Архитектурный чертеж как средство выражения проектного замысла

Чертеж— изображение, выполнен­ное в соответствии с правилами начер­тательной геометрии с применением чертежных инструментов.

 

Ортогональный чертеж

Ортогональный чертеж, который еще известен как «метод параллельного проецирования» Гаспара Монжа, есть изображение предмета, отдельные виды которого (план, фасад, боковой вид) па­раллельно спроецированы на две (или три) взаимно перпендикулярные плоско­сти.Это самый точный и рациональный метод изображений предмета на плоско­сти, на котором основана вся система современного проекционного черчения.

Ортогональный чертеж в архитек­турной графике является самой распро­страненной формой сообщения инфор­мации об архитектурном объекте, кото­рая позволяет не только достоверно пе­редать в изображении геометрические параметры формы, но и путем масштаб­ных преобразований соотнести ее изоб­ражение с истинными размерами пред­мета.

Традиционно с конца XVIII в. архи­тектурные ортогональные чертежи по своему содержанию подразделяются на следующие разновидности.

Чертеж фасада— фронтальное ор­тогональное изображение проекций фа­садов здания. Обычно под этим назва­нием повсеместно подразумевается чер­теж главного фасада сооружения, если же изображаются другие его фасады, то они сопровождаются разъяснением — «боковой фасад», «задний фасад» или «северный фасад», «южный фасад» и т. д. Фасады изображаются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Фасады зданий вычерчиваются в такой графи­ческой технике, которая убедительно от­ражает пластический характер архитек­турного сооружения. Так, если форма здания проста по своим геометрическим формам, то фасады изображаются в ли­нейной графике с фрагментарным при­менением тона.

Сложная, пластически богатая фор­ма фасадов здания изображается в тех­нике линейной графики с применением штриховки или в технике тушевой от­мывки. Силуэт здания, его компактные или вытянутые пропорции отражаются на композиции чертежей фасадов. Вертикальная композиция зда­ния изображается на вытянутом по вертикали чертеже. Горизонтальная компо­зиция здания, комплекса зданий (так называемая «ленточка») изображается на чертежах вытянутых по горизонтали.

Иногда обстоятельства диктуют не­обходимость изображения не всего фа­сада здания, а его фрагмента. Правила изображения фрагмента аналогичны правилам построения в чертеже проек­ции фасада здания.

Чертеж плана— условное ортого­нальное изображение разреза здания, рассеченного по горизонтали прозрач­ной секущей плоскостью при взгляде на него сверху вниз (план) или снизу вверх (плафон). Условная плоскость рассека­ет здание таким образом, что на чертеж­ных изображениях плана показаны не только сечения несущих конструкций и перегородок, но и сечения по окнам, дверям, вентиляционным каналам и шахтам, сантехническим панелям и т. д. Границы рассечения массивов конструк­тивных элементов обводятся толстыми, разрезными линиями с возможной заливкой плоскости сечения черной ту­шью или тоном. Видимые, но не рассе­каемые в плане элементы конструкций и оборудования — лестницы, мебель, сантехнические приборы, рисунок замо­щения полов или рельеф потолка (в плафонах) обводятся тонкими линиями. Планы зданий вычерчиваются в масштабах 1:200; 1:100; 1:50; 1:25. Про­порции чертежей с изображением планов также зависят от композиционного рисунка плановых проекций здания. В чертежах планов могут применяться изображения сечений несущих конст­рукций с показом материала (естествен­ного камня, бута, кирпича, бетона, дере­ва и т. д.), деталей земли, деревьев, кам­ней, горизонталей и т. д. Для выявления рисунка конструкций в плане могут применяться изображения теней, кото­рые отбрасываются на поверхность зем­ли, сечения стен, опор, перегородок и т. д.

Чертеж разреза— фронтальное ор­тогональное изображение проекций раз­реза здания, спроецированное на плос­кость чертежа. Обычно под этим назва­нием подразумевается ортогональное изображение разреза, полученное сече­нием, проведенным через наиболее ха­рактерные помещения здания. Проекции разреза (так же как проекции фасада) могут располагаться на чистом листе бумаги, которая в этом случае иг­рает роль нейтральной воздушной сре­ды. Возможен другой вариант, когда за пределами разреза здания графически показываются детали природного или городского окружения.

Применяются такие композиции чертежа, на которых одновременно изображаются фасад и разрез, фасад, разрез и план и т. д. В этом случае цен­тральное положение занимает та проек­ция здания, которую автор считает наи­более важной, т.е. или фасад, или план и т. д. Необходимо помнить, что секу­щая плоскость проходит обязательно че­рез оконные, дверные проемы, проме­жутки между несущими опорами и т. д.

Чертежи архитектурных разрезов изображаются в масштабах 1:100; 1:50; 1:25. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет столь важную роль, архитектурные про­екции могут в отдельных случаях из ком­позиционных соображений изображаться в масштабах 1:75; 1:40; 1:20; 1:10; 1:5.

Чертеж генерального плана (генп­лан)— условное ортогональное изобра­жение здания или комплекса зданий и сооружений при взгляде сверху вниз. В генеральном плане показывают ортого­нальные изображения сечений зданий по цокольным этажам (планы) или про­екции сооружений с обозначением очер­тания его кровли (чертеж кровли). Зда­ние или комплексы зданий графически изображаются на местности с обозначе­нием горизонталей рельефа, транспорт­ных коммуникаций, автостоянок, деталей благоустройства, массивов декора­тивной или естественной зелени, от­дельных деревьев и т. д. Чертеж гене­рального плана может выполняться ис­ключительно в линейной графике, когда габариты зданий, дороги, группы дере­вьев, горизонтали обозначены лишь ли­ниями. Для выявления композиционных особенностей застройки или ее сочета­ния с ландшафтом возможно примене­ние тональной или цветной графики, когда с помощью штриховой техники, заливки или тушевой отмывки, аква­рельной покраски выявляются тени и форма зданий, пластика рельефа земли и т. д. Как правило, изображение генп­лана сориентировано по странам света. Генпланы выполняются в масштабах 1:5 000; 1:2 000; 1:1 000; 1:500; 1:200. В учебном проектировании, где цифровое значение масштаба не играет такую роль, как в реальном проектировании, возможно изображение ген плана в мас­штабах 1:4 000; 1:3 000; 1:400; 1:250; 1:200.

