Подготовка к концертному выступлению

 

Вся деятельность исполнителя, его длительная работа, направленная на освоение музыкального произведения, предназначена слушателю. Смысл деятельности музыканта заключается в общении с публикой. Оно выступает необходимым условием существования музыкального искусства, где основной формой является концертное исполнение. В других случаях (радио- и телепередачи, аудиозаписи и т.д.) теряется непосредственный контакт исполнителя с публикой и тем самым в значительной мере уменьшается эффективность прямого воздействия личности музыканта на слушателя.

Для учащегося или студента выступление является итогом всей предшествующей работы. Эстрада - своеобразный индикатор, который даёт ответ на вопросы правильного развития ученика.

У исполнителя встреча с публикой вызывает особое, очень сложное, восторженно-воодушевляющее или подавляющее, иногда почти болезненное состояние, которое по аналогии с переживаниями человека в других ситуациях определяется как волнение. Не стоит думать, что волнуются только учащиеся или студенты во время выступления. Волнению подвержены спортсмены перед стартом, хирурги перед операцией, артисты театра перед выходом в зрительный зал. Даже великие мастера исполнительского искусства признавались, что испытывают волнение, даже стресс во время публичного выступления. Принято считать, что характер волнения меняется в зависимости от эстрадного опыта.

Нередко одна мысль о предстоящем выступлении может вызвать состояние тревоги, навязчивые мысли о провале или успехе, типичную смену настроений от возбуждённого до угнетённого. Психофизиологические проявления волнения могут изменяться на протяжении одного выступления: сильно угнетённое в начале настроение к концу отделения может смениться большим артистическим подъемом.

У большинства исполнителей обобщенно и несколько схематично можно выделить пять форм эстрадного волнения, связанного с концертным выступлением.

Первая фаза - длительное пред концертное состояние. Оно начинается тогда, когда устанавливается точная дата выступления. Если это далёкая дата и соответствует намеченному сроку готовности к выступлению, волнение возникает периодически. Учащемуся легко убедить себя, что он успеет подготовиться. Но по мере приближения срока выступления, мысли о нем приобретают навязчивый характер и волнение нарастает. Ему сопутствуют раздражительность, тревожный сон, повышенное внимание к собственным переживаниям и яркое представление противоположных грёз: учащемуся кажется, что его ожидает либо грандиозный успех, либо провал.

Вторая фаза - непосредственное предконцертное состояние. У некоторых исполнителей нетерпеливое желание выступить, повышенное состояние мобилизованности перемежается с неясной тревогой. У других оно протекает при резком нарушении вегетативных процессов и сопровождается повышением температуры, тошнотой, головной болью, желудочными недомоганиями или эйфорией (беспричинно возбужденным состоянием). У третьих сопровождается упадком сил - депрессией, которая представляется исполнителю непреодолимой: он жалуется, что не в состоянии выступать. «Вещь, которую я должен исполнять, я знаю очень хорошо, - писал о своём предконцертном состоянии А.Рубинштейн. - Но появляется какая-то раздражительность, какое-то нервное состояние, возбуждение, думаешь о том, что остановишься, раздражаешься, нервничаешь... Никто и нее подозревает об этих мучениях».

Третья фаза - очень короткий промежуток между объявлением и началом исполнения: выход из артистической к своему «рабочему месту». Это безмолвное шествие на виду у публики, остановка, поклон, рабочая поза. Данная фаза переживается остро и проходит по-разному. Некоторые с трудом преодолевают путь к своему месту на эстраде, другие стараются не смотреть на публику, внутренне сосредоточиваются и настраиваются на начало исполнения. Третьи идут «работать», то есть выполнять свой артистический долг. Но равнодушных нет.

Четвертая фаза - начало исполнения, артистическое общение с публикой, настрой на максимально выразительное исполнение и борьба с негативным состоянием. У начинающих артистов нередко можно наблюдать потери и даже срывы в исполнении. Появляются темповые нарушения (чаще всего в сторону ускорения), технические погрешности (комкание, «смазывание» пассажей), нечёткость фразировки, неправильные градации звучности, иногда провалы в памяти.

Пятая фаза - состояние после концерта. Предконцертное волнение и волнение на самом концерте не переходят незаметно в будничное состояние. Сильнейшее желание каждого исполнителя - услышать отзыв о своем выступлении. Он необходим каждому: это разрешение той сложной профессиональной и личной неопределённости, которая все время волновала исполнителя.

