет– «каре».

Далее по аналогии с предыдущей частью упражнения. Третья часть этого упражнения может предполагать следующие:

Друзья! Установим иерархию комбинаций. Первое место – «три плюс два», второе –«каре», третье – «два плюс два», четвертое – «треугольник». Теперь вы сами вправе выбрать комбинацию и договориться с партнерами. Учтите только, что лучше всего попасть в «три плюс два». Можно приступать. (через семь минут)... Я думаю, что все уже готовы. После третьего хлопка соберитесь группами.

 

Четвертый этап работы связан с помощью старшеклассникам в определении своей неигровой цели на игру:

Теперь, когда мы с вами поучились играть можно попытаться ответить на самый сложный вопрос: «С какой целью каждый из нас будет участвовать в данной игре?» Для начала заполним карточку.

КАРТОЧКА

Моя цель на игру

 

Сильные стороны моего общения Слабые стороны моего общения Типы ролей мне подходят в таком порядке Если я буду играть этот тип роли, то я поставлю перед собой задачу
111 1.        
2.        
3.        
4.        

 








Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 614;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.