Чертеж архитектурной детали— ус­ловное ортогональное изображение про­екций архитектурных деталей, как эле­ментов архитектурной пластики фаса­дов и интерьеров здания. Правила изоб­ражения деталей аналогичны с приема­ми графического вычерчивания фасадов, планов, разрезов. На чертеже может быть изображена фасадная ортогональ­ная проекция детали, совмещение фа­садной проекции с разрезом и планом. Чертежное изображение архитектурной детали особо характерно показом факту­ры, текстуры, отделочного материала или материала, из которого изготовлена сама деталь (камня, бетона, металла, де­рева и т. д.). В зависимости от назначе­ния чертежа деталь может изображать­ся в линейной графике штриховкой и заливкой (в рабочем проектировании), или в технике тушевой отмывки, аква­рельной покраски и т. д. (иллюстратив­ное изображение детали в увраже, в об­мерочных чертежах, для освоения учеб­ной графики и т. д.). Сложная пластическая форма поверхности детали изображается обязательно с выявлением светотеневых контрастов, с построением и графической тушевкой теней. Архитектурная деталь изображается в чертежах в масштабе 1:25; 1:10; 1:5; 1:2; 1:1.

Чертеж разверток ограждающих поверхностей интерьеров— условное изображение ортогональных проекций поверхностей стен интерьерных помещений. Такие чертежные изображения характерны для проектных работ, где в одном или нескольких чертежах сопос­тавляются проекции плана помещения с графическим обозначением проемов окон и дверей и чертежные проекции разверток стен этого же помещения. Если в чертеже сочетаются изображения плана и разверток стен, то разрезной контур деталей ограждающих поверхно­стей, так же как и контур каждой из проекций плана, обводится толстыми разрезными линиями. Если в чертеже присутствуют только проекции развер­ток стен без изображения плана, то они по контуру могут обводиться условно и толстой, и тонкой линией, так как их рисунок как бы вырван из контекста разреза здания, а воспринимается лишь как условное отображение габаритов стен интерьера. Однако в обоих случаях в обводке стен обязательно графически показываются оконные и дверные про­емы, причем линии обводки разрезных границ поверхностей толще, чем линии обводки границ поверхностей, не попа­дающих в разрез. Видимые детали кон­струкций (дверные и оконные проемы, лестницы, рельеф ограждающих поверх­ностей), так же как и изображения дета­лей мебели и оборудования, обводятся тонкими линиями.

Чертежные развертки исполняются в зависимости от целей изображения как в линейной графике, так и в техни­ке линейной графики, сочетающейся с тушевой отмывкой, подкраской отдель­ных поверхностей акварелью и т. д. Масштаб чертежей разверток колеблет­ся в зависимости от действительной ве­личины показанных ограждений инте­рьера в пределах от 1:100 до 1:50; 1:25; 1:10. В отдельных случаях развертки стен исполняются в технике покраски гуашью или темперой, а также покраски с применением аэрографа. Покраска мо­жет имитировать не только цвет деталей интерьера, но и фактуру отделочного материала каждой ограждающей повер­хности, текстуру деревянных деталей мебели и панелей ограждения, фактуру и рисунок отделочных тканей и т. д.

Специфика графического моделирова­ния деталей интерьера имеет свои отличительные особенности — она менее ус­ловна, чем графика проектных архитек­турных чертежей, что объясняется свое­образием дизайнерских задач в отделке интерьера. «Натуральное», реалистичное изображение материалов отделки и ме­бели помогает предвидеть все особенно­сти дизайнерского решения композиции интерьера, определить особенности его зрительского восприятия в натуре.

Этапы работы над чертежом.Архи­тектор стремится простейшими сред­ствами получить максимальный рабо­чий эффект от каждого чертежа. Можно утверждать, что все стадии работы над чертежом протекают в такой последова­тельности:

первая стадия — карандашная раз­метка листа в осях соответственно рас­положению ортогональной проекции или нескольких ортогональных проек­ций сооружения. Построение линейного масштаба. Построение и уточнение в об­щих массах габаритов плана, фасада или разреза здания;

вторая стадия — работа под деталь­ным вычерчиванием ортогональной про­екции сооружения в карандаше или од­новременная работа над планом и фаса­дом здания с взаимным проецированием деталей. Вычерчивание деталей фасада и плана;

третья стадия — обводка китайс­кой (или химической) тушью готового карандашного чертежа. Обводка толстой разрезной линией или заливка сечений в планах и разрезах здания. Построение теней, выявление светотеневой пласти­ки архитектурных проекций фасада, фрагментов, разреза здания средствами черно-белой графики или с применени­ем техники тушевой отмывки;

четвертая стадия (в случае приме­нения тональной графики) — оконча­тельная доработка отмывки фасада с выявлением фактуры материала, полу­теней, силуэта здания;

одновременно в линиях или кистью исполняется рисунок антуража. Испол­нение шрифтовых и цифровых надпи­сей. Вычерчивание штампа чертежа.

