Считать истинным то, что проще, и отбрасывать то, что не сводимо к интуитивному или опытному знанию.
В отсутствии опыта истинность теории может подтверждаться лишь частично на основе логичности построения.
И ещё об истинности.
Органы чувств человека являются источником ощущений, на основе которых образуется образ в сознании.
Органы чувств вносят искажения.
Например, надавливание на закрытые глаза приводит к появлению узорчатых зрительных образов.
В полнейшей тишине человеку начинает слышаться звон в ушах.
Мятная таблетка создаёт ощущение холода во рту.
Кипяток, пролитый на руку, может создать ощущение льда. И так далее.
Вопрос. Учитывая эти обстоятельства, может ли человек утверждать, что образы, которые создаются в его сознании, обладают свойством истинности?
Ответ. В основном, да. Если бы ощущения грубо не соответствовали внешнему миру, то действия человека, т.е. его практика, не были бы успешными, и он не выжил бы в суровых природных условиях.
Сущность и явление
Явление – это та часть объективной реальности, которая выделена в познающем сознании как обособленное целое.
Границы обособления в определённой степени зависят от человека.
Вырывание явления из связей с окружением искажает отражение в сознании объективной реальности. Однако такое вырывание является необходимым вследствие ограниченных познавательных возможностей человека.
Сущность – это совокупность внутренних глубинных связей, отношений и законов, определяющих существование и движение явления.
По Гегелю. Сущность является. Явление существенно.
Т.е. нет сущностей, которые бы как-то не проявлялись. И нет явлений, в которых в ходе познания не могла бы быть выделена сущность. Иначе надо признать непознаваемость мира.
Сущность вещи определяется практикой.
Например, в чём сущность стакана. Стакан – это ёмкость для жидкости. Но если использовать стакан как метательный предмет можно сказать, что сущность стакана – это его масса.
Единичное, особенное, всеобщее. Вещь, предмет.
Единичное, особенное, всеобщее – это философские категории, отражающие ступени познания и степень общности рассматриваемого явления.
Первоначально каждое явление предстаёт перед человеком как нечто единичное.
Повторный опыт приводит к выделению познающим сознанием повторяющихся сторон опыта.
Совокупность повторяющихся сторон опыта позволяет выделить особенное. Всё, что не было постоянно, мысленно отбрасывается, несмотря на то, что оно объективно существует.
Выделение особенного есть путь к познанию сущности явления.
Единичное выражает неповторимость.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 538;