Вопрос 1. Специфика съемки интервью и «stand up» на натуре и в интерьере.
Вопрос 2. Зодчество средневековья – романика и готика (собор Сан Марко в Венеции, собор Нотр-Дам де Пари, собор Дуомо в Милане)
собор Сан Марко в Венеции .
Евангелист Марк считается покровителем Венеции. Легенда рассказывает, что святой Марк (Сан-Марко) однажды возвращался из Аквилеи, где проповедовал христианство, и, застигнутый бурей, был вынужден остановиться на одном из островов Венецианской лагуны. Во сне Марку явился ангел и возвестил, что здесь он обретет покой. Слова, которые произнес ангел, впоследствии были начертаны на знамени Венецианской республики: «Мир тебе, Марк, евангелист мой» (Pax tibi Marce evangelista meus). Апостол Марк умер и был погребен в Александрии, откуда его тело тайно вывезли два венецианских купца. В 828 году мощи святого Марка были доставлены в Венецию, где евангелист нашел вечное упокоение. Так сбылось предсказание ангела.
Над гробницей Святого Марка, рядом с Дворцом дожей, венецианцы возвели собор Сан-Марко, ставший сердцем Венеции. Первоначальное здание храма погибло в пожаре 976 года, а в 1063 году при доже Доменико Контарини началось строительство нового монументального собора. К 1071 году он был в основном закончен, а в 1094 году состоялось его торжественное освящение.
Но строительство храма на этом не закончилось. Оно продолжалось еще несколько столетий, и каждое новое поколение горожан считало своим долгом украсить здание. В соборе хранятся сокровища и реликвии, привезенные со всего света оборотистыми венецианскими купцами, благодаря чему Сан-Марко превратился в настоящий музей средневекового искусства.
Собор Сан-Марко сложен из кирпича, но его первоначальных стен уже не видно под мраморной облицовкой и пышным декоративным убранством позднейших времен. Фасады собора обильно украшены мозаиками, скульптурой, колоннами и резьбой. Среди мозаик выделяются композиция «Страшный суд» и сцены, иллюстрирующие историю похищения и доставки в Венецию тела святого Марка. Эти мозаики выполнены в XIII веке венецианскими мастерами Пьетро делла Веккья и Себастьяно Риччи. В начале XIV столетия собор был увенчан готическим карнизом, искусно сделанным из мрамора и поражающим великолепием тончайшей резьбы по камню.
Фасады собора украшают и несколько древних реликвий, в разное время привезенных в Венецию. Здесь можно видеть два массивных резных пилона V века, доставленных из сирийской крепости Акра, и фрагмент могучей античной колонны из порфира. В Средние века с этой колонны городской глашатай объявлял указы, принятые сенатом республики. Над одним из углов собора возвышается скульптурная группа «Четыре тетрарха», высеченная из темно-красного порфира в IV веке и вывезенная венецианцами из Египта. Венецианцы называли эту композицию «Четыре мавра». Легенда рассказывает, что эта скульптура была установлена в память неудачной попытки ограбить сокровищницу собора Сан-Марко, предпринятой четырьмя сарацинами. Под «Четырьмя маврами» высечена старая венецианская пословица: «Человек может делать все, что хочет, но не должен забывать о последствиях».
Над главным входом в храм, словно над триумфальной аркой, возвышается бронзовая квадрига — четверка несущихся вскачь лошадей. Это знаменитые кони Лисиппа. Они необузданны, эти кони, и никак не гармонируют с изысканным стилем собора. Сразу же чувствуется, что появились они здесь случайно, ибо являют собой элемент чужеродный, почти что варварский. И действительно, бронзовые скакуны имеют свою собственную, отдельную от храма судьбу — исключительно бурную и полную приключений.
Кто создатель этой скульптуры, неизвестно, мнения по этому поводу расходятся. Некоторые утверждают, что она вышла из-под резца самого Лисиппа, одного из трех великих древнегреческих скульпторов, к которым относятся еще Скопас и Пракситель. Другие же считают, что скульптуру эту создал лишь ученик Лисиппа, имя которого осталось неизвестным. Но так или иначе, принадлежит она руке большого мастера и изготовлена около III века до н.э.
В собор ведут пять входов, украшенных монументальными резными порталами. Часть мраморных рельефов привезена из Византии. Помимо растительного орнамента и сюжетов на евангельские темы здесь можно видеть сцены охоты, рыбной ловли, сценки из жизни венецианских ремесленников. Из Византии привезена и одна из массивных бронзовых дверей собора. Остальные четыре выполнены венецианским мастером Бертуччи около 1300 года.
Интерьер собора, поражающий своим величием, украшают великолепные, переливающиеся золотом мозаики на темы Ветхого и Нового Завета. В свое время эти мозаики произвели неизгладимое впечатление на русского художника В.И. Сурикова. Огромные мозаичные полотна создавались византийскими и венецианскими мастерами на протяжении четырех веков, они сплошным ковром покрывают купола и арки собора. Их общая площадь составляет около 4 тыс. кв. м. Венецианцы с особой любовью относились к мозаичному искусству. Первоначально они приглашали мастеров из Византии, но уже с XII—XIV веков их мастерство переняли венецианские художники, и в Венеции сложилась собственная школа мозаичного искусства.
Пол храма выложен разноцветными мраморными плитками. Из разноцветных мраморов выполнена и пересекающая пространство собора алтарная преграда, украшенная колоннами и скульптурами. Над ней возвышается массивное бронзовое распятие, украшенное серебром,.
СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Постройку собора Парижской Богоматери - шедевра готической архитектуры, по данным одних источников задумал Морис де Сюлли, другие источники утверждают, что Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся «не со своим временем, а с вечностью», остался неизвестным. Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, «строителей и благоукрасителей» храма. Из них два парижских мастера: Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками «тончайшими, изощреннейшими», «мужами ученейшими и честнейшими», которых даже называли «учеными дел геометрических».
Собор начали строить в XII веке на месте, где находились две церкви - Святого Этьенна (первомученика Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, посвященного богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора был заложен Папой Александром III в 1163 году на месте старинной базилики, но был окончательно отделан лишь в 1345 году.
Собор расположен на острове посреди реки Сены и находится в самом древнем квартале города. Собор является самым точным центром Парижа. На дорожных указателях расстояние до любой точки Франции просчитано именно от Собора.
Во Франции есть и более обширные соборы, но по своим пропорциям, гармонии и законченности Парижский собор замечательнейший образец готической архитектуры. Собор построен в готическом стиле, внутри много великолепных витражей, скульптур мастеров XVII-XVIII веков.
Собор поражает сложностью и насыщенностью своей архитектуры. Его фасад не молчит, а стремится показать и рассказать как можно больше городской толпе, притекающей к нему. Покрывающие его бесконечные скульптурные изображения - своеобразная «Библия в картинках»*, воплощенное в камне мировоззрение раннего средневековья. В этом обилии теснящейся на фасаде скульптуры словно нашла себе отражение шумная городская сутолока: в соборе нет и тени изолированности от внешнего мира. Изолирующая стена здесь почти уничтожена.
.
собор Дуомо в Милане
Начало строительства Миланского собора пришлось на окончание 14 века. Для того, чтобы заложить фундамент обширнейшей постройки, пришлось убрать руины зимней базилики (Basilica vetus), стоявшей на Соборной площади вплоть до конца 12 века. Многочисленные войны за территорию, а впоследствии и религиозные столкновения принесли большие разрушения в Милан. И городские власти приняли решение придать забвению старые религиозные постройки, чтобы получить место для нового крепкого и красивого собора.
Архиепископ Антонио де Салуззи распорядился заложить первый камень в фундамент собора Дуомо в 1386 году. Однако первоначальный план строительства претерпел ряд изменений, и в средине 15 века была упразднена вторая церковь на Соборной площади. Ее называли летней базиликой (Basilica di Santa Tecla), и она до последних своих дней служила прихожанам, перебрав на себя функции зимней базилики, разрушенной ранее.
Работы по возведению нового собора начались с тщательного планирования местности. Экономные итальянцы решили использовать материалы из демонтированных построек в предстоящем строительстве. Для отделки собора архиепископ выбрал мрамор нежного бело-розового оттенка, который добывали в карьере Кандолья, что находится в Пьемонте. Группа строительных мастеров из Ломбардии, во главе с архитектором Симоне де Орсениго, взялись за воплощение планов в действительность. В качестве основного архитектурного стиля была избранная поздняя готика, в которой чувствовалась сильное влияние богемской школы.
Процесс строительства нового кафедрального собора нашел живой отклик у жителей города, что взял на заметку глава Милана Джан Галеаццо Висконти (Gian Galeazzo Visconti). К началу 15 века курировать монументальную стройку стала не церковь, а государство. Стремление укрепить итальянскую монархию и повысить статус Милана в религиозной среде, заставил Висконти форсировать возведение постройки. Строительные материалы были освобождены от уплаты налогов, особенно ценные из них были маркированы клеймом AUF, что означало “для строительных целей”.
Трансформация архитектурного стиля
Поскольку общее время, затраченное на возведение кафедрального собора Дуомо, приближается к отметке – 7-ми столетий, то нет ничего удивительного в грандиозном смешении стилей в его оформлении.
Начало 16 века ознаменовалось окончанием работ над куполом, который изнутри был оформлен множеством статуй. Если быть точным, то скульптуры, изображающие католических святых и мучеников, выстроились в четыре ряда, каждый из которых вместил по 15 статуй. Снаружи, стрельчатый шпиль, устремленный в небо, представлял собой образчик ренессансной архитектуры за авторством Джульетто дель Амадео.
К середине 16 века в итальянских землях наступила пора Испанского превалирования, что не могло не отразиться на судьбе миланского собора. Новая власть решила использовать его для церковных нужд, однако значительной финансовой поддержки для окончания строительства не предоставила. Для внутреннего убранства церкви были созданы несколько пилястр, обрамляющих алтарную часть. Также был установлен большой орган, статуя святого Варфоломея, покровителя всех рыбаков, и старинный 5-метровый лоретанский подсвечник.
Новый архиепископ миланский, избранный в конце 16 столетия, решил вмешаться в ход возведения собора. Карлу Борромео не пришлось по вкусу значительное влияние иностранных архитектурных школ. Он упраздняет ряд элементов внутреннего оформления, а во главе строительства ставит итальянского мастера – Пеллегрино Пеллегрини (Pellegrino Pellegrini). Незаконченный готический собор должен был смягчиться в ренессансном обрамлении. В частности, архитектор замыслил оформить здание снаружи при помощи высоких колонн и ряда статуй.
Миланский собор был посвящен рождеству пресвятой Девы Марии, что архитекторы умело обыграли в процессе наружного украшения здания. Франческо Кроче выполнил расчеты и составил проект для шпиля длиной в 102 метров. Этот шпиль занимает центральное место над куполом собора Дуомо, венчает его – 4-х метровая позолоченная скульптура Девы Марии (La Madonina). Эта святая является покровительницей города.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 855;