Истоки журналистики
Мифология Древние мифы не иронизировали над "службой известий". Напротив, всеведение, всезнание, полная информированность считались во всех мифологических, а в последствии религиозных версиях неотъемлемой чертой божественного могущества. Бог Саваоф в "Божественной комедии" И.Штока, которая идет в театре кукол С.Образцова, только тем и занимается, что запрашивает новости то у архангела, то у сатаны. Поистине неосмотрительно доверять единственному источнику - мудрость в том, чтобы их сопоставлять, а затем принимать "божественные" решения.
Покровителем "службы новостей" в греко-римской мифологии считался Меркурий-Гермес. Он сам занимал в штатном расписании Олимпа должность вестника, не расставаясь с крылатыми сандалиями. Вот, оказывается, откуда тянутся истоки журналистской профессии.
Эпитафии и настенные Реализация информационной потребности как общения человека с Богом, так и между собой внутри надписи социально однородных и разнородных групп происходило с помощью эпитафий и настенных надписей. Это пример первых информационный материалов, которые были обращены к Богам (и частично к людям) и, порой, содержали целую биографию умершего. Это было распространено не только в Египте, но и в Древнем Риме. Погребение - важнейший жизненный акт. Самое страшное для римлянина или египтянина - остаться непогребенным. Боги не примут. Для подготовки и высекания на надгробных камнях эпитафий работали специальные погребальные коллегии в Риме. Более подробные примеры можно взять в книге Федоровой Е.Ф. "Люди императорского Рима".
Свод найденных в новое время латинских надписей на стенах, надгробиях, памятниках насчитывает несколько десятков тысяч. Только со стен Помпеи списано около полутора тысяч. Нередко это похвалы тому или иному кандидату на выборную должность. Вроде такой:"Прошу, чтобы вы сделали эдилом Модеста". А рядом иное: "20 пар гладиаторов Децима Лукреция Сатрия Валента, бессменного фламина Нерона Цезаря, сына Августа, и 10 пар гладиаторов Децима Лукреция, сына Валента, будут сражаться в Помпеях за 6,5,4,3 дня и накануне апрельских ид (8,9,10,11,12 апреля ), а также будет представлена охота по всем правилам и будет натянут навес. Написал Эмилий Целер один при лунном свете". Это дословная копия надписи времен Нерона, 1 век н.э. Анналы Их можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе -это "белые доски", которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика (жреца) с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы "ежегодники" (от латинского слова год - annus). Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники:
ü сведения о войнах,
ü стихийных бедствиях,
ü внутриполитических событиях,
ü деятельности сената,
ü итогах выборов,
ü погоде.
В 130 г. до н.э. были изданы "Большие анналы" - это 80 книг со сводками погоды. Таким образом, "анналы" можно считать прообразами современных газет.
Acta С 1 века до н.э. в римском государстве по указанию Юлия Цезаря почти пять веков "издавались" сводки различных известий - "Acta Senatus" (сокращенные протоколы заседаний сената - верховного правительственного органа Римской рабовладельческой республики) и "Acta diurna populi Romani" ("повседневные известия для римских граждан"). Сообщения писались на покрытых гипсом белых досках и вывешивались на видных местах. Рукописные копии "Acta" рассылались по городам и провинциям Рима, чтобы информировать чиновников, военачальников, сборщиков податей, местных управителей, сообщать решения центральной власти. Периодичность появления "актов" была нерегулярной.
Ораторы, Риторика - важнейший элемент массово-информационных процессов Древней Греции и Рима.
Это форма управления социальными процессами в демократическом обществе, когда необходимо убедить большую группу сограждан в чем-либо. Риторика - важнейшая составная часть государственной и политической жизни Античности. Умение говорить - основа политической деятельности. Для нас риторика интересна как наука работы с текстами, как набор логических и словесных приемов их составления, правил общения с материалом.
Со времен Аристотеля публичные выступления на самые разные темы обычно состояли согласно "классической" схеме из трех частей: вступления, собственно самой речи и заключения.
Такая структура подачи информации и поныне сохраняется во многих газетных и журнальных статьях. Следует особо выделить Марка Фабия Квинтилиана - римского ритора и учителя красноречия, жившего в первом веке нашей эры, автора 12-томного труда "Наставление в ораторском искусстве". Основными достоинствами оратора он считал простоту и искренность речи. В одной из своих рекомендаций Квинтилиан отмечал, что о любом событии или поступке можно составить достоверное представление лишь в том случае, если известны ответы на такие вопросы: КТО и ЧТО сделал, КОГДА и ГДЕ это было, КАК и ПОЧЕМУ это произошло? В наше время эти шесть "классических вопросов" составляют основу основ подготовки новостной информации.
Риторика сформировалась в V в. до н.э. в Древней Греции. "Наука о произнесении публичной речи" приобрела тогда особое значение для того, чтобы политик, адвокат мог сделать карьеру. Это обусловил расцвет афинской рабовладельческой демократии, где важнейшую роль играли народное собрание, совет пятисот и народный суд. От умения произносить речи зависел успех той или иной политики.
Софисты (V в. до н.э,) - мастера красноречия и странствующие учителя убедительно говорить за плату. Основывались на двух правилах: язык должен быть ясный и приятный для слуха; доводы, для всех понятные и близкие. Аргументы оратора должны основываться на доводах пользы и выгоды, рассчитанные на сочувствие широкой публики. Создали новый стиль прозаической речи (полупоэзия) - особую звуковую музыку речи - располагали слова с одинаковыми окончаниями в особой последовательности. Упорядочили язык, употребление синонимов, родовых окончаний, наклонений. Изобрели особый способ аргументации, ведения спора, умения всегда выйти в нем победителем.
В теорию красноречия внесли вклад Платон (427-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Последний - автор трактата "Риторика", где подчеркивает всеобщее значение риторики, которая пригодна к любому предмету. Выделил три части риторики, отвечающие на вопросы: как принудить к чему-либо слушателей? Какие личные качества оратора помогают вызвать доверие слушателей и достигнуть цели? Как технически построить речь? В речи 4 части - предисловие, рассказ, доказательство, заключение.
Демосфен (384-322 гг. до н.э.) - оратор, защитник демократического устройства государства в период борьбы Греции с Македонией. Он автор "филиппик" - гневных обличительных речей против царя Филиппа Македонского. Он довел ораторское искусство до совершенства, подтвердив важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда. (Цицерон: "Поэтами рождаются, ораторами становятся").
Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - великий римский оратор: "Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора". Его книги: "Об ораторе" (теория ораторского искусства), "Брут" (идеал оратора), "Оратор" (историческое развитие ораторского искусства).
Оратор должен иметь: широкое образование, эрудиция, знания различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Остроумие диалектика, мысли философа, слова чуть ли не поэта, память законоведа, голос трагика, игра лучше лицедеев. Он считал, что важнее воодушевить аудиторию, чем убедить. Сочетание рационального и эмоционального начала речи позволяет воздействовать на чувства, знать интересы аудитории, найти подходящую аргументацию для аудитории.
Квинтилиан (36-96 гг. н.э.) оставил труды по риторике: учебник "Образование оратора" - свод выводов предшественников и обобщение собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Его советы и сегодня включены в современные учебники красноречия: начинать и кончать речь сильными аргументами; тренировать природное дарование оратора упражнением, подражанием.