Волнение на эстраде необходимо. Так же, как грим усиливает черты лица актера и подчёркивает их выразительность, волнение намного усиливает эмоциональную насыщенность исполнения, раздвигает динамические границы, увеличивает контрастность выразительных средств и исполнительские способы подачи, позволяющие ещё сильнее воздействовать на слушателей. Положительные эмоции исполнителя, чувство радости, удовлетворения после удачного выступления настолько сильны и окрыляющи, что полностью окупают отрицательные издержки эстрадного волнения. Преодоление волнения, то есть умение использовать его огромный энергетический потенциал, рождает наивысший уровень творчества, и такое состояние незаметно, но в то же время властно вовлекает слушателей в переживание, ведёт за собой.

Практика показывает, что изучение предконцертного состояния весьма важно для педагога в диагностических целях. В нем отчетливо проявляются симптомы волнения, свойственные данному исполнителю, накапливаются и суммируются все переживания (позитивные и негативные), которые рефлекторно закрепляются. Может показаться, что само концертное выступление проходит удачно. Но перед каждым выступлением всплывают ощущения прошлого предконцертного самочувствия, которые иногда оказываются более сильными, и их угнетающие действия подавляют положительные эмоции, снова вызывая неприятные и болезненные переживания. Разорвать этот порочный круг удается после нескольких удачных выступлений.

Какую помощь можно оказать учащемуся, чтобы как можно лучше донести до слушателя задуманное и отработанное в классных и домашних занятиях? Какими путями добиться такого выступления, которое доставит удовольствие и публике, и ученику. И педагогу? Можно ли научиться справляться с эстрадным волнением и тем самым свести к минимуму потери во время концертного выступления? Как обеспечить хорошее эстрадное самочувствие?

Вышеизложенное представляет собой внешние проявления эстрадного волнения, его следствия. Далее стоит задача: опираясь на диалектический подход, попытаться вскрыть причины этих проявлений. Подчеркнём, что хорошее эстрадное самочувствие — это комплексная проблема, включающая ряд профессиональных и психологических факторов.

Среди профессиональных факторов методологического характера следует выделить проблему метода обучения. На протяжении нескольких столетий между музыкантами-педагогами идёт спор, что первично в музыкальном развитии ученика: работа над технологией или развитие творческого художественного мышления?

Современная методика отстаивает слуходвигательный метод при ведущей роли слухового начала (О.Ф. Шульпяков). Реализация его в практике работы с учеником предполагает постоянную направленность внимания и педагога, и ученика по двум направлениям: с одной стороны - на слуховое представление, звучание, а с другой - на поиск оптимальных движений.

Другой проблемой методологического характера является состояние исполнительского аппарата ученика.

В случае неудачи на эстраде чаще всего указывают на аппарат, то есть аппарат подвёл. Действительно, на эстраде многое зависит, какие навыки движения формировались в процессе работы - стереотипы движений или гибкие, вариативные. Важно следующее: упражняясь, ученик нередко идёт путем механического повтора (результат - стереотип, жесткий каркас движения). Стереотип ненадёжен, при изменении условий (допустим, во время выступления вспотели пальцы, инструмент принял иное положение и т.п.) он может не сработать. В ином случае повторение учащийся осуществляет как бы без повторения (идет путём поиска наиболее рациональных движений, дифференцируя их, варьируя двигательные решения).

Наконец, ученик приближается к решающему моменту - выступлению, к публичному показу проделанной работы. Наступают последние дни перед концертом. Пьесы «готовы», не раз опробованы, делать в них как будто нечего или почти нечего. Каким же должен быть предконцертный режим?

Важным фактором, создающим уверенность при публичном выступлении, являются занятия в течение нескольких дней перед выступлением, которые Г. Нейгауз назвал игрой «как через увеличительное стекло». Имеется в виду исполнение в замедленном темпе с некоторым преувеличением всех деталей: динамики, агогики, артикуляции и т.п. на относительно расслабленном мышечном фоне. Это дает предельно ясное слышание и ощущение всех деталей исполнения и полную управляемость исполнительского аппарата.

Играть в последний день перед выступлением нужно, но меньше, не с таким внутренним напряжением. Решающее условие на концерте - чтобы руки, и особенно голова, не были утомлены.

 








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1164;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.