Поступательность и повторяемость в развитии
Сила отрицания обнаруживается не только в замене старого новым. Ведь новое тоже противоречиво и, следовательно, само на каком-то этапе подвергается отрицанию. Оно - постоянно воспроизводящееся начало качественных изменений. Можно задаться вопросом: достаточно ли представления о цепи последовательных отрицаний для понимания развития, его общей тенденции и формы? Ответим ссылкой на глубокий по смыслу гегелевский наглядный образ продолжающегося отрицания: "Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; г точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг Друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг Другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого" (12. Т.1У. С.2).
Главная идея здесь - диалектика состоит не в фиксировании актов разрозненных отрицаний, а в выявлении их единства как необходимых моментов "жизни целого". Это позволяет установить новые сравнительно с категорией отрицания стороны, грани процесса развития. Они выражены были Гегелем понятием отрицание отрицания. Согласно его учению, всякое определение абсолютной идеи противоречиво, содержит в себе отрицание и потому превращается в свою противоположность.
Но далее определение (категория), противоположное первому, само подлежит отрицанию. Поскольку же второе определение по отношению к исходному пункту является его отрицанием, то отрицание данной "второй"' категории оказывается уже отрицанием отрицания. Значит, развитие в целом принимает форму движения от исходного пункта (положение) через отрицание к отрицанию отрицания. Так, в саморазвертывании мирового разума у Гегеля в категориях бытия качество (непосредственная, внутренняя определенность) отрицается количеством (опосредованная, внешняя определенность), а количество "снимается" в категории меры (качественного количества, или количественного качества).
На ступени отрицания отрицания (в нашем примере - в категории меры) происходит, по Гегелю, с одной стороны, возврат к исходному пункту (качеству), а с другой - обогащение идеи, ибо отрицание (в данном случае мера) есть синтез положительных (качество) и отрицательных (количество) определений. У Гегеля триаде (положение - отрицание - отрицание отрицания) придавалось особое значение как форме движения логических понятий. Вместе с тем он трактовал ее лишь как внешнюю сторону способа познания. Тем более несостоятельны встречающиеся попытки отождествлять с триадами материалистическую диалектику. Но, как и в ряде других случаев, Гегель угадал в диалектике понятий некоторые особенности объективной диалектики развития.
Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - вот то новое качество бытия, которое выявляется при анализе последовательно продолжающихся отрицаний в конкретных процессах природы и общества.
Отрицание отрицания фиксирует многомерную противоречивость качественных изменений явлений объективной реальности. Поступательное движение вперед оказывается сопряженным в силу самого отрицания с повторяемостью в высшей стадии известных черт и свойств низшей, и возвратом якобы к старому. Действительно, только с материалистическим переосмыслением "отрицания отрицаний " стало возможным научное объяснение развития как реального сложного процесса. Его определяющая тенденция - поступательное движение по восходящей линии от старого к новому, от простого к более сложному, от низшего к высшему. Прогрессивная направленность качественных изменений непосредственно обусловливается диалектикой отрицания.
Отрицание означает уничтожение одного и возникновение другого качества. Вместе с тем между отрицающим и отрицаемым имеется связь. При "снятии" удерживаются и сохраняются в новом качестве отдельные элементы упраздняемого в целом объекта. С дальнейшим развертыванием противоречий и последующими отрицаниями сохраненное "положительное" накапливается. Тем самым создается необходимая для поступательного восходящего процесса преемственность между его различными ступенями. В содержании и характере отрицания таится также объективная необходимость моментов повторяемости и возвратов якобы к старому в процессах развития. Воспроизведение в высшей стадии некоторых черт низшей вызывается совокупностью таких действий, как: а) взаимопереход противоположностей друг в друга при повторяющемся и завершающем определенный цикл развития отрицании; б) снижение уровня организации системы в результате деструкции; в) "удержание положительного", когда при снятии и трансформации сохраняются и тем самым воспроизводятся в новом разнопорядковые свойства предыдущих ступеней развития.
В неорганической природе, например, химические элементы образуют систему, в пределах которой просматривается эволюция от водорода до заурановых элементов. В процессе усложнения атомного ядра и строения атомной оболочки происходит периодическое повторение свойств химических элементов. Повторяемость свойств объясняется повторяемостью электронных конфигураций ("удержание положительного" в отрицании при переходе от одного периода к другому) в процессе последовательного нарастания числа электронов в атомной оболочке.
Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, - закон жизни. Здесь отрицание отрицания обнаруживается в цикличности рождения и смерти обновления и старения, смены поколений, в общей форме как воспроизведение организмом при его индививидуальном развитии в сокращенном виде важнейших этапов исторической эволюции. В развитии человеческого зародыша воспроизводятся как бы в конспективно сжатом виде некоторые черты позвоночных (от рыбы до человека). После рождения ребенка развитие его организма продолжается. Вместе с тем теперь на биологический процесс накладывается процесс социальный. Путем общения с другими людьми и посредством воспитания ребенок овладевает культурой, социальным наследием (язык, навыки труда, общения и др.). И здесь в своем развитии ребенок как бы повторяет в сжатом виде основные этапы истории труда, мышления и языка.
Сочетание поступательного продвижения вперед с изменениями циклического характера свойственно преобразованиям в технике. Ее развитие осуществляете через овеществление функций производственна трудовой деятельности человека. На начальном этапе - этапе орудийной техники - человек выполняет все функции непосредственно, т.е. используя свои физические и интеллектуальные силы. На этапе машинной техники часть функций (информационную, логическую, контрольно-управляющую) человек продолжает выполнять непосредственно, а часть (рабочую, энергетическую, передаточную) - выполняет уже опосредованно, используя механические, физические, химические и другие силы природы. Наконец, на этапе автоматизации промышленных процессов все функции производствен ной деятельности непосредственно реализуются автоматом. Но человек не выходит из производственного процесса вообще. Он выполняет все отмеченные функции опосредованно, совершенствуя робототехнику и повышая ее эффективность. Соответственно в спирали развития автоматизации производства выделяются свои "витки" - циклы: развитие автоматизации с помощью электромеханических средств, развитие на основе числового программного управления, развитие на основе гибких производственных систем (гибких производственных модулей), развитие интегрированных систем.
Дата добавления: 2016-06-24; просмотров: 1119;