Риторские школы античности были своего рода высшими учебными заведениями наряду с медицинскими и философскими. В них были:
1. начальный курс упражнений (сочинение басни, рассказа, опровержение и утверждение, похвалы и порицания и т.д.);
2. основной курс (декламации, речи на вымышленную тему и пр.).
Все это позволило говорить о красноречии как о ремесле, а не божественном даре, как считалось ранее.
Античными ораторами были формулированы правила обращения с материалом, построения текстов, редактирования; отработаны средства выразительности, действенные способы логической аргументации; стилистические приемы, произошло совершенствование языка.
Риторика и сегодня является важнейшей основой журналистской подготовки. Журналист сегодня - ритор, который собирает информацию, составляет тексты разной степени сложности, владеет общепринятой устной и письменной речью, умеет выступать перед народом.
Контрольные вопросы и задания
1. Что такое журналистика и какова ее функция в обществе?
2.Каковы особенности новостной информации и журналистского текста?
3. Какие явления в древнем мире можно отнести пражурналистским явлениям?
4. Охарактеризуйте важнейшие истоки журналистики в Древней Греции и Риме.
5. Что такое риторика и какую роль она играла в античном обществе?
6. Какое отношение она имеет к журналистике?
7. Каковы прообразы первых газет в Античности?
Часть 2
План:
1. Эпос, история, литература, театр как форма массовой информационной деятельности Античности.
2. Особенности развития средств коммуникации этого времени.
3. Государство, религия, общество, информация.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Письма Плиния Младшего. М., 1984.
Историки Греции. М., 1976.
Историки античности. Т. 1-2. М., 1989.
Цезарь, Гай Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. М., 1993.
Культурология. Курс лекций. М., 1997.
Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., 1996.
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Т.1. М., 1997.
Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1996.
Культурология. М., 1995.
Баранов А.А. История мировой художественной культуры. Ульяновск., 1997.
Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990. С. 13-37.
Журналистика - это прежде всего печатное слово. Исторически именно печатные периодические издания появились первыми. Поэтому для создания предпосылок ее появления необходимо было развитие многообразных традиций использования письменных форм информационных процессов, развитие разносторонних жанров словесности. Литература, театр, история, философия - все это фундамент, на котором взросла и в свое время сформировалась журналистика.
Цели истории и журналистики сходны. Историки - донести до людей правду. Различны временные характеристики. Журналистику называют историей одного дня (оперативность информации - главное). История анализирует и фиксирует события на длительное время.
Однако при рождении истории у не было много общего с журналистикой.
Перевод слова "История" - "свидетельство очевидца", "расследование путем допроса". Древнегреческие хронисты именно таким методом составляли хроники на основе преданий, мифов, анналов. Тот же принцип характерен для журналистики. Журналист - свидетель события или исследователь вопроса (со слов очевидцев или на основании документов).
Поэтому в трудах историков древности можно видеть важный источник журналистики. В них есть достоверность, информативность, в известной мере доходчивость.
Историческая проза Историки усовершенствовали язык поэтов и ораторов и создали историческую художественную прозу. Это язык деловой, язык журналистики (не философская полупоэзия, не устная речь). Они вобрали опыт и наработки ораторов и создали литературный язык, который после шлифования в Римской империи служил просвещенной Европе более тысячи лет. У историков и подход к подаче материала был вполне журналистский.
Хроники
- этнографическое описание местностей и городов. Проза Геродота и Фукидида (V в. до н.э.) - это описание судеб людей и народов (значимо), анализ для нужд современности (актуальность). Она освобождена от мифа. Факты проверяются судом разума (достоверность).
ГЕРОДОТ (480-430 гг. до н.э.) В труде "История" - объяснял судьбу народов, втянутых в войну, причины возникновения греко-персидской войн, приведших к возвышение Афин. В ней он отвечал на вопрос: "ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛИ СОБЫТИЯ?"
ФУКИДИД (~400 г. до н.э.) - военачальник, участник и свидетель междоусобной войны, участников которых знал с обеих сторон. Главный труд - "История Пелопонесской войны". События описаны по свежим следам, поэтому книге свойственны вполне журналистские черты:
Ø Оперативность
Ø Достоверность
Ø Информативность
Ø Актуальность
В фокусе - политическая и военная жизнь городов-полисов конца V в. до н.э., анализ причин достижения Афинами могущества и последующей его потери. Объяснял развитие греческой истории действием чисто утилитарных стимулов: постепенный рост богатства и морской мощи и связанные с этим изменения в политическом строе. Характерен и реалистичный подход Фукидида - путь государства зависит от граждан - правильный и неправильный. Правильный - когда граждане имеют конечной целью общее благополучие. Автор использует прием дискуссии - столкновение мнений - приводит параллельные речи ораторов на одну и ту же тему. Действующие лица делают выбор между двумя путями, двумя точками зрения с использованием доводов пользы, выгоды, справедливости. Главные вопросы его труда - "Чем определялся выбор? Ради чего предпринято действие?"
КСЕНОФОНТ (430-354 г. до н.э.). Его главный труд "Греческая история" - продолжение труда Фукидида. Он также свидетель событий, о которых пишет. Учился у Сократа, воевал в наемном войске персидского царя Кира Младшего. Возглавлял отряд греков при возвращении на родину. Был военачальником в Спарте. Жил и работал в Пелопонесе.
В его произведениях виден дальнейший процесс усиления реалистического начала в изображении истории - не только судеб государств, народов, но и отдельных людей. Репортажность, дневниковый стиль отличает его историческую прозу. Он пишет биографии философов и полководцев. Придает значение психологии, описанию мотивов поступков, особенно нравственных. Ему принадлежит важная роль в формировании жанра документальной биографии, очерка, путевых заметок и т.д.
Основные труды: "Воспоминания о Сократе "Апология Сократа", диалоги "Пир", "Домострой".
"Анабасис" - автобиографическое повествование о походе греческого отряда с войском Кира.
"Киропедия" (биография персидского царя Кира);
"Алесилай" (биография спартанского царя, у которого служил Ксенофонт).
Его герои - не индивидуальные личности - обобщающие типы, в которых воплощаются лучшие качества человека. Еще до недавнего времени подобный подход можно было встретить в произведениях советской журналистики - социалистический реализм, положительный герой, а не реальная личность с ее противоречиями и недостатками.
Эти авторы делают важные шаги в развитии прозаического искусства, которое еще более двух тысячелетий будет оказывать влияние на европейскую словесность.
Логически тему завершит рассказ об историке Древнего Рима - Плиние Младшем. Он оставил миру образцы прозы эпистолярного жанра - письма. В них немало ценнейшей информации, которая достаточно оперативно передавалась, была значимой, но не была массовой.
Плиний Младший - ученик знаменитого оратора Квинтилиана. Он - адвокат и государственный чиновник. В последние годы - начальник государственного казначейство в одной из провинций Римской империи.
