Экзаменационный билет № 13. Вопрос 1. Мастера отечественной операторской школы – Урусевский С.П.,
Вопрос 1. Мастера отечественной операторской школы – Урусевский С.П.,
Юсов В.И., Лебешев П.Т., Рерберг Г.И.
Георгий Иванович Рерберг (28 сентября 1937 — 28 июля 1999) — советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), народный артист РСФСР (1988). Имел репутацию соавтора режиссёров в построении художественной реальности.
Биография
Род Рербергов имеет шведские корни. Отцом Георгия был художник И. Ф. Рерберг (1892—1957), матерью — виолончелистка Галина Козолупова, дочь народного артиста С. М. Козолупова.
В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Бориса Волчека). Работал на киностудии «Мосфильм». Дебютная работа в 1965 — фильм «Первый учитель». Уже в этом чёрно-белом фильме выявились его творческие особенности: строгость изобразительного решения, композиционная чёткость, документальность стиля.
В 1967 году снял чёрно-белый фильм «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж». Однако в прокат фильм вышел только 20 лет спустя. В 1989 году за работу в этом фильме Г. Рерберг номинировался на премию «Ника» за лучшую операторскую работу, а в 1990 году в числе создателей фильма был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.
В цветном кино проявился его талант пейзажиста и портретиста. В фильме «Дядя Ваня» сопоставление чёрно-белых и цветных кадров приобретает драматический характер. Этот приём получил развитие в «Зеркале», где ирреальность и удивительная конкретность снов передаётся в чёрно-белых сценах, а в цветных — красота и одухотворённость мира детства, драматизм его утраты. Различные операторские приёмы (репортажная съёмка, рапид, внутрикадровое движение камеры, высококонтрастное освещение) искусно реализуют замысел, создают неповторимую образную структуру фильма.
Во время съёмок «Сталкера» между Рербергом и режиссёром А. Тарковским сложилась конфликтная ситуация. По требованию режиссёра Рерберг был отстранён от съёмок, практически весь фильм был переснят новым оператором А. Княжинским. Об этом конфликте рассказывает документальная лента Игоря Майбороды «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона „Сталкера“»(2008).
На Венецианском кинофестивале 1981 года Рерберг удостоен Специального упоминания жюри за свою работу в фильме «Звездопад» режиссёра Игоря Таланкина.
Был женат на актрисе Валентине Титовой, которая ушла к нему от кинорежиссёра Владимира Басова.
Похоронен на Введенском кладбище рядом с отцом и матерью.
Ле́бешев Па́вел Тимофе́евич (15 февраля 1940 года, Москва — 23 февраля 2003 года, Москва) — советский и российский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Народный артист РФ (1992).
Биография
Павел Тимофеевич Лебешев родился 15 февраля 1940 в Москве, в 1972 году окончил ВГИК. Отец — кинооператор Тимофей Павлович Лебешев. Первым фильмом, работа над которым принесла Лебешеву известность, стал «Белорусский вокзал» режиссёра Андрея Смирнова. Работал оператором-постановщиком киностудии «Мостехфильм», затем — «Мосфильм». Лебешев работал с такими режиссёрами, как Никита Михалков, Сергей Соловьёв, Лариса Шепитько, Георгий Данелия.
Особенности работы
При съёмке фильмов Лебешев пользовался минимальным количеством специальных осветительных приборов, часто используя естественный свет окружающей среды или бытовых источников света, например, керосиновой лампы (фильм «Раба любви» режиссёр Н. Михалков). Для этого Лебешев в лаборатории производил предварительную обработку плёнки для съёмок в условиях низкой освещённости. Высокохудожественное изображение стало визитной карточкой Лебешева и сделало его одним из самых выдающихся кинооператоров отечественного кино.
Вади́м Ива́нович Ю́сов (20 апреля 1929, Клавдино, Ленинградская область — 23 августа 2013, Нижегородская область) — советский и российский кинооператор и педагог, завоевавший всемирную известность своим сотрудничеством с режиссёрами Андреем Тарковским и Сергеем Бондарчуком.
Народный артист РСФСР (1979), лауреат Ленинской (1982) и Государственной (1984) премий СССР. Призёр Венецианского кинофестиваля (1988), трёхкратный лауреат главной национальной кинопремии «Ника» (1991, 1992, 2004) и обладатель почётной премии «Золотой орёл» (2013).
Вадим Юсов родился 20 апреля 1929 года в посёлке Клавдино Ленинградской области. В 1954 году окончил ВГИК (операторский факультет, мастерская Б. И. Волчека). С этого же года состоит на студии «Мосфильм» (в 1954 — 1957 как ассистент оператора, с 1957 года — как оператор-постановщик). Первая самостоятельная операторская работа — фильм А. А. Тарковского «Каток и скрипка».
Операторское мастерство В. И. Юсова проявилось в фильмах А. А. Тарковского («Иваново детство», «Солярис», «Андрей Рублёв»), Г. Н. Данелии («Я шагаю по Москве», «Не горюй!», «Паспорт») и С. Ф. Бондарчука («Они сражались за Родину», «Борис Годунов»).
За операторскую работу картины «Чёрный монах» Ивана Дыховичного удостоен специального приза Венецианского кинофестиваля «Золотая Оселла».
С 1983 года — заведующий кафедрой операторского мастерства во ВГИКе.
Член жюри 37-го Каннского и 45-го Берлинского кинофестивалей.
Преподавал в Летней киноакадемии Никиты Михалкова, собирался посетить церемонию вручения сертификатов выпускникам в городе Павлово Нижегородской области, но накануне ему стало плохо. Умер 23 августа 2013 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Юсова в операторской работе отличал академический подход, тщательный выбор натуры, света, композиции кадра, оптических и стабилизационных систем. Он сам является изобретателем приспособлений для съёмки и специфических движений камеры, в частности в фильмах А. А. Тарковского «Андрей Рублёв», «Иваново детство», «Солярис». В фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве», снятая Юсовым столица обрела на экране новую пластику и живописность. Планы города, снятые с верхних точек, не спеша панорамируемые; суетливые прохожие на статичных планах, спешащие мимо объектива камеры; сплошной поток светящихся фарами автомобилей на ночных улицах; мокрый асфальт после дождя, придали картине неповторимую атмосферность и глубину.
Сергей Павлович Урусе́вский (1908—1974) — советский кинооператор и кинорежиссёр. Лауреат двух Сталинской премии первой степени (1948, 1952). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951). Член ВКП(б) с 1942 года.
С. П. Урусевский родился 10 (23) декабря 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1935 году окончил Ленинградский институт изобразительных искусств (мастерская В. А. Фаворского) и начал работать в кино. С 1937 года работал оператором киностудии «Союздетфильм».
В Великую Отечественную войну был фронтовым кинооператором.
В 1957 году, во время съёмок фильма «Летят журавли», придумал и впервые применил круговые операторские рельсы.
С. П. Урусевский умер 12 ноября 1974 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1169;