Иные меры процессуального принуждения. Общая характеристика, виды и основания применения.

Сущность и содержание установленных в законе (гл. 14 УПК) иных мер процессуального принуждения заключается в том, что они:

1) не являются мерами пресечения;

2) применяются к подозреваемому или обвиняемому при отсутствии оснований для избрания меры пресечения;

3) применяются к подозреваемому, обвиняемому в целях обеспечения установленного порядка производства по уголовному делу;

4) могут применяться не только к подозреваемому (обвиняемому), но и к потерпевшему, свидетелю или к другим участникам процесса;

5) могут применяться на судебных стадиях производства по делу в целях обеспечения надлежащего исполнения приговора;

6) в минимальной мере ограничивают права и свободы любого участника уголовного судопроизводства, к которому они применяются.

Статья 111 УПК устанавливает две группы иных мер процессуального принуждения в зависимости от целей их применения и от того, к каким участникам процесса они применяются. В первую группу включены иные меры процессуального принуждения, применяемые к подозреваемому или обвиняемому:

1. обязательство о явке;

2. привод;

3. временное отстранение от должности;

4. наложение ареста на имущество.

Во второй группе перечислены иные меры процессуального принуждения, которые могут применяться только к потерпевшему, свидетелю и другим участникам уголовного судопроизводства:

1. обязательство о явке;

2. привод;

3. денежное взыскание.

К обвиняемому (подозреваемому) в зависимости от обстоятельств дела может быть применена либо одна из перечисленных в законе мер принуждения, либо несколько. Такие меры принуждения, как временное отстранение от должности и наложение ареста на имущество, могут применяться также наряду с применением мер пресечения к обвиняемому (подозреваемому).

Об избрании иных мер процессуального принуждения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносят постановление, а суд – определение.

Видом мер уголовно-процессуального принуждения (кроме задержания и мер пресечения) являются иные меры процессуального принуждения (гл. 14 УПК).

Субъектами применения иных мер процессуального принуждения являются дознаватель, следователь и суд. Иные меры процессуального принуждения, которые ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина (например, отстранение от должности, наложение ареста на имущество, денежное взыскание), могут применяться только на основании судебного решения.

Цели их применения состоят в обеспечении установленного законом порядка уголовного судопроизводства и надлежащего исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК).

Меры процессуального принуждения могут быть применены к подозреваемому, обвиняемому, а также потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому. Причем в зависимости от процессуального статуса лица различается возможность применения определенного вида иных мер процессуального принуждения.

К подозреваемому и обвиняемому могут применяться такие иные меры процессуального принуждения, как: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество.

К потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и понятому могут применяться лишь: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) денежное взыскание.

Необходимым общим условием применения иных мер процессуального принуждения является наличие возбужденного уголовного дела. Основания их применения указываются в каждой конкретной норме, посвященной иной мере процессуального принуждения (ст. 112-118 УПК).

Обязательство о явке отбирается в случаях необходимости обеспечить явку подозреваемого, обвиняемого, а также потер­певшего и свидетеля к следователю, дознавателю или в суд. Оно состоит в письменном обязательстве указанного выше участни­ка уголовного судопроизводства своевременно являться по вы­зову соответствующих должностных лиц, а в случае изменения места жительства — незамедлительно сообщить им об этом. Ли­цу разъясняется, что в случае нарушения обязательства о явке оно может быть доставлено приводом, а в отношении подозре­ваемого и обвиняемого эта мера процессуального принуждения может быть заменена на меру пресечения, о чем делается отмет­ка в обязательстве (ст. 112 УПК). Обязательство о явке оформ­ляется в виде письменного документа.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к до­знавателю, следователю или в суд. Основаниями для примене­ния этой меры процессуального принуждения является неявка без уважительных причин по вызову уполномоченного должно­стного лица. В связи с этим решению о принудительном дос­тавлении лица должны предшествовать, во-первых, вызов лица в соответствующий орган или к должностному лицу, причем осуществленный в порядке и формах, предусмотренных зако­ном; во-вторых, установление факта отсутствия у вызываемого лица уважительных причин для неявки.

Привод может быть применен к подозреваемому, обвиняе­мому, а также к потерпевшему и свидетелю. Реализация этой меры процессуального принуждения осуществляется по поста­новлению соответствующего должностного лица. Привод осу­ществляется органами дознания на основании постановления дознавателя и следователя, а также судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности суда — на основании постановления суда (Инструкция о порядке осуществления привода, утв. прика­зом МВД России от 21 июня 2003 г. № 438 (Российская газета. 2003. 11 июля)).

Статья 113 УПК регламентирует условия и порядок осуще­ствления привода, устанавливая недопустимость привода в ночное время, за исключением случаев, не терпящих отлага­тельства, а также лиц в возрасте до 14 лет, беременных жен­щин и больных, которые не могут по состоянию здоровья оставлять место своего пребывания, что должно быть удостоверено врачом. Постановление должностного лица о приводе перед исполнением объявляется лицу, которое подвергается при­ду, что удостоверяется его подписью на постановлении (ч. 4 .113 УПК). Отсутствие постановления о приводе или неисполнение указанной выше обязанности должностного лица гут повлечь за собой признание действий сотрудников органа дознания или судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности суда при осуществлении привода незаконными[17].

Временное отстранение от должности может применяться только в отношении подозреваемого или обвиняемого «при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на занимаемой им должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу»[18]. Статус подозреваемых или обвиняемых, в отношении которых может применяться эта мера процессуального принуждения, «не ис­черпывается категориями, перечисленными в примечании ст. 285 УК РФ»[19], т. е. не ограничивается лишь должностными лицами.