Письма Плиния Младшего (1 в. н.э.) нельзя рассматривать лишь как частные письма к другу. Это скорее документальная проза, написанная по законам информационных жанров журналистики. Он писал их как литературные произведения, уделяя большое внимание композиции, отбору фактов, аргументации. Он убеждал своего адресата. Заботился о впечатлении, которое производят письма. Они содержали характеристики высших кругов, оценки и критический взгляд на события. Их можно рассматривать не только историческим свидетельством, но и важным историко-литературным документом эпохи. А документальность - важный признак журналистики. Подобные источники внимательно изучались в эпоху Ренесанса, и они не могли не оказать влияния на подходы просвещенных людей эпохи к развитию литературных и информационных процессов того времени. Плиний М. уделял внимание и еще одному важному процессу для журналистики - редактированию. Он был прекрасным оратором, адвокатом. Свои речи он после произнесения тщательно редактировал для издания, отправлял друзьям для критики (рецензирования). Он выработал рекомендации по наилучшему составлению текстов речей для адвокатов (советы молодым адвокатам), но их вполне можно рассматривать как советы журналистского характера:
1. надо уделять важное внимание стилю, подбирать сладкозвучные поэтические слова, смелые метафоры; отбору фактов;
2. надо вдалбливать информацию, чтобы запала - это и сегодня не последний принцип журналистики; 3. следует разнообразить вдалбливание - разных людей убеждать разными методами, 4. Мало обращаться к разуму, надо и к чувству, в речи должна быть сила, убедительность, горечь, настойчивость.
Все эти требования вполне применимы к журналистике. Древнегреческий театр (8-6 вв. до н.э.), литература
Греции и Рима - в известной мере можно отнести к пражурналистским явлениям.
Античный театр отличала массовость (Колизей в Риме - 50 тыс. зрителей; древнегреческий театр - до 35 тысяч), значимость, доходчивость, доступность, образность. Это была форма управления социальными процессами (воспитание, мировоззрение, изучения мифологии - основы идеологии); религиозное воспитательное средство; сплав всех видов искусств; важнейшая форма массовой коммуникации на протяжении веков. Трансформировался в церковные христианские литургии средневековья, светский театр в более поздние времена. Затем стал основой развития других зрелищных средств коммуникации - кино, телевидения, радио и т.д.
Древний театр интересен для журналистики не только как массовое явление, в котором информацию получали сразу тысячи людей. Это была часть богослужения, важная для всех граждан, дававшая им знание мифологии, мифологическое миропонимание, ориентировку в жизни. Герои - образы для подражания. Они имели для эллинов важное нормативное значение. Авторы показывали, какими должны быть люди. Постепенно шел процесс движения от мифологии к показу реальных людей - от Эсхила через Софокла к Еврипиду.
Древний театр важен для журналистики и рядом условностей, набором клише, стереотипных образов, которые облегчают понимание - маски, типаж.
Эсхил (525-455 гг. до н.э.) важнейшие пьесы: "Персы" (победа демократии над деспотизмом) - актуальный сюжет о войне с персами. "Орестея", "Семеро против Фив" (победа государственности, суда - над родовым порядком);"Данаида" (торжество принципов семьи) "Прикованный Прометей" (торжество цивилизации).
Софокл (496 - 405 гг. до н.э.) создал цикл трагедий о царе Эдипе. "Антигона". "Электра" - страдания во имя долга.
Еврипид (480 - 406 гг. до н.э.) в трагедиях рисует людей такими, какие они есть, с их страстями и слабостями, страхами и колебаниями, приближает героев к бытовому пониманию людей. Эти трагедии и сегодня смотрятся с неослабевающим интересов и напряжением. Идут некоторые в наших театрах.
Важнейшие произведения - "Электра", "Геракл", "Медея", "Ипполит", "Ифигения в Авлиде".
Аристофан (рубеж V - IV вв. до н.э.) стал основателем комедийного жанра: сатира на политическую и культурную жизнь ("Всадники", "Осы"), на трагедии Еврипида ("Лягушки"), на софистскую философию ("Облака"). Юмористический жанр - важнейший для журналистики. Сатирические публикации, высмеивание - все это и сегодня широко используется. Продолжил традицию в Риме Лукиан.
Литература
Особое место занимает в юмористическом жанре - Эзоп, который изобрел особый иносказательный язык. Его, также сюжеты Эзопа мы видим в баснях Лафонтена, Крылова. Политическая сатира - литературный жанр, популярный уже многие века. Традиция прошла через все эпохи европейской культуры, до последнего времени была весьма популярна в нашей стране. Характерно использование "эзопова" языка в тоталитарных недемократических режимах, где искажены информационные процессы.
Древнегреческая литература, а затем на ее основе - римская, вызрели раньше других литератур Европы. Уже в 8 в. до н.э. древний эпос был записан и стал известен как "Иллиада" и "Одиссея" Гомера и "Теогония" и "Труды и дни" Гесиода. Это было условием развития языка и литературы, освобождения ее от мифологичности, рационалистического анализа ее иррациональной сущности.
Древний эпос - тоже форма информационной и коммуникационной деятельности. Древние певцы - аэды пели под аккомпанемент лиры о великих войнах, словно очевидцы событий. Требование к певцу: красота пения и неоспоримая реальность событий (на взгляд слушателей).
Для изучающих курс истории зарубежной журналистики Гомер интересен тем, что его произведения отвечают ряду важных требований, свойственных и журналистике.
Он в меру понимания дает точное описание событий теми выразительными средствами, которые знала литература. В деталях Гомер информационно точен. Местами подробен в конкретностях. Подлинность нарисованных картин такова, Шлиман раскопал легендарную Трою, пользуясь поэмами Гомера как путеводителями или картой. Гомер с энциклопедической точностью отразил духовный мир Древней Греции.
Пишет как свидетель событий, создает иллюзию достоверности. Дает четкую оценку событий. Он показывает реальные ужасы войны, страдания людей. Ему свойственен гуманистический подход.
Столь же современен и злободневен был в Древнем Риме Вергилий - создатель римской "Иллиада" - "Энеиды". Та же история Троянской войны, но глазами римлян, которые считают Энея, троянца, одним из праотцов римлян, основателя их доблестного народа. Поэтому создание поэмы было связано с идеологией и политикой, что особенно характерно для подготовки журналистских материалов.
Петроний (1 в. н.э., времена Нерона) автор "Сатирикона", в котором он отрицал наличие каких-либо разумных начал в общественной жизни, проповедовал нигилизм: все грязно и пошло,все идет к упадку. Ну чем не "чернуха" наших дней?
Ювенал - беспощадный обличитель общественных пороков и тирании власти. Здесь тоже просматриваются вполне журналистские мотивы. Революционная журналистика взяла на вооружение эти приемы. Язык его язвителен, груб, это язык улицы. Темы черпает в реальной жизни: "Трудно сатир не писать". Пишет, что в Риме - грязные улочки, ветхие домишки, город сквернословный, нет в нем хороших квартир. Ночи неспокойны - пьяные дебоши, на голову может что-то свалиться, пролиться что-то неприятное ("из горшка ночного большого"). Бичует императоров-тиранов.
Античная культура стала не только фундаментом европейской культуры, в частности журналистики. Ее традиции, ее великие творения неоднократно возвращались человечеству, давая новый толчок развитию его творческой активности - в эпоху Возрождения, Просвещения и более поздние времена. Достаточно вспомнить, что в основе классического образования дореволюционной России лежало изучение античных авторов в оригинале.
