Культовые постройки. Истоки деревянного культового зодчества
Истоками деревянного культового зодчества в России являлись:
а) византийские традиции храмового строительства;
б) архитектурно-строительные приемы, сложившиеся при возведении крестьянского жилища, крепостей и хором;
в) отголоски языческих культовых сооружений;
г) традиционные представления и ценностные ориентиры народа, уходящие корнями в дохристианские времена.
Классификация культовых построек
Постройки культового назначения различают по назначению(часовни, церкви, отдельно стоящие колокольни), по общему объемному решению (клетские, ярусные), по покрытиям (шатровые, многоглавые, кубоватые), по форме алтарной части.
В основе конструкции культовых построек лежит четырехугольный(«четверик»), восьмиугольный («восьмерик») или реже шестиугольный(«шестерик») сруб. К стенам основного сруба часто делались дополнительные пристройки -«прирубы», (см. схему 3) Алтарь помещался в алтарном прирубе. Срубы могли ставиться один на другой и образовывать конструкции: «восьмерик на четверике», «восьмерик на восьмерике», и т.п.
Схема 3. Основные конструкции срубов культовых построек.
«восьмерик на четверике» |
Рассмотрим типы культовых построек:
1. Часовни. Часовня отличалась от церкви отсутствием алтаря, в ней не могла совершаться литургия. Часовни были особенно распространены на Севере, где служили с древних времен храмами. Виды часовен: часовня-амбар (маленький срубик на столбе, предназначавшийся исключительно для хранения культовых предметов), часовня-навес (сооружалась над предметами религиозного поклонения), часовня-храм (представляла собой сруб с двухскатной крышей, с главкой, а иногда и с небольшой звонницей на крыше или даже с приставленной колоколенкой), часовня-гробница (заупокойный храм).
Церкви.
а)Клетские церкви. Они были распространены повсеместно, представляли собой сруб (клеть) с двухскатной крышей и с одной главкой на ней. Иногда к церкви пристраивалась колокольня. Если в Карелии, например, крыши таких церквей были невысокими, то в Костромской, Вологодской, Владимирской губерниях крыши были высокими, заостренными, клиновидными. Характерно сочетание таких крыш и широких галерей-гульбищ, окружавших церковь.
б)Ярусные церкви. Были наиболее распространены в средней полосе России. Конструкция ярусной церкви представляла собой как бы пирамидку из нескольких срубов, поставленных друг на друга. Чаще всего встречался следующий вариант: на «четверик» ставились два яруса восьмериков.
в)Шатровые церкви. Их отличает конструктивное покрытие - шатер, представлявший собой идеальную связь конструкции и формы, по архитектурно-строительным приемам наиболее органичную для деревянного зодчества. Шатровые церкви были особенно распространены на Севере. Для Заонежья наиболее характерен тип храма: «восьмерик на четверике с повалами» (бревенчатыми карнизами вверху срубов). Для Архангельской, Новгородской, Вологодской губерний - «восьмерик до основания» (т.е. до земли) и шатер над крестообразной в плане постройкой. В Мезенском и Пинежском краю была распространена очень красивая конструкция - «шатер на крещатых бочках» (двускатные крыши «бочкой» образовывали крест). На Северо-Западе Архангельской области и Восточной Карелии строили многошатровые храмы - с несколькими шатровыми главами (3-5 шатров). По одной из версий, многошатровым был деревянный Софийский собор в Новгороде Х века, имевший 13 глав.
г)Многоглавые церкви. Эти церкви имели 5, 9 и более главок. Многоглавие могло сооружаться на одном объеме, т.е. венчать крышу одного сруба. Примером может служить Покровская церковь в Кижах (1764г.), где девять глав венчают крышу «восьмерика». Но многоглавие могло создаваться и на основе ярусной конструкции. Пример -знаменитый Преображенский собор в Кижах (1714 г.), в основе конструкции которого четыре яруса «восьмериков».
д)Кубоватые церкви. Основное здание церкви имело покрытие «кубом». Форма куба была более всего приближена к куполу. Считается, что к этой форме народные мастера прибегли после запрещения строительства шатровых церквей во времена церковных реформ XVII ве ка. Но подобный тип покрытия не прижился, и после XVIII века более не встречался.
е) Колокольни. Иногда колокольни ставились отдельно, недалеко от церкви. Они имели конструкцию «восьмерик до основания» или «восьмерик на четверике» и шатровое покрытие. Распространился такой кип колоколен в XVI веке.
К церквям иногда пристраивалисьтрапезные - помещения для праздничной трапезы после службы. Церкви с трапезными - сочетание чисто русское. Бывали и отдельно стоящие трапезные.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 918;