Порядок временного отстранения от должности и его отмены определяется ст. 114 УПК. Отстранение от должности осу­ществляется только по постановлению судьи, вынесенному по ходатайству следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора (ч. 1 ст. 114 VIIК). Такое ходатайство должно быть рассмотрено судьей в течение 48 часов с момента его поступления (ч. 2 ст. 114 УПК). Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы (ч. 3 ст. 114 УПК). Временно отстраненный от должности по­дозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное по­собие, которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК. Особый порядок отстранения от должности выс­ших должностных лиц предусмотрен ч. 5 ст. 114 УПК.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресо­ванном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение. Порядок наложения ареста на имущество регламентирован ст. 115 УПК.

Целями наложения ареста на имущество являются: 1) обес­печение исполнения приговора в части гражданского иска; 2) обеспечение других имущественных взысканий; 3) обеспече­ние возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 1041 УК.

Поскольку наложение ареста на имущество ограничивает право собственности лиц, эта мера процессуального принужде­ния применяется по постановлению судьи. Следователь с со­гласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о на­ложении ареста на имущество.

Имущество, об аресте которого ходатайствует должностное лицо, может принадлежать как подозреваемому и обвиняемому, так и лицам, несущим по закону материальную ответственность за их действия (например, законным представителям несовер­шеннолетнего подозреваемого или обвиняемого) (ч. 1 ст. 115 УПК). Арест может быть наложен и на имущество, находящее­ся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемо­го, обвиняемого либо использовалось или предназначалось для использования в качестве орудия преступления либо для фи­нансирования терроризма, организованной группы, незаконно­го вооруженного формирования, преступного сообщества (пре­ступной организации) (ч. 3 ст. 115 УПК). Арест не может быть наложен на имущество, на которое в соответствии со ст. 446 ГПК не может быть обращено взыскание.

Суд рассматривает ходатайство в порядке, установленном ст. 165 УПК. При решении вопроса о наложении ареста на имущество для обеспечения возможной конфискации суд дол­жен указать на конкретные фактические обстоятельства, на ос­новании которых он принял такое решение. Наложение ареста на имущество производится в присутствии понятых с составле­нием протокола, который вручается лицу, на имущество кото­рого наложен арест (ч. 8 ст. 115 УПК).

Особый порядок предусмотрен для наложения ареста на ценные бумаги (ст. 116 УПК). УПК не допускает наложение за­прета на право голосования ценными бумагами и участия в со­брании акционеров (см., например, Постановление Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 марта 2005 г. // ВВС РФ. 2006. № 4).

Денежное взыскание — мера процессуального принуждения, применяемая в случаях неисполнения участниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей, а также нару­шения ими порядка в судебном заседании (ст. 117 УПК). Нару­шение порядка в судебном заседании означает совершение та­ких действий, которые мешают или препятствуют нормальному ходу процесса (выкрики, шум и т. п.); не позволяют должным образом реализовать права других участников процесса; свиде­тельствуют о проявлении неуважения к суду, государственному обвинителю и другим участвующим в деле лицам; связаны с не­выполнением распоряжений председательствующего или судеб­ного пристава; нарушают регламент судебного заседания, уста­новленный ст. 257 УПК, и т. п.

Порядок наложения денежного взыскания определяется ст. 118 УПК. Денежное взыскание налагается судом независимо от того, в какой стадии уголовного процесса было допущено нарушение. Если нарушение допущено в ходе досудебного про­изводства, то дознаватель или следователь составляет протокол о нарушении, который направляется в районный суд и подлежит рассмотрению судьей в течение пяти суток с момента его поступления в суд (ч. 3 ст. 118 УПК). Если нарушение допуще­но в ходе судебного заседания, суд рассматривает его в том же судебном заседании, о чем выносится определение или поста­новление (ч. 2 ст. 118 УПК).

Денежное взыскание за нарушение порядка в судебном за­седании может быть наложено судом не только на лиц, при­сутствующих в зале судебного заседания, но и на участников уголовного судопроизводства, за исключением государственно­го обвинителя, подсудимого и его защитника. Санкция за на­рушение порядка в судебном заседании в отношении государ­ственного обвинителя и защитника предусматривается ч. 2 ст. 258 УПК и состоит в отложении судебного разбирательства с сообщением об этих действиях вышестоящему прокурору или в Адвокатскую палату, членом которой является адвокат[20]. В от­ношении подсудимого применяются такие меры воздействия, как удаление из зала судебного заседания до окончания пре­ний сторон (ч. 3 ст. 258 УПК). Закон предусматривает положе­ние об ответственности присяжного заседателя за неявку в суд без уважительной причины (ч. 3 ст. 333 УПК).

Поскольку основания и процедура привлечения к ответст­венности за нарушение порядка в судебном заседании или не­подчинение распоряжениям председательствующего в рамках уголовного судопроизводства специально урегулированы нор­мами УПК, недопустимо привлекать правонарушителя к адми­нистративной ответственности по ч. 1 ст. 17.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях[21].

Максимальная сумма денежного взыскания составляет 25 минимальных размеров оплаты труда. В ст. 103 и 105 УПК. устанавливающих ответственность для лиц, не обеспечивших надлежащее поведение подозреваемого или обвиняемого при личном поручительстве или присмотре за несовершеннолетним, размер денежного взыскания предусмотрен до 10 тыс. руб. При определении размера денежного взыскания следует учитывать не только имущественное и семейное положение лица, его ма­териальное благосостояние, уровень доходов, но и характер со­вершенного им нарушения порядка судебного заседания, кон­кретные последствия, которые наступили в результате невыпол­нения принятых на себя обязательств.

 

 


Тема 7

ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ДЕЛЕ

 

ВОПРОСЫ:

1. Понятие, сущность и значение гражданского иска в уголовном процессе.

2. Процессуальные правила заявления и разрешения гражданского иска.

 








Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 6318;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.