Информационные процессы в обществе тесно связаны и определены его политическим устройством, религиозными традициями, идеологией. Это хорошо видно на примере Древней Греции и Древнего Рима. Религия определяла развитие театра и содержание пьес, заложенные в них нравственные принципы. Литература и история заменяла высшим слоям общества газеты. Выполняли эту роль и другие пражурналистские явления. Развитие демократии вызвало к жизни риторику с ее состязательностью, убедительностью, рациональной логикой. Она же требовала информированности граждан относительно текущих событий и принимаемых властями решений. Отсюда богатое разнообразие информационных форм общения, вплоть до прообразов газет. Более подробные примеры для подтверждения этих взаимосвязей можно взять в вышеизложенном тексте.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие формы информационной деятельности в античности можно отнести к важнейшим истокам журналистики?
2. Какие черты античной литературы придают ей сходство с журналистикой, а какие - отличие?
3. Почему античную историю можно считать важным источником развития журналистики?
4. Какова роль античного театра и что делает его предтечей ряда жанров журналистики?
5. Проследите взаимосвязь политического устройства государства, его идеологии, характера религии, менталитета общества и развитие его информационных процессов.
Лекция 2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
План
1. Пражурналистские коммуникационные процессы Средневековья.
2. Книги, летописи, хроники, рукописи как информационные средства.
3. Библия как важнейший фактор информационных процессов средних веков в христианском мире. Религия, инквизиция. Информация.
4. Роль университетов в развитии коммуникационных процессов.
5. Первые рукописные газеты.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 1998.
Культурология. Курс лекций. М., 1997.
Юхвидин П.А. Мировая художественная культура. М., 1996.
Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. Т.2. М., 1997.
Учебный курс по культурологии. Ростов-на-Дону, 1996.
Культурология. М., 1995.
Баранов А.А. История мировой художественной культуры. Ульяновск., 1997.
Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. 1983.
Цель занятия познакомиться с дожурналистскойсистемой распространения информации в средневековом обществе, с ее устными и письменными формами: сообщения курьеров и глашатаев, проповеди, лекции, рукописные книги и листки новостей "Газетта". Важно понять особенности коммуникационной среды средневековья и присущих есть способов распространения массовой информации.
Римская империя пала в V в. и с ней ушла в прошлое античность. Римляне, спасаясь от варваров, создали на побережье Средиземного моря Венецию - город-государство на воде, где, как могли, сохраняли достижения античной культуры.
К концу V в. Западная и Северная Европа были захвачены варварскими племенами. Начался процесс разрушения античной культуры, смены одной культурной парадигмы другой. В результате Европа утратила тот потенциал культуры, который накопила Античность. И создала новую цивилизацию - христианскую. Это новые традиции, идеалы, нормы, оценки, ценности - новая парадигма. Она родилась усилиями культурной части населения кельтов и германцев и вобрала в себя остатки разрушенной античной культуры определили характер культуры новой цивилизации. Главная движущая происходивший перемен - в противоборстве религий - зародившегося и преследовавшегося христианства и язычества. В 313 г. н.э. Константин I объявил христианство государственной религией. Служители нового культа разрушали святыни язычников. Горели статуи, предметы культа, произведения искусства, библиотеки. Император Феодосий Великий (346-395) чтобы окончательно утвердить христианство в Риме, приказал сжечь храм Сераписа и знаменитую библиотеку в Александрии, одном из ведущих эллинических городов мира, запретил олимпийские игры как бесовские. На смену античному просвещенному рационализму пришел иррациональный теологический мистицизм и догматизм христианства. То же самое произошло и с информационными процессами. "Ночь разума", "кончина мира", "сумерки богов" - так определял великий французский писатель Анатоль Франс переход от античности к Средневековью. Из античных произведений искусства сохранилось только то, что укрылось от этого повального уничтожения. Была утрачена грамотность большинством населения. Однако была преодолена в Средневековье национальная и религиозная замкнутость. Возникли мировые религии.
Если сравнивать особенности коммуникационной среды Античности и Средневековья, то Античность - эпоха большей или меньшей демократии, относительного плюрализма мнений, состязательности в политике, полемики ораторов. Греческий гуманизм. Информационные и коммуникационные процессы были сравнительно свободны.
Средние же века - нетерпимость к инакомыслию, к другому мнению, чудовищная жестокость в подавлении инакомыслия, фанатизм. Фанатизм и догматизм в религии (идеологии) и политике. В этот период вызрело и противоядие против фанатизма - скептическая мысль, которая вносит насмешку, разумное начало и остужает пыл страстей. Важную роль в массовых коммуникационных процессах рационалистического характера сыграли свободные европейские средневековые города с их развитой коммерческой и производственной сферой, потребностью в обмене коммерческой и политической информацией, независимым статусом и непокорным духом. Здесь родилась смеховая культура - предтеча сатирического сатирического жанра в журналистике.
Средние века - период между Античностью и Новым Временем. С 5 по 15 в. - тысяча лет. Выделяют три периода:
Раннее средневековье (с 5 по 10-11 вв.); его особенности: вторжение варваров; принятие христианства европейцами (4 в. н.э.); создание новых мелких государственных образований (королевства, графства, аббатства, прочие уделы); грабежи и опустошения Священной Римской империи.
Высокое (классическое) средневековье (с 10-11 по 14 в.); его особенности: прекращение опустошений; подъем городов и общеевропейской экономики; утрата черт варварства, возрождение духовной жизни; рост роли христианской церкви; развитие литературы: "Песнь о Роланде", "Роман о розе"; возвращение античных авторов, прежде всего Аристотеля; создание средневековой схоластики.
Позднее средневековье (14-15 вв.);
его особенности: формирование европейской культуры; великий голод в Европе; эпидемии чумы; столетняя война; рост культуры, строительство дворцов, рост бытового комфорта; создание предпосылок для Ренессанса.
Христианское сознание - основа менталитета средневековья. Идеалы христианства: любовь, прощение, искупление грехов, милосердие. Но реально именем Иисуса Христа были замечены и сожжены тысячи инакомыслящих. Гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей - особенность Средневековья. Первые века средневековья - страх, полуграмотное толкование христианских заветов, ожидание конца света и страшного суда. Это парализовывало даже деловую активность людей, культура развивалась медленно. Вся жизнь шла возле храма. Даже время было церковное - колокол отбивал каждый час. Все известия люди получали в храме. Обучение, воспитание - в храме. Регламентация поведения - тоже в руках церкви. Так Парижский собор - своеобразный идеологический съезд церковнослужителей - в 1212 г. издал специальный указ, запрещающий женщинам собираться, чтобы петь и танцевать - лучше пахать, чем водить хороводы. Вообще в разные годы Средневековья даже народная музыка была под запретом.
Библия - мировоззренческая основа общественного сознания, воспитания, коммуникационных и информационных процессов. Библию читали и слушали как сегодня свежие газеты. Культура средневековья бескнижная, "догутенбергова". Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Она опиралась на сознание безграмотное человека. Культура сказок, мифов, молитв, волшебных заклятий. В этом контексте понятно, что достигнутая в античности "гласность" в политических, внутриполитических и прочих делах была потеряна. Массовость, оперативность, достоверность, доступность в информационных процессах - тоже.
