Лекция 12. ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ
Одним из важнейших центров средневекового искусства была Византия — государство, образовавшееся в 395 г. на основе Восточной Римской империи и просуществовавшее до 1453 г. Первый подъем византийского искусства приходится на 6 в. Оно достигло блестящего расцвета при императоре Юстиниане I (527—565), когда закладывались основы византийской государственности и делались попытки возродить былую мощь империи. Главным художественным центром стал Константинополь с его смешанным греческим, восточным и варварским населением, с его контрастом богатства и нищеты, шумом богословских споров, массовыми восстаниями. Еще в начале 5 в. город с его обширными площадями, украшенными триумфальными арками, увенчанными статуями императоров, термами, акведуками, ипподрома ми, дворцами с обширными купольными залами, был укреплен мощными стенами с бойницами, многочисленными башнями и бастионами, величественными Золотыми воротами.
Ведущую роль приобрела архитектура монастырских ансамблей и храмов, отличавшихся разнообразием типов. Среди них особенно характерны для Византии продольно-базиликальные и центрально-купольные храмы, созданные на основе традиции античных общественных зданий. В них главную роль играло внутреннее пространство, которое решалось в соответствии с особенностями христианского культа, требовавшего присутствия всей общины в храме. Трехнефная базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (нач. 6 в.)
Наиболее совершенный тип центричного храма — церковь Сан-Витале в Равенне (532—548). Восьмигранная в основании, она покрыта куполом (диаметр 15 м), покоящимся на восьми столбах, и окружена обходной галереей, принимающей распор. Цветной мрамор и богатые по колориту сюжетные мозаики покрывают стены и своды церкви.
Потребность в здании, вмещающем массы людей, породила в 5—6 вв. новый тип храма — купольной базилики, наиболее приспособленной к сложному ритуалу богослужения. В центральной подкупольной части его свершалась церковная служба. Боковые и верхние галереи, отделенные от центра, предназначались для горожан и знати. Архитектура, живопись (мозаики, росписи, иконы), прикладное искусстве (драгоценная утварь, богатое облачение священников), зрелищность церковного церемониала, многоголосые хоры — весь этот единый грандиозный художественный ансамбль служил церкви.
Гениальное воплощение новый тип сооружения получил в грандиозном храме св. Софии в Константинополе (532—537). Строители храма — малоазийские зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета, используя в известной мере опыт Пантеона и базилики Максенция, создали образ иного художественного строя. В замысле храма св. Софии, как одной из главных частей императорского дворца, торжествует представление людей той эпохи о необъятности мироздания, его всеобъемлющей цельности и разумной гармоничности. Смелостью строительных приемов храм св. Софии превосходил все предшествующие и современные ему постройки. Главное, что поражает в храме, цельное, легкое, свободно развивающееся внутреннее пространство, образуемое из слияния отдельных объемов. В основу храма св. Софии положен план трехнефной базилики в сочетании с развитым типом центрического здания. В декорации сводов и куполов были использованы мозаики с символическими изображениями креста. Для украшения храма св. Софии из Малой Азии, Греции и Египта были привезены малахитовые и порфировые колонны. Гармоничный и величавый храм св. Софии стал образцом для сооружения всех православных храмов. С усилением роли церковного интерьера в византийском храме формировались новые принципы синтеза искусств, воплощенные в стенных и плафонных росписях. Развивая традиции позднеантичной живописи, византийцы впервые объединили эмоционально-духовное содержание с декоративным началом. Излюбленной техникой монументальной живописи Византии стала мозаика. Живописный принцип античной мозаики, рассчитанной на слияние отдельных цветовых пятен в зрительном восприятии, получил здесь дальнейшее развитие. Владея всем богатством красочного спектра, оттенками различной светосилы и густоты, византийцы воспроизводили форму цветовым пятном. Наряду с цветными камнями мозаичисты употребляли смальту (кубики из окрашенных стеклянных сплавов), отличающуюся глубиной и звучностью тонов. Золотые фоны создают ощущение праздничности и отрешенности от реальной жизни. Высота их различна, и кубики, расположенные на вогнутой поверхности сводов, неровные, все это способствует впечатлению мерцающей среды.
В равеннских мозаиках 5 в. можно встретить сюжеты росписей из христианских катакомб. («Христос — Добрый пастырь», Усыпальница Галлы Плацидии); в цикле из жизни Христа (верхняя часть храма Сант-Аполлинаре Нуово, нач. и сер. 6 в.) уже появились характерные средневековые стилистические черты— фронтальные композиции, четкий контур, золотой фон.
