Анализ музыкального произведения
Музыкальная форма (лат. forma – вид, образ, очертание, красота) – это сложное многоуровневое понятие, применяющееся в разных значениях.
Основные его значения таковы:
– музыкальная форма вообще. В этом случае форма понимается широко как категория, присутствующая в искусстве (в том числе и в музыке) всегда и вечно;
– средство воплощения содержания, реализуемое в целостной организации элементов музыки – мелодических мотивов, лада и гармонии, фактуры, тембров и др.;
– исторически сложившийся тип композиции, например канон, рондо, фуга, сюита, сонатная форма и т.д. В этом значении понятие формы сближается с понятием музыкального жанра;
– индивидуальная организация единичного произведения – неповторимый, не похожий на другой, единичный «организм» в музыке, например «Лунная соната» Бетховена. Понятие формы связано с другими понятиями: форма и материал, форма и содержание и др. Важнейшее значение в искусстве, как и в музыке в частности, имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает. В музыке центральными понятиями содержания являются музыкальная идея и музыкальный образ.
Схема анализа:
1. Сведения об эпохе, стиле, жизни композитора.
2. Образный строй.
3. Анализ формы, структуры, динамический план, выявление кульминации.
4. Композиторские средства выразительности.
5. Исполнительские средства выразительности.
6. Методы преодоления трудностей.
7. Особенности партии сопровождения.
Средства музыкальной выразительности:
– форма;
– мелодия: фразировка, артикуляция, интонации;
– стиль;
– фактура;
– гармония;
– лад;
– жанр и т.д.
Анализ – в самом общем значении этого слова – процесс мысленного или фактического разъединения чего-либо целого на составные части (разбор). Это справедливо и по отношению к музыкальным произведениям, их анализу. В процессе изучения его эмоционально-смыслового содержания и жанровой природы его мелодика и гармония, фактурные и тембровые свойства, драматургия и композиция рассматриваются отдельно.
Однако, говоря о музыкальном анализе, мы имеем в виду и следующую фазу познавания произведения, представляющую собой объединение частных наблюдений и оценку взаимодействий различных элементов и сторон целого, т.е. синтез. Общие выводы можно делать лишь на основе разностороннего подхода к анализу, иначе возможны ошибки, порой очень серьезные.
Известно, например, что кульминация – наиболее напряженный момент развития. В мелодии обычно достигается в ходе подъема, высокий звук, после которого следует спад, точка перелома в направлении движения.
Кульминация играет важное значение в музыкальном произведении. Существует также генеральная кульминация, т.е. основная наряду с другими в произведении.
Целостный анализ надо понимать в двух значениях:
1. Как возможный более полный охват собственных свойств произведения в их специфических взаимосвязях.
2. Как возможно более полный охват связей рассматриваемого произведения с многообразными явлениями историко-культурного
направления.
Учебный курс анализа призван последовательно и систематично обучить умению разобрать музыкальное произведение. Цель анализа – в раскрытии сущности музыкального произведения, его внутренних свойств и внешних связей. Более конкретно это означает, что нужно выявить:
– жанровые истоки;
– образное содержание;
– типичные для стиля средства воплощения;
– характерные черты своего времени и места в сегодняшней культуре.
Для достижения поставленных целей, музыкальный анализ использует ряд специфических методов:
– опора на непосредственное личное и общественное восприятие;
– оценка произведения в связи с конкретными историческими
условиями его возникновения;
– определение жанра и стиля музыки;
– раскрытие содержания произведения через конкретные свойства его художественной формы;
– широкое привлечение сравнений, сходных по выразительности произведений, представляющих разные жанры и типы музыки – как средство конкретизации содержания, выявление значения тех или иных элементов музыкального целого.
Понятие музыкальной формы рассматривается, как правило, в двух аспектах:
– организация всего комплекса средств выразительности, благодаря которой музыкальное произведение существует как некое содержание;
– схема – тип композиционного плана.
Указанные аспекты противостоят друг другу не только по широте подхода, но и по взаимодействию содержания произведения. В первом случае форма столь же индивидуальна и неисчерпаема для анализа, так же как и неисчерпаемо само восприятие содержания произведения. Если речь идет о содержании-схеме, то она бесконечно более нейтральна по отношению к содержанию. А ее характерные и типичные свойства исчерпываются анализом.
Структура произведения – система отношений элементов в данном целом. Музыкальная структура – такой уровень музыкальной формы, в котором удается проследить сам процесс развития композиционной схемы.
Если форму-схему можно уподобить звукоряду лада, дающую о ладе самое общее представление, то структур соотносится с подобной характеристикой всех тяготений, существующих в произведении.
Музыкальный материал – та сторона звучащей материи музыки, которая существует и воспринимается как некий смысл, причем речь идет о сугубо о музыкальном смысле, который невозможно передать иным способом, и описать можно только языком специфических терминов.
Характеристика музыкального материала в значительной мере зависит от структуры музыкального произведения. Музыкальный материал достаточно часто, но не всегда связан с теми или иными структурными явлениями, что в какой-то мере смазывает различия между смысловыми и структурными сторонами музыкального звучания.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 7168;