Господствующим жанром в риторике средневековья было церковное красноречие, основанное на догматизме и схоластике. Церковная проповедь адресовалась всем - от вельможи до последнего бедняка. Это стало основной формой массового устного общения и одним из инструментов массовой пропаганды. Просвещенные богословы использовали опыт древних ораторов и философов. Более того, они приспособили труды древних - Аристотеля - для своих нужд.
Риторика средневековья особая - появился абсолютный авторитет в виде религиозной догмы. Все суждения соотносились со Священным писанием. Это вносило элементы схоластики и избавляло от поиска углубленной аргументации. Этот пропагандистский отпечаток можно встретить до сих пор. Поклонение авторитетам, обилие цитат и славословий, бездоказательность речей - особенность идеологической пропаганды и агитации.
Важное значение для развития риторики сыграли еретические движения, направленные против догматов церкви (Ян Гус, Джордано Бруно и другие). Крупным богословским оратором был Иоанн Златоуст (ум. 407 г.), византийский проповедник; Фома Аквинский (1225-1274) - его труды - основа теории церковного красноречия. Внешняя красивость, напыщенность, внушение, а не убеждение - главные принципы церковной риторики. Новым в этой области работы оратора с аудиторией было умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.
Наиболее популярны были проповеди Бертольда Регенбургского. Они привлекали тысячи людей. Проповедовал в поле с высокой деревянной башни, специально воздвигнутой, на нее водружали знамя, чтобы видеть направление ветра и знать, откуда лучше слушать. По средневековым источникам, его хорошо было слышно, что приписывали чуду.
В его проповедях на нравоучительных примерах показывалась польза слушания проповедей, он выступал своеобразной брачной "газетой" (бедной даме нашел мужа, спросив, прихожан, собрал приданое), воскресил молитвой умершую от ощущения своей греховности женщину. Проповедника отождествляли со святым, видели вокруг его головы свечение.
В средние века с появлением университетов (12 в.) появилась новая форма информационного процесса - университетская лекция (она читалась по книге; лектор - чтец, lectio - чтение) была шагом вперед по сравнению с проповедью, ибо подчинялась законам знания, обращалась к фактам и явлениям реальной жизни. С развитием книгопечатания была заменена устным выступлением с изложением учебного материала (XVI в.) и стала новым жанром риторики, сохранившимся до сих пор. В 10-11 вв. после завоевания арабами Испании и Сицилии пришли вновь в Европу античные и исламские авторы. Религия поставила себе на службу учения древних, в первую очередь Аристотеля, чьи взгляды господствовали в науке и общественном сознании вплоть до Х1Х в.
Еще один вид коммуникационных процессов того времени - средневековый театр - возрожден в форме литургической драмы Римской католической церковью. Это путь расширения ее влияния, приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам. Происходила театрализация церковных служб, шествий, использованием различных видов искусств. Особое значение придавалось музыке - языку разговора с Богом. Ставились специальные церковные пьесы. Разыгрывались библейские истории. Потом это было перенесено на площади, за пределы храмов, Службы стали строже. Появилась светская драма на библейские сюжеты (14 в.). Эти пьесы длились один-два дня и раз в месяц исполнялись членами христианской общины. Историзм, реализм, логика в них были неважны. Простые стихи, понятные простолюдинам-актерам. Но кое-что делали максимально точно. Например, распятие. Некоторые актеры чуть не умирали при распятии или повешении, сгорали, изображая дьявола - такое странное сочетание символизма и реализма.
Позднее это трансформировалось в уличные представления светского характера: карнавальные повозки (артисты выступали на площадях на подмостках или с повозок); или декорации располагались по кругу. Были популярны пьесы-моралите - длинные и скучные действа, где изображались, например, смерть, обжорство, добрые дела, другие пороки и добродетели. Мораль в них давалась прямолинейно и назидательно.
Создавались новые формы информационных процессов, новые художественные стили, которые рождал новый городской образ жизни. Смеховая культура средневекового города - важнейшая особенность коммуникационных процессов Средневековья. Анекдоты, сатирические баллады, саркастические и фривольные песни, высмеивающие богатых, порочных, жадных, лицемерных. Это прежде всего стихи и песни школяров, лирика вагантов и бродячих певцов. Они разносили вести о важных событиях, высмеивание вельмож, клириков, лживость монахов, повествовали о героях, войнах, бедствиях. Смеховая культура города 9-11 вв. играла роль важнейшего "независимого" светского средства массовой информации средневековья.
Незнание населением латыни, на которой писались книги, в том числе и Библия, произносились проповеди было тормозом в процессах массовой коммуникации и информации, распространении знаний и основ веры. В 9 в. в Туре (Франкское государство) синод предписал епископам переводить слова проповеди на понятный язык.
Билингвизм (латынь и родной язык), а также языковой барьер в распространении информации - важнейшая особенность средневековой информационной среды. "Мужицкий язык" – так называли национальные языки, языки народов Европы. Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь - конкретно-образные, наглядные представления. В 13 в. произошел прорыв в письменность живого слова, звучавшего на площадях и даже в деревне. Это привело к расцвету проповедей как информационного жанра. Монахи нищенствующих орденов стали использовать народный язык в проповеди. В них вводить сценки из народной жизни, анекдоты - Exempla (пример). Это стало особым литературным жанром. Все это привело к расцвету городской литературы. Стали популярны фаблио - занимательные, веселые, сатирические стихотворные новеллы. В них выражались умонастроения народа. Появление смеховой культуры города и сатирических форм коммуникационных процессов не случайны. Насмешка - оружие против любого фанатизма, в том числе и религиозного, способ психологического противостояния бесчинствам инквизиции. По мнению Белинского, Вольтер именно силой насмешки погасил костры инквизиции. И сегодня сатирический жанр можно считать инструментом борьбы с косностью и нетерпимостью к инакомыслию.
Средневековый город с его активной деловой жизнью, развитой торговлей, ремеслами был заинтересован в распространении разнообразной информации, в первую очередь коммерческой и политической (ибо политика влияет на ход коммерции). Поэтому уже в 14-15 вв. в крупных торговых центрах Европы стали появляться рукописные листки новостей, В Англии - "News Letters", "gazzeta" (от названия мелкой венецианской монетки) - в Венеции. В Японии существовали в допечатное время "газеты" - оттиски с обожженых глиняных табличек-досок. Самая древняя "Иомиури Каварабан" (в переводе "читать и передавать оттиск") известна за 1615 г. Потребность в информации вызвала к жизни появление специалистов по сбору и распространению письменной информации, появились специальные цехи писателей новостей (Novellanti - в Риме, Scrittori d'avviso - в Венеции). Но все это можно отнести лишь к пражурналистским явлениям. Они характеризуются непостоянством распространения "изданий", которые адресуются узкой аудитории и идут к ней очень долго. Отсутствует печатная техника, быстро тиражирующая газеты и журналы. Журналистика появилась значительно позднее, когда для этого созрели социально-экономические и технические условия.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие важнейшие черты коммуникационной среды Средневековья вы можете назвать?
2. Как они влияли на характер информационных процессов?
3. Назовите важнейшие формы распространения информации в средние века и охарактеризуйте их.
4. В чем отличие церковной проповеди средневековья и ораторского выступления античности?
5. Назовите важнейшие отличия университетской лекции от других форм распространения информации.
