Лекция 4. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
Историю Древнего Египта, как и историю культуры, принято делить на следующие периоды: 1) Додинастический период (4 тыс. до н. э.); 2) Древнее царство (30—23 вв. до н. э.); 3) Среднее царство (21 — 18 вв. до н. э.); 4) Новое царство (16—11 вв. до ы. э.); 5) Позднее время (11 в.— 332 г. до н. э.). Завершающим в истории Древнего Египта считается 332 г. до н. э., когда он был завоеван войсками Александра Македонского и включился в состав эллинистического мира.
Расцвет искусства Древнего Египта начался с 3 тыс. до н. э., после объединения страны. Важное значение имел древний заупокойный культ. Египтяне верили, что человек наделен несколькими душами. Одной из душ они считали двойник («ка»), соединение с которым означало дальнейшую жизнь. Статуи умирающего как бы заменяли собой тело, подверженное тлению, чтобы душа могла вернуться для воссоединения с двойником. Поэтому скульптура Древнего Египта, с самого возникновения связанная с заупокойным культом, тяготела к точному портретному изображению.
С3 тыс. до н. э. в связи с культом фараона началось возведение первых гигантских гробниц. Они состояли из подземного помещения, куда ставились саркофаг и все предметы, которые считались необходимыми умершему, и мастабы— надземного холма, облицованного кирпичом или известняковыми плитами. Поиски наиболее совершенной формы гробницы видны в усыпальнице-пирамиде фараона Джосера в Саккара (Имхотеп, 28 в. до н. э.), которая достигала в высоту более 60 м и состояла из семи убывающих кверху мощных ступеней, сложенных из каменных блоков. Одним из «семи чудес света» назвали пирамиды фараонов Хуфу (Хеопса), Хафра (Хефрена) и Менкаура (Микерина, 27 в. до н. э), высящиеся в Гизе. Они составляли часть грандиозного ансамбля, в который входили заупокойные храмы, строгие по планировке, четкие и спокойные по ритмам. Гигантская фигура сфинкса, стоящая на прямой оси, ведущей к пирамиде Хефрена, дополняет ансамбль.
Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Культовое назначение статуй определило выполнение их в рамках строжайших канонов. В большинстве случаев — это либо стоящая фигура с выдвинутой вперед левой ногой, либо фронтально сидящая фигура с руками, прижатыми к торсу. Статуя писца Каи (сер. 3 тыс. до н. э., Париж, Лувр), выполненная из известняка, и деревянная статуя вельможи Каапера (сер. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей) отличаются правдивостью и индивидуализацией. Часто в гробницах встречаются семейные портреты. Простота обобщенных форм присуща парным статуям Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей). По традиции, мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская — желтой, волосы — черной, одежды — белой.
Важную роль играли рельефы и росписи, размещенные на стенах гробниц и храмов и также связанные с заупокойным культом. Фараон и боги изображались выше других людей. Условность в расцветке и в построении рельефов была связана с длительным художественным отбором образов, установившимися канонами; египетские мастера выбирали наиболее острые и характерные точки зрения на предмет, сочетая их воедино. Сами рельефы обычно плоски, они почти не выступают над поверхностью стены. Древние египтяне применяли две техники рельефа — барельеф и врезанный рельеф с углубленным контуром, сближающие их с росписями. Силуэт фигур всегда ясен и графичен. Таков деревянный рельеф, изображающий зодчего Хесиру (нач,. 3 тыс. до н. э., Каир, Египетский музей).
Та же чистота линий, та же сдержанность и спокойная ясность ритмов и колористическая гамма, что и в рельефах, прослеживается в росписях Древнего царства, например в росписях из гробницы зодчего Нефермаата в Медуме (27 в. до н. э., Каир, Египетский музей), сочных и чистых по сочетаниям цветов. В росписях стен применялась обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.
Широкое развитие в это время получили художественное ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Ювелирные изделия из драгоценных камней — малахита, бирюзы и сердолика, деревянная мебель, украшенная золотом, сочетали яркую красочность сгармонией и строгой простотой форм, свойственной всем изделиям Древнего царства. Великолепна голова сокола (Каир, Египетский музей), увенчанная царственной короной, выполненная из золота и черного обсидиана.
Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов в период Среднего царства, была усыпальница-храм Ментухотепа в Дейр-эль-Бахари (21 в. до н. э.), она положила начало крупным храмовым ансамблям. Новые искания в египетской пластике проявились в повысившемся внимании к индивидуальным чертам в изображении человека. Особенно остро они обнаружились во второй половине Среднего царства. С XII династии скульптуры фараонов начали устанавливаться в храмах наряду с божествами. В связи с этим усилилась объемная моделировка, большее внимание уделялось возрастным особенностям, величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Портретная голова Сенусерта III(19 в. до н. э., Нью-Йорк, Метрополитен-музей) свидетельствует об усложнении человеческого образа. Постепенно произошли изменения и в рельефах. Их темы становились разнообразнее, охват жизни — шире.
Сравнительно с Древним царством росписи приобрели большую самостоятельность. Строгие, полные величавого покоя фризообразные композиции сменились более свободно сгруппированными сценами, краски стали нежнее и прозрачнее. Росписи исполнялись темперой по сухому грунту. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользовались смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо; контуры обозначались то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становились легче и живописнее.
В гробнице Хнумхотепа II в Бени-Хасане (20 в. до н. э.) были созданы замечательные росписи, изображающие сцены охоты на берегах Нила. То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы, проявилось и в мелкой пластике (ушебти). Раскрашенные по грунту деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись.
Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом, делением на три части: открытый двор, обнесенный колоннами, колонный зал и святилище. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или священными овнами. Аллея сфинксов приводила к входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посредине. Перед пилоном возвышались обелиски и колоссальные статуи фараонов. За пилоном открывался прямоугольный в плане, открытый двор, обнесенный колоннами. Каменная колоннада в центре двора (по главной оси) намечала прямую линию пути к колонным залам, молельням, кладовым и другим помещениям. Монументальные рельефы покрывали стены храмов. Мощные колоннады, многочисленные скульптуры дополняли их торжественный облик.
В Фивах были возведены колоссальные, посвященные богу Амону храмовые комплексы Карнака и Луксора, взаимосвязанные между собой. Первым строителем Карнакского храма {16 в. до н. э.) был зодчий Инени, Луксорского (15 в. до н. э.) —Аменхотеп Младший, который впервые ввел в архитектуру колоннаду двора. Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в своеобразные каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Стены и стволы колонн были сплошь покрыты цветными рельефами. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам и бутонам лотоса и папируса, как бы воспроизводя природу Египта в образе фантастического каменного леса.
Новый характер приобрели гробницы царей и величественные заупокойные храмы, в которых основное место принадлежало колоннадам. Гробницы фиванских царей располагались в скалистых тайниках, а храмы возводились у подножия гор. Заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в. до н. э.), выстроенный зодчим Сенмутом, близ Фив, в Дейр-эль-Бахари, представлял собой ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, восходящих ступенями друг над другом и объединенных пологими пандусами.
В живописи мастера Нового царства также вступали на путь поисков более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охота, пиры и выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. Мастера отступали от канонов в раскраске фигур, вводя подчас золотисто-розовый цвет. Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, часто изображаются обнаженные фигуры девочек-подростков, полные юной грации. Чрезвычайно нарядны скульптурные портреты, создаваемые в мелкой пластике. Таковы статуэтки певицы Амона Раннаи и верховного жреца бога Амона Аменхотепа, выполненные из эбенового дерева с инкрустацией серебром и золотом (нач. 14 в. до н. э., Москва, ГМИИ). С необычайной тонкостью исполнены многочисленные предметы туалета, употреблявшиеся в быту сосуды, шкатулки, туалетные ложечки («Плывущая девушка», нач. 14 в. до н. э., Москва, ГМИИ), выполненные в форме грациозных женских фигур, играющих на лютне, плывущих, держа в руках цветы, птиц.
В начале 14в. до н. э. фараон Аменхотеп IV провел социальную и религиозную реформу, возглавив движение мелких рабовладельцев против крупной рабовладельческой знати. Реформа Аменхотепа IV, небывалая в истории Египта по своей смелости, свелась к тому, что были объявлены ложными все старые боги, закрыты их храмы, уничтожены изображения, а новым единым божеством было провозглашено вместо символа солнца — Амона-Ра само солнце — Атон. Он изменил и собственное имя, назвав себя Эхнатон — «Дух Атона». Столица из Фив была перенесена в Ахетатон («Небосклон Атона» — современная Тель-эль-Амарна, отсюда название «амарнский период»). Произведения амарнского периода, отличаются человечностью и проникновенностью. Лучшее, что было создано в этот период,— скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити (Тутмес), выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появились изображения царя в кругу семьи.
Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения страны под властью саисских фараонов (7 в. до н. э.) характеризуется появлением холодного, изысканного стиля.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1102;