На каждой стадии автор последова­тельно уточняет свою мысль, изменяет пропорции сооружения, находит опти­мальные очертания оконных и дверных проемов, рисунок деталей здания и т. д.

 

Аксонометрический чертеж

Проектные объекты с разной компо­зиционной и пластической структурами целесообразно изображать в наиболее выигрышной для каждого из них графи­ческой технике. В некоторых случаях для этих целей предпочтительны аксо­нометрические чертежи. Аксонометри­ческое черчение— условное изображе­ние предмета в аксонометрии, само по­нятие которой возникло из словосочета­ния АКСОН (ось) и МЕТРЕО (изме­ряю) — термины, взятые из древнегре­ческого языка. Метод аксонометричес­кого проецирования есть ракурсное изображение предмета, параллельно спроецированное на изобразительную плоскость под определенным к ней углом (рис. 29). Аксонометрический чер­теж — средство позволяющее получить при взгляде на объект в ракурсе с верх­ней или нижней точек зрения наиболее полное впечатление об его объемных и пространственных характеристиках. На­ивные, теоретически не обоснованные аксонометрические применялись еще во времена европейского Средневековья. В практике архитектурного черчения аксо­нометрия встречается сравнительно ред­ко, чаще в инженерных и технических чертежах, и лишь в конце XIX — начале XX в. аксонометрический чертеж широ­ко внедряется в палитру изображений архитектурной графики.

Виды аксонометрических изобра­жений.В нашей стране виды аксономет­рических проекций классифицируются и подчиняются ГОСТам. Обращаем внимание, что изображенные на рис. 29 аксонометрические чертежи сориенти­рованы по трем осям, среди которых вертикальная ось обозначена Z, левая от вертикали ось обозначена X, правая от вертикали ось обозначена Y. Вдоль осей аксонометрических фигур нанесены цифровые обозначения пропорциональ­ного сокращения (искажения) граней изображаемых фигур, именуемые в тек­сте «индекс искажения»: 1 — ось или грань фигуры с таким индексом не сокращается, имеет линейные пропорции 1:1; 3/4 — ось или грань фигуры с таким индексом сокращается в пропорциях 3:4; 2/3 — ось или грань фигуры с таким индексом сокращается в пропорциях 2:3; 1/2 — в направлении данной оси или грани фигуры изображения сокращают­ся в пропорциях 1:2.

В реальном или учебном проектиро­вании согласно ГОСТ 2.317—60 Аксонометрические проекции подразделяются на следующие виды:

Прямоугольные, где проецирующие лучи перпендикулярны картинной плос­кости, прямоугольные проекции в свою очередь делятся:

на прямоугольную изометрическую, где углы между осями Z, X, Y равны 120°, а углы между горизонтальной пря­мой и осями X и Y равны 30°, где изоб­ражение по всем трем осям не сокраща­ется и обозначается индексом сокраще­ния 1 (см. рис. 29, 1);

на прямоугольную диметрическую проекцию, где ось X направлена к гори­зонтальной прямой под углом 7° 10', ось Y направлена к горизонтальной пря­мой под углом 4Г25'. Индекс сокраще­ния изображения по осям Z и X равен 1, а индекс сокращения по оси Y равен 1/2 (см. рис. 29, 2);

косоугольные проекции, где проеци­рующие лучи наклонны к картинной плоскости. Косоугольные проекции в свою очередь делятся:

на фронтальную изометрическую проекцию, где угол между осями Z и X

равен 90°, а угол оси Y к горизонталь­ной прямой равен 45°. Индексы сокра­щения по всем трем осям Z, X, Y равен 1 (см. рис. 29, 3);

на горизонтальную изометрическую проекцию, где угол, под которым ось X встречается с горизонтальной прямой, равен 60°, а угол встречи оси Y с гори­зонтальной прямой 30°. Индекс сокра­щения по всем трем осям Z, X, Y равен 1 (см. рис. 29, 4);

на фронтальную диметрическую проекцию, где угол между осями Z и X равен 90°, а ось Y встречается с горизон­тальной прямой под углом в 45°. Индекс вскажения по осям Z и X равен 1, а ин­декс искажения по оси Y равен 1/2 (см. рис. 29, 5);

триметрическая проекция отличает­ся разными показателями индекса ис­кажения по всем трем осям. С горизон­тальной прямой ось X встречается под углом 60°, ось Y под углом 15°, между осями X и Y угол равен 105°. Количе­ственные показатели индексом искаже­ния по трем осям в определенных преде­лах могут меняться. На рис. 29, 6 показа­тели искажения по оси Z равны 2/3, оси оси X — 3/4, а по оси Y — 1.

Фигуры 7, 8, 9, 10, 11, 12 на рис. 29 демонстрируют широко употребляемые в США приемы аксонометрических изображений. Представленные приемы незнакомы российскому читателю, су­щественно отличаются от аксонометри­ческих изображений по российскому ГОСТу и представляют определенный интерес ракурсных изображений архи­тектурных объектов.

На рис. 29, 7 между направлениями осей X и Y расположен угол в 90°. Оси X и Y встречаются с горизонтальной прямой под углом в 45°. Индекс искажения по всем трем осям равен 1.

На рис. 29, 8 ось X встречается с го­ризонтальной прямой под углом в 15°, а ось Y под углом в 60°. Индекс искаже­ния по всем трем осям равен 1.

На рис. 29, 9 оси X и Y встречаются с горизонтальной прямой под углом в 15°. Индексы искажения по осям X и Y равен 3/4. Индекс искажения по оси Z равен 1.

На рис. 29, 10 ось X встречается с горизонтальной прямой под углом 15°, а ось под углом в 30°. Индексы искаже­ния по осям Z и X равны 1, а по оси Y — 3/4.