6. Что можно отнести к пражурналистским явления в Средневековье?
7. Какие специфические формы распространения информации появились в конце Средневековья?
8. Что можно отнести к прообразам журналистики в это время?
Лекция 3. КНИГОПЕЧАТАНИЕ КАК ТЕХНИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИИ
План
1. Книга как форма массовой информации.
2. Отработка технологии книгопечатного дела, первые типографии.
3. Печатные газеты, обретение ими массовости.
4. Первые периодические издания.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники 16-19 вв. М., 1984. С. 70-74.
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники с древнейших времен до 15 века. М.,1993. С. 242-245.
Нимеровский Е.Л. Мир книги. М., 1986.
Нимеровский Е.Л. Иоганн Гутенберг. М., 1989.
(Цель - студенты должны уяснить роль книгопечатания как технического фактора развития коммуникационных процессов и зарождения новых информационных форм. Проследить его влияние на становление и развитие газет и журналов. Ознакомиться с историей первых типографий, их продукцией и производительностью труда; изучить первые печатные периодические издания).
У журналистики есть социально-экономические и технические факторы развития. К техническим можно отнести изобретение технологии массового изготовления бумаги и книгопечатание.
Книгопечатание. Книга как форма распространения информации существует с античных времен. У греков книги состояли из дощечек, покрытых воском. В зависимости от количества страниц их называли триптих, диптих, полиптих - от количества страниц. Писали заостренной палочкой - стилем (отсюда - "стиль письма"). Существует два типа книг - книга-свиток (Александрийская библиотека состояла из книг-свитков, сделанных на папирусе; библиотека в Пергаме - из книг-свитков, выполненных на тонкой коже - пергамене) и книга-кодекс (кодекс - в переводе дерево, бревно, в память о деревянном греческом полиптихе). Современные книги имеют форму кодекса - скрепленных у "корешка" страниц.
Многие выражения в книгопечатании пришли к нам из древности. "Тетрадь" - пергамен перегибали и делали записные книжки. 4 листа перегибали 4 раза и получали 16 страниц - тетрада. Отсюда 16 и 32 страничные тетради в современной книге, которые скрепляют в книжный блок в форме кодекса.
В Древнем Риме кодекс - подшивка документов, грамот. Поэтому кодекс - свод законов. Книги Римского сената были сделаны в виде кодекса. Древнейшие кодексы - пергамены Библии (4-5 в.)
Феодальная культура Византии и Западной Европы унаследовала от античности рукописную пергаментную книгу. В течение многих веков переписчиками и иллюстраторами были монахи. На Западе раньше всех (с 6-8 вв.) центрами переписки книг стали ирландские монастыри. Это делали в скрипториях, в кельях. Писали медленно, в порядке исполнения монастырского устава, тростниковой палочкой (каламом) или птичьим пером (на смену каламу птичье перо пришло в 11-12 вв.). Лист расчерчивали диском или стержнем свинца едва заметные линии (каноны), чтобы строчки были ровными и были расположены на одинаковом расстоянии. Прежде чем писать, перо затачивали, кончик раздваивали. Лист разглаживали с помощью лощилки - пористой и шероховатой пемзы - выравнивали края.
Первые буквы абзацев выписывали особо и выделяли красным цветом (красный - по-латыни "рубер". Отсюда - рубрика, красная строка).
Возможность с помощью пера чередовать тонкие линии с нажимом привела к появлению из латинского письма нескольких шрифтов - вычурной ломаной готической письменности (с 12 в.). В книгу приходит цвет, используются разноцветные чернила, появляются иллюстрации.
Возникает искусство переплета. Первый известный нам переплетчик - монах Дагеус, живший в 6 в. в Ирландии. Переписывались в монастырях лишь одобренные церковью книги.
До изобретения книгопечатания существовало несколько способов воспроизведения книг. Первый - ксилография. Это печатание с клише, выгравированном на дереве. Первый такой печатный текст был оттиснут предположительно в Корее между 701 и 751 гг. Есть сведения, что печатание с клише, сделанного из одного куска дерева размером в страницу, возникло в Китае в 6-8 вв. К середине Х в. ксилография распространилась на Ближнем Востоке. В Европе печатание с досок рисунчатых заглавных букв и других изображений практиковалось с 12 в.
Автором открытия печатания подвижным шрифтом был китайский мастер Пи Шен примерно в 1040 г. Он лепил из глины прямоугольные брусочки и наносил на них зеркальное изображение иероглифов. Литеры обжигали. Вместо верстака употреблялась железная рамка, разделенная перегородками. Раму ставили на полированную металлическую пластину и заливали в каждую ячейку расплавленную смолу. Пока она не застыла мастер заполнял колонки литерами. Когда смола застывала, она прочно скрепляла шрифт. Получалась печатная форма. После печатания форму помещали над огнем и литеры выпадали. Их можно было использовать несколько раз.
В 13 в. в Китае был изобретен способ печатания деревянными литерами. Около 1390 г. в Корее началась отливка бронзовых литер. В 1409 г. появилась первая печатная книга, сделанная таким способом.
В середине 15 в. и в Европе появились первые книги, отпечатанные сменными литерами. Гарлемский (Голландия) причетчик Лоуренс Янсон (Костер) в 1423 г. изобрел вначале деревянные, а затем оловянные литеры. С их помощью он напечатал книжечку "Зерцало человеческого спасения".
Согласно отдельным сведениям, в 1445 г. Жан Бритто из Брюгге (Бельгия) самостоятельно изобрел способ печатания подвижным шрифтом, с помощью которого он опубликовал "Учение". Такие же опыты в середине 15 в. проводились в Италии (Памфилио Кастальди), во Франции (Прокопий Вальдфогель). Идея книгопечатания носилась в воздухе.
До сих пор в разных странах заслугу изобретения книгопечатания приписывают разным людям. В Бельгии - Жан Брито, во Франции - мастер из Праги Прокоп Вальдфогель, в Нидерландах - Лоуренс Костер, В Германии - Иоганн Гутенберг.
Но весь мир считает Иоганна Гутенберга изобретателем книгопечатания, а 1440 год - датой рождения книгопечатания. Первые опыты Иоганна Гутенберга были связаны с печатанием небольших брошюр и листовок ("Астрономический календарь", "Турецкий календарь" (1455), "Кровопускательный и слабительный календарь" (1457), индульгенции. Он издает учебник латинской грамматики (не менее 24 раз). В 1450 г. Гутенберг начал печатать первую латинскую "Библию" - это требовало больших денег (он взял в долг у богатого бюргера Иоганна Фуста 800 и еще 800 гульденов - огромные деньги, т.к. большой дом в городе стоил 80-100 гульденов). Несколько лет кропотливо трудились 6 мастеров на трех печатных станках. Производительность туда не превышала одной страницы набора на работника в день. В результате в 1450-1455 гг. появились 2 тома "Библии" тиражом 150 экземпляров на бумаге (35 на пергамене), в ней было 1282 страниц (42 строки на странице), текст располагался в две колонки. Весь тираж был конфискован за долги (2020 гульденов) по суду. Сегодня сохранилось 47 экземпляров. Это самая дорогая книга в мире. В 1458-1460 г. Гутенберг издал 36-строчную "Библию". До сих пор сохранилось 13 экземпляров. Вся жизнь Гутенберга прошла в трудах. Он создал типографию в Майнце и в Страсбурге. Лишь в конце жизни Гутенберг получил придворный чин и пожизненную пенсию у архиепископа Адольфа Нассауского. Ему выдали парадный костюм, двадцать мешков муки и 2 бочки вина.
