Понятие философии, особенности философских знаний.
Ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.
Философия - “любовь к мудрости” (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость).
Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной деятельности.
Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер. Предмет философии как науки изменялся в ходе исторического развития. Зарождение ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение понятийного мышления - мышления, которое оперирует понятиями, категориями.
В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории – более общей теории не существует.
Невозможно выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения философии в решении своих проблем.
Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: “что я могу знать”, “что я должен делать”, “на что я могу надеяться”. В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: “что есть человек”.
Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.
Функции, выполняемые Философией:
1) Синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;
2) Обоснование, оправдание и анализ мировоззрения
3) Разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический и идеалистический.
Идеализм – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм.
Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.
Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума.
Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.
Существует две разновидности философии: философия, как теория и философия, как метод. Философия, как теория отвечает на вопрос: что такое объективная и субъективная реальность и что такое материя и познание. Философский метод говорит о том, как применять эти знания для понимания преобразования бытия и сознания.
1. Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т. к. оно:
- имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат
- однако не является научным заннием в чистом виде
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человеческих знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
- имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.)
- носит предельно общий, теоретический характер
- содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук
- во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философоф
- является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи
- изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания
- имеет качество рефлексии - обращённости мысли на саму себя (т. е. знание обращено как на мир предметов, так и само на себя)
- испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами
- в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется
- опирается на категории - предельно общие понятия
- неисчерпаемо по своей сути
- ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извлечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем
2. Возможность использования схем в качестве языка философии Для философа хороши те слова и те суждения, которые способствуют фиксации инаилучшему отражению философских проблем. Однако вербальные средстваявляются "кривым зеркалом", в котором разум неадекватно видит философскиепроблемы. Это зеркало ущербно, поскольку естественные языки "склеивают" егоиз слов, приспособленных для других целей. Неровность зеркала вербальныхсредств заключается в том, что оно состоит из маленьких слов-сегментов.Каждое слово отражает свет проблемы в особом направлении, в направлениисвоего естественно сложившегося смысла (поля смыслов). Чрезвычайно трудно всуждениях согласовать углы наклона этих сегментов, чтобы поймать проблему вфокус. В результате изображение проблем дробится, появляются блики и даже"вербальные миражи". Философия со времени своего рождения оказалась в пленуслов: дробление словами целостных образов ситуаций искажает эти образы,затрудняет их восприятие. Вербальный язык философии вторичен по отношении кее сути, а добавление искусственных понятий не спасает положения, посколькунаделить их нужным смыслом крайне тяжело, и даже если это удается, такиепонятия тотчас начинают "жить частной жизнью", обогащают свое смысловоеполе и затем привносят в видение проблемы побочные мотивы. Историческая неудача философии состоит в том, что она в свое время, вотличие от математики, не смогла найти адекватный исследуемым в нейпроблемам язык. Идея такого языка, более отвечающего образному бытиюфилософии, ее схематически-образному характеру, заключается в том, чтофилософские проблемы должны отражаться в нем картинками-схемами, имеющими,как и проблемы, образную природу. Раскрытие схем (их экспликация)осуществляется в группах схем, связанных знаками тождества, связи иследования. Основными "персонажами" схем должны быть субъект (частоизображаемый с помощью фигуры человека); объект (например изображениеквадрата); стрелки от субъекта, идущие к другому субъекту или к объекту изадающие мышление субъекта и его действие; стрелки от объекта, идущие кдругому объекту или субъекту и задающие реакцию объекта и его спонтанность.Изображения в схемах схемами не являются (ибо они не задают ситуацию), в товремя как слова обладают смыслами, отдельными от смысла выражения,составленного из слов. Соединение изображений, как бы игра в конструктор,способна давать схемы любой степени сложности: воспроизводить деятельностьи ее этапы, разъяснять феномен рефлексии, вводить бога как определеннуюкомбинацию стрелок, формулировать этическое поведение... В том числе можетбыть предпринята попытка переформулировать философские проблемы и основныепроясняющие эти проблемы мыслительные "ходы" с помощью некоторых группсхем, присоединяя к ним знак вопроса (равнозначны ли эти группы схем илинет). Такая образная переформулировка, как мне представляется, будетозначать переход философии в новое измерение, в пространство иныхвыразительных средств. В философии необходимо ограничение вербализма, сменавыразительных средств с целью открытия нового способа взаимопонимания людейв аналогическом исследовании различных жизненных ситуаций.
- Структура философского знания и гносеология.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1421;