На рис. 29, 11 в отличие от обяза­тельных правил российского ГОСТа ось Z не вертикальна, а наклонна к го­ризонтальной линии под углом в 45°. Между осями X и Y расположен угол в 90°. Индексы искажения по осям X и Y равны 1. Индекс искажения по оси Z равен 3/4.

На рис. 29, 12 ось Z не вертикальна и наклонена к горизонтальной линии под углом в 60°. Между осями X и Y расположен угол в 90°. Индексы иска­жений по осям X и Y равны 1. Индекс искажения по оси Z равен 2/3.

При исполнении всех видов аксоно­метрических чертежей не следует: 1. использовать аксонометрические чертежи без строгой ориентации чертежных про­екций относительно вертикальной и го­ризонтальной осей картинной плоскости чертежа, т.е. чертить без рейки, рейсши­ны, угольников; 2. Грани аксонометри­ческих проекций следует чертить строго соблюдая параллельность прямых; не следует пытаться чертить, соблюдая па­раллельность прямых произвольно — на глаз; 3. не следует по наитию подбирать пропорции искажения по трем осям ак­сонометрии. Пропорциональное искаже­ния граней аксонометрического изобра­жения должно быть исключительно точ­ным; 4. при изображении объектов с планами цилиндрическими или близки­ми к квадрату не следует использовать приемы аксонометрии, изображенные на рис. 29 1, 3.

Следует:

1) объекты с планами, близкими к квадрату, квадратными или цилиндри­ческими целесообразно чертить в аксоно­метрических пропорциях, изображенных на рис. 29 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12;

2) архитектурные объекты, планиро­вочная и пластическая структура кото­рых выгодна для рассмотрения в нерез­ких ракурсах, с невысоко поднятых то­чек зрения сверху или снизу, целесооб­разно вычерчивать по образцу аксоно­метрий на рис. 29 2, 5, 9, 10;

3) архитектурные объекты, пласти­ческая и планировочная структура кото­рых выигрышно смотрится с высокорас­положенной точки зрения, целесообраз­но вычерчивать согласно аксонометри­ческим схемам на рис. 29 7, 8, 11, 12;

4) следует точно соблюдать величину углов, по которым сориентированы оси и грани аксонометрического чертежа.

Построение ортогонального или ак­сонометрического чертежа, как уже из­вестно из предыдущих разделов, осно­вано на использовании приемов по ме­тоду параллельного проецирования.Принципы этого метода построены на том, что точка схода проецирующих прямых условно принимается как бес­конечно удаленая, чем вызвана парал­лельность проецирующих прямых. В противоположность этому явлению, прием носит название метода цент­рального проецирования,если проеци­рующие прямые сходятся в одну точку, что отражено в таком явлении как пер­спектива.

 

Перспективный чертеж

Перспективный чертеж — это услов­ное изображение предмета, вычерченное в перспективе. Его теоретическое обо­снование было в общих чертах заверше­но к началу XVII в. итальянским уче­ным Гвидо Убальди (1545—1607). Трак­таты по теории перспективы разрабаты­вались польским ученым Вителоном (1270), итальянскими зодчими Филиппе Брунеллески (1377—1446), Леоном Баттиста Альберти (1404—1472), Пиетро делла Франческо (1416—1492), Леонар­до да Винчи (1452—1519), немецким ученым и художником Альбрехтом Дю­рером (1471—1528) и многими другими. В целом теория перспективы, применя­емая в современной начертательной гео­метрии и архитектурной графике, сфор­мировалась к концу XVII — началу XVIII в. В нашей стране теория архитектурной перспективы углублена в тру­дах известных советских педагогов архитектурной школы А. Добрякова и А. Климухина.

А. Климухин дает следующую харак­теристику: «Перспективой будем назы­вать такую центральную проекцию, на которую наложены ограничения, исхо­дящие из особенностей зрительного вос­приятия» [25]. Действительно, первые опыты перспективного построения были основаны на анализе свойств человечес­кого зрения, особенностях строения та­кого тонкого аппарата, как человеческий глаз. Неподвижный человеческий глаз имеет сравнительно малый угол зре­ния — всего 1° (для сравнения скажем, что в оптических приборах — биноклях, подзорных трубах — угол зрения колеб­лется от 2,5 до 7,5°). Однако природа со­здала чрезвычайно рациональные при­способления, расширяющие угол чело­веческого зрения. Движения глаз, пово­роты головы увеличивают угол зрения до 180°, причем восприятие объектов на­блюдения двумя глазами сообщает на­шему зрению такое качество, как бинокулярность, стереоскопичность. К этому нужно прибавить и свойства человечес­кого мозга, считывающего, преобразую­щего зрительную информацию. Актив­ное участие человеческого мозга сооб­щает зрению синтетическое качествен­ное содержание, которое дополняет, корректирует, переосмысляет ту инфор­мацию, которую фиксирует человечес­кий глаз. Примером может служить зре­ние людей, потерявших один глаз в зре­лом возрасте. Эти люди продолжают ви­деть бинокулярно, хотя теоретически та­ким качеством зрения обладать не мо­гут. Опыт предыдущего зрительского восприятия частично восполняет не­хватку одного глаза. Аналогичные про­цессы корректировки естественных ус­ловий зрительного восприятия происхо­дят и в построении перспективы, когда мы задаем угол зрения на объект не в Г, как это происходит в человеческом гла­зу, а в пределах 30—60°.