Главное, что изобрел Гутенберг - печатный станок. Он впервые механизировал печатный процесс. Помещенную в специальной рамке форму, составленную из отдельных литер, он устанавливал на гладком и ровном столе между двух массивных столбов, в перекладине между ними ходил винт, который опускал гладкую доску и плотно прижимал бумагу к намазанной краской форме.
Печатный станок - детище эпохи Возрождения, когда в недрах феодальных отношений стали зарождаться капиталистические отношения. "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством..." – считал Ф.Энгельс. Время изобретения - 15 в. - стало порогом новой информационной эры человечества. Книга стала дешевле и начала играть более активную роль в истории общества. Теперь она выпускалась не в сотнях, а в тысячах совершенно одинаковых экземпляров. Произошла унификация орфографии и графических форм письма, возникли единые национальные языки.
Победное шествие печатного станка по Европе началось еще при жизни Гутенберга. В 1465 г. появилась первая типография в Италии. В 1468 г. - в Швейцарии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Бельгии и Венгрии, Польше, в 1476 г. - в Англии, в 1482 г. - в Австрии и Дании. в 1483 г. - в Швеции, в 1487 г. - в Португалии.
За 40 лет в 260 городах Европы возникло не менее 1100 типографий, которые выпустили в свет около 40 тыс. изданий общим тиражом в 10-12 млн. экз. Эти книги, изданные в Европе до 31 декабря 1500 г., носят название "инкунабул" (от слова "колыбель").
В 1466 г. Ментелин, ученик Гутенберга издал "Библию" на немецком языке. Потом появились "Библии" на других национальных языках, это подготовило почву для борьбы с латинской католической экспансией. Половина изданий инкунабульного периода - книги религиозного характера, также труды классиков античной литературы, истории, философии в оригинале и в переводе - Вергилий и Гомер, Эзоп, Плиний Старший, Аристотель
- средневековой литературы - Бокаччо и Данте Алигьери, английского поэта 14 в. Чесера.
В книгах стали появляться иллюстрации - гравюры. Многие годы шел поиск наиболее адекватной технологии воспроизведения изображений - ксилографические гравюры конкурируют с гравюрами на металле.
Изобретение бумаги и развитие бумажного производства стало важной предпосылкой распространения книгопечатания.
Бумага была изобретена в Китае во 2 в., затем изготавливалась в Корее. В 6-7 в. появилась в Японии, Индии, Персии и Средней Азии. Производилась сначала из хлопка, потом из тряпок. В 10 в. производство бумаги было освоено в Египте и Северной Африке. Изготавливали оберточную и плотную писчую бумагу и тонкую для голубиной почты. В Каире был целый квартал бумагоделов. После захвата арабами Испании бумага проникла в Европу в 1150 г. Здесь впервые заработали бумажные мельницы, производившие бумагу высокого качества из хлопка. Потом ее стали делать из тряпья, парусов, оческов. Качество бумаги снизилось. Позже бумага проникла в Италию, где работало 40 бумажных мельниц. Европейцы усовершенствовали технологию ее производства. В 1189 г. бумагу начали производить во Франции. В 13 в. - в Германии. В начале 14 в. - в Англии. Плохое качество бумаги ограничивало сферу ее применения. В 1221 г. король Фридрих П приказал уничтожить все королевские акты, сделанные на бумаге и переписать их на пергамент.
Появление печатного станка требовало бумаги особого качества - более гладкой, ровной, прочной, упругой и эластичной, хорошо впитывающей краску. Именно в этом направлении она и была усовершенствована.
Книгопечатание способствовало распространению разнообразных идей, в частности, будоражащих воображение, побуждающих к действию. Первоначально книги были достаточно отвлеченными от бурных событий действительности. Но в 15-16 вв. они стали актуальными и злободневными, во многом выполняли роль газет. Это "Похвала Глупости" Эразма Роттердамского - сатира на сильных мира сего. "Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или О новом острове Утопия" Томаса Мора. Труд Николая Коперника "Об обращениях небесных сфер", в котором утверждалась гелиоцентрическая система мира. Многие книги были объявлены церковью еретическими. Преследованиям подвергались как их авторы, так и издатели.
Инквизиция жгла книги, осуждала типографов. В Лейпциге в 1527 г. был казнен нюренбергский печатник Ганс Хергот, которого обвинили в выпуске революционных листовок. В 1525 в Париже сожгли вместе с книгами Беркеля, который переводил на французский произведения Эразма Роттердамского. В 1546 г. та же участь постигла лионского типографа Этьена Доле, издававшего Эразма Роттердамского и Франсуа Рабле. В 1548 г. появилась цензура. Орден иезуитов возглавил борьбу с Реформацией и издал книгу "Индекс запрещенных книг". В нем были произведения Эразма Роттердамского, Н. Коперника, Д.Бруно, Д.Бокаччо, Ф.Рабле.
Книгопечатание способствовало активизации информационных процессов, рожденной потребностями идеологической и политической борьбы. Одним из первых возможности печатного станка оценил Мартин Лютер, профессор университета в Виттенберге, основатель движения протестантов и движения Реформации. Он сделал печатное слово орудием борьбы, которую вел против католической церкви. 31 октября 1517 г. он прибил к дверям замковой церкви 95 тезисов против торговли индульгенциями. Манифест Реформации - маленькая книжка Лютера "К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния", тираж 4000 экз. Разошлась она за несколько дней. Второе издание - неделю спустя, потом - еще 15 изданий. В типографиях Германии стали печатать пропагандистские листовки (1523 г.), они расходились во многих тысячах экземплярах. Родился новый тип литературы и новый тип печатных изданий, очень близкий к журналистским Листовки. Им свойственна массовость, они обращены к народу. Типографский станок сделал слово пропагандиста летучим и неистребимым. Слово обличало несправедливость, призывало к сопротивлению. Они и другие работы Лютера вызвали цепную реакцию недовольства и возмущения во всех слоях общества, что привело к началу Крестьянской войны, первой европейской буржуазной революции. Это затормозило процесс развития книгопечатания в Германии. Центр его переместился во Францию, Бельгию, Голландию.
Большую роль в развитии информационных процессов сыграли переводы "Библии" на национальные языки, в частности, на немецкий язык, сделанный Мартином Лютером. Он создал современную немецкую прозу.
В книгопечатании В.Гюго видел величайшее историческое событие, и в нем - зародыш всех революций. Это совершенно новое средство выражения человеческой мысли. Благодаря нему возникла журналистика и периодические печатные издания. Но это потребовало еще 100 лет.
Технический предпосылки развития печати стали складываться в Европе с 30-40 гг. 15 в. Уже в 1510 г. в Париже было 10 типографий. В Европе печатались календари, сборники известий - непосредственные предшественники газет и журналов.
