Диалектика и логические противоречия

Противоречивость бытия (природы и общества)не может не находить выражения в познавательных действиях людей. Противоречия познания многообразны и разнородны. Среди них можно, например, выделить противоречия между результатами теоретического
познания с его абстракциями, идеализациями, упрощениями и результатами непосредственного опыта; противоречия между накопленными наукой знаниями и исторически ограниченными возможностями их практической реализации в технике и технологии; противоречия между неполнотой знаний, достигаемых на каждой ступени исторического развития, и беспредельными возможностями познания, определяемыми практической неисчерпаемостью исследуемого объекта, и т.д.

От подобного рода противоречий, называемых гносеологическими, следует отличать логические противоречия. Мышление ученого, конструктора, инженера, всякая творческая деятельность состоят в выявлении и разрешении таких противоречий. Многие из них возни- кают потому, что познающее мышление имеет дело с противоречиями, не свойственными самому объекту. В экспериментальных науках, например, могут возникнуть, логические противоречия при употреблении в целях описания и объяснения некоторых фактов и положений неадекватных им научных терминов и понятий. Такие противоречия преодолеваются путем уточнения смысла используемого термина или замены его более точным. Неточное понятие "теплота" (в субстанциональных теориях тепловых процессов), в частности, было заменено более точным понятием "количество тепла" и "температура".

Часто противоречия в мыслительном процессе возникают из-за нарушений законов формальной логики: законов тождества, противоречия и др. Логические противоречия в этом случае выступают в виде паралогизмов (непреднамеренная ошибка в умозаключении) и софизмов (ошибка, сделанная с намерением ввести кого-либо в заблуждение). Подобные противоречия по природе своей субъективны и не отражают противоречий сущности и движения самого объекта. Закон противоречия в формальной логике требует, чтобы в одном умозаключении не содержалось о предмете противоречащих друг другу суждений. Два противоположных утверждения о чем-то в одном и том же отношении не могут быть равно истинными. Значит, если в чьих-то рассуждениях или в какой-либо научной теории появились или существуют формально-логические противоречия, то это свидетельствует об их несовершенстве и необходимости дальнейшего уточнения или даже вообще отказа от них.

Но было бы неправильным считать все противоречия аномалией мыслительной деятельности. Ведь мышление - это живой процесс познания человеком объективной реальности, которая противоречива многообразна. Диалектика развития мысли реализуется в логических структурах взаимоисключения и единства противоположностей. Путь познания объективного противоречия может выражен предложенной советским философом Б.М. Кедровым схемой:

Так именно происходило, например, в истории физики и химии раскрытие единства прерывности и непрерывности, волнообразности и корпускулярноеT структуры вещества и света.

При воспроизведении в мышлении противоречий объекта осуществляется предварительное их расчленение на противоположные стороны с последующим восстановлением взаимосвязи этих сторон как единства противоположностей. Стремление выразить в понятиях сущность предмета приводит к появлению особого рода логических противоречий - апорий, антиномий, парадоксов. Они фиксируют ситуации, возникшие в ходе научного исследования, когда приходится прибегать к выражениям типа: "да и нет", "есть и не есть". Формальная логика истолковывает подобные утверждения как заведомо ложные и нарушающие ее законы. Но такие ситуации возникают, однако, не из-за ошибок в рассуждениях. Они характеризуют особый этап отражения мышлением действительности. В данном случае противоречивые суждения вызывают объективные противоречия. Эти взаимоисключающие суждения совместимы в одной теории, поскольку фиксируемые в них свойства, противоположности совместимы и в самом объекте. Установление такого единства противоположностей в теории движет наше познание вперед, но не путем устранения противоречий, а посредством их развития.

К диалектико-логическим противоречиям относится, например, парадоксальное утверждение: "Движущееся тело находится и не находится в один и тот же момент в одной и той же точке", "Электрон есть и волна, и корпускула", "Капитал возникает и не возникает в обращении" "Научно-технический прогресс и благо, и опасность для человечества" и т.п.

Выявление логических противоречий в мышлении способствует более адекватному пониманию объективной реальности независимо от того, какова природа этих противоречий. Только через разрешение выявленных противоречий познания и устранения формально-логических ошибок возможно достижение объективной истины.

Как вывод из сказанного, установим теперь главное. Единство и борьба противоположностей - всеобщий закон развития, определяющий в качестве его источника и причины взаимодействие исключающих друг друга противоположностей. В соответствии с ним любое явление действительности содержит в себе противоречия. В их развертывании - импульс, движущая сила изменения и развития материальных систем, социальных структур, познания и человеческого мышления.








Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1417;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.