Философия и религия
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллируя к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
- Философия и искусство.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.
- Основные этапы развития философии.
Основные этапы развития философии Александр Каталов |
Развитие философской мысли происходило на основе ряда общих закономерностей. Прежде всего философские взгляды определяются общественно-экономической формацией и поэтому необходимо различать философию рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического обществ. Содержание философских учений отображает общественное бытие и может быть понято только на основе изучения производительных сил и производственных отношений соответствующей общественно-экономической формации. Поскольку философские взгляды являются высшим, наиболее удаленным от экономического базиса, уровнем общественного сознания (в сравнении с экономическими, политическими и правовыми взглядами), зависимость философского мировоззрения от развития производительных сил и производственных отношений носит особенно сложный и опосредованный характер. Являясь частью духовной культуры общества, философия развивается в тесном взаимодействии с материальной и духовной культурой, служит концентрированным выражением культуры, понимания обществом окружающего мира, сущности, смысла и перспектив человеческого существования. Развитие философии характеризуется борьбой партий - материализма и идеализма, которая представляет собой также одну из важнейших закономерностей эволюции философского мировоззрения. Материализм и идеализм выражают два противоположных подхода к пониманию мира и человеческой сущности. Философия возникает с появлением классов и, пока общество сохраняет классовую природу, отображает борьбу классов. Важной закономерностью развития философии является ее неразрывная связь с человеческим опытом, зачатками (в античную эпоху) науки, а затем с системой частных наук - математики, физики, химии, биологии, истории и т.д. Каждая исторически определенная форма материализма или идеализма носит на себе отпечаток, обусловленный уровнем развития частнонаучного знания. Наконец, в целостном процессе развития философии просматривается глубинная закономерность движения к научному пониманию мира и человека, к возникновению научной философии, объективно-истинному взгляду на мир и человеческую сущность, обладающему общечеловеческой значимостью. Эта закономерность получает выражение прежде всего в эволюции материалистического направления, вершиной развития которого становится научная философия. Материализм выступает в четырех исторических формах: наивном материализме со стихийной диалектикой античного мира, метафизическом и механистическом материализме XVII-XVIII вв., материализме и диалектике русских революционных демократов XIX в., научном материализме. Изучение истории философской мысли необходимо не только потому, что без этого невозможно понять современную научную трактовку мира и человека, но и потому, что развитие философии есть движение от простейших наиболее общих абстракций ко все более сложным. Изучая историю философской мысли, мы переходим от одной ступени формирования человеческого мышления к другой, совершаем скачок мысли, который человечество осуществл... |
Тема 2. Основные этапы развития философии
Генезис философской мысли, его социальные и культурно-исторические предпосылки.
2.1. Философия Древнего Востока. Формирование и особенности древнего восточного мировоззрения. Древнеиндийская философия: джайнизм, буддизм, чарвака. Философские школы в древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока.
2.2. Античная философия. Космологизм ранней греческой философии. Милетская школа. Учение пифагорейцев. Диалектика Гераклита Эфесского. Философия Элейской школы. Философия античной классики. Атомистический материализм Демокрита. Учения софистов и Сократа. Объективный идеализм Платона. Философская система Аристотеля. Позднеантичная философия: скептицизм, эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм.
2.3. Философия Средневековья. Религиозный характер философской мысли. Апологетика, патристика и схоластика. Учение Аврелия Августина. Природа и человек как творение бога. Разум и воля. Учение о “священной истории”. Проблема разума и веры, сущности и существования. Особенности средневековой схоластики. Философия Фомы Аквинского. Проблема доказательства бытия Бога. Спор о природе универсалий: номинализм и реализм. Концепция двух истин: соотношение теологии и философии.
2.4. Философия Возрождения. Культурно-исторические особенности Ренессанса и их отражение в философской мысли. Антропоцентрический характер философии Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Эстетика Ренессанса: апофеоз искусства и культ художника-творца. Политическое учение Н.Макиавелли. Социальные утопии Т.Мора и Т.Кампанеллы. Натурфилософия Возрождения. Онтология и диалектика Н.Кузанского. Пантеизм и новая космология (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).
2.5. Философия Нового времени. Социокультурные и исторические особенности философии Нового времени. Критика средневековой схоластики. Научная революция XVII века и создание механистической картины мира (И.Ньютон). Проблема метода познания в философии: эмпиризм и рационализм (Ф.Бекон, Р.Декарт). Проблема субстанции (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц). Иррационализм Б.Паскаля. Проблема человека и общества: теория общественного договора Т.Гоббса и либерализм Д.Локка.
2.6. Философия Просвещения. Социально-исторические предпосылки и национальные особенности идеологии Просвещения. Английское Просвещение: деизм Д.Толанда и А.Коллинза. Субъективный идеализм Дж.Беркли и Д.Юма. Французский материализм XVIII века: природа, общество, человек (Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро). Социально-философские взгляды Ф.Вольтера, М.Монтескье, Ж.Ж.Руссо. Философия немецкого Просвещения (Г.Лессинг, И.Гёте, И.Гердер, Ф.Шиллер).
2.7. Немецкая классическая философия. Активно-деятельностное понимание человека в немецком идеализме. Докритический и критический период творчества И.Канта. Гносеология Канта, его учение о формах и границах познания. Этическое учение И.Канта: соотношение науки и нравственности. Эстетика и философия искусства И.Канта. Субъективный идеализм И.Фихте. Система трансцендентального идеализма Ф.Шеллинга. Философское учение В.Ф.Гегеля. Проблема тождества бытия и мышления. Идеалистическая диалектика Гегеля, ее основные принципы, законы и категории. Антропологический материализм Л.Фейербаха и гуманизм.
2.8. Основные направления зарубежной философии XIX-XX вв. Возникновение и развитие марксистской философии. Диалектический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса, его отношение к диалектике Г.Гегеля. Материалистическое понимание истории. Основные принципы, законы и категории исторического материализма. Теория общественно-экономических формаций.
Отношение к разуму и науке в философии XIX-XX века: борьба рационализма и иррационализма. Волюнтаризм А.Шопенгауэра, интуитивизм А.Бергсона, “философия жизни” (Ф.Ницше, В.Дильтей). Проблема человека в экзистенциализме (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр). Психоанализ З.Фрейда, К.Юнга, Э.Фромма. Исторические формы позитивизма (О.Конт, Э.Мах, Б.Рассел, К.Поппер). Феноменология Э.Гуссерля. Прагматизм Ч.Пирса, У.Джемса, Дж. Дьюи. Анализ языка и методов науки в аналитической философии, структурализме и герменевтике (Л.Витгенштейн, К.Леви-Стросс, Х.-Г.Гадамер)
2.9. Традиции и особенности русской философии XIX-XX вв. Социальные и культурно-исторические предпосылки русской философии. Дилемма западничества (В.Белинский, П.Чаадаев, А.Герцен и др.) и славянофильства (И.Киреевский, А.Хомяков и др.) Учения революционного народничества (М.Бакунин, И.Лавров, Н.Ткачёв и др.) Философия марксизма в России (Г.Плеханов, В.Ленин) и ее историческое значение. Основные идеи и особенности русской религиозной философии (Л.Толстой, В.Соловьёв, П.Флоренский, Н.Бердяев и др.). Русский космизм (Н.Фёдоров, В.Вернадский). Философия хозяйства С.Булгакова.
- Материализм и идеализм.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 749;