Лекция 2. Основные стадии развития навыка чтения и усовершенствования его отдельных компонентов на разных этапах обучения в начальной школе
Дидактические единицы: Формирование навыка чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности) как средства квалифицированной читательской деятельности учащихся.
План лекции:
1. Характеристика навыка полноценного чтения и основные ступени его развития.
2. Приемы работы над компонентами навыка чтения в начальной школе.
1.Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. Навык чтения – залог успешного обучения, средство ориентации в потоке информации, с которым современному человеку приходится сталкиваться повседневно.
Развивая навык чтения, учитель исходит из его сущности. Чтение как вид речевой деятельности включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысление читаемого. По мере овладения учащимися процессом чтения происходит сближение указанных компонентов, возникает взаимодействие между ними.
В методике принято характеризовать навык чтения, выделяя четыре его качества (стороны): правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность чтения – это плавное чтение без искажений (правильная передача слого-буквенного состава слов, грамматических форм, без пропусков и перестановок слов в предложении).
Беглость чтения – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Согласно большинству программ по чтению учащиеся к концу 2 класса должны читать 40-50 слов в минуту, к концу 3 – 65-75 слов в минуту, а концу 4 – 85-90. Однако, многие ученые-методисты считают, что скорость чтения 90 слов в минуту не обеспечивает достаточного понимания прочитанного и снижает успешность обучения в среднем звене. Оптимальной скоростью чтения к концу начальной школы они считаю скорость не менее 120 слов в минуту.
Сознательность чтения трактуется как понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям идеи и чувства, заложенные автором в произведение, и выразить собственное отношение к нему.
Все компоненты навыка чтения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Без правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи не произойдет осознание идеи произведения в целом. В свою очередь, понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения, а правильность и понимание становятся основой для выразительности. Беглость, являясь темпом чтения, является и средством выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения.
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации.
Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца «разорваны» и требуют от ребенка определенных усилий по проведению конкретных операций чтения (узнать гласную букву, слить ее с согласным, озвучить каждый слог, понять слово и т.д.). Чтение на данном этапе проходит у ребенка по слогам и обычно совпадает с периодом обучения грамоте.
Синтетический этап предполагает, что все три компонента чтения синтезируются, т.е. восприятие, произнесение и осмысление читаемого происходит одновременно. На этом этапе ребенок начинает читать целыми словами. Главным признаком перехода на данный этап является наличие при чтении интонирования.
Этап автоматизации – это этап, на котором техника чтения доведена до автоматизма и не осознается чтецом. Темп чтения 120 слов в минуту и более. Интеллектуальные усилия читающего направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств и т.д. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя. Главным признаком перехода на этот этап является непосредственная эмоциональная реакция читателя на самостоятельно прочитанное произведение, стремление обсудить прочитанное.
Путь от аналитического этапа до этапа автоматизации может быть пройден ребенком в рамках начальной школы, если учитель будет соблюдать следующие условия:
1. Упражнения в чтении должны быть каждодневными.
2. Занятия по чтению должны стоиться так, чтобы содержание, формы и методы работы на уроке формировали у учащихся положительную мотивацию, интерес к книге и чтению.
3. Должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения.
4. Параллельно с развитием навыка чтения должна вестись работа по развитию других видов речевой деятельности: аудирование, говорение, письмо.
5. Специально должно быть организовано обучению чтению про себя, предполагающее несколько ступеней: чтение шепотом, «губами», собственно чтение про себя.
2.В методикепринято характеризовать навык чтения, называя его четыре качества (компонента): правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Беглость чтения не является самоцелью, но от нее завися другие качества навыка чтения. Поэтому одно из направлений работы учителя начальной школы является работа над беглостью. Однако при работе над развитием скорости чтения учитель должен строить свою работу по двум направлениям:
- совершенствование зрительного восприятия (расширение поле чтения), развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания с помощью специальных упражнений;
- при работе с художественным произведением использование принципа многочтения (перечитывание текста с разными целями, разными заданиями).