Решающими оказались социально-экономические причины. Рубеж 16-17 вв. - время складывания капиталистических отношений, развития международной торговли. Это породило необходимость распространения коммерческой и торговой информации, различных сведений о внутреннем положении и международных отношениях стран. Выход на арену истории класса буржуазии с ее экономическими интересами, а потом и политическими притязаниями сопровождалось становлением и развитием журналистики. Именно буржуазия впервые использовала печатную технику для издания газет, распространяющихся за деньги. Первые печатные газеты:
17 в. Германия - "Aviso-relation, oder Zeitung - 1609 г.
Англия - "Weekly News" - 1622 г.
Франция - "Gazette" - 1631 г. создана при участии Ришелье.
Первые газеты, рассчитанные на купцов, содержали сведения о торговых путях, ценах, ходе торговли, движении товаров, внутренней жизни стран, межгосударственных сообщениях и т.д. Эти издания отвечали запросам молодой буржуазии. "Gazette" печатала и политические новости.
Английская буржуазная революция 17 в. породила издания брошюрного типа ("памфлеты"). Во второй половине 17 в. появились журналы, затем - ежедневные газеты.
Накануне Великой Французской революции народилась политическая пресса.
Контрольные вопросы и задания
1. Охарактеризуйте социально-экономические и технические предпосылки появления средств массовой информации.
2. В чем суть изобретения Иоганна Гутенберга?
3. Проследите исторический путь развития книгопечатания.
4. Что можно отнести к формам массовой информации в 15-16 вв.?
5. Как книгопечатание повлияло на политические и социальные процессы в обществе?
6. Типография как новый тип производственного предприятия и его характеристика.
7. Первые печатные издания. Их влияние на информационные процессы.
8. Охарактеризуйте процесс рождения журналистики.
Лекция 4. РАЗВИТИЕ СМИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ХVII-ХVIII ВВ. И ЗАРУБЕЖНАЯ МАССОВАЯ ПЕЧАТЬ
Часть 1 РАЗВИТИЕ СМИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В ХVII-ХVIII ВВ.
(2 часа)
План
1. Особенности эпохи и их отражение в информационных процессах.
2. История наиболее значительных печатных изданий Западной Европы этого времени.
3. Газеты, их роль в обществе как фактора политики и их участие в процессах формирования общественного мнения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Журналистика западноевропейских стран. Л., 1990. Золотуха Л.Н. Возникновение и развитие журналистики в эпоху становления капитализма. М., 1987.
Зарубежная журналистика. М., 1994.
Мкртичан А.А. Пособие по курсу "История английской журналистики ХVШ - начала Х1Х вв." М., 1992.
Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М., 1995, 1998.
Средства массовой информации в современном обществе. М., 1995.
Ученова В. Беседы о журналистике. М., 1985.
Коробейников В.С. Редакция и аудитория: социологический анализ. 1983.
Зарубежная печать. М., 1986.
(На занятии студенты изучат историю первых печатных газет; узнают о первой ежедневной газете, об утренних и вечерних газетах; познакомятся с экономическими и юридическими особенностями журналистики этого времени, с борьбой за "права человека").
Итогом развития капитализма в 17-18 вв. и его влияния на периодическую печать стало создание сети массовой печати.
Появление многочисленных типографий вызвало к жизни и появление настоящих средств массовой информации - прообразов современных газет. Политическая мощь печатного станка была понята уже в 16 в. В годы крестьянских войн в Германии получили широкое распространение летучие листки, темой которых была злоба дня. В них писалось - о сражениях, эпидемиях, о процессах над ведьмами и невиданных уродцах, о кометах и наводнениях. Они сообщали, повествовали, информировали. Но и давали оценку, призывали, пропагандировали.
Листки называли по-разному. В Германии "Цайтунг" - "известие", а сейчас переводят как "газета". Впервые это слово было употреблено в листке 4 декабря 1501 г. "Нойе Цайтунг фом
Ориент унд Ауфганге" "Новые известия с Востока и из стран Восхода". В нем рассказывалось о захвате острова Лесбос венецианцами и французами.
Слово понравилось. В середине 16 в. листовки с названием "Нойе Цайтунг" стали распространенным явлением. Чтобы привлечь внимание публики в заголовок добавляли эпитеты "правдивая", "истинная", а иногда "ужасная" перед названием, обозначающим жанр - Цайтунг. Далее шел подзаголовок. "О новых островах, открытых в океане", "О страшном сражении между польским королем и московитами".
Во время войны с турками в 1566 г. информационные сообщения стали появляться более или менее регулярно под одним и тем же названием, и их стали нумеровать. "Пятая новая газета из полевого лагеря его королевского величества в Венгрии". Печатное слово приобрело новое свойство повторяемость. Возникли издание, которые сегодня называют продолжающимися. Они выходили нерегулярно, но уже имели нумерацию.
Истинный родоначальник периодичности - ежегодник. Затем возникают "Rеlation semestrales", что означает: "Сообщения за полгода". Позднее период изданий сокращается до двух недель, затем становятся еженедельными. Вот один из заголовков лейпцигского полугодового сборника "ярмарочные известия" - "Седьмое продолжение десятилетних исторических известий Грегориума Витермоната, или Правдивое описание всех достоверных историй, которые произошли со времени прошлой новогодней лейпцигской ярмарки до нынешней пасхальной ярмарки 1671 года везде и всюду на свете".
Эти первые периодические издания кажутся нам удивительно неповоротливыми. Но это не вина журналистики. Она соответствовала скорости времени - гонец верхом на скакуне, караван верблюдов. Но все-таки сроки появления информации сокращаются до двух недель, потом недели и одного дня. В названиях встречаются слова "Куранты", "Меркурий", "Курьер". Это подчеркивало срочность переданных новостей сообщений - курьер - от слова бегать. Сейчас это слово встречается в названии многих газет. Например, "Симбирский курьер", "Курьер Юнеско".
Происхождение слова газета связано с серебряной венецианской монеткой чеканки 1538 г. За такую цену жители Венецианской республики могли купить листок непериодических новостей, которыми специальные информационные бюро снабжали потребителей. Минуло сто лет - в 1631 г. в Париже начало выходить еженедельное периодическое издание под руководством медика Т.Ренодо. На его титульном листе значилось "Gazettе" - это слово со временем стало превратилось из имени собственного в нарицательное - наименование типа периодических изданий. Правда, во многих западных странах газеты в наше время чаще именуется словом journal, что значит ежедневник, или дневник.
Издание Т.Ренодо не первая еженедельная в Европе. Родоначальниками еженедельной газетной периодичности, а тем самым и современной журналистики в целом можно считать "Аусбургскую газету" и "Страсбургскую газету", обе они начали выходить в крупных типографских городах в 1609 г.
Следующий шаг был сделан в 1609 г. Два издания стали выходить с определенной периодичностью - один раз в месяц. Одно в Страсбурге выпускал издатель Иоганн Каролюс под названием "Реляции о всех происходивших и достойных памяти историях, имевших место в текущем 1609 году". Второе предположительно выходило в Вольфенбюттеле - "Авиза, Реляцион одер Цайтунг" "Уведомление, реляция или Газета". Далее длинный подзаголовок: "...что случилось и произошло в Германии и Италии, Испании, Нидерландах, Англии, Франции, Венгрии, Австрии, Швеции и во всех провинциях Ост- и Вест-Индии и т.д." Г
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 3050;