В широкоугольной перспективе, где угол зрения колеблется от 50 до 60°, мы заранее примеряемся к целому ряду оптических искажений, которые возни­кают из-за слишком большой величины угла зрения. Однако широкоугольная перспектива в архитектурной практике применяется редко, в большинстве слу­чаев при построении архитектурных чертежей мы принимаем оптимальную величину угла зрения в пределах 30°, редко 40° (рис. 31). Качественное пост­роение перспективного изображения возможно при условии, когда главный (или центральный) луч зрения Р про­ходит в пределах средней трети угла зрения, а еще лучше — близко к его се­редине. Аппарат центрального проецирования, который включает центр про­ецирования — точку и плоскость проек­ций К (картину), а также ряд точек, прямых, плоскостей, составляющих весь необходимый набор компонентов проецирующего аппарата, куда входят: Т — горизонтальная предметная плос­кость; Н — плоскость горизонта; S — горизонтальная проекция точки зрения; Р — главная точка картины; SP — глав­ный или центральный луч; sp — рассто­яние точки зрения; Т^Т2основание картины; hi;h2линия горизонта; F{F2точки схода; D — точки схода диагоналей [18, 25]. В архитектурной графике применяется множество видов перспективного построения, вплоть до построения на цилиндрическую или шарообразную поверхность. Методи­ческая последовательность этого про­цесса описана в ряде трудов и моногра­фий [18, 25]. Однако в архитектурной практике реального и учебного проек­тирования чаще других применяются следующие два метода построения пер­спективного чертежа.

Фронтальная перспектива с однойточкой схода:случай построения перс­пективного чертежа, при котором карти­на располагается параллельно одной из плоскостей фасада изображаемого зда­ния. Такой способ был впервые теорети­чески обоснован Альбрехтом Дюрером. Дюрер, очевидно, применял для постро­ения перспективы известный среди уз­кого круга специалистов того времени способ проецирования изображения на плоскость матового стеклянного экрана (см. рис. 31, 2; 32). Располагая относи­тельно экрана прямоугольный по форме объект (например, модель здания) та­ким образом, чтобы один из его фасадов был параллелен плоскости экрана (или картинной плоскости К), и нанеся на эту плоскость контуры объекта и про­должения его ребер в виде проецирую­щих линий, можно получить их пересе­чение в некоторой точке Р, находящей­ся на линии горизонта. Если учесть, что все точки изображаемого объекта нахо­дятся на линиях, радиально сходящихся в точке схода Р, то понятно, почему та­кой способ называется еще и радиальным. Подобная методика построения перспективного изображения с помо­щью наложения бумаги на жестко зак­репленную вертикальную раму с экра­ном из матового стекла долгое время использовалась художниками, исследо­вателями, естествоиспытателями для точного копирования нужного объекта, что заменяло в XVII—XIX вв. фотоаппа­ратуру.

Объекты с прямоугольной простран­ственной структурой экстерьера и инте­рьера сравнительно легки для построе­ния методом фронтальной перспективы. Объекты с криволинейной формой пла­на, объекты со сложной многогранной пластикой формы строятся методом фронтальной перспективы с помощью прямоугольной сетки координат, кото­рая вычерчивается в плоскости земли (на предметной плоскости 7). Криволинейные сочетания плана здания, деталей планировки и благоустройства вписыва­ются в такую же координатную сетку на ортогональном изображении плана, а за­тем, в соответствии с этой координатной разбивкой, переносятся и врисовываются в аналогичную линейную сетку на перспективном чертеже.

Примеры перспективных чертежей, выполненных по методу фронтальной перспективы, характерны прежде всего для раскрытия композиционных осо­бенностей интерьерного пространства. Радиальная перспектива чрезвычайно удобна для выявления глубины, ритми­ческого строя помещения интерьера, пластика ограждающих поверхностей которого решена с помощью членений, метрически повторяющихся элементов декора, конструктивных элементов, де­талей потолка и плафона. Основу графического исполнения перспективы со­ставляет качественное линейное пост­роение, причем лучшие образцы перс­пективных чертежей демонстрируют не только точное построение в линиях элементов архитектурной формы, но и сохранение аппарата вспомогательных и проецирующих линий, с помощью ко­торых вычерчиваются грани и ребра, арки, детали, оконные проемы инте­рьерного пространства. Скрупулезное исполнение линейного построения по­зволяет выполнить чертеж в двух вари­антах графики.

Первый вариант — исполнение пер­спективного чертежа в линейной гра­фике — с тушевой обводкой граней формы и оставлением карандашной по­досновы аппарата вспомогательных ли­ний. В этом варианте возможна легкая проработка тоном падающих и соб­ственных теней (см. рис. 56, 4, 5). Та­кая графическая манера особенно ха­рактерна для учебных чертежей, где убедительность линейного построения формы, точность аппарата вспомога­тельных графических построений гово­рят о качестве процесса чертежного исполнения перспективы.

Второй вариант — исполнение пер­спективного чертежа в линиях с после­дующей фундаментальной проработкой светотеневых отношений объекта в тех­нике тушевой отмывки с применением акварели, гуаши и темперы, техники летрасета, аэрографа и т. д. В этом слу­чае большое значение имеет выявление эффекта воздушной перспективы, создающей иллюзию глубины, простран­ственной выразительности и т. д. Таким методом пользовались мастера разных поколений. Этот метод применяется в российской архитектурной графике до сегодняшнего дня (рис. 32, 33).

Особое место в исполнении фрон­тальной перспективы интерьера с при­менением тона и цвета занимает дизай­нерская моделировка интерьерного про­странства. Цель такой графической тех­ники — в максимальной реалистичности отображения характеристик отделочных материалов, поверхностей, мебельных панелей, декоративных и отделочных тканей и т. д. Такая перспектива выпол­няется смешанными графическими при­емами — для поверхностей стен, потол­ка, остекления применяются техника ту­шевой отмывки или покраска аэрогра­фом. Поверхности деревянных панелей мебели, поверхности, отделанные тканя­ми, текстура декоративных тканей ис­полняются методом покраски (или там-повки) гуашью, темперой. Все виды вы­шеназванной техники невозможны без изготовления высококачественных ма­сок, трафаретов, лекал из бумаги, карто­на и синтетических планок.