Редкий образец византийской светской живописи — две большие мозаики на боковых стенах апсиды церкви Сан-Витале в Равенне (546— 548). Они свидетельствуют о прямом влиянии придворного и церковного церемониала на характер образов в живописи 6 в. На одной из мозаик изображен император Юстиниан со свитой, на другой — императрица Феодора с приближенными. Современное конкретное событие трактовано как тема торжественного церемониала и возвеличения императорской власти. В остроте характеристик изображенных византийский мастер не уступает создателям фаюмских портретов.
Период иконоборчества длился с 726 до 843 г., в это время возродились светские традиции античного искусства, народного искусства Востока, абстрактной символики. С движением иконоборчества связан расцвет книжного орнамента. После разгрома феодальной реакцией народного движения вновь было восстановлено иконопочитание, народное влияние в искусстве оттеснено. Стала возрождаться сюжетная изобразительная церковная живопись. В настенных росписях складывалась законченная каноническая система со строгой иерархией святых и точным порядком соподчинения главных и второстепенных мотивов, смысловой или временной последовательностью сюжетов. Месторасположение мозаик и росписей определялось новой архитектурной конструкцией храмов и тематикой религиозных композиций. Живопись заполняет стены, своды, опоры, купола, она создает с архитектурой единую эмоциональную среду. В куполе, олицетворяющем небо, изображался Христос Вседержитель (Пантократор), по четырем сторонам от него — ангелы — хранители четырех стран света, евангелисты — в четырех парусах купола, Богоматерь— в апсиде, апостолы, мученики — на сводах и столбах и т. д.
Усложняется и обогащается характер образов, изощреннее становится мастерство. Обобщающие символы и аллегории, служившие до иконоборчества выражением философских воззрений, пассивная созерцательность образов вытесняются активной моральной проповедью, выраженной через эмоциональную интерпретацию духовного мира человека, его состояния. Во второй половине 11—12 вв. при Комнинах утверждается классический торжественный византийский стиль. Фронтально стоящие, не связанные друг с другом фигуры утрачивают материальность, помещаются вне реальной среды на золотом фоне, лица приобретают аскетический характер. В живописи нарастает линейное начало. Пространственная среда схематизируется, цвет, положенный ровным слоем, становится плотным, условным. Мозаики укладываются правильными рядами кубиков с постепенным переходом близких тонов. Классическое произведение византийской живописи конца 11 в.— мозаики храма Успения монастыря Дафни (близ Афин).
Основной формой станковой живописи в Византии была иконопись, значение ее возросло в послеиконоборческий период; исполнявшиеся в технике энкаустики и яичной темперы иконы, возможно, восходят к ритуальным фаюмским портретам. Однако в иконном образе человек изображался как бы в потустороннем, утратившем земную оболочку священном образе. Индивидуальные черты заменялись канонизированным ликом святого, который обусловливался иконографическими правилами. Шедевр византийской живописи 11 — нач. 12 в.— икона «Владимирская богоматерь» (Москва, ГТГ), иконографического типа «Умиление» (младенец прижимается щекой к щеке матери).
В 12—14 вв., в период правления династии Палеологов, византийское искусство переживает последний расцвет. Наиболее ярко позднее византийское искусство проявилось в живописи, в мозаиках и фресках монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (1312-1320). В 15 в. искусство утратило монументальный размах и значительность. Завоевание Турцией Византии в 1453 г. изменило дальнейшую судьбу ее искусства.
В истории мировой культуры многовековое искусство Византии сыграло большую роль. Здесь были созданы новые типы монументальных общественных культовых зданий с декоративными эмоционально-повествовательными живописными циклами, с углубленными характеристиками образов, получившими распространение в средневековом искусстве Европы, южных славян, Древней Руси, Закавказья. По-новому решались проблемы синтеза пространственных искусств, созданы своеобразные художественные формы. Историческая миссия Византии заключалась в том, что она развила и передала последующим векам античную традицию и завоевания культуры эллинизированного Переднего Востока, обогатив их новыми открытиями. Многие византийские мастера работали за пределами империи. К византийскому искусству обращались итальянские, русские, болгарские, сербские, грузинские, армянские мастера.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1093;