Бессоюзные присоединительные конструкции
Бессоюзные присоединительные конструкции, употребляемые только после длительной паузы, по своим функциям делятся на четыре группы:
1) присоединительные конструкции, выполняющие роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании;
2) присоединительные конструкции, уточняющие или поясняющие члены основного высказывания;
3) присоединительные конструкции, в составе которых повторяется член основного высказывания с дополнительной характеристикой;
4) присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание.
Бессоюзные присоединительные конструкции чаще всего бывают парцеллированными (оторванными от основного высказывания).
1. Среди присоединительных конструкций, выполняющих роль членов, однородных с имеющимися в основном высказывании, чаще встречаются конструкции, где присоединяется сказуемое: Олег мечтал стать инженером, любил литературу, много читал, сочинял стихи. Увлекался шахматами и спортом (Кошевая); Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился (Н. И.); - Ну ладно, - сказал дед. - Пойду-ка посижу у себя. Оденусь (Н. И.); Вспомнил, что вчера истратил чуть ли не два доллара. Испугался (Н. И.).
2. Наиболее распространенным видом бессоюзных присоединительных конструкций являются конструкции, связанные с основным высказыванием пояснительными отношениями. Присоединительные конструкции уточняют, поясняют, конкретизируют значения как главных, так и второстепенных членов основного высказывания. Передаваемые ими смысловые оттенки очень разнообразны и зависят от смысловых отношений присоединительной конструкции с уточняемым словом. Например: - Вот что, - сказал Павел Харитонович, - поезжай завтра в обком. К Баулину (Чак.); - Дай мне капли, - слабым голосом произнесла Софья Павловна. - На столе. Около чернильницы (Н. И.); Потом расскажу. При встрече (Чак.); Всегда он таким был. С детства (Н. И.); Я хорошо знаю и понимаю вас. Лучше, чем вы сами (Чак.); Из ее слов получается, что все очень легко. Проще простого (Н. И.); - Материя-то ничего, - небрежно заметила Лида, - но сшито отвратительно. Мешком. И таких воротников давно не носят (Н. И.); В Курцовске, куда тебя направляют, завод будет почище нашего. По последнему слову техники (Г. Ник.); Разве мало у каждого народа хороших традиций? Украшающих жизнь, объединяющих и укрепляющих национальное самосознание, оберегающих и сохраняющих опыт, накопленный поколениями, питающих корни молодого и нового? (Обр.); Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета (Шол.).
3. При повторении в присоединительных конструкциях члена основного высказывания возможно распространение его с целью сообщения ему дополнительной характеристики или расширения содержания. Повторение слова усиливает значение члена основной конструкции - подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства, определения. Например: Помните, Наташа, у вас голос. Хороший голос (Костоглодова); Ей просто хочется рассердить мать. Мать, которая устает, недоедает, мучается (Н. И.); Не банкет, а прием: как бы то ни было, опять сборище в одной из больших парижских гостиниц. Впрочем, сборище немногочисленное (Люб.); Таня быстро научится писать декорации. До удивления быстро (Н. И.); На земле бывают не только громадные стройки, но и громадные чувства. Громадные и страшно дорогие (Н. Пог.); В любом случае обращайся ко мне. В любую минуту (Чак.).
4. Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание путем присоединения членов предложения, отсутствующих в основной конструкции, могут содержать лишь второстепенные члены (определение, дополнение, обстоятельство).
В конструкции с присоединительной связью происходит как бы разрыв возможных синтаксических сочетаний, в результате чего оторванные элементы получают большую смысловую нагрузку, так как приобретают грамматическую самостоятельность. Например: В бедной части, заброшенной и неприбранной, на одном метре каждой могилы стоят по пяти, восьми, а то и более маленьких деревянных крестов. Один к одному (Обр.). Возможное синтаксическое сочетание стоят один к одному, члены которого связаны по способу подчинения, оказывается разорванным. Зависимая часть, превратившись в отдельную синтагму, приобрела характер присоединения.
Присоединение второстепенных членов предложения позволяет придать им в смысловом отношении характер добавочного сообщения. Например: И она запела. Сначала тихо, потом громче (Фраерман). Кроме того, такое членение текста дает возможность сосредоточить внимание на самом действии - она запела (ср.: И она запела сначала тихо, потом громче. Логически выделяются именно второстепенные члены, т.е. внимание сосредоточивается на качестве действия, а не на самом действии).
Присоединительные конструкции, распространяющие основное высказывание, могут выражать отношения определительные, причинно-следственные, временные, пространственные, объектные и т.д. Например: Вот так же свистит ветер над тем полем, где лежит Сергей. Непохороненный, неоплаканный (Н. И.); У Елены беда тут стряслась. Большая (Панф.); - И у меня, Иринка, отец с матерью и с сестренкой... - взглянул на девушку, - тебе ровесница была бы... померли. От голода (Шол.); С отцом приехал. По вербовке (Чак.); Для такого дела мы не годимся. Стары (Чак.); - Слушай, - сказал Дима. - Я бы хотел, чтобы ты ушла. Немедленно (Н. И.); Он, Калитин, откроет им глаза. Заодно расскажет о себе, о мыслях своих, о борьбе. Сурово, без прикрас (Н. И.).