В заключение разбора приемов гра­фического исполнения перспективы следует сказать, что самым распростра­ненным методом графического построе­ния перспективного чертежа является линейная техника с использованием ра-пидографа, выявлением собственных и падающих теней способами заливки, штриховки, графического или полигра­фического тангира. Для заливки и штриховки используются рапидографы с толстыми иглами и фломастеры с толстыми фетрами. Для моделирования те­ней с помощью тангирных поверхностей используются листы летрасета, фото-тангир и аппликативные пленки.

Угловая перспектива с одной или двумя точками схода— случай постро­ения перспективного чертежа, при кото­ром картина располагается под некото­рым углом к плоскостям фасада изобра­жаемого здания. В архитектурной гра­фике наиболее распространенным при­емом построения перспективного черте­жа такого рода является способ архитек­торов.

Построение с двумя точками схода (Fj и F2) — картина проводится через одно из ребер объекта таким образом, чтобы вертикальное ребро, оставаясь в плоскости картины, сохраняло свою на­туральную величину и, следовательно, могло считаться линией натуральных величин (см. рис. 31, 1). Для построения остальных ребер объекта их перемещают в плане в направлениях, параллельных фасадам здания, до совмещения с карти­ной. Полученные точки переносят на картину и откладывают натуральные ве­личины ребер здания, после чего из по­строенных точек проводят прямые в одну из двух точек схода, пересечение которых с вертикалями определяет ве­личину каждого ребра [18, с. 245—266].

Требуемая величина вертикалей на картине определяется откладыванием отрезков, взятых на основании картины, или от принятой на плане (в ортого­нальном чертеже) и на картине услов­ной точки отсчета.

Построение с одной точкой схода (Fj) — аналогично с предыдущим, в ко­тором для удобства построения исполь­зуется одна точка схода. Построение отличается тем, что до совмещения с картиной (К) перемещаются несколько ребер формы, что делается не только для определения их истинной верти­кальной величины, но для получения системы точек, с помощью которых на картине получаются косоугольные про­екции фасадов здания, необходимые для построения формы с помощью точ­ки схода Fv

Необходимо отметить, что использо­вание двух точек схода в угловой перс­пективе всегда повышает точность пост­роения, приводит к меньшим графичес­ким погрешностям. Использование од­ной точки схода целесообразно лишь в тех случаях, когда в процессе построе­ния нет возможности зафиксировать две точки схода и на листе бумаги в преде­лах картинной плоскости можно разме­стить лишь точку схода Fv Тогда логич­но, используя реальные возможности, применять построение с одной точкой схода.

В архитектурной графике реального и учебного проектирования для изобра­жения объектов со сравнительно слож­ной объемной и планировочной структу­рой целесообразно использовать угловую перспективу с двумя (или одной) точка­ми схода. При таком способе перспектив­ного изображения легче подобрать опти­мальное положение картины (К), выб­рать такую точку зрения (5) и расстоя­ние от зрителя до объекта (sp), которые наиболее полно отражали бы характер­ные точки обозрения, наивыгоднейшие ракурсы здания. Примером таких постро­ений перспективы могут быть работы виднейших мастеров русской и европейской классики, мастеров новаторской ар­хитектуры 1920—1930-х гг., современных мастеров архитектуры. Каждый из этих перспективных чертежей показывает наиболее выигрышную точку зрения на объект, раскрывает в выразительных пер­спективных ракурсах форму, пластичес­кий рисунок, композицию сооружения. Графика исполнения таких чертежей ме­няется в зависимости от назначения чер­тежа. Если автору необходимо выяснить с помощью построения перспективного чертежа какие-либо вопросы проектиро­вания, то перспектива может быть испол­нена в карандаше или в тушевой линей­ной графике (рис. 33, 1).

Если перспектива выполняет задачи, демонстрации проектного решения, то языком графического исполнения слу­жит использование тона или цвета (см. рис. 32, 2, 3, 4). Немалую роль в испол­нении перспективного чертежа играет стиль графической документации, свой­ственный конкретному историческому периоду. Так, все перспективы мастеров новаторской архитектуры 1920—1930-х гг. отличались аскетизмом графических приемов. Они исполнялись или в ли­нейной графике с заливкой, или в лако­ничной и простой тональной графике. Исключение составляли перспективы, авторы которых в своих архитектурных замыслах активно использовали цвет. Такие примеры характерны для творчес­ких работ В. Кринского, К. Мельникова, И. Леонидова и др. В учебной графике избрание того или иного технического приема исполнения перспективного чер­тежа должно четко координироваться с характером задач данного графического задания и отвечать определенным целям данного периода обучения.

На младших курсах архитектурной школы целесообразно линейное постро­ение перспективы с легкой отмывкой собственных и падающих теней. Такая техника позволяет сохранить много­трудный процесс графического построе­ния деталей перспективы, а после обве­дения тушью видимых деталей формы легко проследить вспомогательный ап­парат линейного построения, вычерчен­ный в карандаше.

На старших курсах перспективный чертеж строится в лаконичной линей­ной графике с моделировкой формы в технике тушевой отмывки с применени­ем цвета. Возможны и другие варианты графического исполнения, например по­краска гуашью. В целом графика перс­пективы не может существовать обособ­ленно от стиля исполнения всего комп­лекта проектных чертежей.

