Основной вопрос философии. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать
Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии – это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках; основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы «повернуто» к человеку через его отношение к двум наиболее общим «родам бытия» – к материи, олицетворяющей ограниченность человеческих возможностей, предел для человеческих мечтаний, неизбежную смерть, и к царству духа – царству свободы, области реализации всех человеческих возможностей, носителей гармонии, целесообразности, бессмертия.
Обращение к основному вопросу философии помогает глубже понять отличие философии от религиозного сознания. Для религиозного человека вопрос о связи материального и идеального, тела и духа решен: высший смысл жизни – достижение синтеза этих двух начал, который уже осуществлен в Боге. Если философия задается вопросом «как возможно достижения этого единства», то религиозный человек делает достижение этого единства своей практической задачей.
Основной вопрос философии определяет направленность и рамки философского исследования, в самом общем виде задает его структуру.
Как и какие аспекты основного вопроса философии рассматриваются в онтологии, гносеологии, антропологии, аксиологии?
Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что первично – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная или идеальная – является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический (от греч. monos – один, единственный), который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический (от лат. dualis – двойственный), принимающий оба начала как равнозначные. Последний подход был распространен в философии слабо, и наиболее видными его представителями являются французский философ XVII в. Р. Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.
В рамках монистического подхода выделяют такие философские направления, как материализм и идеализм. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, независимо от чьего бы то ни было сознания. В своем развитии материализм прошел ряд этапов – от стихийного материализма античности (Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому, механистическому материализму XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и впоследствии к диалектическому материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).
Идеализмсчитает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах – объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека, – Бога, духа, мирового Разума (Платон, Г. Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и, тем самым, первичным индивидуальное сознание (английский философ XVIII в. Д. Беркли). Следует подчеркнуть, что противоположность материализма и идеализма в решении основного вопроса философии не означает их несовместимости в решении других проблем. Более того, не всякое философское направление можно отнести либо к материализму, либо к идеализму. Но в каждом философском учении можно обнаружить рациональное содержание.
Выведите разнообразные следствия из посылок: «Если философ идеалист (материалист),
то …», рассматривая природу, Бога, жизнь человека, смену цивилизаций и пр.
Другая сторона основного вопроса философии – вопрос о том, можно ли адекватно познать окружающую действительность, объективные законы ее существования и функционирования. Часть философов признают безусловную познаваемость мира для человека. Существуют философские учения, авторы которых в принципе отвечают на этот вопрос отрицательно. Философское учение, считающее, что мир принципиально непознаваем, называется агностицизмом (от греч. a – не, gnosis – знание) (Д. Юм, И. Кант). Деление философов по вопросу познаваемости мира не совпадает с их размежеванием на материалистов и идеалистов, ибо часть идеалистов признавала познаваемость мира.
Тем не менее последовательный материализм неразрывно связан с признанием познаваемости мира. Кроме того, незначительная часть философов является скептиками, отказываясь однозначно ответить на вопрос о познаваемости мира.
Вопрос об отношении мышления к бытию является основным вопросом философии, так как в конечном счете именно тот или иной ответ на него обусловливает принципы решения всех философских проблем, среди которых такие, как проблема истины, проблема метода познания, проблемы онтологии и антропологии, а также мировоззренческие, общетеоретические основы конкретных наук, пытающихся проникнуть в сущность мироздания.
В современной философии больше полутонов, трудно выделить два основных противоборствующих лагеря, можно говорить лишь о сохранении определенных традиций философствования. Однако стремление к разрешению мыслительных оппозиций можно обнаружить и в философии ХХ в.
Одна группа философов исследует мир феноменов сознания, где объективное присутствует в виде устойчивых мыслительных форм. Другие противопоставляют индивидуальное «невыразимое»
Я – «самость» – миру культурных норм, стереотипов. Третьи исследуют стихию языка, где не материя противостоит сознанию, а лишь один фрагмент текста – другому. Как такие подходы связать
с оппозицией материализм/идеализм?
Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1288;