***
Присоединительные конструкции, особенно предельно самостоятельные по отношению к базовому для них предложению, т.е. парцеллированные конструкции, - явление, связанное со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи. В настоящее время такое синтаксическое членение становится устойчивой чертой ряда публицистических жанров - фельетона, очерка, корреспонденции, рецензии. Например: Анатолий Ким - тот редкий писатель, о котором позволительно говорить высоким слогом. Хотя бы потому, что он сам относится к миру с любовью возвышенной и нежной. Даже когда пишет об очень страшном, находящемся за пределами нормального человеческого понимания (Лит. газ.). Активны парцеллированные конструкции в текстах художественной литературы, как прозаических, так и поэтических. В целом они свойственны речи взволнованной, эмоциональной, отчасти приподнятой, риторической. Маловероятно употребление таких конструкций в речи нейтральной, бесстрастной.
Широкие семантико-коммуникативные возможности парцеллированных конструкций объясняются их предикативной значимостью. Каждая из парцеллированных конструкций обладает своей собственной предикативностью, дополняющей предикативность, заключенную в базовом предложении. Именно поэтому расчленение повышает смысловую емкость высказывания. Например: Убеждаемся, что перестраиваться отнюдь не легче, чем строить. Порой даже сложнее. Но процесс, хотя и не без трудностей, набирает силу, темп, в него вовлекаются все большие материальные и социальные ресурсы (Лит. газ.). Ср.: Перестраиваться отнюдь не легче, чем строить. Перестраиваться порой даже сложнее.
Смысловая емкость, достигаемая при помощи расчленения, является следствием лаконизации высказывания, сжатия смысла путем передачи части его имплицитными средствами. Поэтому парцелляция возможна далеко не всегда, поскольку не каждый член высказывания способен при отрыве от базового предложения приобретать предикативность. Кроме того, не каждое базовое предложение способно сохранить свою семантико-структурную целостность при расчленении. Например, нельзя оторвать члены предложения или компоненты сложного предложения от сильно управляющих слов или слов, выступающих в данном контексте как лексически опустошенные. Ср.: Теперь он [художник] - не только человек, колдующий у мольберта, занятый выставочной или просветительской деятельностью, выполняющий заказы. Он должен быть непосредственным участником и строителем новой жизни - в прямом и переносном смысле («Сов. Россия»). В предложении Теперь он - не только человек, колдующий у мольберта... нельзя оторвать члены предложения, стоящие после слова человек, так как базовое предложение с парцеллированными определениями лишится смысла. В то же время предложение Он должен быть непосредственным участником и строителем новой жизни - в прямом и переносном смысле способно существовать и без распространяющего его присоединения в прямом и переносном смысле. Ср. с парцеллированной конструкцией: Он должен быть непосредственным участником и строителем новой жизни. В прямом и переносном смысле. Значит, парцелляция возможна лишь при сохранении базовым предложением семантико-структурной целостности.
Присоединительные (парцеллированные) конструкции обладают большими художественно-выразительными возможностями: они способны передавать тончайшие смысловые и экспрессивные оттенки значений.
Так, например, присоединительные конструкции позволяют придать особую экспрессию высказыванию - стремительность, резкость: Чувствую мастерство. Могу овладеть темой. Вплотную. Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах» (М.).
В силу своей оторванности присоединительные конструкции получают большую смысловую нагрузку, чем члены одного высказывания: Понимаешь... Он был так ко мне внимателен. Давно. Я тебе боялась сказать. Такой чуткий. Большой. Седой. Как отец (Н. И.). Присоединительные конструкции дают возможность усилить, выделить и члены основного высказывания, сделать их более весомыми в смысловом отношении: Я тебе, Веткин, говорю: учись рубке. У нас на Кавказе все с детства учатся. На прутьях, на бараньих тушах, на воде... (Купр.). Ср.: У нас на Кавказе все с детства учатся на прутьях, на бараньих тушах, на воде. В таком варианте логически выделяются только второстепенные члены предложения - на прутьях, на бараньих тушах, на воде, а не обозначаемое глаголом действие.
Возможности присоединительных конструкций не ограничиваются только повышением экспрессивности или способностью логического выделения нужных по смыслу фактов. В ряде случаев присоединение может вносить в высказывание особый смысловой оттенок, новый по сравнению с тем, который заключался в предложении без присоединения. Например: Я и вернулся. С руками и с ногами, но хуже, чем без них (Е. Карпельцева). Если бы не было присоединения, то предложение Я и вернулся с руками и с ногами, но хуже, чем без них воспринималось бы как подтверждение ранее высказанной мысли, причем без уступительного оттенка в значении.
Особый смысл приобретает предложение в результате использования присоединения и в следующем тексте:
- Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома. Не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе, - подумал Григорий Герасимович (Копт.). Ср. смысл предложения без паузы с переносом логического ударения на словосочетание «не ради куска хлеба»: Надо бы нам взять парочку ребятишек из детского дома не ради куска хлеба под старость, а чтобы не было пусто на душе...
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1206;