При исполнении перспективного чертежа СОВЕТУЕМ: 1) с особым вни­манием отнестись к компоновке эскиз­ного чертежа, где обязательно должны быть вычерчены ортогональные проекции объекта в М 1:100; 1:200 (план или совмещенные поэтажные планы, фасады — основной и боковой разрезы). Выб­рать на эскизном чертеже варианты по­ложения картины (К), наиболее рацио­нальное расположение точек зрения (S), главной точки картины (Р), определить положение точек схода (fj и F2), точки схода диагоналей (D). Выстроить на эс­кизном чертеже ряд эскизных проб, оп­ределяющих наиболее выгодные ракур­сы перспективного изображения объек­та, которые строятся с картины с пере­носом размерных показателей без уве­личения (М 1:1) или с увеличением (М 2:1; 3:1); 2) помнить, что точка зрения (5) не должна находиться слишком близко или слишком далеко от объекта и, следовательно, от картины. Опти­мальное расстояние (Sp) точки зрения (5) от картины (К) не должно превы­шать 1—1, 5 Н, где Н — максимальная высота объекта (при его вертикальной композиции) или 1—1, 5 L, где L мак­симальная ширина объекта (при его го­ризонтальной композиции). Нарушение этих параметров приводит к искажению перспективной проекции (при близком положении точки 5) или к вялости ее ракурсов (при далеком положении точ­ки 5); 3) помнить, что нецелесообразно строить чистовой перспективный чер­теж, механически увеличивая эскиз. Ка­чественное построение получается толь­ко при построении перспективы с пла­на, когда каждый размер берется в соот­ветствии с показателями на картине (К). Помнить, что сначала нужно ограничить рамки эскизного кадра, пропорции кото­рого должны соответствовать пропорци­ям перспективного чертежа. Для постро­ения качественной перспективы необхо­димо, чтобы размеры кадра были крат­ны по отношению к пропорциям перс­пективного изображения. Если кадр не составляет по своим горизонтальным размерам 1/2; 1/3; 1/4; 1/5; 1/6 таких же размеров перспективного чертежа, то картину с отметками горизонтальной ве­личины кадра перемещают вдоль главного луча параллельно самой себе до та­кого положения, когда размеры кадра достигают требуемой величины. Полу­чив новое положение картины, опреде­ляют расстояние до вновь полученных точек схода и начинают переносить не­обходимые для построения размерные показатели, увеличивая их в 2, 3, 4, 5 или в 6 раз (в соответствии с вновь по­лученными пропорциональными разме­рами кадра). Любое перенесение некрат­ных по размеру показателей величины кадра приводит к ошибкам.

При исполнении перспективного чертежа НЕ СОВЕТУЕМ: 1) избирать горизонтальный угол зрения на объект между крайними лучами зрения в плане менее 20° и более 50°; 2) избирать такое положение точки зрения (5), при кото­ром вертикальный угол зрения (отсчи­тываемый от перпендикуляра, проведен­ного к картине, т. е. от главного луча зрения) превышает 40°; 3) избирать вы­соту горизонта больше высоты среднего человеческого роста, т. е. больше 1, 6—1, 8 м от уровня земли. Такая рекоменда­ция не относится к случаям, когда наме­ренно избирается точка зрения с птичь­его полета (так называемая «птичка»), или когда необходима точка зрения на объект снизу — в случаях его положе­ния на высоком постаменте или возвы­шенном рельефе.

 

Требования к технике исполнения архитектурного чертежа

1)Следить за удобством и чистотой рабочего места. Рядом с подрамником и чертежной доской держать только те инструменты и чертежные приспособления, которые нужны на данном этапе работы.

2) Следить за тем, чтобы поверхность чертежного листа была идеально ровной и чистой. Для этого необходимо: закрывать бумагой или калькой те участки чертежа, на которых в данный момент не производится работа;

содержать в идеальной чистоте рабо­чую поверхность (прилегающую к бума­ге) угольников, рейсшин, линеек, лекал. Если эти инструменты загрязнены, то их надо отмыть с мылом, а деревянные инструменты почистить резинкой.

3) Исполнять чертеж только хорошо заточенными карандашами (простым и механическими) или с использованием микрографов с тонкими грифелями и маркировкой 0,3 мм; 0,5 мм; 0,7 мм. Ис­пользовать циркули и измерители с ос­трыми иглами, средней по усилиям за­тяжкой винта в шарнире.

4) Обводку тушью карандашного чертежа осуществлять в зависимости от качества бумаги и назначения чертежа следующими инструментами: ортого­нальные, аксонометрические, перспек­тивные чертежи, выполняемые на круп­нозернистой бумаге, обводить тушью с помощью рейсфедеров. Для обводки чертежей, выполняемых на гладкой мел­кофактурной бумаге или кальке использовать рапидографы. Для обводки линий разной толщины применяются сле­дующие рапидографы:

для обводки основных линий — ра­пидографы с толщиной оголовника 0,3 или 0,5 мм (0,25 или 0,35 мм);

для обводки мелких шрифтовых надписей, цифр, размерных линий, ри­сунка антуража — рапидографы с толщиной оголовника 0,1; 0,2 мм (0,13; 0,15; 0,18; 0,25 мм);

для обводки разрезных линий — ра­пидографы с толщиной оголовника 0,7 мм (0,8 или 1,0 мм);

для крупных надписей заглавия в штампах использовать рапидографы с толщиной оголовника 0,25; 0,3; 0,35 мм.

Для графического исполнения про­ектного чертежа необходимо не только ремесленное владение приемами и пра­вилами черчения, но и глубокое пони­мание целей и задач каждого чертежно­го документа. Главное в этом процес­се — осознанные усилия выявления раз­личных стадий проектного замысла в максимально простой и выразительной графической форме.

