Действие уголовно-процессуального закона в пространстве
Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, называется территориальной. Именно она закреплена в ч. 1 ст. 2 УПК РФ, согласно которой независимо от места совершения преступления производство по всем уголовным делам на территории РФ во всех случаях ведется в соответствии с УПК РФ, если международным договором не предусмотрено иное.
Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответствии с нормами международного права и включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Пространственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанавливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России.
К объектам, приравненным к государственной территории, относятся водные (морские и речные) и воздушные судна, приписанные к портам РФ. В связи с этим производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных на таких судах, находящихся за пределами территории России, под флагом или с опознавательным знаком России, если они приписаны к порту нашей страны, осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ (ч. 2 ст. 2 УПК РФ).
Российские военный корабль или военное воздушное судно считаются территорией РФ, где бы они ни находились, а иностранное военное судно — соответственно, территорией государства флага.
Принцип территориальности имеет исключение — экстерриториальность, т.е. внеземельность. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий и их средства транспорта) имеют особый правовой режим, в том числе касающийся и уголовного судопроизводства. Какие бы то ни было посягательства на здание посольства приравниваются к посягательствам на территорию государства и рассматриваются как факт нарушения международного права. Иногда это исключение называют дипломатическим, или правовым, иммунитетом.
Иммунитет распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также — на основании международных договоров — на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.
Замечание: УПК РФ, регламентируя действие уголовно-процессуального закона в пространстве, не упоминает о наличии иммунитета дипломатических и консульских помещений от юрисдикции России.
В законе появилось понятие «труднодоступная местность» (ч. 3 ст. 170 УПК РФ), где следственные действия могут производиться без участия понятых. Это понятие в самом тексте закона не раскрыто, поэтому вопрос об отнесении местности к категории труднодоступной должен решаться органами уголовного судопроизводства с учетом конкретных обстоятельств проведения следственного действия.
Существуют также уголовно-процессуальные нормы, которые действуют на строго определенной территории России и лишь в условиях объявленного на ней чрезвычайного или военного положения, т.е. при наличии сразу двух предпосылок — временной и пространственной, поскольку они могут применяться только в период введения данных особых правовых режимов и лишь на строго определенной территории. Так, согласно ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 3 ст. 16 Федерального конституционного закона «О военном положении» в случае невозможности осуществления правосудия судами, действующими на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, по решению Верховного Суда РФ в соответствии с его компетенцией может быть изменена территориальная подсудность дел, рассматриваемых в судах.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 850;