Упражнения, способствующие развитию беглости: аудирование; чтение за диктором; чтение в паре; пересказ с опорой на текст; многократное чтение; чтение с убыстрением темпа; чтение с переходом на незнакомый текст; чтение с отрывом взгляда от текста; чтение с помехами, через решетку; «упражнение найди слово» и т.п..
Работа над правильностью чтения должна строиться с учетом ошибок, допускаемых детьми при чтении. К ним относятся: искажение звукобуквенного состава (пропуски слогов, букв, слов, строчек; перестановка единиц чтения; вставка произвольных элементов в единицы чтения; замена единиц чтения); наличие повторов; нарушение норм литературного произношения (неправильное ударение, орфографическое чтение, интонационные ошибки).
Причинами таких ошибок могут быть: несовершенство зрительного восприятия; неразвитость артикуляционного аппарата; незнание орфоэпических норм, смысловая догадка, незнание лексического значения слова. В зависимости от типа ошибки и причины ее возникновения строится работа по их исправлению и предупреждению. Так для развития зрительного восприятия используют такие упражнения, как чтение пар слов, отличающихся одной буквой, чтение цепочек слов, близких по графическому облику; чтение цепочек родственных слов; предварительное чтение слов из текста.
Для тренировки артикуляционного аппарата используют чтение чистоговорок и скороговорок с разными темпами.
Для отработки дыхания используют задания: произнести на одном выдохе; посчитай как можно дольше на одном дыхании и т.п.
Школьная практика показывает, что учащиеся чаще искажают или заменяют те слова, смысла которых они не знают. Для предупреждения этого следует:
- выяснить перед чтением лексическое значение слова, без понимания смысла которого восприятие текста затруднено;
- предварительно прочитать по слогам слова, имеющие сложный слоговой или морфемный состав;
- предварительное чтение текста про себя;
- методически верное исправление ошибок.
Ошибки необходимо исправлять следующим образом:
- в окончании - учитель исправляет сам, не прерывая ученика;
- искажающие смысл, исправляют путем повторного прочтения или вопроса к прочитанному;
- не искажающие смысл, учитель отмечает после чтения;
- орфоэпические исправляются с привлечением других учащихся.
Работа над сознательностью чтения должна заключаться в работе над осмыслением значения каждой единицы текста; понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств и т.п.; осознании себя как читателя. В связи с этим при работе над произведением следует помочь ребенку в восприятии текста, понять форму и содержание произведения, выработать собственное отношение к читаемому (вступить в диалог с автором). Все это происходит через подготовку учащихся к восприятию произведения и анализ текста. Приемы, используемыми для выработки сознательности чтения: беседа учителя перед чтением произведения и в процессе анализа, рассказ учителя, словарная работа, предварительное рассматривание иллюстрации, вычленение ориентирующих слов, деление текста на части, озаглавливание, подготовка к пересказу, чтению по ролям, словесное и графическое рисование и т.п.
Выразительность – это качество громкого чтения, проявляющееся в умении с помощью интонации голоса передать замысел автора. Интонация – это совокупность элементов звучащей речи: ударение, темп, тембр, ритм, паузы, громкость голоса. Работа над выразительностью начинается с отработки умения управлять своим дыханием и правильно использовать голос. Для этой цели используются различные упражнения в чтении: чтение с изменением темпа, тембра, громкости и т.п.
Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований:
- соблюдение знаков препинания;
- соблюдение логических и психологических пауз;
- умение менять ритм и темп.
Условия работы над выразительностью:
1. Обязательная демонстрация образца чтения.
2. Работе над выразительностью должен предшествовать анализ произведения.
3. Обязательная работа над языком произведения.
4. Работа над выразительностью должна опираться на воссоздающее воображение.
Подготовку к выразительному чтению условно делят на три этапа:
- выяснение конкретного содержания произведения, анализ мотивов действующих лиц, установление идеи произведения;
- разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа, тона, громкости чтения;
- упражнения в чтении.
В целом работа над выразительностью представляет собой соединение нескольких направлений:
- технического – включающего тренировку дыхания, совершенствование артикуляционного аппарата;
- интонационного – специальная работа над компонентами интонации;
- смыслового – осмысление идеи произведения через его анализ;
- тренировочного – упражнение детей в выразительном прочтении произведения после анализа.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 2084;