Архитектор-проектировщик, уча­щийся архитектурной школы стремятся к овладению разнообразными средства­ми изображения, приемами эскизирования и черчения именно для того, чтобы в каждом конкретном случае проектной и учебной практики применять для вы­ражения своих идей самые эффектив­ные формы графического изображения. Большую роль в проектной работе иг­рает умение рисовать — легко и содержательно выражать на бумаге свои фантазии, точно и выразительно офор­млять с помощью рисунка проектный чертеж.

 

 

Архитектурный рисунок как одно из средств оформления проектного чертежа

Архитектурный рисунок

Архитектурным рисунком называют­ся все графические работы зодчего, в том числе и не имеющие прямого отношения к проектированию, которые выполняют­ся от руки с помощью карандаша, угля, сангины, пера, кисти, рапидографа и фломастера.

Специфика архитектурного чертежа та­кова, что в различных проектных ситуа­циях требуется показать средствами ар­хитектурного рисунка окружение — при­родную или предметную среду, в кото­рой существует архитектурный объект.

Архитектурный рисунок, оформляющий проектный чер­теж, обобщенно называют антуражем и стаффажем.

Архитектурный антураж и стаффаж являются стилизованными изображени­ями природного и предметного окруже­ния.

В современном архитек­турном языке антуражем называется изображение деталей пейзажа в проект­ном чертеже. Стаффажем называют рисунки людей, автомобилей, животных, деталей оборудования, до­полняющие композицию проектного чертежа.

 

Требования к технике исполнения архитектурного рисунка, оформляющего чертеж

Начертание деталей антуража и стаффажа, выполненных карандашом, толстым грифелем, цветными мелками, резко отличается от рисунка кистью, фломастером, рапидографом. Выбор тех­ники исполнения предопределяет стиль, характер, структуру антуража и стаффа­жа. Знание особенностей исполнения деталей рисунка, деталей природной и предметной частей помогает программи­ровать технические приемы оформления чертежа. Таким образом, исходным кри­терием для выбора стилистики антура­жа и стаффажа служит характер чертеж­ного исполнения проекций здания.

 

 

Если чертеж проекций здания выполнен в карандашной линейной графике, в ту­шевой линейной графике с относитель­но бледными линиями, в тональной или цветной графике с локальными светотеневыми отношениями, то для исполнения деталей антуража и стаф­фажа следует выбрать карандаш, цвет­ные мелки, сангину. Эти графические материалы в силу своих особенностей позволяют получать сравнительно ши­рокую гамму изобразительных приемов, конструировать детали антуража и стаффажа лшиями постоянной или переменной толщины, штрихами, кон­туром со слабым или сильным нажи­мом с учетом гладкой или фактурной поверхности бумаги.

Если чертеж проекций здания выполнен в четкой и лаконичной тушевой линейной графике, в линейной графике с залив­кой, то для исполнения деталей антура­жа и стаффажа следует выбрать рапидограф, фломастер с тонким фетром. Для этих целей предпочтительны инст­рументы с маркировкой толщины линий в 0, 2; 0, 25; 0, 3; 0, 4 мм.

Детали антуража и стаффажа, как и в предыдущем случае, могут носить сво­бодный характер с исполнением конту­ров рисунка от руки, но могут испол­няться и с применением чертежных ин­струментов — циркулей, линеек, уголь­ников, лекал и шаблонов. В этом случае тушевая графика линейного чертежа органично сочетается с графикой анту­ража и стаффажа

Однако каковы бы ни были техни­ческие приемы исполнения антуража и стаффажа — исполняются они с помо­щью рукотворного рисунка или конст­руируются из деталей в технике летрасета — их качество зависит от умения компоновать чертеж, органично сочетать элементы чертежных проекций и анту­ража, учитывать индивидуальную специфику композиции каждого изображе­ния.

 

Приемы построения композиции рисунка, оформляющего чертёж

Расположение деталей антуража и стаффажа и проекций сооружения. На практике архитектору приходится чаще всего сталкиваться с проблемой компо­новки деталей антуража и стаффажа с ортогональной проекцией здания, реже с его перспективным или аксонометри­ческим изображением

При размещении элементов антуража и стаффажа симметрично относительно центральной оси сооружения компози­ция чертежа смотрится примитивно.

Если детали антуража и стаффажа изображены ниже линии горизонта, то их контур зрительно не связан с контуром здания, что затрудняет целостное восприятие композиции чертежа.

Если де­тали антуража и стаффажа расположены выше уров­ня горизонта, то они кажутся чересчур удаленными, что затрудняет их зрительную связь с проекцией со­оружения, не дает информацию о его масштабе.

Следует закреплять зритель­ную связь деталей антуража и стаффа­жа с проекцией сооружения, распола­гать их на линии горизонта, пересекать их контуры с абрисом здания. В этом случае изображение антуража и стаффажа вы­являет размер сооружения, создает впе­чатление реальной среды, окружающей здание.

Интенсивность заполнения чертежа деталями антуража и стаффажа.В композиции чертежа архитектурный объект должен восприниматься легко и ясно. Основное значение проекции ар­хитектурного объекта заставляет с осо­бым вниманием отнестись к интенсив­ности заполнения чертежа, количеству и манере изображения деталей антуража и стаффажа. Если чертеж не перегружен и ос­нащен минимальным числом деталей рисунка, то активно вос­принимается композиция сооружения, пластика его формы, размер. Антураж и детали стаффажа выполняют свою ос­новную задачу, — помогают зрителю ос­воить идею архитектурного замысла.








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 6160;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.049 сек.